Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БЕЛОРУССКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ

1. Национальная культура белорусов в ХІХ-ХХ вв.

2. Белорусская культура в советский и современный периоды развития.

 

3.

С конца XVIII в. все белорусские земли оказались в составе Российской империи. Официальная политика царизма строилась на русификаторских подходах в вопросах культуры. В то же время Россия стала на путь капиталистической модернизации, демократического реформирования, что объективно содействовало формированию белорусской нации и новых форм ее культурной жизни.

Уже в первой половине ХІХ в. пробиваются тенденции возрождения белорусской культуры. Начинается становление новой белорусской литературы; созданы анонимные поэмы “Тарас на Парнасе”, “Энеида навыворот”, расцветает творчество Т. Зана, Я. Чечета, В Дунина-Марцинкевича; создается театр с национальным репертуаром.

Во второй половине ХІХ в.начинается активное изучение белорусского культурно-исторического наследия. На Беларуси работают такие крупные ученые в области фальклористики, этнографии и национальной истории, как М. Довнар-Запольский, А. Г. Киркор, Е.Р. Романов. В белорусских учебных заведениях работал основатель белорусского языкознания Е. Карский.

Происходит идейная переориентация движения национального возрождения с акцентом на развитие национальной культуры и создание самостоятельного государства. Возникает народническое и затем социал-демократическое движение в культуре (Ф. Богушевич, А. Гуринович). В начале ХХ в. происходит процесс становления классической белорусской литературы. В творчестве Я. Купалы, Я. Коласа, Тетки, М. Богдановича, А. Гаруна, З. Бядули формируется современный белорусский литературный язык. Возникает национальная печать. Выходят газеты “Наша нива”, “Наша доля”, “Беларус” и др. Развивается национальный театр. Самой известной была труппа И. Буйницкого.

Конец ХІХ – начало ХХ в. стал эпохой национального белорусского исторического пути народа, деятели которого выработали понимание собственного исторического пути народа, провели культурное, этнотерриториальное и политическое обоснование суверенитета белорусов, выступили в защиту культурно-исторического наследия.

Наряду с культурным возрождением в начале ХХ в. происходит государственно-политическое самоопределение Беларуси в форме Белорусской Народной Республики, а затем – БССР.

 

4.

Советский период в белорусский культуре охватил 1917–1991 гг. и был связан с процессами пролетарско-социалистического развития. В этом развитии можно выделить три основных этапа:

1. (1917-1932) – поиск форм построения новой пролетарской культуры, ликвидация неграмотности. становление изобразительного советского белорусского искусства. В рамках данного периода разворачивалась политика белоруссизации, на волнах которой складывается советская система народного образования, переживает расцвет литературное творчество, музыка, зарождается белорусский кинематограф. В белорусской советской культуре 1920-х гг. сплачивались элементы рационализма, революционного авангардизма и национальной традиции. Однако уже с конца 1920-х гг. начались гонения, а затем и репрессии в отношениии национальной интеллигенции.

2. (1932 – 1956) – развитие социалистической культуры в процессе культурной революции и в условиях тоталитаризма. Культурное движение определили культурная модернизация и коллективизация, культ личности Сталина, Великая Отечественная война. Борьба компартии за монополию в культуре значительно усиливается. В наиболее благоприятном положении оказались образование, техника и естественные науки. Ужесточается общее наступление советской власти на позиции церкви. искусство включается в решение политических задач и начинает утрачивать эстетические функции. С 1934 г. через творческие союзы художественной интеллигенции проводится новый метод – социалистический реализм. Белорусская советская культура этого периода все более представляла собою специфическую политико-идеологическую систему.

3. (1956 – 1991) – общекультурные процессы связаны с ситуацией частичного преодоления результатов культа личности Сталина, разворачиванием НТР, усложнением жизни и быта, профессионализацией общества, расширением международных культурных контактов. Был дан толчок духовному раскрепощению общества. Художественная культура осваивала тематику Великой Отечественной войны, отличалась динамизмом и интенсивностью. Белорусская литература приобрела общеславянскую и мировую известность. С середины 80-х гг. на волне попыток реформирования общества разворачивается культурное национально-возрожденческое движение, в т.ч. выявление культурного наследия, возвращение в народное сознание великих имен белорусской культуры, белоруссизация учебно-воспитательного процесса.

Распад Советского Союза изменил культурное пространство бывших советских республик. Белорусская культура становится движущей силой по укреплению государственного суверенитета, гарантом сохранения и устойчивого развития нации.

Рассматривая современные тенденции развития белорусской культуры, можно выделить следующие моменты:

· Социальная значимость и роль культуры в организации жизни населения заметно усилились;

· будущий облик культурной духовности формируется в контексте выработки нового планетарного мышления, экологизации сознания и новых этико-эстетических принципов;

· в вопросах социально-культурного воздействия на личность доминируют массовая и глобальная культуры;

· художественное творчество ведет поиск путей обновления и вхождения в мировое культурное пространство, развивается коммерциализация искусства как необходимой формы существования;

· государство относит культуру к числу стратегических ресурсов и ведет активную политику по восстанновлению и сохранению культурного наследия, включению традиционной культуры в новое культурное пространство посредством ее современной высокопрофессиональной интерпретации.

 

 

Лекция 12.

КУЛЬТУРА РОССИИ.

1. Мифология и язычество древних славян. Крещение Руси и формирование древнерусского типа культуры.

2. Русская культура эпохи Средневековья. Особенности российской цивилизации.

3. Культурная революция Петра I. Формирование русской классической культуры.

4. Культура советского и постсоветского периода.

1.

Россия принадлежит к типу обществ, подверженных перекрестным цивилизационным влияниям. Она заключает в себе три культурных мира - христианский, мусульманский и буддийский.

Культурные традиции восточных славян восходят к язычеству, которое к X в. прошло в своем развитии следующие этапы:

1) обожествление сил природы, поклонение добрым и злым духам, особое почитание Матери-Земли, водяные культы (напр., поклонение упырям и берегиням, воплощающим злое о доброе начало; Баба-Яга - древнейшая берегиня, хранительница рода и традиций, потом превратившаяся в олицетворение демонической силы);

2) культ предков - почитание Рода - творца Вселенной, родоначальника жизни и охранителя семьи, а также Рожаниц - богинь плодородия, покровительниц домашнего очага и всего, связанного с рождением;

3) оформление культа княжеско-дружинного бога войны Перуна.

Мировоззрение древних славян обнаруживает в себе представления о

борьбе двух начал - света и тьмы, которые олицетворяют Белобог и Чернобог, а отражают понятия «явь» - закон Правда (символ любви) и «навь» - Кривда (символ «того света»). Все элементы мироздания объединяет восточнославянский образ мирового дерева - солнечной березы. Мир понимается как никем не созданный, вечно живой огонь, мерно потухающий и мерно загорающийся. Человек вел происхождение от Земли - прародительницы, а нити его жизни пряли богиня судьбы Мокошъ с помощницами Долей и Недолей. Образ жизни людей определяли представления о неразрывном единстве живущих с предками и богами.

Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир, предполагая, что после смерти душа сохраняет связи с реальной действительностью, принимая иной образ, вселяясь в новое тело.

В X в. потребности национально-государственной централизации, этнокультурного объединения земель, социально-экономического развития и укрепления внешних торговых связей продиктовали необходимость принятия христианства. Руководствуясь геополитическими соображениями и особенностями религиозной психологии славян киевские князья сделали выбор в пользу православия.

В 988-989 гг. восточные славяне принимают крещение по византийскому греко-православному обряду, и формально Русь становится христианской. Однако процесс утверждения нового христианского мировоззрения завершился лишь к концу XIII в. Распространение православия носило массовый характер и было формально-обрядовым. Язычество не вытеснялось, а слилось с христианством, утвердив феномен деоеверия{рядом с христианством жили культы старых богов).

Христианство способствовало глубокому преобразованию национально-культурной традиции. Быстро распространяются письменность и грамотносп/при использовании двуязычия — языка богослужения (церковнославянского) и светско-государственного (древнерусского).На этой основе развивается летописание (летопись - жанр исторического произведения, где повествование велось по годам; наиболее известна «Повесть временных лет» (записана в нач.ХП в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором)).

Наряду с летописями создаются сочинения церковного характера: жития русских святых Бориса и Глеба, Ольги, Владимира и др., «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

Древнерусские зодчие осваивают искусство каменной храмовой архитектуры, а художники - иконопись. Возведение храмов стало наиболее зримым следствием принятия христианства. Своеобразие храмов Киевской Руси - их пышность и торжественность, монументальность форм (храм Святой Софии в Киеве, 1037 г.).

Наиболее яркой классической формой средневекового искусства в православии была икона. Первые иконы появились в Византии, где в IX в. окончательно сложился иконографический канон и в таком виде пришел на Русь. Он включал в себя изображения Христа, Богоматери, святых, пророков, мучеников, архангелов и пр. Первый русский иконописей Алимпий Печерский творил в XI в., национальные же иконографические школы складываются только во второй половине XIII в.

Историческая перспектива развития культуры Древней Руси была прервана монгольскими завоеваниями.

2.

Татаро-монгольское иго во многом разрушило княжескую власть, колонизировав княжеские вотчины. Изменяется характер власти русских князей: с одной стороны, в условиях монголо-татарского ига они сохранили власть, свободу действий внутри страны, но с другой - великий князь назначался ордынским ханом. Он должен был оказывать хану внешние формы почтения, что по русским меркам было просто унизительно. Отношения подданичества постепенно распространяются на все русское общество.

Вместе с игом закрепляется феодальная раздробленность земель, подрывается международный авторитет Руси. Следствием нашествия стало падение правовой культуры: телесные наказания, пытки, которых не знало законодательство Древней Руси, пришли из монгольской правовой культуры и сохранились до конца XIX в. Процесс общерусского культурного развития прерван, и складываются местные феодальные центры культуры, где закрепляется патриотическая тематика.

Однако вместе с утверждением вынужденного военно-политического союза с кочевой и мусульманской Азией начинается взаимодействие элементов славянской и тюркской культур, возникают явления нового евразийского культурного пространства.

В XIV в. русские земли начинают выходить из-под золотоордынского ига и разворачивается их объединение под началом Москвы. Формирование Великорусского государства и цивилизации идет в условиях сложной и противоречивой связи с Ордой, позднее с Казанью и Крымом. Общее сознание переполнялось ненавистью к завоевателям, но вместе с тем Орда обеспечивала престижность власти, а дисциплина, выучка и воинская доблесть ордынцев восхищала, имело место чувство признательности за военную помощь русским в их военных операциях на Западе. Смешанные русско-татарские браки усилили внедрение многих обычаев Востока в быт русских людей.

Свержение монгольского ига в XV в. в условиях экономического кризиса и быстрого роста населения привело к становлению могучего государства - Московского царства. Его особенностью был восточно- бюрократический централизм, основанный на насилии{ж в этом также сказалось восточное влияние). Его основные характеристики выявились в следующем:

- огромные государственные территории, которые способствовали подавлению свободы людей, т.к. государственная власть на великих пространствах вынуждена была опираться на силу;

- отсутствие сословия лично независимых феодалов;

- торговля, купечество, производство не признавались достойными занятиями, отсюда - слабость городов и торгово-ремесленных слоев;

- укрепившаяся в сознании русского народа традиция подчинения;

- острый экономический кризис, заставивший государственную власть взять на себя функции коренного изменения жизни.

XIV-XV вв. стали периодом формирования русской культуры на основе духовно-нравственного подъема и взлета русской религиозности (подвижники-монахи (Сергий Радонежский)). Идет становление национальной живописи, расцветает зодчество и иконопись (Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий). Начинается активное строительство монументальных сооружений, появляются дворцы, культовые и гражданские здания, крепостные сооружения (Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, стены Кремля).

XVI в. - позднее Средневековье - характеризуется созданием централизованного феодального государства и укреплением «самодержавства». Авторитет Московского царства покоится на духовной мощи церкви, которая выбирает себе роль наставника государей. И если на Западе общество освобождается от церковного влияния, то в Москве, наоборот, это влияние возрастает, оказывая большое воздействие на жизнь государства и повседневную жизнь людей.

Но в XVI в. ситуация меняется:

1) формируется новая концепция православной церкви на основе строгого следования букве Священного писания, тесного союза церкви и государства;

2) после гибели Византии Русь осознает себя единственным оплотом православия - она принимает миссию спасения, возрождения и распространения по миру православной веры; т. обр., формируется национально-религиозная идея «Святая Русь - новая Палестина», а «Москва - третий Рим», что, в свою очередь, усиливает антагонизм в отношениях с католическим Западом, предопределяет культурную самоизоляцию;

3) завершается процесс объединения русских земель на основе оформления великорусской народности и языка, а присоединение Казанского, Астраханского, Сибирского ханств становится началом складывания многонациональной и многоконфессиональной державы.

В культуре набирает силу процесс освобождения искусства от подчинения его церкви. Появляется светская литература - историко-бытовая повесть, переводной роман, былины. Событием стало появления русского книгопечатания (1564 г.).

Позднее Средневековье выявило характерные черты Российской цивилизации, которая вобрала характеристики и ценности Западного и Восточного миров. В культуре и характере русского народа утвердились особые специфические черты:

- духовность, характерная для Востока, и одновременно стремление к свободе, характерное для Запада;

- склонность к долготерпению, коллективизм;

- приоритет государственных интересов.

Со всей полнотой специфику этого характера выявил XVII в. На это столетие пришлись городские бунты, крестьянские восстания и одновременно массовый патриотизм в борьбе с интервентами. Это было время формирования абсолютизма, складывания всероссийского рынка, церковного раскола, расширения связей с Западной Европой.

3.

XVIII в. стал временем модернизации России по западноевропейскому образцу, которая началась с реформ Петра I. Начатые им преобразования вызвали экономический рост страны, расширение ее территорий, приобретение статуса морской державы. Глубокому реформированию были подвергнуты государственно-административное устройство, экономика, армия, относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства.

В целом XVIII в. в культуре России был отмечен такими процессами,

как:

- созданием системы светского образования и науки;

- проникновением в общественное сознание идей рационализма, гуманизма и Просвещения вследствие ослабления религиозного влияния;

- развитием светской художественной культуры.

Преобразованиям был подвергнут уклад повседневной жизни. Введены новое летоисчисление и календарь, традиция торжественной встречи Нового года, практика двуязычия, новая форма одежды, внешний облик, светские манеры поведения и этикет.

Однако новые ценности и культурные преобразования коснулись лишь привилегированных сословий русского общества и привели к разрушению культурного единства. Культура России стала западной по внешнему выражению, оставаясь восточной по существу. План привития России ценностей западного мира был основан на насилии. Народ совсем не принял новоевропейских нововведений, "верхи" же восприняли их поверхностно. Это привело к глубокому расколу между русским народом и его элитой.

XIX в. - превращение России в империю. Главные события, определившие развитие русской культуры этого времени: Отечественная война 1812 г., движение декабристов за модернизацию страны, отмена крепостного права.

Наиболее глубокими были изменения в духовной культуре, переживающей невиданный взлет и расцвет. Россия буквально врывается в мировую культуру, и ее авторитет в этой области столь высок, что XIX в. в истории русской культуры назван «золотым»:

- создана единая система образования: открывались земские, городские школы, классические и реальные гимназии, новые университеты (Казань, Харьков, Одесса), спец. ВУЗы - горные, лесные, с/х институты;

- развивается книгоиздательство, журнальное и газетное дело (крупные издательства выпускали книги, доступные по цене для всего населения, что сыграло огромную роль в просвещении и распространении произведений русских и зарубежных авторов);

-расцвет русской художественной культуры, которая становится классической и получает мировое признание; в этот период создана величайшая по своему значению литература (А. Пушкин, А. Грибоедов, И. Крылов, Н. Гоголь, Н. Некрасов, Н. Чернышевский и др.), музыка (М. Глинка, П. Чайковский, М. Мусоргский), архитектура (А. Захаров, А. Воронихин, К. Тон), живопись (О. Кипренский, К. Брюллов, В. Перов, И. Крамской, И. Репин, А. Саврасов);

- становление русской философии как самостоятельной науки, избравшей главной темой проблему путей развития,проблему будущего России («западники» и «славянофилы»).

4.

Рубеж Х1Х-ХХ вв. характеризуется в России серьезными изменениями в культуре. Именно в этот период происходят решающие исторические события, совершаются невероятные научные открытия, создаются бессмертные произведения искусства.

Конец XIX - начало XX вв. в истории развития русской культуры называется «серебряным веком» (хронологические рамки этого периода неустойчивы, но большинство исследователей считают, что это 90-е гг. XIX в. - начало гражданской войны в России). По своей продолжительности «серебряный век» был краток, но в полном смысле этого слова ослепителен в своих проявлениях. Характеризуется рядом особенностей:

- отказ от т.наз. «социального человека» и повышенный интерес к конкретной личности, к ее бессознательному;

- формируется миросозерцание части интеллигенции: своеобразное богоискательство;

- культ творчества;

- время интенсивного интеллектуального подъема, выдающихся художественных открытий, новых направлений (символизм, футуризм, авангардизм), давшее беспрецедентное разнообразие имен поэтов, прозаиков, живописцев, композиторов (А. Блок, Д. Мережковский, В. Маяковский, М. Цветаева, И. Стравинский, С. Рахманинов, В. Кандинский и др.).

Культура России советского периода - это сложное и противоречивое явление. Отметим, что советская культура и культура советской эпохи - далеко не одно и то же. В культуре советского периода стоит различать как официальную, «разрешенную» культуру, так и оппозиционную, «запрещенную», культуру инакомыслия.

К достижениям культуры советского периода можно отнести:

- высокий научно-технический потенциал страны, мировые достижения в фундаментальных науках;

- всеобщая грамотность населения, возникновение письменности и национальной литературы малочисленных народов;

- рождение многочисленных творческих сообществ, художественных школ, выдающихся произведений литературы и искусства.

Деструктивные тенденции в развитии культуры этого периода:

- отсутствие правового государства, тоталитаризм, грубые нарушения прав человека;

- жесткая идеологизация общественной и культурной жизни, давление на личность, творчество ученых, деятелей культуры;

- борьба с религией, которая привела к ослаблению влияния церкви на формирование нравственности народа;

- разрыв с культурными достижениями прошлого.

В постсоветском пространстве проблемой русской культуры стало то, что она оказалась не в состоянии использовать огромный культурный потенциал предшествующих поколений для духовного возрождения народа. В российском обществе выявляются признаки духовной деградации, падения общего уровня культуры, которые во многом становятся причиной кризисных проблем в экономике, экологии, политике. Бездуховность - та почва, где растут преступность и насилие, происходит упадок морали.

В такой ситуации стало возможным массовое, ничем не ограниченное наступление западной культуры, агрессивное навязывание рыночных ценностей, которые противоречат традиционным ценностям и разрушают их.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Освоение технологии ТРИЗ с дошкольниками: актуальность, эффективность | ПРЕДАННО СЛУЖИЛ ЛИТЕРАТУРЕ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных