Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Церковь как средство социализации личности

Нижегородская Духовная Семинария

Заочная магистратура

Реферат по курсу Социология

Роль Церкви в процессе социализации

Выполнил: магистрант

Заочного отделения

Священник Максим Женихов

 

 

Научный руководитель:

Преподаватель магистратуры НДС

Сундуков Р.В.

 

 

Нижний Новгород

2016
СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Церковь как средство социализации личности. 5

Заключение. 12

Список использованной литературы.. 13

 

 


Введение

 

Вызовы, которые стоят перед Русской Православной Церковью, требуют создания, развития, укрепления и реализации социальной политики Церкви по отношению ко всему современному социуму. Такая политика зиждется на платформе церковного богословского осмысления бытия человека, на основе христианских ценностей и служит базисом гармонизации сложного и многогранного процесса социализации человека. Церковь, раскрывая христианину его собственный богатый духовный мир, актуализируя и мотивируя его социальную активность, вдохновляя на творчество и процессы конструктивного познания, созидания, преображения мира, ограждает его от различных социальных конфликтов, в том числе между человеком и обществом. Конкретным средством для реализации целостной социальной политики Церкви в современном обществе может стать глобальная, продуманная, разветвленная и многоуровневая система социальной работы.

В последнее десятилетие становится очевидным, что основные принципы организации системы социальных отношений в значительной степени обусловлены качественными характеристиками духовной культуры. Активное возвращение религиозных институтов в общественную жизнь, в условиях неопределённости цивилизационного выбора, стало знаковым фактором, непосредственно воздействующим на процессы самоорганизации российского социума. Первоначальные идеи относительно необходимости «вестернизации» духовной жизни, как условия построения системы социального благоденствия, уступили место реалистичным концепциям, отдающим должное социальным функциям традиционной культуры. Предельно ясно проявилась ограниченная эффективность западных моделей организации духовной жизни в условиях России, что обусловлено спецификой комплекса традиционных культурных ценностей народов России.

Игнорирование в процессе социального реформирования приоритетов национальной культурной системы приводит к разбалансированию всех сфер общественной жизни.

В сложившихся условиях особо востребованной становится рефлексия вопросов связанных с определением функциональной роли Русской Православной Церкви в системе социальных отношений. Рассмотрение этого аспекта находится в тесной связи с социокультурной реальностью, позволяющей определить включенность традиционных религиозных институтов в сферу общественной жизни социума и внести необходимые коррективы в стратегию развития российского общества. Церковь – это особая воспитательная среда, где закладывается определённая модель обеспечения человека комплексом жизнеутверждающих ориентиров и способов их освоения. В этом контексте возрастает значение социокультурного статуса Русской Православной Церкви, располагающей мощным потенциалом гуманизации общественных отношений и консолидации общества, а также социализации личности и актуализируется проблема его исследования.

Объект исследования: Церковь в системе социализации личности.

Предмет исследования: процесс социализации средствами церковного воспитания.

Цель исследования: характеристика роли Церкви в процессе социализации.

Задачи исследования:

- рассмотреть Церковь как средство социализации личности;

 

 


Церковь как средство социализации личности

 

Сегодня духовенство, в первую очередь, должно уделять внимание не только внутреннему состоянию душ верующих, но и социальной проблематике жизни современного человека.

Вызовы, которые стоят перед человечеством требуют создания, развития, укрепления и реализации социальной политики церкви по отношению ко всему современному социуму.

Такая политика зиждется на платформе церковного богословского осмысления бытия человека, на основе христианских ценностей и служит базисом гармонизации сложного и многогранного процесса социализации человека. Церковь, раскрывая верующему его собственный богатый духовный мир, актуализируя и мотивируя его социальную активность, вдохновляя на творчество и процессы конструктивного познания, созидания, преображения мира, ограждает его от различных социальных конфликтов, в том числе между человеком и обществом.

Конкретным средством для реализации целостной социальной политики церкви в современном обществе может стать глобальная, продуманная, разветвленная и многоуровневая система социальной работы.

С нашей точки зрения позволительно сформулировать такие определения: социальная работа церкви — это духовная и социальная деятельность церковных институций, направленная на предоставление духовной и социальной помощи человеку.

В широком смысле слова социальная работа церкви — это деятельность различных церковных организаций (Синодальных отделов, епархий, приходов, братств, сестричеств милосердия), а в узком смысле слова — это влияние пастырей, профессиональных работников, катехизаторов, приходской общественности на человека в целях оказания ему помощи в самоуправлении, осмыслении своего места в мире и в нахождении векторов собственной миссии в земном бытии.

Социальная политика церкви должна охватывать все сферы жизнедеятельности людей (мотивация, воспитание, образование, профессиональная деятельность, семья, бизнес, культура, построение образов будущего). Поскольку именно в социальной сфере удовлетворяются жизненные интересы людей, социальное учение Церкви и конкретная практическая концепция социальной политики церкви приобретают всевозрастающее значение.

Следует заметить, что не только научные, социологические, но и обычные человеческие идеи, представления, понятия, ценности не могут быть не социальными, поскольку являются результатами совместной духовной деятельности человечества.

Становление человека, его духовное развитие происходит не только в мире его собственных фантазий и келейных духовных интересов, но в первую очередь «в конкретных общественных условиях».

Социализация личности в контексте социального учения церкви — это не только процесс вхождения индивидуума в социум, но и освоение социального опыта, закрепленного в богословских знаниях, традиции церкви, в сложной системе общественных отношений[2].

Известный российский ученый-социолог, профессор Н. Гомонов подчеркивает, что «социализация является процессом избирательного усвоения неких ценностей, идентификации личности с ними, выработки социальных целей жизни, деятельности, поступков».

Именно процесс формирования способности человека к жизни в обществе на основании освоения и осознания им присвоения его социальных ценностей и способов социально адаптированного поведения и называется социализацией.

В этом направлении важнейшей задачей церкви является формирование особой модели деятельности, воспитание верующего, способного к творчеству, непрестанному познанию воли Бога, конструктивному созиданию, преображению мира в любви Божьей, самосовершенствованию и самореализации в свете Закона Божьего.

Учитывая то, что общество — это подверженная постоянным изменениям социальная реальность со своими функциями, целями, возможностями принятия необходимых решений, церковь должна иметь собственную методологию и основные принципы и методы взаимодействия с современным социумом.

В течение последних десятилетий в церкви, безусловно, предпринимается попытка создать собственную социальную политику и организовать профессиональную социальную работу, но частной инициативы отдельных приходов, священства, активных неравнодушных мирян, одноразовой, несистемной помощи детским домам, приютам и богадельням явно недостаточно для построения настоящей социальной политики церкви.

Духовенство и преподаватели духовных школ, не освоившие современные технологии, не осознают социальные приоритеты, в конечном итоге противятся конструктивному разрешению актуальных социальных проблем. Во многом церковные институты не успевают сегодня за реальными потребностями современного человека, действуют архаично, используя старые методы проповеди, просвещения и просветительства. Ярким примером тому являются многочисленные церковно-приходские воскресные школы без современных учебников, профессиональных педагогов, новых программ и наглядных пособий.

Попытки реформировать систему образования и воспитания без максимальной интеграции церкви в процесс социализации личности, воспитания семьи и широкой общественной деятельности вряд ли могут быть результативными. Реальное отчуждение значительной части современного социума от церкви нагляднее всего проявляется в молодежной среде и в светском ВУЗе, где проповедь о Боге воспринимается часто на уровне добрых, светлых сказок и таинственных мифологем из истории Древней Греции или Древнего Китая и т. п. Зачастую, священник в ВУЗе не воспринимается серьезно не только студентами, но и преподавателями и администрацией учебного заведения.

Социальное пространство можно изменить только на уровне предметного обсуждения существующих проблем, путем инновационных решений, социального моделирования и на основе развития социальных организаций. Для этого необходимы мощные здоровые церковные силы, способные оздоровить не только церковные институции, но и вызвать к жизни новые социальные процессы в современном социуме.

Такая необходимость изменения акцентов в сфере социальной работы назрела давно, и она тесно связана с вопросами воспитания и образования. Существующая система образования и воспитания не только в обществе, но и в церкви существенно нивелирует личностный аспект. Такой подход, как правило, строится в основном только на морализаторстве, высокомерном нравоучении, наказании, запрещении и воспитании личности в строгости «дисциплинарного режима».

Сегодня же объективно возникла необходимость сформировать такую систему образования и воспитания, которая бы при сохранении высокого уровня церковных, культурных и исторических традиций, интеллектуальной подготовки давала возможность каждому человеку иметь и максимально ярко выраженные личностные характеристики.

Сформулированная выше задача крайне осложнена отсутствием завершенной философии образования как в церкви, так и в светском вузе.

Непрекращающиеся разговоры в церковной среде о богословском образовании, признании духовного образования государством скорее напоминают политическую демагогию испекуляции.

Всему обществу еще предстоит четко определиться относительно общественного идеала, духовных ценностей, геополитических векторов развития и тех поведенческих норм, которые не только являются осознанными человеком и желательными для него, но и предоставляют ему самые широкие возможности жизненного творческого выбора.

Описания частных аспектов социальной работы церкви будут неверны, если изъять их из контекста, из общего поля глобальной трансформации постсоветского пространства. Постоянные реформы, усиление бедности, рост безработицы, углубление социального неравенства и ослабление механизмов социального контроля неизбежно ведут к деградации трудовых и семейных ценностей, распаду нравственных норм, разрушению социальных связей и дезинтеграции общественной системы.

Общество, власть и верующие, в том числе, своей бесчувственностью в социальной политике создают все предпосылки для возникновения структурного кризиса во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

Негативные, всепоглощающие процессы тотальной коррупции, явления бесправия, незащищенности, обострение многих социально- экономических, политических и духовных процессов, кризис духовных ценностей, потеря идеалов и ориентиров многих граждан усилили потребность в разработке и реализации принципиально новой социальной политики церкви.

Одним из основных методологических принципов социальной работы церкви при этом должен стать принцип целостности духовно-материальной природы человека, т. е. единство природно-биологической и духовной сторон жизни общества.

Церковь не только проповедует о духовно-нравственном совершенстве личности, но и показывает реальные пути преображения социального бытия.

Церковь станет социально значимой для современного человека только тогда, когда она будет способна «оказывать воздействие на ход событий в обществе».

Это и есть главный стимул во внешней социальной деятельности церкви. С точки зрения социального учения церкви модусами социальной значимости должны быть не только власть, сила, капитал, состояние, но и святость, человечность, мудрость, духовность, профессионализм, милосердие, иными словами, высокие морально-нравственные ценности.

Согласно социальному учению церкви общественная, культурная, экономическая и политическая деятельность современного общества находится в поле зрения всего церковного организма.

Верующему не безразлично, кто, когда и на каких условиях получает в свое распоряжение модусы социальной значимости. Дальнейшее развитие человечества как раз и зависит от того, удастся ли современному обществу решить главную проблему: обеспечить стремление людей к социальной значимости, не подорвав при этом на основе хищнических законов естественного отбора и морали «социал-дарвинизма» условия собственного существования и развития.

Основными препятствиями на пути построения конструктивной социальной политики церкви являются:

- отсутствие консолидирующего единства в церковной жизни;

- дефицит соответствующих социально-экономических ресурсов в церковной жизни, которые могли бы быть использованы для решения проблем современного общества;

- постоянное снижение жизненного уровня церковных служителей, неустроенность молодых священников, специалистов, преподавателей, что вызывает пессимизм, апатию, потерю веры в будущую перспективу развития церковной жизни;

- ослабление авторитета церкви, церковной иерархии, церковных объединений, движений и церковных организаций в социуме;

- геополитические, межнациональные и политические противоречия

Социальная работа церкви должна преследовать цель создания условий, способствующих социальной ориентации и самореализации человека в его собственных интересах, а также в интересах церкви и общества.

По существу социальная работа церкви имеет два вектора движения.

Первое направление — это социальная опека, предоставление различных видов социальной помощи отдельным незащищенным категориям населения.

Второй вектор — это социальная деятельность, всецело направленная на раскрытие творческого потенциала личности и формирование у нее «иммунитета» к различным негативным явлениям человеческого бытия.

Разнообразную практическую социальную помощь человеку призваны оказывать создаваемые при церквях социальные службы для неимущих, инвалидов, а главное — для подрастающего поколения — детей и молодежи.

При церковных структурах должны работать образованные священники, профессиональные педагоги, психологи, социальные работники, социологи, юристы, врачи-консультанты и другие специалисты в области социальной психологии, права, образования и спорта.

Основу социальной политики церкви составляет новый тип отношений церкви и общества. Принципиальными особенностями таких отношений должны быть:

- не сугубо воспитательное воздействие на человека, не чтение морали по устаревшим учебникам нравственного богословия и запугивание прихожан грехами, вычитанных из брошюр, сомнительного происхождения, а политика реального доверия к личности, помощь верующему в постижении Бога и раскрытии собственного потенциала;

- создание надлежащих условий для того, чтобы верующий стал непосредственным участником жизни в церкви (богослужение, лекции, отдых, совместные мероприятия);

- обязательная ориентация церквей на общество, учет его потребностей, интересов и запросов при разработке и реализации любых социальных программ в церкви[12].

Церковная социальная политика является своеобразным, специфическим, приоритетным направлением в деятельности всей церкви.

Такая политика призвана создать определенные условия и социальные гарантии для становления и развития человека в социуме. Сформировать такую политику возможно лишь при таких условиях:

- хорошо зная реальные проблемы всего современного общества и человека в частности;

- хорошо понимая реальные вызовы современного мира, его противоречия, прагматику, дух неверия и скептицизма.

Сегодня значительной части духовенства предстоит решительно избавиться от стереотипа «я благословил, не задавай лишних вопросов». Значит, диалог, переговоры, общение должны быть активной составляющей социальной политики церкви.

В данном случае социализацию следует рассматривать не просто как процесс становления личности, воспитания, обучения человека, передачу последующим поколениям определенных богословских знаний, социальных навыков, духовного опыта и т. п., но и как сложное взаимодействие церкви и общества, их взаимные шаги навстречу друг другу.

Подводя итог, отметим следующее. В целом с учетом определенного опыта и существующих проблем можно утверждать, что сегодня требуется не просто обновление форм и методов социальной работы церкви, а качественно новая социальная и культурная политика церковных институтов. Пока, однако, четких концепций развития социальной политики у церкви практически нет.

Редукция к этой проблеме неприменима, воздействие на эту ситуацию не может быть одномерным.

Нельзя возлагать ответственность лишь на духовенство, церковные структуры, на действия государственных социальных служб. Здесь необходим сложный системный ответ церкви.

Пока что этот ответ не сформулирован, четкая методология не разработана. Но медлить с разработкой этой методологии нельзя, как нельзя и упрощать сложность такой задачи.

 

Заключение

 

Подводя итог, отметим следующее. В целом с учетом определенного опыта и существующих проблем в обществе можно утверждать, что сегодня требуется не просто обновление форм и методов социальной работы Церкви, а качественно новая социальная и культурная политика церковных институтов. Пока, однако, четких концепций развития социальной политики у Церкви практически нет.

Потому что прежде, чем воздействовать на общество, его нужно философски описать, понять и осмыслить на уровне богословия самой Церкви. Редукция к этой проблеме неприменима, воздействие на эту ситуацию не может быть одномерным. Нельзя возлагать ответственность лишь на духовенство, церковные приходы, на действия государственных социальных служб.

Здесь необходим сложный системный ответ Церкви. Пока что этот ответ не сформулирован, четкая методология не разработана. Но медлить с обретением этой методологии нельзя, как нельзя и упрощать сложность такой задачи.

 


Список использованной литературы

 

1. Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всея Украины. Задачи православного богословия в Украине на современном этапе // Володимир (Сабодан), Митрополит Київський та всієї України. Доповіді, промови, звернення. — К., Видавничий відділ Української Православної Церкви, 2011. — С. 369.

2. Головатый Н. Ф. Социология молодежи: Курс лекций. — К.: МАУП, 1999. — С. 37.

3. Головатый Н. Ф. Социология молодежи: Курс лекций. — К.: МАУП, 1999. — С. 35.

4. Ехало В. А. Концепция-личность в американской интеракционистской социологии. — К.: МАУП, 2007. — С. 21.

5. Кара-Мурза С. Г. Спасти Россию. Как нам выйти из кризиса / Сергей Кара-Мурза. — М.: Алгоритм, 2013. С. 133.

6. О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви // Интернет-портал «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата». [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html— Дата доступа: 21. 08. 2013.

7. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. — СПб.: Питер, 2003. — С. 302.

8. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. — СПб.: Питер, 2003. — С. 304.

9. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. — СПб.: Питер, 2003. — С. 367.

10. Панарин С. А. Стратегическая нестабильность в XXI веке. — М.: Эксмо, 2004. — С. 273 – 274.

11. Система социологического знания: Учеб. пособие / Сост. Г. В. Щёкин. — 4-е изд., стереотип. — К.: МАУП, 2001. — С. 42.

12. Социология: Учебное пособие / Под ред. П. С. Емшина, Д. З. Мутагирова, Н. Г. Скворцова. — СПб.: Питер, 2004. — С. 101.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Римское право и его значение в истории правового развития человечества | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных