ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие и предмет конституционного права как отрасли права, методы конституционно правового регулирования.Конституционное право. Конституционное право — одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения. Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы. В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием: · 1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве; · 2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации: · 3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.; · 4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления. Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления. Методы: · управомочивающий (закрепляет компетенцию государственных органов, права автономий, субъектов федерации и т.д.); · обязывания (закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием); · дозволения (разрешает субъекту действовать по своему усмотрению); · запрещения (запрещает субъектам осуществлять названные действия). 2. Конституционно – правовые нормы: понятие, особенности, классификация. Конституционно-правовая норма - установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления. Классификация конституционно-правовых норм. Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько: 1. По объекту правового регулирования, или содержанию: · а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя; · б) закрепляющие статус человека и гражданина; · в) федеративное устройство России; · г) закрепляющие и регулирующие систему и организацию деятельности органов государственной власти. 2. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов: · а) нормы, содержащиеся в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой; · б) нормы, содержащиеся в федеральных конституционных и федеральных законах; · в) нормы, содержащиеся в иных нормативных правовых актах. 3. По характеру содержащихся правовых предписаний: · а) управомачивающие, т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий; · б) обязывающие - нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ - каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам); · в) запрещающие - конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ - не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию). 4. По территории действия: · а) федеральные конституционно-правовые нормы; · б) правовые нормы субъектов РФ. 5. По степени определенности содержащихся правовых предписаний: · а) императивные - нормы, не опускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ - предметы ведения РФ); · б) диспозитивные - нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий и обстоятельств; 6. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования: · а) материальные; · б) процессуальные (процедурные). 7. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание: · а) общие - неопределенный круг лиц; · б) специальные - определенный круг лиц. 3. Конституционно – правовые отношения: понятие, особенности, структура. Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Структура конституционно-правового отношения включает три элемента: · субъекты (число которых не может быть менее двух); · содержание; · объект. Особенностями конституционно-правовых отношений являются: · специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права; · специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений; · специфика объектов конституционно-правовых отношений; · многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нём общих (общерегулятивных) отношений. 4. Субъекты конституционно – правовых отношений: понятие, особенности, виды. Субъекты конституционно – правовых отношений — участники общественных отношений, обладающие конституционной правосубъектностью, в силу которой при наступлении определенного юридического факта они могут быть участниками конституционно-правовых отношений. Субъектами могут являться: · народ Российской Федерации как общность граждан Российской Федерации · граждане Российской Федерации и вынужденные переселенцы; · иностранные граждане · лица без гражданства и беженцы · российское государство в целом · субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа) · государственные органы Российской Федерации (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, обе его палаты (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации) · государственные органы субъектов Российской Федерации · постоянные и временные комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации · общественные объединения (политические партии, общественные организации, массовые общественные движения, общественные объединения) и т.д Для каждого субъекта присущие свои индивидуальные, присущие только им права и обязанности. Все обязанности делятся: · Общие обязанности — это, к примеру, обязанность соблюдать конституцию Российской Федерации и законы своей страны. · Личные обязанности — это, к примеру, обязанность общественных объединений ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с таким отчетом. · Конкретные обязанности — это, к примеру, обязанность Президента РФ в течение четырнадцати дней подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон. Права и обязанности субъектов определяются определённой правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность — способность обладать правами и обязанностями в соответствии с нормами государственного права (наступает с момента рождения). Дееспособность — способность самостоятельно, своими личными, осознанными действиями осуществлять принадлежащие им права и обязанности (наступает после достижения ими определенного возраста, дающего возможность самостоятельно реализовать то или иное право, установленное нормами государственного права). 5. Источники конституционного права как отрасли права: понятие, особенности, виды. Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Для источников права установлен не только особый порядок их принятия, но и отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права. Система правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько видов. В первой группе особое место занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли. Источниками (формами) конституционного права является: · 1. Конституция РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, а также уставы других субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа). · 2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы конституционно-правового содержания (т.е. регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти и управление). · 3. Постановление Государственной Думы и постановление Совета Федерации. · 4. Договоры и соглашения. Среди них - договоры и соглашения, заключаемые РФ с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации. · 5. Декларация. Например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июля 1990 г.) · 6. Регламенты палат Федерального Собрания РФ. · 7. Указа и распоряжения Президента РФ. Указы Президента могут быть нормативными и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые - это акты применения Президентом какого-либо закона. Распоряжения Президента, носящие нормативный характер, применяются сравнительно редко. · 8. Постановление Правительства. К источникам КП можно отнести только те постановления, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере конституционного права. · 9. Правовые акты, издаваемые федеральными министерствами, госкомитетами, ведомствами. Для того, чтобы эти акты имели правовые последствия, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и обязательно опубликованы в официальных изданиях. · 10. Судебные решения. К числу источников Конституционного права М.В.Баглай относит постановления КС РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России, конституций и уставов субъектов РФ, законов и др. нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции. · 11. Правовые акты СССР и РСФСР. Источниками права являются некоторые из этих актов в силу принципа правоприемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство РФ. · 12. Законы субъектов РФ. Постановления и распоряжения президентов и глав администраций (губернаторов) республик и др. субъектов РФ. · 13. Акты органов местного самоуправления. В зарубежных странах источниками (формами) конституционного права признают судебные прецеденты, обычаи и доктрины. В российской конституционно-правовой теории и практике это пока не признается. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|