ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Земельная реформа в современной России и ее правовое обеспечение.В 1990 г в Российской Федерации началось осуществление земельной реформы [16]. Следует различать два этапа 1-й этап, когда она развивалась на основе ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г., и 2-й этап, когда была принята на референдуме 12 декабря 1993 г; новая Конституция. Начало реформы Реформа осуществляется, во-первых, на основе специальных земельно-правовых актов; во-вторых, на основе развития общего законодательства, о приватизации; о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности, о банках; о налоговой системе; об акционерных обществах; об антимонопольной деятельности, о банкротстве, об инвестиционной деятельности; о залоге. В-третьих, поскольку земельная реформа неразрывно взаимосвязана с аграрной реформой, то земельно-правовые нормы находят свое место и в аграрно-правовых актах. Цели и задачи земельной реформы были сформулированы в правовых же, актах о земельной реформе. В соответствии с законодательством земельная реформа – это коренное изменение того земельного строя, который существовал до 1990 г. в бывшем Союзе ССР и России. Он основывался на исключительной собственности государства на землю, возникшей в результате национализации земли в 1917 г. Цель и суть земельной реформы заключались в следующих основных направлениях: – переход от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению); – приватизация земель; – децентрализация права собственности на землю. В результате возникла множественность форм права собственности на землю; – частная (индивидуальная, общая долевая и общая совместная – физических и юридических лиц); – государственная, которая подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации; – муниципальная; – иные формы права собственности. Кроме того, возникли или развиваются другие формы права на землю. Это – право пожизненного наследуемого владения землей, право пользования, право аренды. Но земельная реформа не самоцель. Она должна была привести и к множественности форм хозяйствования, и к подъему сельского хозяйства. На основе данной множественности форм собственности и других прав на землю появились и развиваются различные организационно-правовые формы сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий: – государственные; – кооперативные; – муниципальные; – частные – индивидуальные, юридических и физических лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства, акционерные общества, товарищества, хозяйственные общества и др. Указанные субъекты новых аграрных отношений одновременно являются и субъектами новых земельных отношений. Конституция Российской Федерации 1993 г (ст. 9) провозгласила, что в России закреплены частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на землю. Статья 36 специально посвящена праву частной собственности на землю граждан они вправе самостоятельно или вместе с другими владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им земельными участками по своему усмотрению, не причиняя при этом вреда другим лицам, и соблюдать требования экологического законодательства. Право частной собственности устанавливается федеральным законом. Первые правовые акты земельной реформы были приняты еще бывшим Союзом ССР. Верховный Совет СССР в апреле 1990 г принял Основы законодательства о земле. Однако в те времена шла острейшая дискуссия нужно или не нужно вводить частную собственность на землю. Основы законодательства о земле не ввели права частной собственности на землю. Но Основы ввели новшество – пожизненное наследуемое владение землей. Это еще не право собственности на землю, но уже одно правомочие как собственника. Основы закрепили передачу земельного участка по наследству. Основы ввели еще одно право на землю – право аренды земли. 22 ноября 1990 г был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и 23 ноября 1990 г Закон РСФСР "О земельной реформе". Земельный кодекс РСФСР 1991 г. В 1990–1991 гг. велась разработка нового Земельного кодекса. 25 апреля 1991 г он был принят. Это – основной земельный законодательный акт, в котором урегулированы, по существу, все земельные общественные отношения нового земельного строя. Но Кодекс не мог выйти за рамки Конституции, в которой был установлен 10-летний мораторий на продажу (передачу) земельных участков. Свободно разрешалась только купля-продажа земли государством: у граждан и, наоборот, гражданами у государства. Серьезнейшей новизной и революционным завоеванием ЗК РСФСР явилось установление судебного разрешения всех земельных споров. Раньше они рассматривались только в административном порядке (до этого суды рассматривали лишь один спор – о пользовании земельным участком его собственниками в городе). Президент Российской Федерации решил регулировать ход реформы своими Указами. 27 декабря 1991 г. Президент Российской Федерации принял Указ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы". Указ установил продажу (передачу в собственность) колхозниками и работниками совхозов своих земельных долей: – при выходе на пенсию (по старости или инвалидности); – при переселении в другую местность; – при передаче в собственность по наследованию, – при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность. Колхозники, работники совхозов получили право продавать свои участки другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз. Таким образом, права указанных граждан на продажу земельных участков были расширены по сравнению с Конституцией и ЗК РСФСР. Из названных положений Указа исходило и постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года о реорганизации колхозов и совхозов, в котором предписывалось колхозам и совхозам перерегистрироваться в новые формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и др.). Это противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный Суд не отреагировал на это. Реформа продолжилась. Законодательными актами Верховного Совета Российской Федерации регулировались и регулируются плата за землю (Закон от 11 октября 1991 г с дополнениями и изменениями), залог земли (Закон от 29 мая 1992 г.) и ряд других. Призвано необходимым принять закон об ипотеке. Но пока он не принят, Законодательный орган – Верховный Совет Российской Федерации, со своей стороны, принимал законы, направленные на дальнейшее расширение права частной собственности на землю. В Конституцию РФ (ст. 12) были внесены дополнения и изменения, которыми разрешалась свободная купля-продажа земельных участков гражданами в четырех случаях – для ведения: –личного подсобного хозяйства, – садоводства, – дачного строительства, – индивидуального жилищного строительства. Конституция и Закон не позволяли регулировать земельные отношения с учетом требований земельной реформы. Поэтому Президент Российской Федерации стал регулировать их в указном порядке. Указом Президента Российской Федерации о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы от 27 октября 1993 г было установлено, что земля – имущество, недвижимость, все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, с учетом земельного и экологического законодательства. Земельное законодательство в указанной части должно соответствовать ГК РФ 24 декабря 1993 г. Президент Российской Федерации принял Указ № 2228 о приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ. Он отменил часть ЗК РСФСР, ряд статей Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон об аграрной реформе, 8 статей Закона о зерне. В 1991-2004 годах было принято более 25 федеральных законов, в которых формально провозглашена федеральная собственность на землю. В то же время конкретных механизмов отнесения земельных участков к соответствующему виду собственности нет, что приводит к многочисленным судебным спорам, количество которых неизбежно будет нарастать. Сегодняшний день в стране отсутствует цельная система земельного законодательства. Значительная часть действующих земельных правовых норм устарела и исчерпала себя, многие нормы носят противоречивый характер. Идет растаскивание земельных правовых норм по другим законодательным актам (Лесной кодекс, Градостроительный кодекс, Водный кодекс, федеральные законы «О сельскохозяйственной кооперации», «О недрах» и другие). Особенно недопустимая обстановка сложилась с муниципалитетами, которые начали активно брать на себя функции государства в области земельных отношений. Передача земли в собственность была осуществлена по варианту раздела земли между членами сельскохозяйственных предприятий на условные земельные доли. В итоге этих преобразований 11,8 млн. российских крестьян получили право на земельную долю. Собственники земельных долей распорядились ими пока следующим образом: более 5 млн. крестьян (42,5%) передали земельные доли в аренду; около 1,8 млн. человек (15,2%) передали право пользования земельными долями в уставные капиталы сельскохозяйственных предприятий; около 0,9 млн. человек (7,2%) выделили земельные участки для ведения личного подсобного и фермерского хозяйства; немного больше полумиллиона крестьян (4,2%) передали земельные доли в уставные капиталы. Целью ФЗ №171 от 23.06.2014 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» является упрощение получения земельного участка, находящегося в распоряжении органов государственной власти и органов муниципального управления, в использование частного лица или предприятия. 1. С первого марта 2015 года получить земельный участок имеют право владельцы инфраструктурных объектов, некоторые категории граждан, которые будут использовать землю с целью жилищного строительства или ведения хозяйства. Данные физлица и юрлица имеют право получить землю без предварительных торгов. При этом время предоставления сокращается с трех лет до трех месяцев. Кроме того, новый законопроект, заменяет согласование места размещения объекта обязанностью по подготовке документации по планировке территорий и образованию соответствующих земельных участков. Образованием земельного участка занимается лицо, заинтересованное в получении прав на освоение территории.
Стоит отметить, до вступления в силу поправок к Земельному кодексу РФ, землю муниципалитета можно было получить двумя способами: без торгов (необходимо предварительное согласование места его размещения) и на торгах (без согласования). Новые правила формирования земельных участков значительно сокращают цепочку согласований. 2. Согласно новым правилам, с 1 марта 2015 года органы местного самоуправления обязаны выставлять на торги те земельные участки, которые никем не используются. При этом, процедура должна совершаться после соответствующего заявления лица. Начальная стоимость земельного участка должна соответствовать его кадастровой оценке. Информация о свободных землях должна быть размещена на государственных сайтах и на официальных сайтах органов местного самоуправления. 3. Земельная реформа предполагает появление возможности у муниципалитетов распоряжаться земельными участками, если гражданин или компания завершили землепользование. 4. Владельцы магазинов, ларьков, киосков, магазинах «на колесах» освобождаются от процедуры заключения договора аренды на участки земли, ими занимаемые. Действие закона распространяется на владельцев рекламных площадей. 5. К числу граждан, которые могут потребовать у муниципалитета землю для освоения, причисляются работники бюджетной сферы, учителя и врачи. Данные лица могут получить участок бесплатно и без проведения торгов. Спустя шесть лет после «работы» на участке, его можно приобрести в собственность. При этом, цена земли, как уже было сказано ранее, не должна быть выше кадастровой. 6. Новые правила регламентируют усиление надзора в рамках земельного законодательства.Делается это для того, чтобы исключить возможность самозахвата территории. Надзор будет проводиться в отношении целого населенного пункта, а не отдельного участка земли. На лица или компании, взявшие землю без спроса, будут налагаться штрафы. К примеру, за самозахват участка юридическим лицом штраф выплачивается в размере 1,5-2% от кадастровой стоимости его участка. В денежном эквиваленте – это порядка 100 тысяч рублей. Кроме того, чтобы избежать случаев, когда компании проще заплатить штраф, чем освободить занятый участок, в практику вводится процедура принудительного освобождения земли. Если же юрлицо отказывается выполнять предписание, то штраф полагается еще и за это.
Земельная реформа-2015, с одной стороны, дает толчок к освоению представителям бизнес-сообщества новых территорий, с другой – не дает гарантий владельцам малых предприятий. Так, положение закона, в котором говорится об отмене необходимости заключения договора на аренду земли со стороны владельцев ларьков, киосков и рекламных конструкций, может привести к многочисленным судебным разбирательствам, так как законность взятия земли в аренду фактически прописана нигде не будет. В целом, реформа направлена на благо бизнеса. Юридические лица, которые выкупают землю под социально важные объекты (больницы, детские сады, культурные центры, строительство дорог) или же специальные объекты (электросети, газовые станции, коммуникации) смогут быстро и без лишних согласований получить необходимый участок. Регион в этом случае получает дополнительное развитие и становится более инвестиционно привлекательным.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|