Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стандарты аудиторской деятельности

Система нормативного регулирования аудита

Уровни регулирования Виды и наименования нормативных документов Степень разработанности
I Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ (с учетом изменений и дополнений ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» №403-ФЗ) Закон принят и вступил в силу 31.12.2008 г. (изменения и дополнения от 01.12.14 г.)
II Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД), утвержденные Минфином России(действует 9 стандартов). Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД), утвержденные Правительством РФ (действует 29 стандартов)
III Внутренние правила (стандарты) саморегулируемых организаций аудиторов Разрабатываются и утверждаются саморегулируемыми организациями аудиторов
IV Нормативные документы министерств и ведомств Разрабатываются и утверждаются Министерствами и ведомствами
V Внутренние аудиторские стандарты Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

 

Как видим, система включает 5 основных уровней, расположенных сверху вниз. Каждый уровень включает определенные виды документов с областями регулирования и степенью их разработанности.

 

В настоящее время для регулирования аудиторской деятельности широко применяются как международные, так и национальные стандарты аудиторской деятельности.

Международные стандарты выпускает Международная федерация бухгалтеров, в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в этой организации представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ. Международные стандарты аудита включают 10 разделов и 51 стандарт.

Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите финансовой отчетности и иной бухгалтерской информации, а также предоставлении сопутствующих услуг. Они также используются для создания национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг.

 

Национальные правила (стандарты) представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД), соответствуют международным стандартам, а Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) учитывают российскую специфику.

Федеральные стандарты являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц;

Внутренние стандарты саморегулируемых организаций аудиторов не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности;

Внутрифирменные стандарты это набор внутрифирменных инструкций и руководств к действию, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения. Они утверждаются приказом руководителя аудиторской организации, если иное не предусмотрено учредительными документами. Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме и также не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Их содержание – закрытая информация.

 

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательств в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

 

Аудиторская деятельность с 1 октября 2015 года должна осуществляться в соответствии с международными стандартами аудита, принятыми Международной федерацией бухгалтеров которые будут являться обязательными для аудиторских организаций. Аудиторские организации должны будут перейти на новые стандарты работы на следующий год после признания их на территории России. Правительству поручено прописать порядок признания этих стандартов до 1 октября 2015 года, а признаны они должны быть не позднее двух лет со дня вступления в силу этого порядка.

 

Кодекс профессиональной этики аудиторов – это свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при осуществлении ими своей деятельности.

 

 

Система отбора аудиторов и клиентов

 

Система отбора – это полный предварительный анализ информации о потенциальном клиенте или аудиторской фирме.

Неудачный непродуманный выбор клиента или аудиторской фирмы может привести к значительным финансовым и моральным издержкам, нанести ущерб имиджу фирмы.

 

Отбор клиентов аудиторскими фирмами

 

Основными процедурами отбора клиентов аудиторскими фирмами являются:

1) определение типа клиента (крупное, среднее или малое предприятие);

2) оценка характера отрасли (банк, страховая, биржа, фонд и пр.);

3) оценка цели аудиторской проверки у данного клиента и возможного использования его результатов (для чего нужна проверка);

4) выяснение особенностей руководства (формальные и неформальные лидеры);

5) предварительная оценка потенциальной трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;

6) оценка причины смены или смен аудиторов, если таковое есть (смены постоянные явление – конфликтность, непредсказуемость руководства);

7) знакомство с оговорками прежних аудиторских заключений о результатах аудита;

8) выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими потребителями информации, финансовой отчетности потенциального клиента;

9) получение рекомендаций (например, от различных организаций, профессионалов и т.д.);

10) аналитическая проверка отчетности (предварительная, поверхностная);

11) предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и отчетности, а также с текущими и предстоящими проблемами потенциального клиента;

12) оценка собственной способности аудиторской фирмы или аудитора к выполнению работы с точки зрения наличия соответствующего персонала, знания отрасли клиента и т.д.

 

Аудиторские организации и индивидуально работающие аудиторы обязаны осуществлять тщательный отбор клиентов.

 
 


Если риск высок, то отказ от работы с данным клиентом.

 

 

Выбор аудиторских фирм экономическими субъектами

 

На аудиторском рынке много фирм и индивидуально работающих аудиторов. Самый простой способ – это реклама. Но это и самый ненадежный способ, т.к. нет уверенности в надежности рекламируемой фирмы – это «кот в мешке».

В этом случае поможет так называемое «сарафанное радио» - рекомендации деловых партнеров, знакомых, друзей или анализ информации из специальной литературы, посещения семинаров, выставок и пр.

Основными критериями отбора аудиторских фирм являются:

· информация о регистрации в госреестре аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

· рейтинг в деловой прессе (есть специализированные деловые журналы или газеты, сборники и рейтинговые списки)

· продолжительность работы на рынке;

· численность персонала и его опыт;

· оборот фирмы;

· наиболее крупные клиенты фирмы;

· уровень цен на услуги (подозрительно низкие цены должны отпугнуть);

· возможные предоставляемые льготы (чуть более высокая цена за обязательный или инициативный аудит, но в нее включены ряд сопутствующих аудиту услуг – например оценка профпригодности работников бухгалтерской службы);

· степень ответственности за качество аудита;

· наличие филиалов в регионах (есть филиал – издержки на аудит ниже);

· ассортимент предоставляемых услуг (чем больше перечень услуг и возможностей, тем более солидная и надежная фирма);

· информация о членстве фирмы или аудитора в саморегулируемой организации аудиторов.

 

 

АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА

Начальная стадия аудита

Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности» механизм взаимодействия следующий:

В результате примененной системы отбора потенциальной организацией-клиентом, у которой есть потребность в аудите, была выбрана аудиторская фирма или индивидуально работающий аудитор. Какие действия предпринимаются дальше?

1 действие – организация клиент пишет официальное письмо-обращение к аудиторской фирме.

2 действие – аудиторская организация, применяя систему отбора, рассматривает возможность участия в проверке.

 
 

 


Направление письма-отказа

с обязательным указанием причин

 
 
Принятие предложения


Направление письма-обязательства

о согласии на проведение аудита

 

3 действие – организация клиент пишет письмо-подтверждение о согласии с условиями аудита изложенного в письме.

4 действие – заключение договора на аудит.

 

 

Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита

 

Письма об аудиторском задании готовятся аудиторской организацией согласно Международному стандарту аудита МСА 210, а также Федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности №12 «Согласование условий проведения аудита»

Письмо-обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора. Экономический субъект должен письменно подтвердить согласие с условиями аудита, предложенными аудиторской организацией.

Письму-обязательству должно предшествовать официальное обращение экономического субъекта, содержащее просьбу об оказании аудита и (или) сопутствующих ему услуг.

Письмо-обязательство должно содержать обязательные указания:

· по условиям аудиторской проверки;

· по обязательствам аудиторской организации;

· по обязательствам экономического субъекта.

 

По условиям аудиторской проверки письмо-обязательство должно содержать следующие обязательные указания:

· об объекте и цели аудиторской проверки, в частности о порядке аудита филиалов и подразделений экономического субъекта в случае их наличия;

· должно ли аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента включать заключение о достоверности бухгалтерской отчетности филиалов, подразделений и дочерних компаний;

· о законодательных актах и нормативных документах, на основании которых проводится аудит;

· о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита.

По обязательствам аудиторской организации письмо-обязательство должно содержать следующие обязательные указания:

· о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы;

· об ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги;

· о соблюдении аудиторской организацией коммерческой тайны;

· о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля экономического субъекта.

По обязательствам экономического субъекта письмо-обязательство должно содержать следующие обязательные указания:

· об ответственности экономического субъекта и его исполнительного органа за полноту и достоверность представленной документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

· об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и информации, необходимой для проведения аудиторской проверки;

· о направлении клиентом по указанию аудиторской организации писем в адрес его дебиторов и кредиторов (третьих лиц) о подтверждении (неподтверждении) ими соответствующей задолженности;

· о неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.

 

Аудиторская организация по своему усмотрению или в соответствии с пожеланиями экономического субъекта может также дополнительно включать в текст письма-обязательства:

· общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификации персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных аудиторских организациях и союзах;

· примерный календарный план проведения аудита и состав направляемой группы аудиторов;

· общую характеристику применяемых методов проведения проверки;

· условия оплаты аудита;

· предложение об использовании услуг других аудиторов, независимых экспертов в тех аспектах деятельности проверяемой организации, которые аудиторская организация и клиент сочтут необходимыми;

· согласие клиента на использование результатов предшествующего аудита;

· перечень требуемых документов и сроки их представления;

· информацию о членстве в саморегулируемых организациях аудиторов.

 

Эксперт – это специалист в области, отличной от бухгалтерского учета и аудита, не состоящий в штате аудиторской организации (оценщик, программист).

В качестве эксперта аудиторская организация может привлечь для оказания услуг специализированную организацию, являющуюся юридическим лицом.

Экспертом не может выступать (основной или преобладающий) учредитель, собственник, акционер, руководитель или иное должностное лицо проверяемого экономического субъекта, несущее ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящее с указанными лицами в близком родстве или свойстве. Экспертом не может быть лицо, ранее оказывавшее данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности. Также нельзя привлекать в качестве эксперта специализированную организацию, если она является (основным или преобладающим) учредителем проверяемого экономического субъекта, собственником, акционером, кредитором, страховщиком, либо если проверяемый экономический субъект является ее учредителем, собственником, акционером, дочерним предприятием, филиалом (отделением), представительством, или если он имеет в своем капитале долю, принадлежащую организации-эксперту.

Эксперт, работу которого аудиторская организация использует при проведении аудита, должен иметь [15, с. 111]:

- соответствующую квалификацию, как правило, подтвержденную соответствующими документами (квалификационный аттестат, лицензия, диплом и т.п.);

- соответствующий опыт и репутацию в области определенных знаний, подтвержденную, как правило, отзывами, рекомендациями, публикациями и т.п.

Привлечение эксперта должно быть отражено в договоре на аудиторскую деятельность, если такая потребность возникла в ходе проверки, то надо поставить в известность заказчика и получить его разрешение. Отказ должен быть в письменной форме, в этом случае аудиторское заключение может быть отличным от безусловно положительного.

С экспертом заключается договор возмездного оказания услуг (аудиторской фирмой или фирмой-клиентом). В нем должно быть дополнительно указано:

- цели и объем работы эксперта;

- описание вопроса, в отношении которого должно быть получено заключение эксперта;

- описание взаимоотношений эксперта с экономическим субъектом, если это потребуется;

- конфиденциальность информации экономического субъекта;

- сведения о предположениях и методах, которые эксперт собирается использовать в своей работе;

- форма и содержание заключения эксперта.

В приложении №1 к Правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Использование работы эксперта» приведен примерный перечень работ, для выполнения которых аудиторской организации может потребоваться использовать работу эксперта, в который вошли:

1. Оценка отдельных видов имущества (земля, здания, машины и оборудование и др.).

2. Определение количества и (или) состояния имущества (запасы полезных ископаемых в месторождениях, срок службы машин и оборудования и др.).

3. Производство работы специальными приемами и способами (актуарные оценки и др.).

4. Измерение объемов выполненных работ и работ, подлежащих выполнению по неисполненным договорам (строительных, геологоразведочных, проектных и др.), для целей признания реализации.

5. Юридическая оценка и интерпретация договоров, учредительных документов, нормативных актов.

Отчет аудитора - документ, адресованный руководителям и (или) собственникам экономического субъекта, содержащий подробные сведения о ходе аудиторской проверки, отмеченных отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета, существенных нарушениях подготовки бухгалтерской отчетности, а также другие данные, полученные в ходе проведения проверки и предусмотренные договором на проведение аудита [18, с. 56].

Результаты экспертной оценки оформляются в виде заключения (отчета, расчета и т.п.), в котором содержатся точные и ясные ответы на конкретные вопросы, предусмотренные и описанные в договоре оказания услуг, заключенном между аудиторской фирмой и экспертом или экономическим субъектом и экспертом. Сведения, содержащиеся в заключении эксперта, должны быть выражены так, чтобы были невозможны различные толкования.

Заключение эксперта должно иметь следующие обязательныереквизиты:

- наименование документа;

- дата;

- личная подпись эксперта и ее расшифровка.

Оно должно, как правило, состоять из 3-х частей: вводной, исследовательской и выводов.

Использование результатов работы эксперта внешним аудитором,

аудиторский эксперт заключение:

Заключение эксперта подлежит включению в рабочую документацию аудиторской организации. Аудиторское заключение, как правило, не должно содержать указаний на заключение эксперта. В случае невозможности получить заключение эксперта, наличия существенной неуверенности эксперта в оценке каких-то исследованных обстоятельств, а также в некоторых других случаях аудиторская организация может рассмотреть вопрос о подготовке по результатам проведенного аудита аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Использование работы эксперта не снимает с аудиторской организации ответственности за аудиторское заключение.

 

 

Всегда ли составляется письмо-обязательства?

Письмо-обязательство составляется во всех случаях проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг при первоначальном аудите. Если же цель и масштаб аудита определены между сторонами в долгосрочном договоре, то письмо-обязательство может не составляться либо его содержание должно представлять дополнительную информацию для экономического субъекта.

Однако, даже при наличии повторяющегося аудита и долгосрочного взаимодействия аудитора с организацией-клиентом составление нового письма-обязательства целесообразно:

· в случае неправильного понимание аудируемым лицом целей и объема аудита;

· если произошли существенные изменения в основных положениях имеющегося письма-обязательства;

· если произошли изменения в составе высшего руководства, совета директоров
или изменения в структуре собственности;

· в случае значительного изменения характера или масштабов деятельности аудируемого лица;

· если произошли изменения в действующем законодательстве, регулирующим аудторскую деятельность.

 

 

Договор о проведении аудита

 

Договор о проведении аудита является документальным отражением и подтверждением того, что аудитор принимает назначение, соглашается с целями и объемом аудита, объемом обязательств аудитора перед аудируемым лицом, а также формой аудиторского заключения и иных отчетов.

Форма и содержание договора на аудит практически не отличается от договора на любые другие виды услуг. Это:

1) указание сторон договора

2) предмет договора

3) права и обязанности сторон

4) ответственность сторон

5) оплата и приемка сдача работ

6) разрешение споров

7) форс-мажорные обстоятельства

 

Форма и содержание договоров о проведении аудита для различных аудируемых лиц могут иметь свои особенности.

 

Помимо основных общеизвестных пунктов в договор на аудит включают:

· цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

· объем аудита, включая ссылки на действующее законодательство соблюдаемые аудитором;

· форма аудиторского заключения и любых иных отчетов, которые предполагается подготовить по результатам аудита;

· тот факт, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой отчетности могут остаться необнаруженными;

· требование свободного доступа ко всем бухгалтерским записям, документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита.

· договоренности по координации работы с сотрудниками аудируемого лица в ходе планирования аудита;

· договоренность о привлечении к работе других аудиторов и экспертов, внутренних аудиторов, а также других сотрудников аудируемого лица.

 

Договор составляется во всех случаях проведения аудита и оказания аудиторских услуг.

Договор на осуществление аудиторской деятельности по своей правовой форме относится к договору на возмездное оказание услуг (не подряда, не поручения).

 

Оценка стоимости аудиторских услуг

 

Какие вообще формы оплаты труда бывают?

· основная (повременная в т.ч., повременно-премиальная оплата и сдельная оплата, в т.ч. сдельно-премиальная, аккордная оплата, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная);

· дополнительная (отпускные, больничные, пособия при увольнении, оплата за неотработанное время)

 

Все имеющиеся в настоящее время в России формы и виды оценки стоимости аудиторских услуг можно условно разделить на следующие группы:

· аккордная оплата;

· повременная оплата;

· сдельная оплата;

· комбинированная оплата.

 

При аккордной оплате сумма оплаты заранее определяется и фиксируется в договоре на проведение аудиторской проверки до ее начала. Некоторые аудиторские фирмы определяют ее произвольно, в зависимости от финансовых возможностей клиента, или, например, в размере годовой зарплаты главного бухгалтера клиента.

Но многие отечественные фирмы при оценке стоимости работ поступают следующим образом: за определенную плату к клиенту перед заключением договора направляется аудитор, который знакомится с особенностями деятельности клиента, 1) оценивает ориентировочный аудиторский риск и 2) примернуютрудоемкость работы. После этого аудиторская фирма определяет общую стоимость работ и заключает договор с клиентом.

К недостаткам этой формы оплаты относится невозможность обоснованно оценить реальную трудоемкость работы и предусмотреть непредвиденные обстоятельства, которые в результате самой проверки могут значительно увеличить ее трудоемкость и неблагоприятно отразиться на финансовых результатах проверки для аудиторской фирмы (однако, если трудоемкость не увеличивается, аудиторская фирма может даже выиграть в финансовом отношении).

 

Повременная оплата наиболее широко распространена на рынке аудиторских услуг во всех странах. Появление непредвиденных обстоятельств лишь увеличивает трудоемкость и, соответственно, стоимость работ.

Повременная оплата базируется на оценке стоимости одного часа (дня) работы аудитора. Стоимость одного часа (дня) работы аудитора зависит и от его квалификации.

 

Сдельная оплата применяется, как правило, при восстановлении бухгалтерского учета или составлении отчетности. Расчет производится исходя из определения стоимости одной операции, выполняемой аудитором, или стоимости одного показателя в отчетности.

Иногда при оплате аудитор отказывается от заранее определенной суммы за предоставленную услугу и определяет оплату в виде доли от сэкономленных для клиента финансовых ресурсов. Обычно устанавливается определенный процент от экономии (не были учтены какие-то льготы при начислении налога).

 

Комбинированная оплата — это различные комбинации из перечисленных форм и видов оплаты. Например, в договоре определяется общая стоимость услуги (аккорд) плюс определенный процент от экономии или резерв на непредвиденные обстоятельства и т.п. (составители гороскопов).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По завершении практики студент демонстрирует | Методические указания по организации и проведению производственной практики


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных