Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обмен технологиями. Основы лицензионной деятельности




1. Направления творческой подготовки изобретателя.

Успехи решения изобретательских задач во многом зависят от предварительной творческой подготовки изобретателя.

Она заключается в изучении ведущих отраслей техники. Каждая отрасль является ведущей по отношению к одним отраслям техники и ведомой по отношению к другим. Например, машиностроение – ведущая по отношению к строительству по уровню организации производства, технологии, но в отдельных направлениях строительная отрасль выше машиностроения. В ведомых отраслях особый интерес представляют отстающие участки. Необходимо собирать сведения о приёмах решения технических задач, физических эффектах, новых материалах, следить за патентной литературой. Решая задачи методом проб и ошибок, изобретатель накапливает опыт решения задач.

Изобретатель должен учиться творческому мышлению. По мере освоения навыков направленного мышления, изобретатель реже прибегает к подробным записям решения, сложные мыслительные операции проводятся в уме. Изобретательное мышление имеет тенденцию к облегчению задачи, творческое к усложнению требований задачи.

Изобретательское мастерство определяется умением видеть тенденции и направления развития науки, что позволяет правильно выбирать задачи. Новые пути решения изобретательских задач чаще всего бывают обходными, их надо уметь искать.

Приступая к решению задачи, ещё не известно, в какую область техники выведет логика анализа. Поэтому надо осваивать решения высшего уровня, связанные с выходом за пределы своей специальности.

Надо так решать задачу, чтобы новая техническая идея оказалась легко внедряемой. Решение должно быть наиболее простым.

 

2. Хранение патентной документации на оптических дисках.

Понятие «Интеллектуальная собственность» на знания и социальную информацию включает: авторское и патентное право, право защиты интеллектуальной деятельности в научной, литературной и художественной областях, право на промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, ноу-хау. К интеллектуальной собственности относится информация на материальном носителе.

Патентно-информационные центры в настоящее время перешли на современную технологию издания и хранения патентной документации: на дисках (СD-ROM, DVD-ROM) и в автоматизированных базах данных. В России таким центром является Всероссийская патентно-техническая библиотека (ВПТБ).

Существуют следующие разновидности базы данных: RUPAT - полнотекстовая база данных по изобретениям (включает описание, реферат, формулу изобретения, чертежи и таблицы); RUFBRU – реферативная база данных по изобретениям; RUABU1 – реферативная база данных полезных моделей; RUTM – реферативная база данных товарных знаков.

 

3. Интернет и проблемы ИПС

В 1969 г. группа учёных Минобороны США объединила в единую систему группу компьютеров – хранителей стратегически важной информации. В 1983 году эта система разделилась на две:MULNET – для военного использования и ARPANET (Интернет) – для мирных и научных целей. В состав авторско-правовых отношений в Интернете входят: контент-провайдеры содержания – владельцы сайтов; сервис-провайдеры доступа к сети; домены, распространяющие информацию для доступа пользователей к их информационным массивам.

Для патентования ИПС в электронной форме с 1998 г. ассамблеей РСТ (Patent Cooperation Treaty – Договор о патентной кооперации) приняты правила электронной подачи заявок. Подающий заявку выходит через Интернет на головной компьютер Роспатента, где используются элементы кодирования и электронной подписи. Пока не отрабатываются элементы кодирования, основным юридическим документом остаётся бумажная копия заявки.

Огромную роль Интернет играет в поиске патентной информации по непатентной литературе (научным отчётам, статьям и другим источникам, отсутствующим в коммерческих базах данных).

 

4. Ноу-хау.

Термин ноу хау (know how – знаю как (англ)) был введён в 1916 г. в США. Это научно-технические знания, секреты технологии производства, позволяющие облегчить и ускорить освоение производства продукции, но незащищённые патентами. Понятие ноу-хау применяется в конфиденциальной информации владельца, передаётся на договорной основе и рассматривается как деловой секрет в динамике. Выявить ноу-хау – значит получить дополнительную прибыль при коммерческой реализации.

Критериями понятия ноу-хау являются: секретные знания и навыки по разработке, производству, реализации, обслуживанию, совершенствованию техники и технологии материалов. Имеются следующие разновидности ноу-хау: техническое; управленческое; коммерческое; финансовое. Ноу-хау всегда конфиденциальны, известны одному, максимум двум специалистам.

Ноу-хау не имеют правозащиты на национальном и международном уровне.

Меры предосторожности оглашения ноу-хау: оглашение служащих о статусе торгового секрета; ограничение доступа посетителей; предостережение знаками и кодировками; хранение в сейфе; ограничение доступа к информации, введённой в компьютер. Торговый секрет подлежит правозащите, если приняты меры для хранения его в секрете; очевидна его полезность для бизнеса. Иски о непреднамеренном раскрытии рассматриваются судами, исходя из презумпции конфиденциальных отношений, например, в виде контракта.

Опционное соглашение о ноу-хау заключается с оплатой продавцу аванса, с оговоркой, если при знакомстве с ноу-хау стороны не заключат договор, продавец теряет аванс.

Трудности патентования разработок ноу-хау заключаются в том, что законодательства всех стран требуют полного раскрытия всей совокупности существенных признаков. Заявитель же стремиться максимально скрыть информацию. Грамотное выявление ноу-хау – искусство. Защитить его можно только публикацией сведений без раскрытия существа и внесением условий о правах на ноу-хау и санкциях.

 

5. Секретная интеллектуальная собственность.

К секретной интеллектуальной собственности относится государственная тайна. В законе «О государственной тайне» (1993 г.) дано её определение.

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной и оперативноразыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны».

Засекречивание дешевле патентования и может дать владельцу информации преимущество на длительный срок. Оно затрудняет плагиат и способствует получению дохода при продаже беспатентной лицензии. Но оно имеет и свои недостатки. Работник, покинувший секретный объект и перешедший на другую работу, является хранителем секретной информации. Коммерческий успех может быть только при открытой рекламе патентов и лицензий.

На секретные изобретения авторы могут подавать заявку на патент в Роспатент, а на новую военную технику в федеральный орган исполнительной власти РФ. Пошлины за патент в этом случае не взымаются. Патент действует не более 20 лет. Правительство вправе использовать секретное изобретение без согласия патентообладателя с выплатой ему соразмерной компенсации.

6. Парижская конвенция по охране ИПС.

Выделяют три группы по охране ИПС:

1-я группа – соглашения Парижской конвенции (1883 г.) по охране собственности на объекты ИПС;

2-я группа – соглашения независимые и не связанные с Парижской конвенцией. В эту группу входит Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, Стокгольм, 1967 г.);

3-я группа – региональные конвенции и соглашения: Европейская патентная конвенция (Мюнхен, 1973 г.); Соглашение о создании африканской организации ИС (ОАРI, 1977 г.), подписанное франкоязычными государствами; Соглашение о создании африканской региональной организации по охране собственности (ARIPO, 1976 г.), подписанное англоязычными государствами; Евразийское соглашение между бывшими республиками СССР (1992 г.).

Основные принципы Парижской конвенции (1883 г.):

универсальность – обеспечение льготных условий иностранцам в любой стране;

принцип национального режима – иностранные граждане и фирмы пользуются теми же правами, что и отечественные;

конвенционный приоритет – заявитель может в течение 12 мес. со дня подачи заявки на изобретение и полезную модель и в течение 6 мес. на промышленный образец и товарный знак получить охрану во всех странах участницах с сохранением приоритета первой заявки.

 

7. Договор о патентной кооперации.

Международная кооперация по патентному поиску и экспертизе заявлений решений снимает затруднения в рассмотрении заявок на изобретения. На Вашингтонской дипломатической конференции (1970 г.) был подписан договор о патентной кооперации – Patent Cooperation Treaty (РСТ). В него включены нормы облегчения доступа развивающихся стран к НТИ. Задачами договора являются: установление системы международной подачи заявок на изобретения; проведение поиска по определению уровня техники изобретения и международной предварительной экспертизы на соответствие критериям новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости, с целью исключить дублирование заявок на одно и то же изобретение, поданное в нескольких странах.

Содержание международной заявки состоит из: заявления; описания изобретения; формулы; чертежей; реферата; квитанции об оплате международной пошлины. В среднем стоимость подачи заявки по процедуре РСТ составляет 700 – 1000 долларов. Длительность поиска и оформления документов 20 месяцев.

 

8. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

К функциям ВОИС относятся: разработка международных проектов и соглашений по гармонизации национальных законодательств; обеспечение международной регистрации ряда объектов ИПС; сбор и распространение НТИ; оказание помощи развивающимся государствам путём подготовки кадров для них.

Стандарты ВОИС позволяют без знания языка почерпнуть информацию из патентного документа. Наиболее применяемы стандарты ST.9 и ST.3.

ST.9 включает библиографические данные, включаемые в патентные документы, и цифровые коды. Цифровые коды разбиты на серии. Например, 10 означает определяет вид документа; 11 – номер документа; 12 – словесное обозначение на языке данной страны; 19 – код ведомства, опубликовавшего документ; 22 – дата подачи заявки; 31 – номер приоритетной заявки; 51 – международная классификация документа; 52 – национальная классификация изобретения; 53 – универсальная десятичная классификация; 72 – фамилии изобретателей и т.д.

ST.3 включает двухбуквенные коды государств, например, Россия обозначается RU, Польша PL. Международные организации обозначаются следующими кодами: ВОИС – WO; Европейское патентное ведомство – ЕР; Международный патентный институт – IB; ОАРI – А; ARIPO – АР.

 

9. Патентно-конъюктурные исследования конкурентоспособности новой разработки.

Оценить конкурентоспособность товара на стадии его разработки сложно из-за неопределённости технико-экономических показателей. Не всякое новое решение является перспективным, только некоторые имеют коммерческий успех. Требуется проводить поиск патентной торгово-экономической информации для выявления требований покупателей, уровня производства, исследований новых товаров.

Поиск по ключевым словам или индексам МКИ исследуемой области техники помогает найти фирмы-конкуренты с данными их зарубежных патентов. При поиске используют также универсальную десятичную классификацию литературы – УДК. УДК включает 10 групп: 0 – общий раздел; 1 – философию; 2 – общественные науки; 4 – расформирована; 5 - математика, естественные науки; 6 – прикладные знания, медицина, техника; 7 – искусство, спорт; 8 – философия, художественная литература; 9 - география, история. Каждая группа делится на 10 разделов, каждый раздел - на 10 подразделов.

Отчёт о патентно-конъюктурных исследованиях составляется согласно требованиям ГОСТ Р.15.011-96 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения».

 

10. Основные тезисы патентной политики.

Объекты ИПС нуждаются в лицензионной защите. Специфика стоимости интеллектуального продукта состоит в том, что объект ИПС создаётся в единственном числе в отличие от обычных товаров, поэтому его стоимость должна сравниваться со стоимостью аналогов. Наряду с предметами (машины, вещества) в сделках участвуют элементы интеллектуального труда (ноу-хау, знания, опыт). Лицензионные сделки оформляются соглашениями о передаче прав на пользование изобретениями. Лицензионный договор может включать такие виды экономических связей, как аренда и услуга.

Принципы рынка лицензий: нацеленность на эффективную реализацию товара и услуг и долговременный результат; укрепление конкурентных позиций; прогнозирование и разработка товаров с высокой прибылью от сбыта; приспособление к требованиям покупателей.

Функции рынка: изучение требований рынка в перспективе; оценка собственных экспортных возможностей; управление товарным ассортиментом; формирование спроса и стимулирование сбыта.

Интегрированный маркетинг – это система управления, обеспечивающая направленное воздействие на компоненты рынка, позволяющая полностью учитывать возможности сбыта, и на этой основе координировать усилия всех других подразделений по достижению коммерческих целей фирмы.

 

11. Понятие лицензии

Лицензирование – один из методов начала деятельности по международному маркетингу, суть коего в подписании на зарубежном рынке соглашения о предоставлении права на использование производственного процесса, товарного знака и другой ценной значимости.

Лицензионная система - один из важнейших инструментов регулирования внешнеторговых операций. Предусматривает выдачу должным образом оформленных разрешений на ввоз и вывоз товаров. Лицензионная торговля – основная форма международной торговли технологией. Предметы торговли: беспатентная и патентная лицензии на передачу изобретений, технологий и пр. информации.

Лицензии бывают: во внешней торговле – разрешение на осуществление внешнеторговых операций; патентная лицензия – разрешение на использование изобретений и других результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок в течение определённого времени; разрешение на ведение какой-либо деятельности (отстрел животных и др.).

Неисключительная (простая) лицензия – это когда лицензиар (продавец) разрешает лицензиату (покупателю), сохраняя право пользоваться объектом ИС, продавать лицензии на аналогичных условиях третьим лицам. При исключительной лицензии лицензиар не может сам пользоваться правами на ИС.

За предоставление прав на использование лицензий, ноу-хау и др. предусматривается лицензионное вознаграждение в форме процентных отчислений – ройялти, паушальных платежей, наличными и др.

Ройялти – периодические отчисления, компенсация лицензиару за право пользоваться предметом лицензионного соглашения со стороны лицензиата.

Паушальный платёж – единовременное соглашение за право пользоваться предметом лицензионного соглашения до получения экономического эффекта от его использования.

Цена лицензии на изобретение, эффект которого не выражается в прибыли (медицина, экология, оборона), рассчитывается, исходя из доли лицензиара в экономии средств лицензиата, полученной за счёт отказа решения проблемы собственными силами. Оптимальная доля лицензиара 25…30 %.

Для обеспечения надёжной гарантии за качество продукции ещё до заключения договора между лицензиаром и лицензиатом осуществляется сертификация лицензионной продукции. Без сертификата реклама и реализация лицензионной продукции запрещается. Сертификационные требования к одинаковым товарам в разных станах различны.

Экспорт продукции занимает в деятельности зарубежных фирм главенствующее положение по сравнению с экспортом лицензий. Заинтересованность лицензиара в продаже лицензии возрастает по мере укрепления своих позиций. Лицензия продаётся в ту зону, где невозможно или невыгодно организовать собственное производство и сбыт продукции, да и производство и сбыт продукции в этой зоне даёт больший экономический эффект. Вопрос о продаже лицензий возникает, когда владельцы новшеств уже получили основную прибыль от их применения.

 

12. Обмен технологиями.

Понятие «технология» включает широкий спектр знаний и опыта в научно-технической, производственной и организационно-управленческой деятельности. Рынок технологий отличается от рынка товаров тем, что отношения между продавцом и покупателем носят длительный и многообразный характер, выходящий за рамки купли-продажи. Передача технологий осуществляется по трём каналам: внутрефирменному – филиалам транснациональных корпораций (75 % обмена технологиями); межфирменному – по лицензиям; внешнеторговому – вместе с экспортом товаров и услуг.

Существуют коммерческие (обмен лицезиями) и некоммерческие (личные контакты, выступления на конференциях, симпозиумах) формы обмена технологиями. В понятие «кооперационные соглашения» входят совместные фирмы; взаимное предоставление технологий; совместное проектирование и изготовление изделий.

 

13. Виды соглашений.

Трастовые соглашения – передача права управлять собственностью другому субъекту, после чего в рамках заключённого договора (траста) продавец не имеет право вмешиваться в действие доверительного лица.

Лицензионные соглашения – передача исключительных прав на пользование объектами интеллектуальной деятельности в области науки и техники. Объектами международной лицензионной торговли являются охранные грамоты на ИПС и ноу-хау. При лицензионном соглашении экспортируемый и импортируемый товар – нематериальны. Это право на использование охранной грамоты. Отличие лицензионного соглашения от других видов торговых договоров в том, что патентное право не становится собственностью покупателя, а передаётся ему во временное пользование, на срок действия сделки. То же распространяется и на ноу-хау, хотя сам факт продажи лишает его конфиденциальности и тем самым снижает коммерческую ценность.

 

14. Лицензии на товарный знак.

Товарный знак – допускаемое законом обозначение, призванное отличать товары разных изготовителей. Может быть словесным, изобразительным, помещаться в упаковке или в самом товаре.

Лицензия на товарный знак – это соглашение, по которому владелец (лицензиар) зарегистрированного знака передаёт права на его использование лицензиату. Срок действия лицензии ограничен, но может быть возобновлён вместе с сроком регистрации товарного знака. Если лицензия предоставляется на все товары и услуги, для которых зарегистрирован и охраняется товарный знак, то она называется полной, если на - их часть, то частичной.

Сублицензия означает, что права на использование товарного знака передаются не его владельцем, а лицензиатом, который должен иметь на это разрешение лицензиара. Владелец знака, выдав лицензию, может, с одной стороны, получить дополнительный доход, а с другой – продвинуть больше товаров на те рынки, которые он не может освоить собственными силами.

Следует отличать понятия «товарный знак» и «брэнд». При оценке товарного знака оцениваются не только слова-логотипы («Волга», «Соса-Соlа»), сколько качество продукции и услуг. Слово «брэнд» («клеймить огнём» - норв.) употреблялось при клеймении домашнего скота. В наши дни брэнд - это совокупность материальных и нематериальных прав на фирменное наименование и их использвание, а также элемент фирменного наименования, регистрируемый в качестве товарного знака. Использование и защита элементов брэнда в рамках авторского права проявляется в оформлении витрин, транспортных средств, канцелярских предметов, деловых бумаг, учебников. Многие отличительные элементы брэнда не имеют правоохраны, основанной на регистрации (реклама, сервис), но могут обрести её при использовании режима конфиденциальности.

 

15. Виды договоров.

Франшиза – это договор, по которому одно лицо разрешает за вознаграждение другому лицу использовать систему ведения определённой деятельности на местном рынке в качестве обкатки, с целью выяснения выгодности заключения лицензионного соглашения для самостоятельного изготовления или оказания подобных услуг. В этом случае продавец (франшизор) оказывает покупателю (франшизанту) организационную и коммерческую помощь. Рост сделок по франчайзингу (передаче технологии) явился следствием высокой её мобильности и гибкости. Примером франчайзинга могут являться деятельность на территории многих стран мира корпораций «Макдоландс», «Кока-кола» и др. Привлекательным в операциях по франчайзингу является их приспособленность к деятельности малых и средних предприятий. В случае успеха франшинзант может сделать вывод о целесообразности организации производства данного товара в своей стране или регионе. Тогда следующим этапом сотрудничества будет сделка о передаче технологии - закупка лицензии на производство и сбыт аналогичного товара.

Основные составляющие франчайзинга: франшизант продаёт товары или оказывает услуги такого же качества как у франшизора; он использует товарный знак и фирменное наименование франшизора; франшизор контролирует действия франшизанта и оказывает ему помощь в деятельности (профобучение персонала, информацию по управлению, сбыту, эксплуатации оборудования и др.); франшизант оплачивает эту услугу по заключённому договору.

Агентский договор – соглашение между доверителем и агентом, определяющий характер и объём поручения, которое посредник (агент) берётся выполнить за счёт и от имени доверителя.

Коммерческая концессия – письменный договор на отчуждаемые имущественные права – фирменное наименование или коммерческое обозначение организации предпринимателем без образования юридического лица, подлежащий госрегистрации. Договор о передаче прав на использование охраняемых объектов ИПС подлежит обязательной регистрации в Роспатенте.

Коммерческая концессия имеет отличия от агентского договора: по договору коммерческой концессии пользователь действует от своего имени; по собственному усмотрению; за действия он несёт ответственность собственным имуществом; пользователь вознаграждает правообладателя, а не наоборот, как это имеет место при агентском договоре.

Аренда – договор, согласно которому собственник (арендодатель) предоставляет тому или иному субъекту (арендатору) во временное или частичное распоряжение право на пользование объектом за определённую плату.

Арендные отношения делятся по срокам: рейтинг – до 1 года; хайринг – сроком до 3-х лет; лизинг – сроком более 3-х лет.

Для использования лизинга создаются лизинговые компании, специализирующиеся на лизинговых операциях.

Обычный лизинг – соглашение, по которому арендатор приобретает оборудование на срок меньше фактического срока службы оборудования.

Операционный лизинг – соглашение, срок которого короче амортизационного периода изделия.

Инжиринг – инженрно-консультационные услуги, предлагаемые лицензиаром лицензиату, при передаче объектов НТД. Такие услуги делятся на две группы: услуги, связанные с подготовкой производственного процесса; услуги по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции. Для предоставления инжиринговых услуг создаются инжиринговые компании. Инжиринги-услуги отличаются от ноу-хау обязательным проведением конкретного комплекса работ по заданию заказчика, при передаче ноу-хау это не обязательно. Стоимость инжиринга определяется объёмом капвложений, услуг и степенью стандартизации, то есть пропорциональна затратам интеллектуального труда на разработку и консультирование.

Опционное соглашение конфиденциальности – договор, по которому покупатель берёт на себя обязательство не разглашать до заключения договора полученных сведений, а продавец – в течение оговоренного времени не вести переговоров с другим потенциальным покупателем.

 

16. Предлицензионные договоры.

Протокол о намерениях содержит план дальнейших переговоров, фиксирует начинающие взаимоотношения сторон, не налагая конкретных обязательств, что позволяет получить конкретную информацию о партнёре.

Договор о конфиденциальности предполагает передачу определённой информации, считющейся коммерческой тайной, и включает обязательства сторон по её сохранению. Закон устанавливает 3 условия служебной или коммерческой тайны информации: 1) она должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность; 2) быть неизвестной третьим лицам; 3) владелец должен принимать меры по охране такой информации.

Опционный договор – первоочередное право покупки, продажи, аренды в течение определённого срока на определённых условиях. Иногда партнёр требует испытания мелкосерийного образца в условиях покупателя - стороны заключают опцион, в период действия которого и определяется коммерческая ценность объекта ИПС.

Договор об оценке технологии – это опционный договор, передающая сторона которого в силу своих ограниченных возможностей не способна довести объект ИС до пригодного к коммерческому использованию. Все необходимые для этого действия (изготовление образца, испытания) берёт на себя принимающая сторона. Вознаграждение передающей стороне предусмотрено лишь при последующем заключении лицензионного договора. В этом случае принимающая сторона договора об оценке технологии оговаривает себе определённый процент от платежа по будущему лицензионному договору. Обычно эта доля составляет 10…20 %. Срок действия такого договора составляет 0,5…1 год.

Договор о сотрудничестве – опционный договор между разработчиком и инвестором для совместного доведения изобретения до коммерческого использования. При этом разработчик отвечает за техническую часть объекта (подготовка документации, создание опытных образцов), а инвестор отвечает за коммерческую часть (продвижение объекта на рынок).

 

17. Производственная кооперация на лицензионной основе.

Это форма реализации прав ИПС, расширяющая рынки сбыта и объём экспорта, сокращающая сроки разработки.

Наибольшее применение нашла производственная кооперация в виде подрядного кооперирования и совместного производства.

Подрядное кооперирование – это производство по заказу, когда стороны заключают договор на изготовление изделия из материала заказчика, в рамках которого передаются ИПС, ноу-хау и техдокументация.

Совместное производство осуществляется на основе лицензии одной из сторон и на взаимном обмене лицензиями. Для совместного производства создаются совместные предприятия, цель которых: осуществление проектов, непосильных одной компании; взаимовыгодное объединение мощностей; освоение новых рынков в новых регионах.

Венчурные фирмы – смешанные компании объединённых рисков, когда вклад одной из сторон осуществляется в форме передачи научно-технических знаний. Эта форма технологического обмена наиболее рентабельна и прибыльна. Фирмы - «доноры», не имея избыточного капитала, объединяются с фирмами, имеющими солидный производственный опыт, необходимый для организации данного производства.

Успешная работа совместного предприятия определяется вкладом в его капитал и системой контроля его деятельности. Полноценным вкладом в совместное производство являются патенты, товарные знаки, авторские права, ноу-хау. Исключительная лицензия – наиболее выгодный вклад. Контроль качества продукции даёт уверенность обеим сторонам в том, что все необходимые ноу-хау переданы.

 

18. Содержание лицезионного соглашения

Договор о продаже-покупке лицензии на использование изобретения включает следующие основные пункты:

- преамбула – указываются наименования сторон договора (лицензиара и лицензиата), указывается № патента;

- определение терминов – указываются термины, используемые в договоре и даются их объяснения;

- предмет договора – указывается, что лицензиар предоставляет лицензиату на срок действия договора и за вознаграждение исключительную (неисключительную) лицензию на использование изобретения, охраняемого патентом; уточняются условия договора (использования изобретения лицензиатом и оказания помощи со стороны лицензиара);

- техническая документация – указываются условия передачи технической документации от лицензиара к лицензиату, при этом составляется акт передачи;

- усовершенствования и улучшения – указываются обязательства сторон о передачи информации о усовершенствованиях, касающихся патента;

- обязательства и ответственность – указываются обязательства сторон по выполнению договора; устанавливается штраф за нарушение обязательств;

- техническая помощь в освоении производства продукции – указываются условия оказания технической помощи при обучении персонала лицензиата или налаживания выпуска продукции;

- платежи – указывается условия оплаты за пользование лицензией;

- информация и отчётность – указываются условия передачи бухгалтерских данных по производству продукции от лицензиара к лицензиату;

- обеспечение конфиденциальности – указываются правила сохранения конфиденциальности по изобретению и использованию его;

- защита передаваемых прав – указываются действия сторон по поддержанию патента, предотвращению использования патента третьим лицом;

- реклама – лицензиат обязуется в рекламных материалах, а также на продукции указывать, что эта продукция производится по лицензии лицензиара;

- разрешения споров – указываются условия разрешения споров;

- срок действия договора и условия его расторжения;

- прочие условия – указывается о недопустимости передачи прав и обязанности сторон другому физическому или юридическому лицу; условия оформления документации.

 

19. Рекламно-коммерческая проработка объекта.

Цель рекламы: продвижение на рынок технологий, изобретений, ноу-хау и других товаров наиболее эффективным путём. Подготовка рекламы включает: изучение рынков сбыта, потребителей, товаров; определение формы передачи информации; расчёт расходов на рекламу; подготовка средств передачи информации.

Мероприятия по реализации рекламной деятельности называются рекламной компанией. Её цель – определить интересующий рынок; конкурентоспособность товара по сравнению с аналогичными товарами; возможности и вкусы покупателей товара; объём ассигнований на рекламу.

Средства распространения рекламы играют большую роль. Здесь надо учитывать стоимость канала передачи информации, число пользователей каналом. Информация передаваемая периодически, а не единажды, более эффективна. Размер рекламного сообщения в печатном средстве также важен. Например, если сообщение охватывает четверть страницы, она менее запоминается читателем, чем сообщение на целой странице. Необходимо правильно выбирать язык передачи рекламной информации, учитывая интересы покупателя. Из всех распространённых средств передачи рекламы наибольшей эффективностью обладает телевидение.

 

20. Выставки и тендеры

Одним из наиболее эффективных путей продвижения товара на рынке является участие в выставках. В ходе выставок ведут учёт посетителей, устанавливают с ними контакты, участвуют в пресс-конференциях, теле- и радиорепортажах.

С целью стимулирования сбыта продукции организуют продажу продукции в кредит, распространяют бесплатные образцы продукции, осуществляют скидку цен.

Для выбора компании-поставщика продукции устраивают тендер - особая форма выдачи заказов на поставку товаров, которая предполагает привлечение предложений от нескольких поставщиков с целью обеспечения наиболее выгодных коммерческих и других условий сделки. Для проведения тендеров создаётся тендерный комитет из технических и коммерческих экспертов.

Участникам торгов раздают анкеты, включающие сведения о фирмах, их финансовом положении, опыт участия в подобных проектах. После анализа заполненных анкет проводится экспертная оценка всех данных участников торгов по балльной системе. Победитель набирает наибольшее число баллов.

На торге-тендоре в выигрышном положении оказывается тот, кто представит техническую документацию на объект, выгодно отличающуюся от документации конкурентов. Патентная лицензия оценивается дороже беспатентной.

 

21. Переговоры на рынке лицензий

Переговоры по заключению лицензионных соглашений делят на предварительные и заключительные.

В предварительных переговорах участники знакомятся с характером деятельности партнёра, осуществляют презентацию, которая даёт сведения об интересуемом объекте, характеризует производителя по таким показателям, как товарооборот и номенклатура выпускаемой продукции, экспортные возможности и др.

К презентации готовят проспекты, каталоги, слайды, видео- и кинофильмы. Презентацию обычно проводит руководитель фирмы.

Согласование цены лицензии или товара осуществляют на заключительных переговорах. Перед заключительными переговорами необходимо провести обработку имеющихся сведений, чтобы убедиться в надёжности партнёра: возможности им выполнить поставленную задачу, соблюдении конфиденциальности полученной информации. Разработчик должен объективно оценивать свой товар, не завышать его цену, в противном случае он может потерять партнёра. Информация о предоставляемой продукции не должна превышать границ дозволенного, так как при излишней информации снижается коммерческая составляющая соглашения, да и это может привести к разглашению данных, являющихся ИПС разработчика.

 

Список литературы

1. Патентное право

2. И.М. Меркушев. Патентно-лицензионная работа. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. – 400 с.;

3. Г.Н. Федотов, В.С. Шалаев Лекции по теории решения изобретательских задач. ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2013. – 297 с.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных