Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конструктивизм в архитектуре г. Екатеринбурга




 

Архитектурно-строительная деятельность, почти полностью прекратившаяся с 1918 по 1922 гг. в Екатеринбурге, в конце двадцатых возродилась в виде строительного бума. Судьбоносным для города, теперь уже Свердловска, - стало решение съезда ВКП(б) в 1925 году о социалистической индустриализации страны, в программе которого Свердловску предназначалось особое место. Новый статус административного центра крупного промышленного региона России обязывал к преобразованию его застройки.

Окрисполкомом было принято решение о перепланировке центральной части города. К 1926 году эскизный проект перепланировки города был выполнен инженером-архитектором Н.А. Бойно-Родзевич, с применением новейших изысканий градостроительной науки тех лет. Ставилась цель выпрямления улиц при одновременном укрупнении кварталов.

Новая схема генерального плана отражала: • увеличение городских территорий, • новое направление производственной деятельности города, • размах промышленного и гражданского строительства. Эта работа была подготовительным этапом к созданию плана Большого Свердловска, который проектировали под руководством архитектора С.В.Домбровского.

Городок чекистов»

Некоторыми из наиболее выдающихся объектов экскурсионного показа по стилю конструктивизм являются следующие здания жилого комплекса «Городок чекистов»: жилые дома, детский сад, спортплощадка, общежитие гостиничного типа (сейчас это «Исеть»), и ДК Дзержинского, который соединён с гостиницей длинным переходом. В ДК сейчас находятся фонды Краеведческого музея и краеведческая библиотека. Здание ДК было недавно отреставрировано. Благодаря необычной форме «Городка» ходит слух, будто если посмотреть на него сверху - комплекс представляет собою «серп и молот».

Возведен по заказу уральского НКВД - ОГПУ для проживания командного состава. Решен как комплекс нового типа, в котором были применены наиболее современные приемы застройки квартала, предусмотрена сеть его культурно-бытового обслуживания. Помимо дома гостиничного типа для молодежи и малосемейных (ныне - гостиница "Исеть") в комплекс вошли здания клуба, универмага, трех жилых домов, медицинского корпуса с аптекой, детсада и яслей.

«Городок Чекистов» по-настоящему уютен, т.к. его внутреннее пространство отделено от шумных улиц, и трудно поверить, что находишься в центре города, когда стоишь посреди «Городка». Именно для смягчения уличного шума дома выглядят в форме «пилы». Внутри квартала указанные общественные постройки отделены от остальных сооружений обширным двором.

Жилые корпуса комплекса расположены по периметру квартала и ориентированы на улицы Первомайскую, Луначарского и Кузнечную. Комплекс имеет целостную объемно-пространственную композицию. Фасадные композиции построек комплекса основаны на использовании повторяющихся элементов: объёмов эркеров и лестничных клеток, балконов, поэтажных рядов окон. Один из лучших жилых комплексов советской архитектуры периода 1920 - начала 1930-х годов в стилевых формах конструктивизма.

Гостиница «Исеть» - это один из уникальнейших памятников конструктивизма 20-х годов прошлого века. Гостиница начала свою работу в 1933 году, а последняя ее реконструкция производилась в 2008 году.

Здание гостиницы «Исеть» задумывалось как общежитие гостиничного типа для молодых офицеров НКВД. Во время войны гостиница заполнилась эвакуированными семьями.Гостиница «Исеть» до сих пор принимает постояльцев. Гостиница представляет собой десятиэтажное здание в форме серпа, одного из символов СССР, в котором насчитывается около 95 номеров, находятся кафе и бар.

Расположена гостиница на пересечении улиц Луначарского и проспекта Ленина. Рядом находятся остановки общественного транспорта «гостиница Исеть». В шаговой доступности торговый центр «Сити-центр», окружной дом офицеров, бизнес-центр Вознесенский, площадь Советской Армии.

В 30-е годы прошлого века гостиница «Исеть» была настолько известным архитектурным произведением Урала, что ее изображение печатали на марках революционной Испании.

В 1928 году ведущими архитекторами Уралгипромеза И.П. Антоновым и В.Д. Соколовым для сотрудников силового ведомства был запроектирован первый в столице Уральской области жилой комбинат НКВД («Дом чекиста», также известен как «Второй дом советов»). Комплекс включал в себя П-образное четырехэтажное здание с закругленными углами и примыкающий к нему с юга одиннадцатиэтажный корпус. В плане оба здания составляли один из символов социализма — серп. (Не путать с городком чекистов на ул. Ленина-Луначарского!) Комплекс расположен на большом дворовом участке, обнесенном оградой. Построен на месте невзрачных одноэтажных построек.

Строительство Жилого комбината НКВД началось в 1928 году на северном участке квартала, ограниченного улицей Троцкого (ныне 8 Марта) и улицей Володарского. Четырехэтажный жилой блок, выходящий фасадами на две улицы, состоял из семи секций с двумя квартирами на этаже. Квартиры, предназначенные для высоких чинов силового ведомства, отличались повышенной комфортностью и разнообразным набором помещений: от трех до шести комнат. В высоком одиннадцатиэтажном блоке размещались квартиры двух типов — на четыре и пять комнат. Жильцам был предоставлен широкий спектр социально-бытовых услуг: столовая, детский сад, санчасть, кинозал, тир, библиотека.

Особое внимание архитекторы уделили доминанте комбината — высотному жилому зданию, которое привнесло в центр города новый столичный градостроительный масштаб. Своим архитектурным обликом здание должно было демонстрировать мощь советского силового ведомства. Этому служили высотный объем, выразительный уникальный силуэт, создаваемый расположенными по горизонталям верхних этажей угловыми балконами-крыльями (снесены в 1950-е гг.), вертикальные ритмы небольших балконов на торцах здания, а также брутальная облицовка гранитными блоками первого этажа с высокой аркой входа. В авторском цветовом решении темно-серые плоскости фасадов расчерчивали светлые горизонтали эркеров и балконов.

 

Дом чекиста уникален для истории архитектуры города по нескольким причинам. Во-первых, это первое в городе и на Урале многоэтажное жилое здание. Во-вторых, в нем был установлен первый в городе лифт, поднимающий жильцов до одиннадцатого этажа. В-третьих, здание было возведено при помощи модернизированного шахтного подъемника, так как башенных кранов в те годы, еще не существовало.

В отличие от аскетичного высотного одиннадцатиэтажного блока, четырехэтажное здание комбината выделялось пластикой фасадов — это полукруглые и трехгранные эркеры и балконы, арки и угловые ниши входных узлов с опорами, консольные балконы, разноформатные окна, рельефная облицовка цоколя гранитными плитами.

Дом чекиста послужил прообразом будущих жилкомбинатов и крупных домов-коммун в Свердловске, а одиннадцатиэтажный корпус был самым высоким жилым зданием на Урале вплоть до 1960-х годов.

Дом-башня - это первое в городе монументальное 12-ти этажное здание, первая высотка в городе. Это сооружение характерно для масштабов развития города. Укрупненные, обобщенные по формам детали фасадов, гранитная облицовка первого этажа из мощных камней-блоков выражают силу и значение нашего времени. Темная окраска создает впечатление некоторой суровости в облике здания.

Уралмаш

В начале двадцатых годов, несмотря на обоснованные сомнения специалистов по экономике, было принято решение о строительстве Уральского завода тяжелого машиностроения. Он должен был стать машиностроительным центром всего Урало-Кузнецкого угольного бассейна.

В ходе социально-экономического переустройства государства рассеялся радужный образ «советского города». Для решения проблем реальной действительности предлагался ряд идей, наиболее значительными из которых были концепции урбанизма и дезурбанизма. Это порождало различные подходы к планированию города.

Оптимальной моделью для решения проблем был избран соцгород - создание при крупных промышленных предприятиях компактных поселков с населением 40 - 100 тысяч человек. Соцгород рассматривался как градостроительное образование, состоящее из типовых жилищных элементов - жилкомбинатов, рассчитанных на две - четыре тысячи человек.

Строительство соцгородка, запланированного на 100 тысяч жителей, велось по проекту одного из самых известных архитекторов Свердловска П.В.Оранского. Промышленные, административные, общественные, жилые здания Уралмаша объединяла простота и рационализм их архитектурного решения в стиле конструктивизм.

Достоинство планировки района - удачное сочетание рациональной планировочной сетки (традиционной для застройки Екатеринбурга) с выразительным и целесообразным в условиях соцгородка трёхлучие основных магистралей, ведущих к предзаводской и центральной общественной площади района - площади Первой пятилетки.

Генплан соцгородка был закончен Оранским в 1929 году. В этом плане была реализована концепция рациональной организации города. Одним из выдающихся объектов экскурсионного показа по стилю конструктивизм на Уралмаше является Площадь первой пятилетки. Площадь первой пятилетки - важнейшее градостроительное образование соцгорода Уралмашзавода. Сочетает функции предзаводской площади, транзитно-транспортного узла и общественного парка.

Между улицами Машиностроителей и Культуры находится монументальный корпус гостиницы «Мадрид» (1933 - 1937 годы, архитекторы В.В. Безруков, П.В. Оранский), архитектура которого представляет сочетание стилей конструктивизма и «неоклассики». Первоначально в здании размещалась заводская гостиница. Видимо, среди первых её постояльцев были испанцы, вывезенные из воюющего Мадрида, так что народ и дал ей имя - "Мадрид". Так она вошла в сознание горожан, и хотя еще с началом войны временных постояльцев там заменил эвакогоспиталь, а после войны обосновалось молодежное общежитие. Ансамбль площади представляет реализацию градостроительных идей эпохи советского конструктивизма. Архитектура сооружений, включенных в застройку площади, ярко отражает черты стиля.

Жилой комплекс «Дом чекиста»

В стиле баухаус находит отражение немецкая практичность, название стиля говорит о стремление к простоте. С немецкого «баухаус» переводится, как строить дом. Считается, что годом основания этого стиля является 1919 год. В это время архитектор Вальтер Гролиус стал руководителем новой высшей школы по строительству и конструированию. Тогда он захотел объединить индустриальные возможности производства и эстетичные формы. При своем первом появлении этот стиль стал символом новой индустриализации. После стиль баухаус стал применяться и в интерьере. Он является простым, функциональным и эстетическим. Баухаус является конвейерным производством по созданию шедевров, где красота форм неотделима от практичности.

В интерьере используются строгие геометрические формы, прямые линии и плоскости, отсутствуют лишние детали. Если в интерьере присутствует металл, то с большой долей вероятности можно говорить, что это стиль баухаус. Благодаря этому стиля стал использоваться этот холодный материал. Он хорошо сочетается с деревом, камнем, кожей и стеклом. В мебели должна использоваться грубая ткань, кожа, можно также использовать хромированные металлические элементы.

 

Не смотри туда, они из Баухауза!» — предостерегали добропорядочные матери своих юных дочерей. Они (студенты Баухауза) играли странную музыку по уикендам и купались нагишом по ночам, девушки стригли коротко волосы и носили брюки, а юноши отпускали длинные волосы и одевались как оборванцы. Баухауз изобрел современного длинноволосого студента художественной школы, у которого кроме непосредственных художественных экзерсисов и пленэров на повестке дня обязательно стоит: расшить сумку кельтскими узорами, выточить кулон из куска найденной во время прогулки неопознанной железяки, за ночь изобрести самый эргономичный дизайн чего-либо для очередного фестиваля или конкурса. И еще десяток важных дел по украшению и совершенствованию окружающего мира.

Высшая школа строительства и художественного конструирования Баухауз(Bauhaus — в переводе с немецкого «Дом строительства») была основана в Веймаре 25 апреля 1919 года. Сейчас термином Баухауз называют и объединение художников,которые преподавали и учились в этом учебном заведении, и определенный стиль в архитектуре, основанный на конструктивистском подходе.

До того, как появился Баухауз, у студентов художественных академий не было никакой возможности вырваться за пределы традиции: их обучение начиналось с истории искусства, рисования акварелей и копирования античных статуй. В Баухаузе начинали подготовительный курс с теории цвета и изучения фактур, создавали трехмерные структуры изо всего, что попадало под руку, на старших курсах играли спектакли из геометрических фигур, самостоятельно производили мебель для обустройства классов и строили дома для преподавателей. Один из студентов рассказывал, что его девушка тогда коротко подстриглась и он использовал ее волосы для одной из скульптур. Во времена депрессии, когда на профессиональные материалы не было денег, Йоганнес Иттен, преподаватель вводного курса, отправлял студентов на помойку: идите найдите что-нибудь интересное и попытайтесь понять природу этих вещей.

Буддист и мистик Йоганнес Иттен брил голову и ходил в монашеской одежде. Он разработал подготовительный полугодовой курс для студентов Баухауза. За это время они должны были успеть понять выразительный потенциал форм и цветов, материалов и рельефов,научиться контролировать свою творческую энергию и управлять эмоциями. Занятия начинались с дыхательных упражнений,практиковалось рисование с закрытыми глазами и рисование обеими руками.

 

Баухауз был мечтой, которая сбылась. Здесь захотели поставить настоящий эстетический эксперимент над миром вещей и ожидали не просто художественного, а социального переворота: окружающее человека пространство, созданное по законам искусства,должно поменять со временем самого человека.

 

Преподавателями Баухауза были мастера-ремесленники и художники-авангардисты: созидатель иных художественных миров Пауль Клее, изобретатель абстрактной живописи Василий Кандинский, родоначальник геометрического театра Оскар Шлеммер. За время работы здесь все они создали собственные методики преподавания и разработали новейшие теории искусства. Труды преподавателей издавали тут же — они становились экспонатами серии «Книги Баухауза».

Баухауз был придуман сразу после Первой мировой войны, во времена глубокой депрессии, гиперинфляции и отчаяния. Саксонско-веймарская школа прикладного искусства не работала уже 4 года и нужно было ее оживлять и восстанавливать. Директором школы был назначен молодой архитектор Вальтер Гропиус, который получил в свое распоряжение еще и Высшую школу изобразительных искусств. Новая модель обучения художников-ремесленников будущего складывалась буквально сама собой.

В 1919 году Гропиус придумал новой школе название Баухауз — Дом строительства — и выпустил манифест, в котором описал основную идею:
«Высшая цель любой творческой деятельности — строительство! Ранее изобразительное искусство было подчинено великой архитектуре, и его благороднейшая из функций заключалась лишь в декорировании архитектурных сооружений. Сегодня изобразительное искусство и архитектура самодовольно не замечают друг друга, и это можно исправить лишь сознательным объединением усилий представителей всех ремесел. Архитекторы, живописцы и скульпторы должны вернуться к пониманию композитного характера строительства, как процесса в целом, так и в многочисленных его частностях».

 

Студенты Баухауза не просто создавали эскизы будущих функциональных вещей,а производили эти вещи. Для этого была разработана система мастерских: гончарной,текстильной, витражной, металлической, класс сценографии. Кроме того, студентов учили создавать настенную живопись, гравюру по дереву, а позже экспериментировать с фотографией. Тогда во всей Европе не было больше художественной школы,которая бы всерьез применяла в обучении авангардистские идеи.

За 14 лет Баухауз сменил три адреса. В Веймаре было прекрасно и свободно, потому что это самый артистический город Германии, здесь Баухауз был признан и принят. В Дессау было грандиозно, потому что здесь для школы построили специальное здание и устроили изнутри все по собственным проектам и в соответствии с главными идеями: общежитие для студентов, мастерские, театральный зал, столовая, дома преподавателей. В Берлине было совсем недолго и страшно, потому что именно сюда в 1933 году пришли национал-социалисты, чтобы закрыть Баухауз и вышвырнуть из окон школы инструменты и «дегенеративные» произведения студентов и преподавателей.

 

Функциональность — это определение, которое впервые прозвучало в стенах Баухауза и по сей день без него не обходится ни один спор об архитектуре, промышленном и городском дизайне. Но в начале 20-х годов простые формы предметов, производимых в мастерских Баухауза, потрясали. Потому что это были мебель, посуда, здания,гобелены, ковры, изготовленные смелыми, революционными художниками. Экспериментальный дом Haus am Horn, построенный в Веймаре на территории пришкольных огородов, стал символом и архетипом чистой функциональности. На первой выставке Баухауза, устроенной для демонстрации достижений школы в 1923 году, Haus am Horn стал главным экспонатом. Металл во многих элементах мебели заменял дерево,декоративность больше не работала по старым принципам — новым эстетическим ресурсом стали линии, геометрически четкие формы, насыщенные чистые цвета. Здесь была кухня, больше напоминающая лабораторию, где каждая вещь соединяла в себе несколько функций, где вся утварь была лаконичной и идеально расположенной в пространстве. Эта кухня была не для беседы за чашкой чая, а для быстрой и максимально комфортной работы. Здесь была самая настоящая Икеа.

 

 

Еще одна программная idée-fix Баухауза, основа основ и цель развития — это синтез искусств. А в дальнейшем — синтез техники, науки и искусства. Преподаватели школы не вещали с кафедры о найденной однажды и навсегда истине, они искали эту межкультурную, междисциплинарную истину вместе с учениками. Не удивительно, что период чтения лекций и ведения мастерских в Баухаузе стал временем невероятно мощного вдохновения для Василия Кандинского, Пауля Клее, Оскара Шлеммера,Герхарда Маркса и временем создания теоретических работ. Одним из самых потрясающих проектов Баухауза стали сценические постановки Шлеммера. Папье-маше,картон, металл — из всего этого вырастали и оживали 18 геометрических статуй-танцоров,которые решали на сцене метафизические вопросы о слияния человека и мира, частного и общего. Это было первое в истории искусства действо, которое органично вписало фигуры танцоров в декорации, которое вывело авангард на сцену. Слияние музыки, цвета,формы, движения, света, механики и архитектуры сцены.

 

 

В Баухаузе проводили концерты современной музыки — Кандинский и Клее отыскивали самых смелых экспериментаторов в Лейпцигской консерватории и тащили их играть к своим студентам. Заканчивался концерт — перегородку между столовой и залом со сценой убирали — и уже начинали танцевать в невероятных масках Шлеммера. Здесь устраивали фестивали различных материалов и форм. Например, для всей школы объявлялся фестиваль металла: студенты вдохновлялись возможностями и невозможностями материала и создавали свое собственное новаторское произведение. Собственное видение и индивидуальность — это то, что ценили в студентах Баухауза.

Собственное виденье и индивидуальность — это то, чего не могли допустить национал-социалисты, оказавшиеся у власти сначала в Веймаре, а в начале 30-х годов добравшиеся и до Дессау. Большинство преподавателей Баухауза стали героями знаменитой выставки «Дегенеративного искусства» и потеряли надежду на какое бы то ни было будущее в своей стране. Пришло время идеям Баухауза эмигрировать в Америку.

 

 

Константин Степанович Мельников (1890—1974г)

 

— советский архитектор, чьи произведения, в свое время вызывавшие непримиримые споры, сегодня воспринимаются как яркие примеры советской архитектуры 20-х годов. Мельников внес вклад в формирование новых типов зданий, выдвинул множество совершенно новых композиционных идей и повлиял на развитие современной архитектуры не только в нашей стране, но и за ее рубежами.

Константин Мельников ещё в 1930-е годы получил мировое признание как «великий русский архитектор» современности, однако его уникальная творческая концепция в те же годы подверглась в СССР резкой критике за «формализм»; архитектор по сути был отлучён от профессии (последняя постройка по его проекту датирована 1936 годом). Столетний юбилей архитектора ЮНЕСКО отметила тем, что объявила 1990 год годом Константина Мельникова.

Творчество К. С. Мельникова сложно однозначно отнести к какому-либо конкретному архитектурному стилю. Нередко архитектурные произведения Мельникова характеризуют как постройки в духе конструктивизма или функционализма. Однако, при известных чертах внешнего сходства, творчество Мельникова было вне модных в то время архитектурных течений и он категорически возражал, когда его постройки относили к этим стилям.

Творческий почерк Мельникова значительно сложнее главного тезиса функционализма «форма следует функции». Работая над сериями зданий одного типа (например, клуб, гараж), Мельников на практике показывал, что одна и та же функция может быть вложена в разные объёмно-пространственные формы. Своим творчеством Мельников показывает ценность для архитектуры и самой формы, способной вмещать в себя различные функции (например, форма цилиндра была использована архитектором при проектировании собственного дома, дома-коммуны, клуба). Помимо функции и формы Мельников активно использовал в своих произведениях архитектурные конструкции. В своих проектах архитектор выдвинул множество разнообразных новаторских конструктивных решений («живые стены», консольные выносы, кинетические сооружения, остроумные несущие конструкции и т. п.) и часть их было осуществлено на практике.

У Мельникова складывались достаточно сложные отношения с конструктивистами (ОСА), с точки зрения которых он являлся «формалистом» из-за стремления к художественно-образной выразительности своей архитектуры, её экспрессивности и динамичности. Единственный издававшийся в 1920—1930-е годы архитектурный журнал «Современная архитектура», редактором которого был конструктивист М. Я. Гинзбург, ни разу за время своего существования не упомянул ни имени Мельникова, ни одной его постройки, а к участию в организованной ОСА выставке современной архитектуры в Москве Мельникова даже не пригласили.

Мельников родился в Москве 22 июля (3 августа) 1890 года, в семье рабочего, выходца из крестьян Нижегородской губернии. После окончания четырехклассной приходской школы он был в тринадцать лет отдан в качестве «мальчика» в теплотехническую фирму «Торговый дом Залесский и Чаплин». Совладелец фирмы — известный русский теплотехник В. М. Чаплин, заметив художественную одаренность подростка, помог ему подготовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1905) и поддерживал его в годы учения. Чаплин же повлиял и на окончательный выбор профессии, настояв, чтобы Мельников по окончании в 1913 году живописного отделения Училища продолжал обучение на отделении архитектуры.

Живописи Мельников учился у С. В. Малютина, К. А. Коровина, Н. А. Касаткина и, много работая в дальнейшем как живописец, навсегда остался верен заветам своих учителей. В архитектуре его педагогами были Ф. О. Богданович, С. В. Ноаковский, И. А. Иванов-Шиц. В его учебных проектах по заданиям, неизменно сочетавшим функциональную программу с указанием на конкретный исторический стиль выполнения, учителя отмечали чувство стиля. Еще студентом Мельников, под руководством А. В. Кузнецова и Л. А. Лолейта, оформил фасады строившегося тогда завода АМО (ныне ЗИЛ).

Диплом архитектора Мельников получил в 1917 году. После Октябрьской революции он в качестве одного из «двенадцати мастеров» включился в работу архитектурной мастерской Моссовета, руководимой «старшими мастерами» — Жолтовским и Щусевым.

Из-за тяжелых материальных условий жизни и отсутствия в те годы всякого строительства мастерская на первых порах не смогла предложить молодым архитекторам практической работы, но стала для них своеобразной дополнительной школой: они выполняли полуучебные проекты, соревновались в искусстве графического и теоретического анализа памятников мирового зодчества. В мастерской Моссовета Мельников разработал проект планировки Бутырского района для плана «Новой Москвы», проект поселка московской психиатрической клиники и ряд других. Проект поселка для клиники был его последней работой в «классическом стиле»: Мельников навсегда сохранил чувство глубокой признательности к Жолтовскому и Щусеву — своим учителям тех лет, но его собственное творчество пошло совершенно самостоятельным путем.

Начиная с первых лет становления советской архитектуры произведения Мельникова выделялись оригинальностью планировочных и пространственных решений, индивидуальным подходом к функциональным программам и своеобразием авторского «почерка». Его практика соответствовала его же тезису: «Творчество там, где можно сказать — это мое».

Проекты Мельникова привлекли внимание на первых крупных послереволюционных московских конкурсах 1922—1923 годов (на показательные дома для рабочих районов Москвы, Дворец Труда и др.), а построенный им на первой Всероссийской Сельскохозяйственной выставке небольшой специализированный павильон «Махорка» был воспринят как программный манифест. Творчество Мельникова получило общественное признание: ему даются интересные заказы (проект Ново-Сухаревского рынка, 1924, и др.) и, главное, — он приглашается участвовать в заказных конкурсах, соревнуясь с признанными мастерами. В 1924— 1925 годах он побеждает подряд к трех конкурсах: на проект саркофага для Мавзолея В. И. Ленина (осуществлен), на проект здания для московского отделения «Ленинградской правды», на проект павильона СССР для Международной выставки декоративных искусств в Париже.

Построенный в 1925 году Советский павильон оказался новым словом в мировой выставочной архитектуре. Тогда же Мельников построил в Париже комплекс торговых киосков, экспонировал свои предшествовавшие проекты и по заказу парижских властей выполнил два проекта многоэтажных гаражей (один из них своей смелой конструктивной идеей предвосхитил искания западной архитектуры на 30 лет). Таким образом, творчество Мельникова с самого начала стало знакомо мировой архитектурной общественности и вызывало неизменный интерес в дальнейшем: Мельников участвовал в международных архитектурных выставках в 1926 году в Варшаве, в 1927 году — в Нью-Йорке, а в 1933 году был приглашен в числе крупнейших архитекторов из разных стран показать свою персональную экспозицию на V Триеннале декоративных искусств в Милане *.

* V Триеннале состояла из двенадцати персональных экспозиций: 1 — А. Сант-Элиа, 2 — Ш. Ле Корбюзье и П. Жаннере, 3 — А. Лооса, 4 — Э. Мендельсона, 5 — Л. Мис ван дер Роэ, 6 — В. Гропиуса, 7 — В. М. Дудока, 8 — Ж. Гофмана, 9 — Ф. Л. Райта, 10 — А. Люрса, 11 — К. С. Мельникова, 12 — О. Перре.

Во второй половине 20-х годов Мельников спроектировал серию гаражей, серию клубов, выставочные павильоны, собственный дом, серийные жилые дома, памятник Колумбу для Санто-Доминго и многое другое. Значительная часть его проектов этих лет была осуществлена (четыре гаража в Москве, шесть клубов в Москве и Подмосковье, собственный дом, павильон СССР на ярмарке в Салониках и др.), благодаря чему Мельников оказался в числе тех архитекторов-новаторов 20-х годов, которые больше других работали в строительстве (правда, значительную часть его построек составляли временные сооружения).

В первой половине 30-х годов Мельников выступил с рядом градостроительных и объемных проектов (экспериментальный городок отдыха «Зеленый город», планировки Арбатской площади, района Лужников, Центрального парка культуры и отдыха им. Горького, набережных и др.; проекты Театра МОСПС, здания Наркомтяжпрома на Красной площади, павильона СССР для Международной выставки в Париже 1937 г. и др.), руководил Седьмой архитектурной мастерской Моссовета.

Произведениям Мельникова — очень различным, даже в тех случаях, когда это были однотипные сооружения, например клубы или гаражи, — свойственны в то же время общие черты. Мельников считал, что архитектор не должен воспринимать функциональное задание только как не подлежащую никаким изменениям данность. По его мнению, специфика архитектурной профессии позволяет предложить развитие и углубление первоначально заданной лишь в виде схемы функции; в этом творческом принципе — источник множества его новаторских идей. Многие проекты Мельникова решены им как полифункциональные здания.

Считая архитектуру самым сильным по своему воздействию искусством, Мельников стремился с помощью архитектурных форм активно воздействовать на восприятие зрителя, руководить эмоциями человека с помощью архитектурной пластики, решения пространств, их пропорций, характера освещения, с помощью смены впечатлений по мере движения вокруг и внутри здания.

Произведения Мельникова, как правило, отличаются динамичной экспрессивностью. Его любимые профессиональные приемы — использование консольных форм, активизация диагональных осей в пространстве и на плоскости, контрасты в трактовке одинаковых или сходных форм («симметрия вне симметрии»), обращение к таким геометрическим фигурам и

телам, которые относительно редко применяются в архитектуре (треугольник, параллелограмм, дуга, парабола, цилиндр, конус и т. д.).

Динамика в ряде мельниковских проектов проявляется не только в специфичных объемно-пространственных формах, то есть образно, но выдвигается им как реальное и действенное движение: Мельников предложил ввести вращение самих архитектурных объемов (проекты здания «Ленинградской правды», памятника Колумбу, Театра МОСПС) и трансформирование внутренних пространств подвижными диафрагмами различных форм (проекты клубов). Та и другая идеи были выдвинуты и разработаны им одним из первых в мире.

Считая технику, в том числе и самую современную, лишь рабочим средством в руках архитектора, Мельников дал примеры создания новаторских пространственных конструкций (проекты гаража над парижскими мостами, клуба фабрики «Свобода», собственный дом, проект павильона для выставки в Нью-Йорке и многие др.). Работам Мельникова свойственна острота образной выразительности, смелость и неожиданность форм, романтическая окрыленность. Сам автор некоторые из своих форм любил истолковывать символически.

Мельников — яркая индивидуальность и одновременно типичнейший представитель русского искусства послереволюционных лет, советской архитектуры 20-х годов, еще точнее — ее новаторской «московской школы».

Новаторство и индивидуальное своеобразие произведений Мельникова с самого начала давали обильный материал для происходивших тогда острых творческих дискуссий. Мельников входил в организацию АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), членов которой (в первую очередь Мельникова) за повышенное внимание к художественным вопросам архитектурной композиции и интерес к закономерностям построения и восприятия формы резко критиковали как конструктивисты (ОСА), так и члены ВОПРА (Всероссийского общества пролетарских архитекторов). Начавшийся в 30-х годах поворот к использованию классического наследия определил и закрепил отрицательное отношение к произведениям Мельникова. Сам он, сделав в ряде проектов переходных лет попытку пластически и декоративно «обогатить» архитектурные массы введением скульптуры, орнамента, некоторых декоративных деталей (что было тогда свойственно работам большинства архитекторов), принципиально не вернулся к повторению «вечных форм» классики, которые он в свое время глубоко проштудировал на школьной скамье и которые теперь спешно изучало молодое поколение архитекторов. Мельников вынужден был отойти от архитектурного проектирования и преподавания. Он занялся в это время живописью, но через несколько лет вернулся к преподавательской работе.

В послевоенные годы Мельников несколько раз выступал в архитектурных конкурсах (проекты Пантеона — 1953, монумента в память 300-летия воссоединения Украины с Россией — 1954, Дворца Советов — 1958, павильона СССР для выставки в Нью-Йорке — 1963, детского кинотеатра — 1967 и др.). В эти же годы он продолжал преподавательскую деятельность, начатую им еще в 1921 году во Вхутемасе. Он был удостоен званий доктора архитектуры, заслуженного архитектора РСФСР. Его творчество было показано на большой персональной выставке в 1965 году.

Весной 1949 года Мельников получил назначение на архитектурную кафедру Саратовского автодорожного института, где проработал в общей сложности около двух лет сначала старшим преподавателем, затем исполняющим обязанности профессора. В саратовский период жизни К. С. Мельников участвует в ряде конкурсов, среди которых проект интерьера Центрального универмага г. Саратова (был осуществлён с некоторыми отклонениями), проект реконструкции площади им. Кирова в Саратове, проект планировки и застройки посёлка Вязовка Саратовской области. В этот же период по проекту К. С. Мельникова и скульптора С. Д. Шапошникова в с. Искорость (ныне г. Коростень Житомирской области Украины) сооружается памятник дважды Герою Советского Союза С. А. Козаку. Памятник Козаку является последним реализованным проектом К. С. Мельникова и единственным произведением архитектора, находящимся за пределами территории России.

В 1951 году Мельников был переведён в Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева (МИСИ), где он преподавал сначала на кафедре архитектуры, а затем начертательной геометрии и графики. В конце 1952 года Мельников был утверждён в звании профессора. Одним из учеников К. Мельникова в период его преподавания в МИСИ был А. Митта, ставший впоследствии известным российским режиссёром. В 1954 году Мельников участвует в двух открытых конкурсах — на монумент в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией в Москве и на Пантеон выдающихся деятелей государства. Это был период, когда тенденции неокадемизма в советской архитектуре достигли апогея, и оба проекта Мельникова остались практически незамеченными.

В 1958 году К. С. Мельников перешёл из МИСИ во Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт (ВЗИСИ), где проработал до последних дней, преподавая архитектурное проектирование, начертательную геометрию и графику. В том же году архитектор участвует в открытом конкурсе на проект Дворца Советов в Москве. Проект Мельникова вызвал в архитектурных кругах резкий протест — инерция отношения к нему как к формалисту ещё не была преодолена.

В 1965 году Мельникову без защиты диссертации присваивается учёная степень доктора архитектуры, а в 1972 году — почётное звание заслуженного архитектора РСФСР. В начале 1970-х годов здоровье Мельникова постепенно ухудшается. Осенью 1974 года у него наступает обострение продолжавшегося много лет заболевания — хронического лимфолейкоза. 28 ноября 1974 года Константин Степанович Мельников скончался в Москве на 85-м году жизни и был похоронен на Введенском кладбище (29 уч.). Урна и могила архитектора отнесена к памятникам истории народов Российской Федерации. Рядом с К. С. Мельниковым похоронена его супруга, Анна Гавриловна, и сын, художник В. К. Мельников.

Сам Мельников сравнительно редко выступал в печати или на творческих дискуссиях, однако он не принадлежал к числу тех архитекторов, которые графический язык своей профессии считают единственным способом самовыражения. Еще в 20-х годах Мельников выступал с докладами по актуальным творческим вопросам в АСНОВА и ИНХУКе (не сохранились). Среди его публиковавшихся статей некоторые являются выступлениями в дискуссиях, в 30-х годах проводившихся журналом «Архитектура СССР». Особое значение у Мельникова имеют тексты, относящиеся к его проектам, — пояснительные записки, соответствующие статьи в периодической печати и более поздние заметки, наполовину программные, наполовину автобиографические по содержанию. В последние годы жизни важным разделом литературной работы Мельникова была большая автобиографическая рукопись.

Все написанное Мельниковым, подобно его архитектурному творчеству, отличается своеобразием мыслей, необычностью формы, экспрессивностью и полемичностью. Он не склонен к спокойному, бесстрастному изложению, а выступает напористо, стремится захватить и убедить читателя. Его язык, нередко умышленно отступающий от общепризнанных стереотипов, бывает парадоксален, вызывающ, колюч. Мельников охотно употребляет афористическую форму выражения. Одновременно он использует ассоциативные образы, прибегает к повторам одинаковых или близких по звучанию, но разных по смыслу слов. Иногда в построении его фраз есть внутренний ритм, нередко еще усиливающийся начертанием — ныделением отдельных строк и слов шрифтом, подчеркиванием, размещением или даже цветом. Все это невольно напоминает свойственное мельниковской архитектуре стремление «управлять глазом, как музыкант управляет слухом».

Реализованные проекты:

 

• 1917

 

Жилые и рабочие помещения московского автомобильного завода АМО. Москва, улица Тюфелева Роща. Не сохранился

 

• 1923

 

Павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке Москва, Нескучный сад. Не сохранился

 

• 1924

 

Саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина. Москва, Красная площадь. Не сохранился

Ново-Сухаревский рынок. Москва, Большой Сухаревский переулок, 9. Не сохранился

Здание конторы Ново-сухаревского рынка. Москва, Большой Сухаревский переулок, 9. Сохранился со значительными искажениями фасадов и переделками

 

• 1925

 

Павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств. Париж, проспект Кур-ля-Рен. Не сохранился

Торгсектор СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств. Париж, Эспланада Инвалидов. Не сохранился

 

• 1926

 

Павильон СССР на Международной ярмарке в Салониках. Салоники. Не сохранился

Катафалк для похорон Л. Б. Красина. Москва. Не сохранился

Бахметьевский гараж. Москва, ул. Образцова, 19-а. Отреставрирован, перестроен

 

• 1929

 

Гараж для грузовых машин. Москва, ул. Новорязанская, 27. Нуждается в реставрации

Дом-мастерская К. С. Мельникова. Москва, Кривоарбатский переулок, 10. Нуждается в реставрации

Центральный парк культуры и отдыха им. А. М. Горького. Москва, Крымский вал, 9. Нуждается в реставрации

Дом культуры им. И. В. Русакова. Москва, ул. Стромынка, 6. Нуждается в реставрации

Клуб завода им. М. В. Фрунзе. Москва, Бережковская набережная, 28. Отреставрирован

Столовая при Клубе завода им. М. В. Фрунзе. Москва, Бережковская набережная, 28. Отреставрирован

Дом культуры химиков завода «Каучук». Москва, ул. Плющиха, 64. Находится на реставрации

Столовая при Доме культуры химиков завода «Каучук». Москва, ул. Плющиха, 64. Не сохранился

Клуб фабрики «Свобода». Москва, ул. Вятская, 41 а. Отреставрирован, утрачены планировка и интерьеры памятника

Клуб фабрики «Буревестник». Москва, ул. 3-я Рыбинская, 17/1. Отреставрирован

 

• 1930

 

Клуб фарфорового завода им. газеты Правда. г. Ликино-Дулёво, ул. Ленина, 1. Находится на реставрации

Планировка партера ЦПКиО им. Горького. Москва, ул. Крымский вал, 9. Сохранилась частично

 

• 1931

 

Реконструкция Московского камерного театра (сейчас Московский Драматический Театр им. А. С. Пушкина) (совместно с В. А. и Г. А. Стенбергами). Москва, Тверской бульвар, 23. Сохранилась частично

 

• 1934

 

Гараж Интуриста (совместно с В. И. Курочкиным). Москва, ул. Сущёвский вал, 33. Отреставрирован

 

• 1936

 

Гараж для «Госплана» (совместно с В. И. Курочкиным). Москва, ул. Авиамоторная, 44. Находится на реставрации

 

• 1947

 

Схема окраски корпусов мясокомбината им. Микояна. Москва, ул. Талалихина, 41. Не сохранился

 

• 1949

 

Памятник дважды герою Советского Союза С. А. Козаку. Украина, Житомирская область, г. Коростень, ул. Грушевского, 8. Нуждается в реставрации

 

• 1950

 

Интерьер Центрального универмага. г. Саратов. Не сохранился

 

 

Неосуществлённые проекты:

 

Помимо осуществлённых в натуре зданий и сооружений творческое наследие К. С. Мельникова включает в себя более 70 нереализованных проектов, в том числе (выборочно):

 

1918—1922 — Планировка Бутырского района Москвы по плану «Новой Москвы»;

1922 — Планировка Ходынского поля Москвы по плану «Новой Москвы»;

1922—1923 — Комплекс показательных жилых домов для рабочих в Москве (девиз «Атом»);

1923 — Дворец Труда в Москве (девиз «Нерв»);

1924 — Павильон московского отделения газеты «Ленинградская правда» на Пушкинской площади (победили братья Веснины, не было сооружено);

1924 — Здание акционерного общества «Аркос» в Москве на ул. Ильинка;

1925 — Гаражи на 1000 такси в Париже;

1925 — Крематорий на Донской улице в Москве;

1927 — ДК им. Зуева в Москве (сооружён И. Голосовым);

1928 — Административный центр г. Ульяновска;

1929 — Памятник Христофору Колумбу в Санто-Доминго (не был сооружён);

1929 — Сблокированные жилые дома (дом-коммуна);

1929—1930 — Зелёный город в Пушкинском районе Московской области;

1931 — Театр московского областного Совета профессиональных союзов (МОСПС) на улице Каретный ряд в Москве;

1931 — Реконструкция Арбатской площади в Москве;

1931—1933 — Дворец народов в Москве на Кропоткинской набережной;

1932—1933 — Дворец труда в Ташкенте (1-я премия);

1934 — Народный комиссариат тяжёлой промышленности (Наркомтяжпром) на Красной площади в Москве (не было сооружено);

1935 — Планировка района Лужников в Москве;

1938 — Застройка проездов Новинского бульвара в Москве;

1944 — Типовая русская баня;

1950 — Планировка и застройка посёлка Вязовка Саратовской области (не был осуществлён);

1951 — Железнодорожный вокзал в г. Новосибирске;

1954 — Монумент в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией на площади Киевского вокзала в Москве;

1955 — Пантеон СССР на Ленинских горах в Москве (не был осуществлён);

1959 — Дворец Советов на Ленинских горах в Москве (не был осуществлён);

1962 — Павильон СССР на Международной выставке в Нью-Йорке;

1967 — Детский кинотеатр на улице Арбат в Москве.

 

К. С. Мельников. Конкурсный проект памятника Колумбу в Санто-Доминго. 1929

 

 

К. С. Мельников. Дом архитектора в Кривоарбатском переулке в Москве. 1927—1929

 

 

 

К. С. Мельников. Конкурсный проект Театра МОСПС. 1931. Перспектива, разрез, планы






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных