Предмет и метод российского предпринимательского права
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт экономики и управления
Кафедра менеджмента и внешнеэкономической деятельности предприятия
Курс лекций
По дисциплине ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
Разработчик: к.п.н. Щепеткина И.В.
Екатеринбург 2014
Тема 1. Предмет, метод и принципы российского предпринимательского права
Предмет и метод российского предпринимательского права
Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:
а) как комплексная отрасль права – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;
б) как наука – совокупность концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства;
в) как учебная дисциплина – совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции.
Среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права.
Сторонники дуалистической концепции (Е.А. Суханов, Б.И. Пугинский и др.) считают, что предпринимательские отношения должны регулироваться гражданским и административным правом.
Монистическая теория (В.К. Мамутов, В.С. Мартемьянов и др.) исходит их того, что предпринимательское право является самостоятельной комплексной отраслью права.
Объектом предпринимательского права является предпринимательская деятельность.
Предмет регулирования предпринимательского права как отрасли права составляют три группы общественных отношений:
1. Предпринимательские отношения, которые возникают между хозяйствующими субъектами на основе гражданско-правовых сделок (например, в связи с заключением договора аренды, поставки, комиссии и др.). Такие отношения называют «горизонтальными», поскольку они основываются на равенстве сторон.
2. Отношения организационно-имущественного характера, которые создают условия для осуществления предпринимательской деятельности (создание, реорганизация, ликвидация предприятий, деятельность торговых, фондовых бирж по организации торговли и другая деятельность некоммерческого характера).
3. Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности (например, при осуществлении государственного контроля (надзора), при государственной регистрации хозяйствующих субъектов, лицензировании отдельных видов деятельности, налогообложении и т. д.)
Под методом предпринимательского права понимают совокупность приемов и способов воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права.
Поскольку российское предпринимательское право является комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права, его методы разнообразны:
а) императивный метод – метод жестких властных предписаний, исчерпывающе регулирующих отношения (например, предписания антимонопольных органов, обязанность предпринимателей зарегистрироваться, платить налоги, и т. д.);
б) диспозитивный метод – предоставляет субъектам свободу выбора определенного варианта поведения (например, в ряде случаев ГК РФ предоставляет предпринимателям возможность определять некоторые условия договоров по соглашению сторон) и др.
Система российского предпринимательского права состоит из двух частей:
Общая часть включает в себя положения о:
ü источниках российского предпринимательского права;
ü понятии предпринимательской деятельности;
ü понятии и видах субъектов предпринимательского права;
ü системе требований, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности;
ü правовых основах создания, прекращения, банкротства хозяйствующих субъектов;
ü правовых основах управления предприятием;
ü правовом режиме имущества предпринимателей и т. д.
Особенная часть содержит вопросы правового обеспечения отдельных видов предпринимательской деятельности:
ü правовые основы аудиторской и оценочной деятельности;
ü правовые основы деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
ü правовые основы инвестиционной деятельности;
ü правовое регулирование иностранных инвестиций в России;
ü правовые основы кредитования предпринимателей;
ü •правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности;
ü правовое обеспечение инновационной деятельности;
ü правовое регулирование ценообразования;
ü правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и т. д.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|