Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






По Гринвичскому времени




Лондон, Тавистокский институт медицинской психологии (Тавистокская Клиника). Год 1945

После завершения второй мировой войны среди персонала Тавистокской Клиники родилась и вызрела мысль об использовании наработок военного времени, во-первых, для сугубо гражданских нужд и, во-вторых, для решения проблем более здоровой части народонаселения, чем пациенты Клиники. И когда медицинский эксперт фонда Рокфеллера встретился с представителями клиники на предмет того, что сейчас назвали бы возможностью «конверсией военно-гуманитарных технологий», его миссия была встречена с большим пониманием сути дела. И разговоры об основании специального Тавистокского института обрели достаточно твердую почву. А Тавистоку было что предложить окружающей его среде. Довольно быстро и эффективно удалось использовать технологии оценки кадров, сложившиеся в военной комиссии кадрового отбора, для решения задач комплектования гражданских служб Великобритании, то есть создать «зеркало» W.O.S.B в C.S.S.B. Наработки Нортфилдских экспериментов для создания терапевтических сообществ еще только начинали осмысливаться и их время не пришло (да они и не закончились сразу после войны), а вот опыт работы групп для реабилитации лиц с посттравматическим синдромом можно сказать так и просился для использования «в мирных целях».

Проектирование будущего Тавистокского института еще не вышло на стадию бюрократической доработки, а Уилфред Бион, Джон Рикман и Джок Сатерленд совместно провели первую экспериментальную тренинговую группу не для военных и не для больных. И произошло это ещё в 1945 году (Fraher,2004, p.75). Шесть сессий, трое ведущих и двенадцать участников. Для историков практической психологии важным оказалось то, что среди двенадцати участников оказался не кто иной, как Кеннет Райс – будущий директор Тавистокского Центра прикладных социальных исследований и один из создателей Лейстерской/Тавистокской модели образовательной конференции. Райс был так впечатлен результатами тренинга, что напросился участвовать в другом экспериментальном проекте – очень длинном, двухгодичном тренинге, который Бион проводил в течение 1947 и 1948 годов. Между самым коротким и самым длинном тренингами Бион руководил проведением двух демонстрационных проектов: один для менеджеров, а другой для работников сферы образования. Результаты оказались обескураживающими: ведущие никак не могли отделаться от впечатления, что перед ними на психически здоровые руководители бизнеса и образования, а так знакомые им по прошлой работе пациенты психиатрических клиник. Опрос участников подтвердил ту догадку, что записавшиеся на тренинг действительно были ориентированы не на приобретение знаний и умений, нужных для управления группами, а стремились получить помощь в решении своих собственных личностных проблем (Miller, Rose, 1994, p.46). Еще один тренинг, проведенный Бионом, чуть не ликвидировал на корню тренинговую практику в Соединенном Королевстве. В группе, сформированной из высокопоставленных чиновников, у одного из участников произошло прободение язвы желудка. Пострадавший, что называется, «так дела не оставил», а закатил скандал в прессе. Следствием было то, что групподинамический тренинг для менеджеров в Великобритании не практиковался в течение ряда последующий лет. Чего, к счастью, нельзя сказать о тренинге для работников сферы образования. Но Бион отошел от этого проекта, а группы для преподавателей с начала 50-х проводились уже Эриком Тристом и Элеонорой Герберт.

Интересно, что одна и та же по сути проблема привела к совершенно разным исходам в Бетеле и Лондоне. Случающиеся в группах обострения психических и соматических заболеваний способствовали появлению в NTL сотрудников с опытом психотерапевтической и психоконсультационной работы, что спровоцировало возникновение терапевтического уклона и разрастанию конфликта между старожилами и неофитами лаборатории. В Тавистоке подобное оказалось бы невозможным, так как все сотрудники изначально обладали значительным опытом аналитической терапии, и не было никаких резонов привлекать сторонние медицинские кадры. Проблема лежала в неспособности радикальным образом перевести нацеленность персонала с терапевтической в образовательную плоскость. Потребовалось взять достаточно продолжительный тайм-аут для нахождения решения этой проблемы.

Хотя внешняя активность в плане ведения тренинга для менеджеров и была свернута, но желание заниматься этим делом никуда не пропало. Тем более, что из-за океана приходила информация об успехах первых лабораторий в Бетеле. Мало того, в континентальной Европе достаточно успешно «прошли гастроли» тренеров из NTL. И вот по просьбе руководства только что созданного Тавистокского института в Лондон прибывает группа специалистов из Бетеля для консультирования сотрудников института, при этом один из прибывших задерживается на весьма длительный срок. В свою очередь из старой Англии в Новую Англию командируется несколько человек для изучения успешного опыта работы с менеджерами. Самый известный из них – Гарольд Бриджер, остается в NTL на длительную стажировку. Кандидатура Бриджера появилась, по-видимому, не случайно: Гарольд, математик по профессии, в отличие от других ведущих сотрудников института не успел ещё «как следует пропитаться» идеологией психоаналитической терапии и был в большей степени открыт для восприятия идей господствующего в NTL неаналитического, полевого подхода к пониманию групподинамических процессов. Забегая несколько вперед можно сказать, что затея удалась – несколькими годами спустя совместными усилиями был создан оригинальный британский вариант (формат) групподинамического тренинга. Он вошел в историю под названием Лейстерская (Тавистокская) модель образовательной конференции. Но случилось данное событие уже ближе к бурным шестидесятым.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных