Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Невербальные способы общения




Невербальное общение — это коммуникация между индивидами без ис­пользования слов, то есть без речевых и языковых среден представ­ленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения станови гея тело человека, обладающее исключительно ши­роким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. С другой стороны, как сознание, так и бессознательные и подсознательные компоненты психики человека наделяют его спо­собностями воспринимать и интерпретировать информацию, пере­данную в невербальной форме. Тот факт, что передача и прием не­вербальной информации может осуществля гься на бессознательном или подсознательном уровнях, вносит некоторое осложнение в пони­мание этого явления и даже ставит вопрос об оправданности исполь­зования понятия «общение*, так как при языковом и речевом обще­нии этот процесс так или иначе осознается обеими сторонами, По­этому вполне допустимо, когда речь идет о невербальной коммуника­ции, использовать также понятие «невербальное поведение», пони­мая его как поведение индивида, несущее в себе определенную ин­формацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет.

Основными средствами, которыми обладает «язык тела», яв­ляются поза, движения (жесты), мимика, взгляд, «пространствен­ное повеление», характеристики голоса

В последние десятилетия интерес в мировой психологической на­уке к невербальным способам общения заметно повысился, поскольку стало ясно, что этот компонент социального поведения человека и грает в жизни общества более важную роль, чем представлялось ранее.

Происхождение невербальных способов общения. С этой пробле­мой связаны как твердо установленные истины, гак и вопросы, на

Психология межличностного взаимод ействия________________________!_37

которые до сих пор еще нет ответов. Установлено, что невербаль­ные способы общения имеют два источника происхождения: био­логическую эволюцию и культуру

Как известно, для животных то, что мы называем невербальны­ми способами общения, является основным инстинктивно обус­ловленным условием выживания и единственным инструментом социальной коммуникации. В животном мире позы, движения, звуки передают информацию об опасности, близости добычи, на­ступлении брачного периода и т. д. Эти же средства выражают их отношение друг к другу в конкретных ситуациях Человек сохранил в арсенале повеления многое из своего животного прошлого Это наглядно проявляется в сходстве внешних признаков некоторых эмоциональных реакций животного и человека на те или иные ситу­ации {проявления настороженности, страха, паники, радости и т. п.). Об эволюционном происхождении многих компонентов непер-бального общения и поведения свидетельствует также то, что одни и те же эмоциональные реакции и состояния в разных культурах выражаются одинаковыми способами и средствами.

Вместе с тем хорошо известно, что символическое значение дви­жений, поз, жестов и даже взгляда в разных культурах имеет различ­ное, иногда прямо противоположное значение Кивок годовой у рус­ских означает «да», а у болгар — «нет»; европеец и амери канец, сооб­щая о постигшем их горе или несчастии, принимают скорбное выра­жение лица и ожидают, что и собеседник сделает то же самое, а вьет­намец в аналогичной ситуации будет улыбаться, потому что он не хочет Етвязывать свою скорбь собеседнику и избавляет его ог при­творного выражения эмоций; арабам очень трудно общаться без по­стоянного прямого контакта взглядами, более интенсивного, чем у европейцев или американцев, а японца с детства воспитывают смот­реть собеседнику не в глаза, а в область шеи и т д Такого рода на­блюдения и специальные исследования говорят о культурном кон­тексте многие форм невербальной коммуникации и поведения.

Среди неясных в плане формирования средств невербального об-шения остается, в частности, вопрос о том, как люди приобретают на­выки невербальной коммуникации Многое объясняется, конечно, подражанием и наблюдением за поведением других. Но как, напри­мер, объяснить обретение индивидом более или менее сложной сис­темы жестов, которыми он сопровождают свою речь? Загадка заключа­ется в том, что и сам человек не может в большинстве случаев сказать: почему он использует тот или иной жест в каком-то пункте беседы, какой смысл имеет этот жест, зачем он нужен и откуда взялся и т. д.

138 __________________________________________________________ Diana 3

Каждый может проверить эти вопросы на себе, вспомнив, какими жестами и как он пользуется в процессе общения с другими.

Особенности невербального общения. Уже отмечалось, что невербаль­ное общение может быть осознанным и неосознанным. К этому надо добавитьеще и такую его особенность как намеренность и ненамерен­ность. Хотя в подавляющем большинстве обычно люли, не прошедшие специальную подготовку, как правило, не осознаю! пли мало осозна­ют свое невербальное поведение. С другой стороны, по оценкам спе­циалистов невербальный коммуникационный канал по сравнению с вербальным несет большую информационную нагрузку: при помощи языка тела люди передают от 60 до 70% всей информации в процессе общения. Именно поэтому невербальное общение является важным компонентом процесса взаимодействия. Это означает, что в одном случае информация может передаваться одним субъектом общения (отправителем) с осознаваемой целью довести эту информацию до сведения другого субъекта (получателя). Примерами могут быть жест, указывающий кому-то направление; взгляд, выражающий внимание к собеседнику; угрожающая поза, свидетельствующая об определенных намерениях человека, и т. д. А в другом случае отправитель не имел на-мерения передавать какую-то информацию или даже пытался ее скрыть, например, признаки своего плохого настроения или болезнен­ного состояния, свою принадлежность к определенной нации или со­циальной группе и т. п.; а другие (получатели) тем не менее такую ин­формацию воспринимали. В этой связи оказываются полезными по-нягия «знак» и «сигнал». Знак— это элемент поведения, внешности, движений индивида, несущий в себе информацию, воспринимаемую другим индивидом независимо от воли и намерений первого. Но знак становится сигналом, когда отправитель использует его осознанно с целью передать какую-то определенную информацию получателю.

Нетрудно представить себе, что эти информационно-психоло­гические различия между знаком и сигналом являются причиной множества случаев нарушения взаимопонимания между людьми. Не осознаваемый отправителем знак, например, случайный взгляд, может быть воспринят кем-то как сигнал (как признак ин­тереса или опасности) и вызвать какие-то действия; намеренно передаваемый сигнал может быть не понят получателем и воспри­нят просто как знак и т. д. Здесь возможны несколько вариантов, так как сочетания осознанности—неосознанности и намереннос­ти-ненамеренности имеют целый ряд комбинаций в отношениях между отправителем и получателем невербальной информации, поскольку каждый из них может занимать ту или иную позицию.

Психология межличностного взаимодействия ___________________________1_39

Кроме того, даже когда обе стороны ведут себя вполне осознанно, интерпретация полученной информации совсем не обязательно совпадает с тем, что предназначалось для передачи

Функции невербальных способов общения. Невербальные средства общения помогают людям ориентироваться в различных соци­альных ситуациях и регулировать свое поведение, глубже понимать друг друга и соответственно строить свои отношения, быстрее вос­принимать социальные нормы и корректировать свои действия. Таково общее назначение невербального общения, которое может быть выражено более конкретно в ряде его информационных фун­кций. Невербальное общение позволяет передать информацию.

1)о признаках расовой (национальной), социальной и соци­ально-демографической принадлежности человека;

2) о его физическом и психологическом состоянии.

3) об эмоциональном отношении человека к чему-то, кому-то или к какой-то ситуации;

4) о возможных вариантах поведения и способах действий че­ловека в тех или иных ситуациях;

5) о степени воздействия на человека тех или иных событий, мероприятий, обстоятельств и т. п.;

6) о психологическом климате в группе и даже об обшей ат­мосфере в обществе;

7) особенно важная функция невербального общения заключа­ется в обмене информацией о личностных и индивидуальных свой­ствах между субъектами общения, таких как их отношение к лю­дям, их самооценка, энергичность, склонность к доминантности, общительность, темперамент, скромность, неврогичность и т. д






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных