Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА 2.ПРИЗНАКИ СРЕДСТВ САМООБЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАН




ВВЕДЕНИЕ

Данная работа выполнена на тему «Проблемы правовой квалификации средств самообложения граждан».

Как известно, неотъемлемой частью, обеспечивающей функционирование государства, и создающей условия для его роста является бюджет. Бюджетная система является элементом, который помогает реализовать цели и программные установки государства, прежде всего, для обеспечения благосостояния населения.

Российская Федерация, как государство, относящееся к числу развитых стран, имеет свою бюджетную систему, состоящую из трёх уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты. Более подробно остановимся на последнем из них, а в частности на проблеме самообложения граждан, как источнике доходов местного бюджета.

Проблема вопроса о самообложении заключается в том, что до сих пор в законодательстве нет чёткого разъяснения о том, каким видом дохода для бюджета являются эти средства, а также императивный или диспозитивный характер уплаты они имеют, как расходы для граждан.

Рассмотрение данной темы актуально, поскольку вся инфраструктура муниципального образования может быть преобразована за счёт, в том числе, вложений граждан, проживающих на данной территории. Также с учётом некоторых факторов, таких как инфляция, состояние банковской системы и дефицит большинства местных бюджетов, поэтому доходы в виде средств самообложения в этом случае как нельзя кстати.

Цель данной работы заключается в изучении понятия института средств самообложения граждан в муниципальном праве.

Для достижения указанной цели в работе рассматриваются следующие вопросы:

1. разобрать правовое регулирование вопроса о самообложении граждан;

2. выделить признаки средств самообложения;

3. рассмотреть каким способом устанавливаются вышеуказанные платежи;

4. проанализировать к какому виду доходов местного бюджета относятся средства самообложения

5. разобрать судебную практику по вопросу самообложения.

 

 

 

 

 

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА СРЕДСТВ САМООБЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАН

В настоящее время не все муниципальные образования имеют достаточно устойчивый уровень социально-экономического развития, вследствие чего появляются проблемы, которые доставляют неудобство населению в процессе жизнедеятельности. Более половины бюджетов на всех уровнях в Российской Федерации, и местный не исключение, пополняется за счёт налогов и сборов.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Помимо налогов и сборов нормами Конституции РФ на граждан не возлагается обязанность уплачивать еще какие-либо обязательные платежи налогового характера.

Согласно ст. 15 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) систему местных налогов составляют земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые закрепляются за бюджетами поселений и городских округов, а муниципальные районы вообще не имеют собственных местных налогов. В совокупности поступления от них составляют только несколько процентов от всех доходов местных бюджетов, поэтому система местных налогов не может обеспечить финансовую самостоятельность муниципалитетов[1].

В связи с этим, появился новый способ увеличения доходов бюджета – средства самообложения. В Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» ему посвящена 56 статья[2].

Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования указанных разовых платежей решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Как видно, в статье не указывается, что платежи являются обязательными, но в Налоговом кодексе о них ничего не упоминается. В свою очередь, Бюджетный кодекс относит данные платежи к неналоговым доходам (ч.3 ст. 41).

Вместе с тем, в ст. 22 о местном референдуме ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» определено: «Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления». Из этого следует, что разовые платежи в виде средств самообложения, обязательны для уплаты всеми, кто проживает на территории соответствующего муниципального образования.

Сравним платежи самообложения с налогами и сборами. Согласно ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В связи с этим с точки зрения законодательства о налогах и сборах к сборам средства самообложения граждан отнести достаточно сложно, учитывая, что в качестве цели их установления служит решение конкретных вопросов местного значения, т. е. условием взимания средств самообложения являются публичные цели, а не юридически значимые, индивидуализированные применительно к отдельному плательщику сборов действия органов власти и должностных лиц.

 

 

Реализация норм права является главным показателем эффективности построенной системы законодательства. Чтобы выяснить каковы проблемы реализации статьи 56 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» обратимся к судебной практике.

И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решений собрания граждан сельского поселения Поройский сельсовет Добровского района Липецкой области от 28 февраля 2011 года об отчете главы местной администрации по итогам работы в 2010 году, и установлении ставки самообложения (250 рублей с хозяйства)[3]. Заявитель указал, что данные решения приняты в отсутствие кворума, и в нарушение соответствующей процедуры (не избирался президиум, глава администрации Ф. единолично назначила себя председателем собрания, и она же без обсуждения объявила ставку самообложения; другие вопросы повестки дня не обсуждалась). В результате было нарушено его право, как жителя села Порой, участвовать в разрешении вопросов местного значения, и он обязан уплачивать сбор по незаконно установленной ставке самообложения. По изложенным основаниям И. просил признать оспариваемые решения недействующими с момента их принятия.

Согласно п. 4 ст. 54 Закона Липецкой области "О местном референдуме в Липецкой области" местный референдум признается комиссией муниципального образования несостоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников местного референдума, внесенных в списки участников местного референдума на территории муниципального образования. Численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории сельского поселения Поройский сельсовет, по состоянию на 1 января 2011 года, составляла 539 человек.

На основании собранных доказательств, суд правильно установил, что оспариваемые решения были приняты с участием 45-ти участников собрания, из которых один человек не являлся жителем села Порой.

Таким образом, становится очевидным, что указанные решения приняты в отсутствие кворума, необходимого в силу закона для проведения референдума.

Рассмотрим другой пример.

Прокурор Гафурийского района Республики Башкортостан обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным действия Совета сельского поселения Красноусольский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, выразившиеся в принятии решения от дата N...з "О самообложении граждан сельского поселения Красноусольский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан на дата, признании данного решения незаконным[4]. Решение Совета сельского поселения было принято без проведения референдума. Прокурор просил суд признать незаконным действие Совета сельского поселения.

Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором исковые требования, поскольку ответчиком не представлено никаких доказательств проведения референдума граждан сельского поселения, вопреки требованиям правовых норм, закрепленных в ст. 56 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Более того, в 2014 году также поступала жалоба в Конституционный суд РФ[5]. В своей жалобе гражданин С.Ю. Лунтов - глава Первомайского сельсовета Мишкинского района Курганской области оспаривает конституционность статьи 56 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12), устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130); что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения (статья 132, часть 1).

Таким образом, оспариваемое законоположение, действующее в системе правового регулирования, по сути, предусматривает один из способов осуществления населением местного самоуправления непосредственно, предоставляет ему дополнительные, согласующиеся с природой местного самоуправления правовые возможности для решения конкретных вопросов местного значения и, следовательно, само по себе не может рассматриваться как нарушающее права граждан на осуществление местного самоуправления.

На основании вышеизложенного, выяснилось, что проблемы реализации положения о самообложении имеются, и судебная практика это показывает. Сход граждан (местный референдум) либо проводится незаконно, либо документально его проведение закреплено, но фактически он не проводился. Оба факта нарушают права граждан на участие в местном референдуме, и доказывает неправомерность установления платежей.

ГЛАВА 2.ПРИЗНАКИ СРЕДСТВ САМООБЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАН

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Помимо налогов и сборов нормами Конституции РФ на граждан не возлагается обязанность уплачивать еще какие-либо обязательные платежи налогового характера.

Сравним платежи самообложения с налогами и сборами. Согласно ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В связи с этим с точки зрения законодательства о налогах и сборах к сборам средства самообложения граждан отнести достаточно сложно, учитывая, что в качестве цели их установления служит решение конкретных вопросов местного значения, т. е. условием взимания средств самообложения являются публичные цели, а не юридически значимые, индивидуализированные применительно к отдельному плательщику сборов действия органов власти и должностных лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Цель, для которой вводятся и используются средства самообложения это - решения вопросов местного значения. В частности, по благоустройству и озеленению территории муниципального образованию, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, благоустройству мест массового отдыха населения, охраны и сохранения памятников истории и культуры местного значения, электро-, тепло-, газо- и водоснабжению населения, водоотведению, снабжению населения топливом, строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений и других вопросов местного значения, предусмотренных ст. 14–16 Федерального закона № 131-ФЗ.

Размер данных платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования. Для отдельных категорий граждан может быть предоставлена льгота в виде уменьшения размера платежа. Категории жителей, которым предоставляется указанная льгота, и размер уплачиваемых ими платежей определяются на местном референдуме (сходе граждан). В частности, к указанным категориям жителей могут быть отнесены граждане пожилого возраста, инвалиды, ветераны войны и труда, малоимущие и др. При этом численность указанных граждан не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования.

Таким образом, можно признать, что средства самообложения граждан (если их рассматривать в качестве обязательных платежей) имеют налоговую природу, поскольку данные платежи по своим признакам в основном подпадают под признаки налога, указанные в ст. 8 НК РФ (индивидуальная безвозмездность, отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управлении, финансовое обеспечение деятельности муниципальных образований). Вместе с тем положения ч. 5 ст. 3 и ч. 6 ст. 12 НК РФ предусматривают, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. При этом согласно нормам НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения (ст. 17).

Таким образом, средства самообложения граждан имеют определённое сходство с налогами и сборами, однако таковыми не являются. Целью введения первых являются вопросы местного значения, и порядок уплаты таких платежей определяется не государством, как налоги, а населением на сходе граждан (местном референдуме). Обязательность их уплаты присутствует, когда местным референдумом данное качество установлено. Размер платежей для всех одинаков, однако для некоторых категорий граждан размер может быть уменьшен.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопрос о самообложении до сих пор до конца не получил своего разъяснения. Бюджетный Кодекс относит средства самообложения к неналоговым доходам местного бюджета. Понятие, данное в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», не определяет данный вид дохода бюджета как обязательный платёж для граждан в связи с этим, возникает путаница и отождествление данного платежа с налогом или сбором.

Целью сбора средств самообложения является решение вопросов местного значения. Выяснено, что порядок их введения определяется сходом граждан (местным референдумом). Так как статья о местном референдуме вышеуказанного закона устанавливает, что решения референдума являются обязательными для всех граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, то и уплата платежей так же обязательна, при условии, что на референдуме будет поставлено условие об обязательности. Размер платежей для всех одинаков и устанавливается референдумом, и также для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы, но, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования.

В связи с непониманием статуса обязательности или добровольности уплаты, было обращение гражданина с жалобой в Конституционный суд, который в своём ответе дал разъяснения о том, что статья 56 не может рассматриваться, как нарушающая права граждан. Также в практике существуют случаи, когда установление данных платежей с граждан взымаются неправомерно. Происходит игнорирование обязательной процедуры проведения референдума и нарушение тем самым прав граждан на участие в нём.

Поэтому, в законодательство следует внести некоторые изменения, касающиеся вопроса самообложения.

В целях правового регулирования порядка взимания средств самообложения граждан можно рассмотреть вопрос о внесении изменений в НК РФ, которые позволяли ли бы четко определить правовую природу средств самообложения граждан путем отнесения их к местным налогам (указав, что они имеют целевое назначение). При этом необходимо будет установить объект налогообложения этих платежей, порядок исчисления налоговой базы, предельный размер ставки, а также ограничения, связанные с периодичностью и количеством взимания данного налога в течение финансового года.

Вместе с тем в ст. 38 НК РФ закреплено положение о том, что каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, а средства самообложения могут взиматься для решения различных вопросов местного значения. При этом следует учитывать, что гражданин, проживающий на территории муниципального образования, уже является плательщиком налога на доходы физических лиц, земельного налога, налога на имущество физических лиц, а также и других налогов и сборов. В связи с этим в целях избежания двойного налогообложения определить самостоятельный объект налогообложения в отношении средств самообложения граждан будет достаточно сложно.

Согласно ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Однако ни в Федеральном законе № 131-ФЗ, ни в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не установлены требования относительно того, каким образом будет обеспечена экономическая обоснованность установления разовых платежей граждан на территории муниципального образования, а также предельных размеров их взимания. При этом требования об уплате данных платежей в случае их введения на местном референдуме (сходе граждан) будут распространяться на граждан, не участвующих в указанном местном референдуме (сходе граждан), несовершеннолетних детей, а также на жителей, которые голосовали против принятия такого решения. Обязанность по уплате указанных платежей будет распространяться также на жителей муниципальных образований, которые в целом не возражают против уплаты данных платежей, но не согласны с их размером или порядком использования.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных