ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Типологизация политических систем.В каждой стране существует уникальная политическая система, специфика которой обусловлена особенностями социально-экономической, культурной и международной среды её существования, историческими традициями. Вместе с тем, сравнительный анализ позволяет классифицировать все многообразие политических систем по отдельным группам – типам. В политологии используются различные типологии политических систем в зависимости от того, какие критерии применяются для их классификации: По характеру взаимодействия со средой: а) открытые; б) закрытые. По типу общества (классификация Р.Арона): а) традиционные; б) тоталитарные; в) модернизованные демократии. Политическая культура и ролевая структура (характер взаимодействия между собой различных политических институтов) – типология Г. Алмонда: а) Англо-американская (характеризуется однородной политической культурой, автономными политическими партиями и средствами коммуникаций - стабильность); б) Европейско-континентальная (раздробленная политическая культура, взаимная зависимость между партиями и группами - нестабильность); в) Доиндустриальная (недемократичность, нестабильность, конфликты между социальными группами, разделенными этносом, языком, религией, кастой, регионом) – развивающиеся страны; г) Тоталитарная (однородная политическая культура, высокий уровень интеграции общества, что достигается насилием и подавлением оппозиции). По политическому режиму и уровню развития гражданского общества: а) демократическая; б) авторитарная; в) тоталитарная. Англо-американская политическая система характеризуется однородной и плюралистической политической культурой. Подавляющее большинство субъектов политического процесса разделяет основополагающие принципы устройства политической системы, общепринятые нормы и ценности. Политическая культура основана на идее свободы человека, признании законности всех интересов и позиций. Каждый отдельный индивид может принадлежать одновременно к множеству взаимно пересекающихся групп. Континентально-европейская политическая система отличается раздробленностью политической культуры, наличием изолированных друг от друга субкультур, то есть систем ценностей, идеалов, убеждений, присущих какой-то социальной группе (классу, этносу, конфессиональной или территориальной общности). Фрагментарность и расколотость политической культуры порождают нестабильность, поэтому в европейских странах часты правительственные и парламентские кризисы. Политические системы такого типа существуют прежде всего во Франции, Италии, Германии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами. Доиндустриальные и частично-индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру: сосуществуют традиционные институты ценностей, норм, ориентации и атрибуты западной политической системы (парламент, бюрократия и др.). Причем условия формирования такой политической культуры сопровождаются нарушением считавшихся священными обычаев, традиций, связей, ростом ощущения неустойчивости. В поисках порядка и защиты люди обращаются к харизматическому лидеру. Эти процессы с точки зрения коммуникации и координации усложняют отношения в обществе. В политических системах тоталитарного типа, по мнению Г. Алмонда, существует принудительный тип политической активности, власть сконцентрирована в руках бюрократического аппарата, контролируется, как правило, одной монолитной партией, отсутствует возможность реализации частного интереса и создания добровольных объединений. Для современного демократического режима (либерально-демократического) в основном характерно: • признание воли парода единственным источником государственной власти; • осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей; • выборность и сменяемость органов государственной власти; • наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти (в форме прямого участия населения или на основе представительной демократии); • широкий объем и реальное осуществление нрав человека, экономическая и политическая свобода личности; • наличие официальных механизмов, обеспечивающих учет мнений и интересов меньшинства населения, использование метода согласования при принятии решений; • децентрализация государственной власти; • политический плюрализм (отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, свободное формирование негосударственных общественных объединений, конкуренция политических партий и других политических сил); • наличие легальной политической оппозиции. Как важнейшее достоинство демократического политического режима отмечается то, что он обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем. Авторитарный режим представляет собой политический режим, промежуточный между тоталитарным и демократическим режимами, переходный от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма, что зависит от целого ряда факторов. В частности, от политической ориентации правящей элиты и ее лидеров. В авторитарном политическом режиме можно наблюдать черты и тоталитарного режима, и демократического. Так, в этом режиме: • осуществляется неограниченная власть одного человека или группы лиц; • не допускается политическая оппозиция; • может быть допущено ограниченное число партий, профсоюзов и других организаций, подконтрольных властям; • сохраняется автономия личности и общества во внеполитических сферах; • существует неподконтрольность государственной власти гражданам; • политическая элита формируется методом кооптации, назначения сверху, а не посредством конкурентной электоральной (выборной) борьбы; Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|