Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Палестино-вавилонская экзегеза




Лекция 4

Принципы и методы толкования Священного Писания

 

Прежде чем мы приступим к основной части нашего курса, необходимо познакомиться с теми принципами и методами интерпретации Священного Писания, которые используют в своих толкованиях иудейские и христианские экзегеты.

Иудейское толкование Священного Писания

Иудейская традиция толкования Священного Писания очень богата и может быть представлена двумя основными направлениями: экзегеза, которая носила характер юридический и практический, а также толкование аллегорического типа. Первая разновидность характерна для иудеев Палестины и Вавилона, вторая – для иудеев Александрийской диаспоры.

Палестино-вавилонская экзегеза

Начиная с V в. до Р.Х., изучение Священного Писания стало для ученых иудеев наиважнейшим предметом их исследований. Крупными центрами, в которых осуществляется такая работа, были Вавилон и в первую очередь Палестина.

Библейское повествование упоминает в числе первых толкователей самого Ездру (см. Ездр. 7:10). В качестве ранних экзегетических памятников можно рассматривать таргумы. Таргум (как уже говорилось выше, см. лекция 3.3) – переложение Писания на арамейский язык. Таргум – это не просто механический перевод с одного языка на другой, но именно истолкование, которое ставило перед собой цель исключить двусмысленное понимание того или иного библейского отрывка. Рис. 1.

Целью изучения Писания было определение норм общественной и индивидуальной жизни каждого члена народа Божия. В центре внимания находились обрядовые, гражданские, общественные и моральные законы Моисея. В результате такой работы появлялись многочисленные экзегетические труды. Все они объединяются общим названием мидраш (от евр. darash – исследовать, изучать). Мидраш в свою очередь делится на два экзегетических жанра: галаху и агаду.

Галаха содержала в основном толкования закона и регламентировала уклад всех сторон жизни как иудейского общества в целом, так и его отдельных представителей. В сознании иудеев она имела огромный авторитет. Предписания галахических толкований должны были скрупулезно исполняться.

Галахическое толкование осуществлялось по определенным законам. Одним из первых 7 правил (мид о т) интерпретации Священного Писания сформулировал Рабби Гиллель (I в. по Р.Х.) Ученик Гиллеля, рабби Ишмаэль, увеличил число правил до тринадцати, а позже рабби Элиэзер – до тридцати двух. В основном эти правила связаны с законами логики. Они предполагают изучение соотношений между общим и частным, родовым и видовым понятиями. Так, например, наказание за серьезное преступление не может быть меньше, чем за менее тяжкое (1), закон относительно общих случаев верен и в конкретных (3-7), из общих случаев имеются исключения (8-10), но не всегда (11) и т. п. «В основе такого подхода лежит убеждение в абсолютном авторитете устного закона, якобы восходящего к самому Моисею, что послужило причиной развития идеи о том, что каждое слово в Писании могло иметь до несколько сот тысяч смыслов, которые можно извлечь из буквальногозначения слова, игнорируя при этом ближайший контекст фразы»[1].

В качестве примера можно привести следующее толкование. В книге Левит Израилю предписывается строить кущи и жить в них на протяжении семи дней в течение праздника Кущей (см. Лев. 23:42). В книге Второзакония ничего не говорится о необходимости строить кущи, зато предписывается паломничество к иерусалимскому Храму (см. Втор. 23:6, 7, 11, 16). Как же разрешить это противоречие? Галахическое толкование предписывает приходить всем евреям в Иерусалим, строить там кущи и жить в них на протяжении всего праздника. В этом случае исполняются оба предписания Торы.

На крайности такого подхода указывает Спаситель, который обличает фарисеев в чрезмерно буквалистском понимании предписаний закона и бездушном отношении к ближним (Мф. 23:16, 18, 23; Мк. 7:11 и т.п.) Рис. 2.

В отличие от юридического галахического толкования, агада рассказывала о том, о чем еще мог бы сказать библейский автор, но умолчал. В агадических толкованиях широко используется различный исторический, приточный, апокрифический и мифологический материал. Так, например, в одном из агадических толкований приводится интересный комментарий относительно буквы ב, с которой начинается Священное Писание: «Повествование о сотворении мира начинается с буквы «ב», имеющей начертаний, открытое только с одной, передней стороны. Этим предуказано, что только то, что последовало «после» начала Божественного миростроительства, может быть доступно человеческому разумению»[2]. Также в качестве примера агады можно привести т.н. «Апокалипсис Моисея»[3]. Таким авторитетом как галаха агада не обладала.

Полное собрание иудейских толкований по тому или иному вопросу (как галахических, так и агадических) позже (после II в. по Р.Х.) оформляются в произведение под название Талмуд. Рис. 3.

Говоря об экзегезе палестинских иудеев, необходимо упомянуть о кумранской общине. Экзегеза кумранских свитков характеризуется напряженным эсхатологическим ожиданием. Авторы рукописей ждали скорого конца света и, соответственно, это сообщало их толкованиям определенную тональность. Библейские пророчества они понимали, прежде всего, как указывающие на ситуацию, в которой они находятся сами, а также на действительность, в которой они живут и которая, по их мысли, является действительностью эсхатологической. Так, например, сон Навуходоносора, надпись на стене во время пира Валтасара, они истолковывали как грозное предупреждение, адресованное современникам. Такие толкования получили название пешер.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных