Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Озвученная письменная речь не является речью устной. Озвученная письменная речь воспринимается слушающими не более чем на 50 %.




Основным орудием устной речи является звук. В звучащей речи важны интонация, изменение высоты тона, усиление и ослабление звука, логические ударения, темп и т. д.

Своеобразие устной речи заключается в том, что в связи с расширением своей сферы действия, проникновением в публицистику, науку в устной речи стали сочетаться средства книжного и разговорного стилей. В устной речи стили колеблются, в такой речи оказывается возможным совмещение языковых средств, которые считаются несовместимыми по признанным стилистическим нормам.

В публицистике, на радио и телевидении взаимодействие стилей должно быть разумным, сдерживаемым, так как здесь существуют сознательный выбор средств выражения и более или менее тщательный отбор языковых средств. Письменная речь готовится заранее, ее можно исправлять, пользуясь словарями и справочниками. Речь, произведенная в устной форме, не дает возможности исправить ошибку без ведома слушающего. Для корректировки устной речи практически нет времени, так как часто формирование мысли и ее воспроизведение вслух происходит в одно и то же время, а это в свою очередь требует владения навыками правильной и связной речи.

И в заключении хочется привести совет Дейла Карнеги: Не стоит пытаться готовиться к выступлению за один раз — растяните это на несколько дней, делайте перерывы в подготовке, готовьте свое выступление блоками — так вы лучше его запомните.

- Сегодня мы говорили с вами об особенностях ораторской речи. Тема эта очень обширная и, несомненно, важная и интересная. Каждый из вас, я думаю, хотел бы говорить так, чтобы его всегда слушали с большим вниманием. Мы сегодня поговорили только о некоторых аспектах подготовки публичной речи. В этом вопросе немало тонкостей, о которых невозможно сказать за два урока. На других уроках мы продолжим эту работу. А те, кто очень заинтересовался этой темой, можете подойти ко мне, я дам вам список интересующей литературы.

Публичное выступление во многом отличается от обычной устной речи, но во многом на нее и похоже. Для того чтобы завоевать и удерживать внимание аудитории, нужно знать не только специфику публичной речи, но и такие ее составляющие, как содержание, композиция.

Устное общение коренным обра­зом отличается от письменного. Оно во многих отношениях более жизненно. В нем есть лицо говорящее и есть слушате­ли, занятые обсуждением особого вопроса по тому или ино­му поводу.

Публичная речь должна обладать качествами хоро­шего собеседования с некоторыми поправками в отноше­нии голоса, манер и темы для полного соответствия с об­становкой выступления.

В публичной речи очень важно ее содержание, то есть то, о чем будет идти речь. После определения тематики выступления, его цели сле­дует этап поиска и отбора материала.

Кроме того, важно не только о чем говорить, но и то, в какой последовательности. В теории ораторского искусства под композицией речи по­нимается построение выступления, соотношение его отдель­ных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Приступая к работе над композицией речи, необходимо прежде всего определить порядок, в котором будет излагаться материал.

 

Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний.

Марк Туллий Цицерон

Приложение №1

Сравните: (тексты приготовлены заранее и лежат на партах)

Из-за косогора паровозной фарой выкатило солнце. В лесу стало просторно и ярко. На ослепительный снег, играющий колкими звездочками, упали крест- накрест тени деревьев. Лес оживился: где-то, словно спросонья, стрекотнула сорока, прочиликала налетевшая стая буроголовых гаичек. Голоса юных лыжников, пестрой ватагой высыпавших на опушку, стали громче и радостней.

Я шагнул в сторону с проторенной дорожки, вспарывая лыжами нетронутый снег, спустился в тишину. Остановился перед белой, как сон, березой. Тишина здесь и впрямь удивительная: ни ветерка, ни шороха… Но что это? Черной лентой струится в глубоком снегу между черемух забытый зимой ручеек, позванивает стеклянным звоном. Но звон этот не только не нарушает тишины, а даже подчеркивает ее.

Светит солнце, звенит незамерзающий ключик, работает дятел. И где-то под глубоким снегом, в таинственной тьме и тишине теплится жизнь, зреют семена новой весны. (По А. Щербакову)

 

АНАЛИЗ ТЕКСТА (Слайд №)

Задача автора текста: нарисовать словами картину зимнего леса.

Как это удается сделать автору?

Использование таких художественных средств языка, как эпитетов:

“просторно и ярко”, “ослепительный”, “играющий колкими звездочками”,буроголовых гаичек”, “юных лыжников”, “громче и радостней”, “с проторенной дорожки”, “нетронутый снег”,

“тишина удивительная”, “забытый ручеек”, “стеклянным звоном”,

“в таинственной тьме”

Обилие сравнений:паровозной фарой”, “пестрой ватагой высыпавших на опушку”, “перед белой, как сон, березой”, “черной лентой”, “словно спросонья”.

МетафорыИз-за косогора паровозной фарой выкатило солнце”, “вспарывая лыжами нетронутый снег”, “и где-то под глубоким снегом, в таинственной тьме и тишине теплится жизнь, зреют семена новой весны”.

Использование поэтической фонетики: “стрекотнула сорока”, “прочиликала”.

Олицетворения: “ лес оживился”

Описаны конкретные предметы (незамерзающий ручеек, стая птичек, конкретная, белая, как сон, береза) и др

Вывод: перед нами текст художественного стиля речи.

Дифференциальное исчисление - это раздел математического анализа, связанный главным образом с понятием производной и дифференциала функции. В дифференциальном исчислении изучаются правила вычисления производных (законы дифференцирования) и применения производных к исследованию свойств функций.

Центральные понятия дифференциального исчисления – производная и дифференциал - возникли при рассмотрении большого числа задач естествознания и математики, приводивших к вычислению пределов одного и того же типа. Важнейшие среди них - физическая задача определения скорости неравномерного движения и геометрическая задача построения касательной к кривой.

(энциклопедия юного математика)

АНАЛИЗ ТЕКСТА (Слайд)

  • используются большое количество математических терминов (дифференциал, функция, скорость и т. п.)
  • четкость, стройность, логичность текста достигается употреблением сложных предложений с правильным порядком слов
  • бесстрастность и объективность изложения подчеркивается отсутствием эмоциональных слов, фразеологизмов и вводных конструкций, выражающих авторскую позицию
  • использование отглагольных существительных (вычисление, применение, рассмотрение, построение)
  • использование абстрактной лексики

Следовательно, перед нами текст научного стиля речи.

В официально-деловом стиле слова употребляются только в прямом значении, чтобы избежать их неправильного толкования. В нем много слов и устойчивых словосочетаний, закрепленных именно за этим стилем: ходатайство, иск, возбудить, мы, нижеподписавшиеся, настоящим довожу до Вашего сведения и т. п.; много отглагольных существительных: улучшение, рассмотрение, невыполнение, часто употребляются составные предлоги за счет, в случае, при условии и т. п. В этом стиле скорее употребят словосочетание выразить благодарность, чем слово поблагодарить. Частотны сложные предложения и значительно распространенные простые.

(Слайд)

Публицистический стиль речи - это стиль периодической печати, ораторской речи и т. д. В нем реализуется информативная и воздействующая функция языка.. Это сближает публицистический стиль с научным и художественным. Но в публицистическом стиле информативная и воздействующая функция языка имеют свою специфику. Информация, во-первых, предназначается не для узкого круга специалистов, а для широких слоев населения, во-вторых, должна доводиться до адресата быстро, оперативно. Воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

(Слайд)

Публицистический стиль открыт для элементов научного, делового стилей, в нем находят применение разговорные способы выражения и нередко используются художественные средства (в частности, образность)

(Слайд № 16)

  • ЗАДАЧА публицистического стиля - сообщить информацию и воздействовать на читателя, вызвав определенный отклик. (запись в тетрадь)
  • НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ЖАНР – донести научную информацию до широкого круга читателей.
  • ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР - пишущий стремиться поделиться своими наблюдениями, написать о том, что особенно удивило, поразило, запомнилось.

(Слайд)

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ (Запись в тетради)

  • злободневность
  • лаконичность изложения при информативной насыщенности
  • доходчивость изложения (газета – наиболее распространенное средство массовой информации)
  • яркость, страстность, эмоциональность, обобщенность, а часто непринужденность высказывания

(Слайд)

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ:

  • использование фразеологизмов (речевых штаммов, клише), их легкая воспроизводимость (труженики полей, работники прилавка, дружеская атмосфера)
  • использование перифразы ( белое золото – хлопок, голубые дороги – водные пути, черное золото – нефть и т. п.)
  • повторы
  • инверсия (обратный порядок слов)
  • обращения
  • риторические вопросы
  • параллельный способ связи предложений
  • употребление коротких предложений – рубленая фраза
  • эллиптические предложения ( безглагольные фразы ) ( банки - не только длябанкиров)
  • совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей: совмещение в одном тексте книжных и разговорных выражений, сочетание стандартных и экспрессивных языковых единиц

Тексты публицистического стиля призваны воздействовать на читателя или слушателя, они обычно экспрессивны (экспрессия – выразительность), передают личностное отношение говорящего к тому, о чем он пишет или говорит. Поэтому в них часто употребляются такие языковые средства, как побудительные предложения, содержащие призыв к действию, восклицательные предложения, в которых выражаются чувства говорящего, риторические вопросы и вообще вопросительные предложения, призывающие говорящего к активному слушанию. Нередки в публицистическом стиле и односоставные предложения с обобщенно-личным значением (например, в лозунгах), инфинитивные и назывные предложения, помогающие лаконично и емко обрисовать действие или явление.

Знаете ли вы, что существует множество разновидностей вести спор? Понаблюдайте за своим товарищами вовремя диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они применяют непозволительные приемы. Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

Наконец, есть и такие горе - спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выводами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету ловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

АНАЛИЗ ТЕКСТА: (Слайд)

наличие вопросительных предложений “Знаете ли вы, что существует множество разновидностей вести спор?”

вводные слова “конечно”, “например”, “как правило”, “наконец”, “одним словом”, “безусловно”, “таким образом”, “с их точки зрения”

использование книжной и разговорной лексикимножество разновидностей”, “диспута, дискуссии, полемики”, “анализируют”, “оппонент”, “поведение полемистов”, “позволяет лучше ориентироваться”, “умение определять тактику в споре”, “аргументируют свою позицию”, “выбирать вариант собственного поведения”;

фразеологизмы “наголову разбить противника”, “находиться в боевой готовности”, поговорки “как на войне”, “горе – спорщики”.

Назначение текста – воздействовать на читателя, сформировать определенное мнение у читателя.

Значит, перед нами текст публицистического стиля речи.

Многосоюзие при соединении однородных членов предложения и их попарное соединение также характерная черта публицистического стиля.

Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета, нацеленная к луне, и птицы, летящие на Север над нашим домом. Это имена людей, названия новых машин, танцы, которым неистово хлопают во всех городах Земли. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец – чабан. Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что делаем доброго, прибавляет сил ему. (В. Песков)

В публицистическом стиле нередки обращения ( типа дорогие друзья, дорогие мои слушатели и т.д.), выражающие отношение к адресату, вводные слова и предложения, используемые, в частности, как средство вежливо ведущейся полемики.

Публицистический стиль близок к художественной речи, и в нем так же широко используются обособленные члены предложения, служащие средством создания образности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных