Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Жизнь человека в раю




В раю человеку дается несколько заповедей, которые он должен был соблюдать.

И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать и хранить его (Быт. 2:15).

Во-первых, Бог дает человеку заповедь труда. Он делает это не без причины. По словам свт. Иоанна, «так как жизнь райская доставляла человеку полное наслаждение, сообщая и удовольствие от созерцания и приятность от вкушения, то, чтобы человек от чрезмерного покоя Ее не развратился… (Бог) повелел ему «делати и хранити» рай… Бог хотел, чтобы человек имел, хотя малое и умеренное, попечение о хранении и возделывании его. Если бы он был совершенно свободен от труда, то, пользуясь совершенным покоем, тотчас бы предался беспечности; но теперь, занимаясь трудом безболезненным, чуждым страданий, мог быть целомудреннее»[20].

Кроме того, необходимо сказать о том, что труд до падения качественно отличался от того труда, который знает падшее человечество. Он не был человеку в тягость. Так, блж. Августин пишет о том, что возделывание земли: «было не мучительным трудом, а отрадным наслаждением, так как все, сотворенное Богом, произрастало тогда гораздо обильнее и плодоноснее, отчего в большей степени прославлялся и Сам Создатель, даровавший душе, соединенной с животным телом, идею труда и способность к нему настолько, насколько это служило удовлетворением духовного желания, а не насколько требовали того нужды тела»[21].

При этом, способствуя развитию телесных и душевных сил, труд помогал Адаму познавать самого себя и окружающий мир. Как пишет свт. Филарет Московский, Бог дает человеку эту заповедь, «дабы он испытанием вещей умножал естественные свои познания… отстоял от опасности чувствования самодовольства и независимости и дабы видимое совершенствование земных произведений посредством труда приводило ему на мысль возможность и долг возделывать собственное сердце»[22].

Интересные наблюдения, которое поддерживает мысль о том, что эта заповедь имеет своим предметом душу человека, встречаем у одного из современных экзегетов Б.И. Бермана. Он обращает внимание на тот факт, что выражение «возделывать и хранить» (וּלְשָׁמְרָֽהּ לְעָבְדָהּ, леавд а х улешамр а х) имеет при себе местоименный суффикс женского рода «ее». То есть человек, должен был возделывать и хранить «ее». В то время как слово גַּן (ган), сад, – слово мужского рода. И тогда встает вопрос, кого должен был возделывать человек? По мысли, Бермана, речь идет о душе, – единственное слово женского рода, которое находится в ближайшем контексте (см. Быт. 2:7) и подходит по смыслу в данном случае[23].

Есть мнение о том, что возделывать и хранить относится к человеку (блж. Августин). Бог возделывает и хранит человека.

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него… (Быт. 2:16, 17а).

Это еще одна заповедь, которую Господь дает человеку. Предлагая эту заповедь, Господь испытывает свободную волю человека. А вместе с тем создает необходимые условия для его нравственного совершенствования. «Древо познания, – пишет прп. Иоанн Дамаскин, – должно было служить некоторым испытанием и искушением для человека и упражнением его послушания и непослушания»[24].

Прп. Ефрем Сирин допускает, что в стихе Быт. 2:15 при помощи выражения «возделывать и хранить» говорится об этой же заповеди, только иными словами. Так, он пишет: «на Адама возлагалось не какое иное хранение (рая), как данного ему закона, не какое иное делание, как исполнение данной ему заповеди. Если скажут, что два этих дела возложены были на Адама вместе с заповедью, то не противоречу и ему»[25].

…ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2:17b).

В данном случае слово «день» можно рассматривать как неопределенное указание на момент времени и перевести как «в то время, когда». По словам свт. Филарета, «день знаменует здесь вообще время после грехопадения»[26]. Еврейское выражение, которое на русский язык переведено как «смертью умрешь», – это, так называемый, infinitivus absolutus. В еврейском языке он используется в том случае, когда необходимо усилить мысль. То есть эту фразу можно было бы перевести так: «непременно умрешь».

Таким образом, речь идет о том, что в случае нарушения заповеди начнется духовное умирание человека, которое будет иметь одним из своих последствий смерть тела. Как говорит свт. Филарет, «в день первого грехопадения совершается смерть духовная и начинается всеобщее владычество смерти»[27].

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному (Быт. 2:18а).

По словам экзегетов, в словах «не хорошо» нельзя видеть указание на то, будто Господь указывает на несовершенство Своего творения. В первую очередь здесь содержится мысль о том, что Адам создан для общения с себе подобным. Идея незавершенности творения. Человек призван организовывать свою жизнь по образу жизни Пресвятой Троицы, которая есть непрестанное общение трех Божественных Ипостасей.

…сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2:18b).

То, что жена названа помощницей, не означает, что она ниже мужа. Так в Писании помощником человека называется и Господь. Кроме того еврейский текст, как и текст LXX передает здесь идею подобия: так в еврейском тексте стоит כְּנֶגְדֹּֽו (кенегд о в), то есть «как перед ним», а в греческом – κατ’αυτόν (катавт о н), дословно «по нему», «подобного ему». Речь идет о том, что она стоит перед ним как равная, подобная ему. В этом случае она помогает Адаму реализовать в себе образ Божий, непременным атрибутом которого является общение с другим, подобным себе, по образу общения Божественных Ипостасей. Кроме этого, мы видим, что творению жены, как и творению человека, предшествует Божественный совет (ср. Быт. 1:26).

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2:19).

Повествование о творении жены содержит в себе рассказ о наречении имен животным. Это еще одно задание, которое Господь дает человеку. В сознании той аудитории, к которой первоначально обращался бытописатель, это действие обладало особым значением. На Древнем Востоке существовала уверенность в том, что в имени отображена сущность или же важные свойства предмета. То есть дать кому-то имя – значит стать хозяином и господином того, кто был тобою назван. Нарекая имена животным, Адам заявляет о своей власти над миром, реализуя тем самым образ Божий, который, по мысли Священного Писания, заключался в господстве человека над тварью. Так, свт. Иоанн Златоуст пишет: «у людей есть обычай полагать знак своей власти в том, что они, купив себе рабов, переменяют им имена; так и Бог заставляет Адама, как владыку, дать имена всем бессловесным»[28].

Этот акт свидетельствует и о той великой мудрости и проницательности ума, которой обладал первый человек. Так, свт. Иоанн пишет: «Это делается не просто и не напрасно, но в виду имеющих вскоре последовать событий, предвидя которые Бог показывает нам, сколь великою мудростию Он одарил созданного Им, чтобы, когда совершится преступление данной от Бога заповеди, не подумал ты, будто человек преступил ее по неведению, но знал бы, что падение есть (следствие) беспечности»[29].

Можно предположить, что под выражением «наречение имени» сокрыто какое-то таинственное действие, которое совершал Адам. Он не просто давал животным имена на обыкновенном человеческом языке, он созерцал то место, которое Господь отвел им в Своем замысле об этом мире. Как говорит свт. Григорий Богослов, Адам в Эдеме был «делателем… божественных помыслов»[30]. То есть, если говорить языком святоотеческого богословия, Адам в силу своей первозданной святости и в силу того, что пребывал в Боге, в Котором, по словам прп. Максима Исповедника, «единообразно существуют и пребывают… все логосы сущего», мог и сам «непосредственно созерцать логосы и причины сущего»[31].

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему (Быт. 2:20).

Наречение имен не просто акт утверждения власти первого человека над этим миром, это еще и акт познания, как окружающего мира, так и самого себя. Не случайно повествование об этом событии является неким отступлением в истории о творении жены: дав имена всем животным, человек осознает, что он один, и во всем мире нет существа такого же как он. Рис. 3.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию (Быт. 2:21).

Бог наводит на Адама крепкий сон, который Писание обозначает словом תַּרְדֵּמַת (тардем а). Это не обычный сон. Он имеет сверхъестественное происхождение. В первой книге Царств он так и называется «сон от Господа» (см. 1Цар. 26:12; ср.: Быт. 15:12; Ис. 29:10). Необычный характер сна подчеркивается и в переводе LXX. Здесь сон обозначается термином ἔκστασις (э кстасис), который можно перевести как экстаз, исступление, транс и который обыкновенно указывает на особенно возвышенное духовное состояние. По словам свт. Иоанна Златоуста, это состояние Господь наводит на Адама специально: «чтобы он не почувствовал боли и затем враждебного расположения к созидаемой из его ребра, чтобы, помня боль, не возненавидел создаваемое животное, для этого (Бог), погрузив (Адама) в исступление и как бы повелев ему быть объяту некоторого рода оцепенением, навел на него такой сон, что он совсем не чувствовал, что происходило (с ним)»[32]. Искать в истории патрирахов о тардема.

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт. 2:22).

Это выражение многие древние экзегеты понимают буквально. Так, например, прп. Ефрем Сирин пишет: «Вероятно, Адам во сне видел то, что тогда происходило с ним. Когда во мгновенье ока было извлечено ребро, и также мгновенно место его заняла плоть, и обнаженная кость прияла полный вид и всю красоту жены, тогда Бог приводит и представляет ее Адаму»[33]. Однако само словоצֵלָע(цел а, ребро) может быть переведено и словом сторона, грань. Таким образом, этот текст можно понимать, как указание на то, что Господь берет от Адама одну из граней, сторон его существа. Как бы то ни было этот стих в очередной раз подчеркивает сущностное единство двух полов, о котором говорится ранее в первой главе (см. Быт. 1:27).

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего] (Быт. 2:23).

Выражение «кость от кости, плоть от плоти» часто встречается в Писании и означает единство сущности (см.: Суд. 9:2; 1Пар. 11:1). Само слово жена (אִשָּׁה, иш а) в еврейском языке созвучно слову муж (אִישׁ, иш), что наглядно демонстрирует единство двух полов.

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2:24).

Здесь Священно Писание дает ясное указание на то, что это единство реализуется в браке. Помимо этого данный стих может быть свидетельством того, что лишь моногамия, то есть союз двух (мужчины и женщины), есть единственный Богом и природой установленный союз (см. Мф. 19:5).

Слово прилепится в еврейском языке звучит какדָבַק(дав а к). Оно содержит в себе следующие смысловые оттенки: поглощаться, ассимилироваться, уподобляться (см.: Втор. 10:20; 3Цар. 11:2). Таким образом, речь идет не только о физической близости супругов, но о душевном и духовном единстве. Рис. 4.

И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт. 2:25).

Этот стих указывает на то, что с одной стороны первые люди не нуждались в одежде, так как тела их были совершенны, а окружающий мир не был враждебно настроен к человеку. С другой – супруги не стыдились друг друга, поскольку не осознавали друг друга как посторонних, но были максимально близки. Также это есть свидетельство того, что у них отсутствовали нечистые помыслы, они были целомудренны и непорочны. Как говорит свт. Иоанн Златоуст, «доколе не произошел грех и преслушание, они были облечены вышнею славою, потому и не стыдились; после же нарушения заповеди произошел и стыд, и сознание наготы»[34].

Свидетельством власти человека над тварным миром можно считать:

а) хранение и возделывание рая (-)

б) наречение имен животным (+)

в) соблюдение заповедей Господних (-)

Литература

 

1) Толковая Библия под ред. Лопухина А.П. (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Lopuhin/tolkovaja_biblia).

2) Августин, блж. О книге Бытия (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Avrelij_Avgustin/o-knige-bytija).

3) Андрей Кесарийский, свт. Толкование на Апокалипсис (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Andrej_Kesarijskij/tolkovanie_na_apokalipsis).

4) Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Бытия (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija).

5) Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very).

6) Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/tolk_01).

7) Феодорит Киррский, блж. Толкование на книгу Бытия (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_knigu_bitija).

8) Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия. М., 2004.

9) Берман Б.И. Библейские смыслы. М., 1997.

10) Кашкин А. Священное Писание Ветхого Завета. Саратов, 2012.

11) Кураев А., диак. Заповеди Эдема // Альфа и Омега, №5, 1995 (см.: http://www.pravmir.ru/zapovedi-edema/#b15).

12) Тихомиров. Древо познания добра и зла // Православная Энциклопедия (см.: http://www.pravenc.ru/text/180453.html).

13) Фаст Г., прот. Этюды по Ветхому Завету. Кн. 1. Красноярск, 2007.

 

 

Тест №7

 

1. Слово рай в переводе с еврейского языка означает:

а) наслаждение (-)

б) огород (+)

в) Эдем (-)

г) исток (-)

 

2. Согласно Священному Писанию, рай был посажен:

а) на западе (-)

б) на востоке (+)

в) на севере (-)

г) на юге (-)

 

3. Из четырех рек, о которых упоминается в описании рая, ныне известны:

а) Хиддекель и Евфрат (+)

б) Тигр и Фисон (-)

в) Гихон и Хиддекель (-)

г) Евфарт и Фисон (-)

 

4. Согласно рассмотренному тексту Писания, жена:

а) должна подчиняться мужу (-)

б) должна господствовать над ним (-)

в) подобна ему (+)

г) зависит от него (-)

 

5. Акт наречение Адамом имен животным свидетельствует о его:

а) уме (-)

б) мудрости (-)

в) власти над ними (+)

г) способности к познанию мира (-)

 

6. Согласно свт. Иоанну Злутоусту, Бог наводит сон на Адама в момент творения жены для того, чтобы:

а) Адам ничего не помнил (-)

б) Адам после не возненавидел жену (+)

в) Адам испытал чувство экстаза (-)

г) Адам любил свою жену (-)

 

7. Если следовать тексту Писания, Господь поселил Адама в раю, чтобы он:

а) духовно совершенствовался (-)

б) наслаждался (-)

в) трудился в поте лица своего (-)

г) возделывал и хранил его (+)

 


 


[1] Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Бытия (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija=2).

[2] Августин, блж. О книге Бытия. Книга 8, 3 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Avrelij_Avgustin/o-knige-bytija=8_3).

[3] Августин, блж. О книге Бытия. Книга 8, 3 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Avrelij_Avgustin/o-knige-bytija=8_3).

[4] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Книга 2, 11 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very=2_11).

[5] Августин, блж. О книге Бытия. Книга 8, 3 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Avrelij_Avgustin/o-knige-bytija=8_3).

[6] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Книга 2, 11 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very=2_11).

[7] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры Книга 2, 11 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very=2_11).

[8] Там же.

[9] Андрей Кесарийский, свт. Толкование на Апокалипсис (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Andrej_Kesarijskij/tolkovanie_na_apokalipsis=2).

[10] Григорий Богослов, свт. Слово 3 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=3).

[11] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Книга 2, 11 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very=2_11). О том же читаем и у свт. Григория Богослова (см. Григорий Богослов, свт. Слово 38, 12).

[12] Толковая Библия под ред. А.П. Лопухина (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Lopuhin/tolkovaja_biblija_01=2).

[13] Феодорит Киррский, блж. Толкование на книгу Бытия. Вопрос 27 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_knigu_bitija=1_27).

[14] Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия. М., 2004. С. 84.

[15] Там же.

[16] См.: Тихомиров. Древо познания добра и зла // Православная Энциклопедия (см.: http://www.pravenc.ru/text/180453.html).

[17] Иоанн Златоуст, свт. О творении мира. Беседа 5 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/o_tvorenii_mira=5).

[18] Феодорит Киррский, блж. Толкование на книгу Бытия. Вопрос 30 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_knigu_bitija=1_30).

[19] Иоанн Златоуст, свт. О творении мира. Слово 5 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/o_tvorenii_mira=5).

[20] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 14 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/tolk_01=14).

[21] Августин, блж. О книге Бытия буквально. Книга 8, 8 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Avrelij_Avgustin/o-knige-bytija=8_8).

[22] Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия. М., 2004. С. 85.

[23] См.: Берман Б.И. Библейские смыслы. М., 1997. С. 47, 48.

[24] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Книга 2, 11 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very=2_11).

[25] Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Бытия (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija=2).

[26] Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия. М., 2004. С. 89.

[27] Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия. М., 2004. С. 89.

[28] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 14 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/tolk_01=14).

[29] Там же.

[30] Григорий Богослов, свт. Слово 45 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=45).

[31] Максим Исповедник, прп. Творения. Книга 1. М., 1993. С. 166.

[32] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 15 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/tolk_01=15).

[33] Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Бытия (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija=2).

[34] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 15 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/tolk_01=15).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных