ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Я-концепция как социально-психологический феноменПсихология Я-концепции как одна из социально-психологических схем личности в теоретико-концептуальном плане в целом опирается на положения феноменологического подхода или гуманистической психологии, символического интсракиионизма и в незначительной степени психоанализа. Я-концепция - что сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эчоционально-оценоч-ными компонентами этих представлений. Я-концепция личности формируется в процессе жизни человека но основе взаимодействия со своим психологическим окружением и реализует мотивацион-но-регуляторную функцию в поведении личности. 2.4.1. История вопроса: феноменологический подход Термин «Я-кониегшия» появился в научном языке на рубеже Х1Х-ХХ веков в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого обьекта. Американский психолог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890 г.) первым предложил идею Я-концепции и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект (Me), познаваемый субъективным оценивающим сознанием (I). Я как объект состоит из четырех аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого, Джеймс предложил формулу оценивания личностью самого себя Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний: успехи самооценка = ■ притязания Социальная психология личности ______________________________95 Феноменологический подход к поведению {гуманистическая психология), в котором теория Я-концепции стала связующим ин-гегративным принципом, интерпретирует поведение на языке феноменального поля субъекта как субъективно воспринимаемой и осознаваемой реальности индивида (К Левин), а не на языке аналитических категории, конструируемых внешним наблюдателем В целом теория Я-концепции, разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующим положениям. 1 Поведение есть продукт восприятий индивида, которые по своей природе феноменологичньг психологическая реаль ность индивида — зто не объективная реальность как таковая, а продчкт его субъективных восприятий в момент поведения 2 Центральной, интегрирующей точкой феноменального пиля является Я-концепиия, вокруг которой организуются все субъективные восприятия индивида 3 Я-концепция явтяется одновременно и продуктом восприятий, и совокупностью представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды 4 С формированием Я-концепции поведение в целом начинает регулироваться ею 5. Я-концепиия относительно согласованна во времени и ситуативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность. 6 Потребность в положительном отношении к себе от других людей возникает параллельно с формированием Я-концепции Потребность в положительном отношении к себе самому (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми 7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и Я-концепцией используются различные защитные стратегии 8. Существует одно главное мотивационное побуждение человека - потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей Я-концепции Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|