ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Три яруса кинесферыПонятие кинесфера используется при обучении танцтерапевтов и танцоров некоторых направлений танца модерн и пост-модерн. Кинесфера — это пространство вокруг тела, в котором тело может двигаться, то пространство, которое мы «несем с собой». Граница потенциальной кинесферы определяется максимальной амплитудой движения, а объем — способностью к трехмерному движению. Если мы начнем наблюдать за повседневными движениями людей и «обычными» танцами, то заметим, что в основном движение распространяется в определенных областях (зонах) кинесферы, а другие области — игнорируются. Ключевые метафоры ИТДТ — пространство, время и т. д. имеют физиологическое и онтогенетическое основание. На филогенетическом уровне мы имеем древние космологические схемы пространства (например, Небо-Человек-Земля в китайской традиции), вводящие порядок в осмысление человеком мира. Переориентация внимания и осознавания на этот уровень «производства смыслов» раскрывает новые возможности, образуя простор (пространство) для изменений образа себя и мира. Кинесфера в этом случае выступает как некая «мандала», воплощенная (во-плоти) метафора целостности, метафора, которую можно прожить всем телом. Отсюда, игнорирование определенных областей кинесферы указывает на смысловые и экзистенциальные пустоты, разрывы ткани самой жизни. Практический опыт ТДТ и обучения движению, как мы говорили выше, показал эффективность классификации зон кинесферы на три горизонтальных яруса: а) нижний — от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т. д.; б) средний — корпус, руки и их движения ниже уровня плеч; в) верхний — голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, «полеты» и т. д.. Рассмотрим ее теперь более подробно. Наблюдения показывают, что для большинства людей основная зона движения и танца — средний ярус с ограниченной амплитудой движения. На первый взгляд его можно назвать ярусом «ординарных движений», движения чаще всего идут от бедер и плеч и клишированы. Однако простой эксперимент исследования возможностей движения показывает, что именно в этом ярусе доступная амплитуда движения максимальна (диаметр кинесферы). Таким образом, этот ярус можно назвать парадоксальным: сочетание максимума возможностей и максимума стереотипов (ограничений). При анализе движений в этой зоне в первую очередь можно обращать внимание на ограниченность амплитуды движений, характер движений тазовой области (энергетического и сексуального центра) и наличие/отсутствие связи, «перетекания» между верхом и низом. Верхний ярус традиционно относится к стихии воздуха. Стереотипы движений в этой области в основном связаны с «романтическими» клише балетной и эстрадной хореографии. Нестилизованные, аутентичные движения в этой области указывают на постоянную драму «жажды и страха полета» в человеческой жизни. Для многих людей нашей культуры доступ к движениям в этой области связан с изменениями образа «Я», прорывом, воплощением нереализованного, идеального «Я», мечты о свободе, полете и танце, идущие из детства или же с расширением образа «Я», освоением нового и незнакомого. Отказ от движений в этой зоне иногда связан со страхом «оторваться от земли», страхом потерять свой вес, разрушить сложившийся и достаточно эффективный образ «Я». Нижний ярус традиционно относится к стихии «земли». Движения в этой области символически связаны с движением по времени личной истории к детству (ползанье, ходьба на четвереньках) и спуском по эволюционной лестнице к животным и земноводным, спуском в дочеловеческое, хтоническое. Это «нисхождение» часто дает доступ к другим энергиям и чувствам, что может привлекать, но может и пугать, так как также связано с разрушением образа «Я». В целом можно сказать, что, двигаясь в этой области, человек чувствует себя более живым, но менее человеком. Техника исследования движений и состояний в этих зонах предполагает открытость индивидуальным интерпретациям и смыслам, поскольку эти индивидуальные вариации зачастую бывают достаточно значимы. Мы предлагаем два варианта этой техники. Разница состоит в контексте: в одном случае это открытое исследование, в другом задается контекст взаимодействия с архетипическими фигурами — Землей и Небом. Эта вариабельность применения по сути одной техники наглядно показывает, как многое в интегративных техниках зависит от личности ведущего, его способности видеть динамику и запросы группы. С почти любой танцевальной техникой можно в работе достичь разной глубины исследования, что дает возможность как клинического применения ИТДТ, так и использования этих техник в глубинных трансформационных процессах. 3.2.2.2.1. 3 яруса. Цели: исследование различных зон пространства движения и их связи с личностными качествами и повседневным опытом. Продолжительность: 15 минут. Музыка: специально подобранная для 3 ярусов. Исполнение: индивидуально, с закрытыми глазами. На каждый ярус — своя музыка. Начинаем со среднего, переходим на нижний, затем возвращаемся в средний ярус и идем наверх. На каждый ярус — 3–5 минут, переходы плавные. По окончании — вопросы для осознавания и проговор. 3.2.2.2. 2. Земля-Небо-Человек Это контекстуальная психотехнология, но мы приводим ее здесь, а не в соответствующем разделе, поскольку она прямо развивает идеи предшествующего формата. Цели: интеграция кинесферы на телесном, эмоциональном и образном уровнях; глубинный трансформационный опыт. Продолжительность: 15–20 минут. Музыка: специально подобранная для 3 ярусов. Исполнение: индивидуально, с закрытыми глазами Это упражнение лучше проводить как одно из завершающих. Его прохождение обеспечивается предыдущей работой в упражнениях с близкими темами — укоренение, исследование качеств движения, центрированность, аутентичность. Можно сказать, что оно расширяет состояние аутентичности в космологическом направлении, в область древних, глубинных и живых метафор. Контекст задается словами ведущего, через последовательное обращение в танце к Земле и Небу как архетипическим (универсальным) партнерам в танце жизни. Акцент делается на том, что в танце все партнеры равны, и только танец человека соединяет Землю и Небо. Важен период тишины и неподвижности после процесса. Полярности Работа с противоположными качествами (движенческими, поведенческими, личностными) достаточно наглядна и основывается на коренной бинарности человеческого мышления. Направление работы — переход от одномерных полярностей к принятию противоположностей в их динамике и взаимодополнительности. Работа с полярностями может идти как в рамках лабановского подхода к анализу движения, так и юнгианского подхода. В последнем случае концепция полярностей связана с опытом М.С.Уайтхауз в юнгианском анализе «теневого» материала. Она отмечала, что наши жизни не настолько «сухи и обрезаны», как мы об этом думаем. Поэтому, «хотя мы можем стремиться выбирать только один путь в жизни, или только один способ выражения вместо другого, тот способ, что мы отвергли, не перестает существовать, он осуществляется бессознательно» (F. Levy, 1998). В движении, когда одна мышца сокращается, другая, полярная ей, — растягивается. Поскольку одно немыслимо без другого, она считает, что танец является значимым способом узнавания и выражения противоположных устремлений. Именно в танце очень наглядно, в опыте видно, что противопололожности — всего лишь разные точки, полюса одного спектра, одной шкалы, и у нас есть возможность выбирать любую позицию на этой шкале и менять ее в любой момент времени. Эта идея позволяет переходить от жесткого одномерного восприятия мира к многомерным гибким контекстам восприятия. Существует достаточно большой список полярностей, с которыми можно работать: · Медленное — быстрое. · Большое — маленькое. · Легкое — тяжелое. · Мягкое — жесткое. · Хаос — порядок. · Верх — низ. · Открытое — закрытое. · Вовне — внутрь. · Тянуть — толкать. · Кривые — прямые. · Напряжение — расслабление. И т. д. Мы можем использовать любые из них как по отдельности, так и в комплексе в зависимости от целей работы, характера движений участников и динамики группового процесса. 3.2.2.3.1. Танец противоположностей Цели: расширение репертуара движений, осознание связи между качествами движения и различными состояниями, обучение переходу между состояниями. Продолжительность: 15–20 минут. Музыка: эмоционально нейтральная, оживленная. Исполнение: индивидуально и в парах. Процедура: 1) Индивидуальное исследование. Предлагается исследовать в танце эти полярности и переходы между ними, переходя постепенно, «по шкале» от одной противоположности к другой, создавая свой танец на основе исследования этих качеств. В конце — интеграция разных качеств, в собственном танце и взаимодействии с другими участниками. 2) В парах (взаимодополнительность). В каждой паре один из партеров воплощает один из полюсов. В танце они исследуют как собственное состояние, так и характер отношений между ними. Постепенно они также переходят от одного полюса к другому, сохраняя взаимодействие. В заключительной части партнеры произвольно меняют качества, присоединясь, противопоставляя или дополняя танец партнера.
Любовь и ярость Цель: осознание телесных ощущений и качества движений в связи с испытываемыми сильными чувствами. Обучение контролю над эмоциями. Продолжительность: 10–15 минут на работу с каждым чувством. Музыка: фоновая или без музыки. Исполнение: в парах Процедура Инструкция для всех (до начала процесса): «Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга и выберите, кто из вас будет делать это упражнение первым, второй человек становится наблюдателем». Инструкция для танцующего: «Закройте глаза и вспомните человека из вашего прошлого или настоящего, которого вы очень любите. Полностью сконцентрируйтесь на чувстве любви, пусть оно усиливается. Найдите в своем теле место, где живет это чувство. Какое оно? Может быть у него есть цвет… какой? Может быть оно имеет какую-то форму, температуру… А может быть у вашего чувства любви есть образ? Полностью сконцентрируйтесь на чувстве любви, которое усиливается все больше и больше. Начните двигаться, танцевать из этого чувства, пусть ваш танец и ваши чувства станут единым целом, пусть захватят вас целиком. Будьте искренни в проявлении своих эмоций, возникающих у вас в связи с чувством любви». Инструкция для наблюдателя: «Внимательно наблюдайте за своим партнером, отмечайте качества движений, выражение лица. Особое внимание обратите на двигательные стереотипы, рабочие и нерабочие части тела. Осознавайте свои чувства, которые появляются у вас, когда вы смотрите на танцующего». Инструкция (после окончания процесса): «Танцующие, откройте глаза и послушайте рассказ наблюдателя о том, что он видел и чувствовал. Расскажите о своих переживаниях». Обсуждение: 5–7 минут. Инструкция для танцующего: «А теперь снова закройте глаза и представьте себе человека, который выводит вас из себя. Вспомните обстановку, слова, жесты того человека. Сконцентрируйтесь на чувстве злости, которое у вас возникает. Пусть эта ярость растет. Определите в своем теле место, где живет ваша ярость. Какая она? Есть ли у нее цвет… форма… образ… Начните двигаться по мере ее развития, пусть ваша ярость начнет танцевать, проявляться, жить… Будьте искренни в проявлении своих эмоций, возникающих у вас в связи с чувством ярости». Инструкция для наблюдателя: «Внимательно наблюдайте за своим партнером, отмечайте качества движений, выражение лица. Особое внимание обратите на двигательные стереотипы, рабочие и нерабочие части тела. Осознавайте свои чувства, которые появляются у вас, когда вы смотрите на танцующего». Инструкция (после окончания процесса): «Танцующие, откройте глаза и послушайте рассказ наблюдателя о том, что он видел и чувствовал. Расскажите о своих переживаниях». Обсуждение: 5–7 минут. Затем происходит смена ролей в парах, инструкции повторяются. Вопросы для анализа упражнения в группе: Какое чувство ощущалось сильнее — любовь или злость? Какое чувство было танцевать легче, а какое труднее? Какое чувство было сложнее остановить по окончании упражнения? Есть ли кто-то, кого ты то любишь, то ненавидишь? Какие движения характерны для чувства любви и чувства ярости? Что нужно делать, чтобы прекратить чувство злости?
Страсть и нежность Цели: снятие телесного напряжения, развитие двигательного репертуара, осознание связи между качествами движения и различными состояниями, обучение переходу между состояниями, диагностика преобладающих эмоций Время: от 40 минут до 1, 5 часов. Музыка: первая часть — барабаны или трансовая музыка (20 минут); вторая часть — музыка, отражающая страсть, лучше всего — «b-traib» или испанская (30 минут); третья часть — нежная, лучше всего саксофон, н-р, Kenny G (30 минут). Исполнение: групповое. Процедура Инструкция для первой части: «Выберите себе место в пространстве. Желательно, чтобы на расстояние вытянутой руки рядом никого не было (учитываются размеры зала). Поставьте ноги на ширину плеч, очень важно, чтобы вам было удобно стоять. Чуть согните ноги в коленях, отведите попу назад. Подвигайтесь вверх-вниз, как будто вы сидите на надувном шаре. Очень важно, чтобы ноги стояли твердо и вы не ходили по залу. Можете представить себя мячиком, по которому стучат. Теперь максимально расслабьте тело, отпустите шею, особо обратите внимание на лицо, челюсти, плечи, руки. Потрясите ими. Когда зазвучит музыка, прислушайтесь к своему и телу и почувствуйте движение потока воздуха в легкие и обратно. Постепенно всем телом входите в этот ритм, увеличивая или уменьшая его согласно вашим импульсам. Продолжайте двигаться (как бы трястись) до окончания музыки». Инструкция для второй части: «Пусть музыка захватит Вас, вспомните, как вы страстно чего-то хотели или желали, пусть страсть захватит вас целиком, тотально, отдайтесь ей». Инструкция для третьей части: «А теперь начните двигаться медленнее, пластичнее, нежнее. Пусть нежность, которая живет у вас в душе распространится на все пространство вокруг вас. Станцуйте танец своей нежности». Вопросы для обсуждения:
Границы Цель: работа с ограничениями. Время: 30–45 минут. Музыка: разная. Исполнение: групповое Процедура: Инструкция: «Начните двигаться под музыку, танцуйте так, как вам хочется, не ограничивая себя. Глаза должны быть закрыты на протяжении всего процесса. Продолжайте двигаться в любом случае, что бы ни происходило…» Комментарий: группа начинает двигаться, а ведущий постепенно перетягивает зал веревкой в разных направлениях; можно разбрасывать на пол шары, мячи, другие безопасные предметы; накидывать на руки, шею платки или другую одежду. Вопросы для обсуждения:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|