Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Цель и задачи освоения дисциплины. Утверждено Ученый совет ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М.Сеченова Минздрава России «______»_____________________20____ протокол № ______________________
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА
Утверждено Ученый совет ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М.Сеченова Минздрава России «______»_____________________20____ протокол № ______________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
_______________________________Педиатрия_____________________________________
основная профессиональная образовательная программа высшего образования - специалитета
31.05.01 Лечебное дело
Трудоемкость дисциплины __9__ зачетных единиц
Цель и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся теоретических и практических знаний, умений и навыков диагностики, лечебной тактики, диспансеризации, профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний у детей раннего и старшего возраста и оказание неотложной помощи в зависимости от нозологии заболевания.
Задачидисциплины:
Знать:
анатомо-физиологические особенности органов и систем здорового ребенка, нормальные темпы роста и развития (физического и психомоторного), особенности иммунитета, метаболизма, гомеостаза детского организма;
принципы рационального вскармливания здорового и больного ребенка первого года жизни, особенности питания детей старше года
особенности этиологии, патогенеза, клинической картины и течения болезней детского возраста, включая факторы, способствующие хронизации болезни и развития осложнений;
принципы экстренной и первой помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе.
принципы организации и работы ЛПУ педиатрического профиля, профилактики внутрибольничных инфекций, создания благоприятных условий пребывания больных и условий труда медицинского персонала;
принципы организации и направленность работы по формированию здорового образа жизни ребенка и его семьи;
мероприятия по охране труда и технике безопасности, профилактике детских заболеваний, осуществления контроля за соблюдением и обеспечением экологической безопасности;
Уметь:
· определить статус ребенка: собрать анамнез, провести опрос ребенка и/или его родителей, провести физикальное обследование ребенка; оценить состояние ребенка для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи;
· установить приоритеты для решения проблем здоровья ребенка: состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием, инвалидность;
· оценить факторы, влияющие на состояние физического и психологического здоровья ребенка: индивидуальные, семейные, социальные факторы риска (насилие, болезнь и смерть родственников и пр.); поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о ребенке с целью определения патологии и причин, ее вызывающих;
· наметить объем исследований для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
· подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения ребенка в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация;
· сформулировать клинический диагноз;
· разработать план терапевтических действий, с учетом протекания болезни и ее лечения;
· сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного ребенка при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения;
· выявлять состояния, требующие госпитализации, и своевременно направлять больных к соответствующим специалистам;
· оказать помощь при неотложных состояниях у детей
Владеть:
· методами общеклинического исследования ребенка в зависимости от возраста;
· интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики с учетом возрастных особенностей детей;
· алгоритмом постановки диагноза
· основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях у детей
· правильным ведением медицинской документации.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО Университета.
2.1. Дисциплина «Педиатрия» относится к базовой части ОПОП ВО Университета.
2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:
Дисциплины: Биоэтика, медицинское право.
- Знать: основы современного медицинского законодательства, обязанности врача, права врача и пациента, морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, влияние среды обитания на здоровье человека, учение о здоровом образе жизни.
- Уметь: выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива.
- Владеть: навыками изложения морально-этической аргументации, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.
Дисциплина: история медицины
- Знать: выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину.
Дисциплины: латинский и иностранный языки
· Знать: основную медицинскую и фармацевтическую терминологию на латинском и иностранном языках.
· Уметь: использовать медицинскую и фармацевтическую терминологию
· Владеть: навыками чтения на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов.
Дисциплины: Анатомия человека, нормальная физиология, биохимия, биофизика, гистология, микробиология, вирусология, фармакология, патофизиология, клиническая патофизиология, медицинская информатика
· Знать:
- механизм действия буферных систем организма, их взаимосвязь, электролитный баланс организма человека, основы химии гемоглобина, его участие в газообмене и поддержании кислотно-основного состояния;
- классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики;
- анатомию и физиологию человека, возрастные, половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма;
- строение и функцию тканей, органов и систем организма человека, их регуляцию в норме и при патологии;
- понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней, основные понятия общей нозологии;
- классификацию, характеристики лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств, побочные эффекты.
· Уметь:
- пользоваться учебной, научной литературой, электронными образовательными и информационными ресурсами для профессиональной деятельности;
- объяснить причины отклонений от нормы показателей лабораторных, инструментальных исследований;
- обосновывать принципы этиологической, патогенетической терапии заболеваний;
- применять лекарственные препараты.
· Владеть:
- базовыми технологиями поиска профессиональной информации
Дисциплины: пропедевтика внутренних болезней, гигиена, генетика, лучевая диагностика, факультетская терапия, акушерство и гинекология.
· Знать:
- закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакториальных заболеваний человека;
- социальные факторы, влияющие на состояние физического и психического здоровья человека;
- методы обследования пациента для определения состояния его здоровья;
- этиологию, патогенез, клиническую картину, осложнения, профилактику наиболее распространенных заболеваний, современную классификацию болезней человека;
- современные методы лабораторного, инструментального обследования больных;
- критерии диагноза наиболее распространенных заболеваний.
· Уметь:
- определить статус пациента: собрать анамнез; провести опрос пациента и/или его родственников, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение АД, определение свойств артериального пульса и т.п.); оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи;
- установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: критическое
(терминальное) состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим
заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием;
- поставить предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований
в соответствии с прогнозом болезни для уточнения диагноза и получения достоверного
результата, сформулировать клинический диагноз;
- подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациента в
соответствии с ситуацией (первичная помощь, скорая помощь, госпитализация) и
разработать план терапевтических действий с учетом течения болезни и ее лечения
· Владеть:
- методами общеклинического обследования;
- интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;
- алгоритмом постановки диагноза.
2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками:
Дисциплины: терапия, акушерство, хирургия, эндокринология, отоларингология, фтизиатрия.
· Знать:
- анатомо-физиологические особенности органов и систем здорового ребенка, нормальные темпы роста и развития (физического и психомоторного), особенности иммунитета, метаболизма, гомеостаза детского организма;
- особенности этиологии, патогенеза, клинической картины, течения, лечения,
профилактики болезней детского возраста, включая факторы, способствующие
хронизации болезни и развития осложнений;
- принципы экстренной и первой помощи детям при неотложных состояниях на
догоспитальном этапе;
- принципы профилактики внутрибольничных инфекций;
- принципы организации и направленность работы по формированию здорового
образа жизни ребенка и его семьи.
· Уметь:
- определить статус ребенка: собрать анамнез, провести опрос ребенка и/или его родителей, провести физикальное обследование ребенка; оценить состояние ребенка для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи;
- установить приоритеты для решения проблем здоровья ребенка: состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием, инвалидность;
- оценить факторы, влияющие на состояние физического и психологического здоровья ребенка: индивидуальные, семейные, социальные факторы риска (насилие, болезнь и смерть родственников и пр.); поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о ребенке с целью определения патологии и причин, ее вызывающих;
- наметить объем исследований для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
- подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения ребенка в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация;
- сформулировать клинический диагноз;
- разработать план терапевтических действий, с учетом протекания болезни и ее лечения;
- сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного ребенка при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения;
- выявлять состояния, требующие госпитализации, и своевременно направлять больных к соответствующим специалистам;
- оказать помощь при неотложных состояниях у детей.
· Владеть:
- методами общеклинического исследования ребенка в зависимости от возраста;
- интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики с учетом возрастных особенностей детей;
- алгоритмом постановки диагноза
- основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях у детей
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№
| Шифр
компетенции
| Содержание компетенции (или ее части)
| В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
| Знать
| Уметь
| Владеть
| Оценочные средства
| 1.
| ОК-4
| способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
| основы медицинской и врачебной этики и деонтологии при работе с пациентами, медицинским персо-налом, коллегами по работе
|
| основными врачебными диагностичес-кими и лечеб-ными меро-приятиями по оказанию пер-вой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состоя-ниях
| Тестирование
Ситуационные задачи
| 2.
| ОПК-8
| готовностью к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач
| основные принципы лечения детей с наиболее часто встречающимися заболеваниями, рациональный выбор лекарственных средств
| сформулиро-вать показания к избранному методу лече-ния с учетом этиотропных и патогенетичес-ких средств, обосновать фармакотера-пию у конкретного ребенка при основных па-тологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эф-фективность и безопасность проводимого лечения
| основными врачебными диагностичес-кими и лечеб-ными меро-приятиями по оказанию пер-вой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состоя-ниях
| Тестирование
Ситуационные задачи
| 3.
| ПК-1
| способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания
|
| проводить ме-роприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее час-то встречаю-щихся заболе-ваний у детей, осуществлять
профилакти-ческие меро-приятия по повышению сопротивляемости организма к неблагопри-ятным факто-рам внешней среды с использова-нием различ-ных методов физической культуры и спорта, зака-ливания, про-пагандировать здоровый образ жизни
|
| Тестирование
Ситуационные задачи
| 4.
| ПК-5
| готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания
| анатомо-физиологи-ческие особенности органов и систем ребенка, темпы роста и развития, особен-ности иммунитета, метаболизма, гомео-стаза детского орга-низма; особенности этиологии, патоге-неза, клинической картины и течения болезней детского возраста, основные методы лабора-торной и инстру-ментальной диаг-ностики заболеваний у детей
| определить статус ребен-ка: собрать анамнез, про-вести опрос ребенка и его родителей, провести фи-зиикальное обследование, оценить сос-тояние ребен-ка для приня-тия решения о необходимос-ти оказания ему медицинс-кой помощи
| методами физикального обследования ребенка, ин-терпретацией результатов лабораторных, инструмен-тальных мето-дов диагнос-тики, алго-ритмом пос-тановки пред-варительного диагноза
| Тестирование
Ситуационные задачи Контрольная работа (учебная история болезни)
| 5.
| ПК-6
| способностью к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ)
| патологические симптомы и синд-ромы; патогенез, особенности клинической картины и течения болезней детского возраста
современную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем
| уметь провес-ти физикаль-ное обследо-вание, оценить состояние ребенка
| методами фи-зикального обследования ребенка, ин-терпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики
| Тестирование
Ситуационные задачи Контрольная работа (учебная история болезни)
| 6.
| ПК-8
| способностью к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами
| особенности этиологии, патогенеза, клинической картины и течения болезней детского возраста, включая факторы, способствующие хронизации болезни и развития осложнений
| установить приорететы для решения проблем здоровья ребенка: состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием, инвалидность;
| основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями
| Тестирование
Ситуационные задачи Контрольная работа (учебная история болезни)
| 7.
| ПК-9
| готовностью к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара
| особенности этиологии, патогенеза, клинической картины и течения болезней детского возраста, включая факторы, способствующие хронизации болезни и развития осложнений, принципы рационального вскармливания здорового и больного ребенка первого года жизни, особенности питания детей старше года; принципы организации и направленность работы по формированию здорового образа жизни ребенка и его семьи
| установить приорететы для решения проблем здоровья ребенка: состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием, инвалидность; оценить факторы, влияющие на состояние физического и психологического здоровья ребенка; сформулировать диагноз; наметить объем исследований для уточнения диагноза и получения достоверного результата
|
|
| 8.
| ПК-10
| готовностью к оказанию медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи
| особенности этиологии, патогенеза, клинической картины и течения болезней детского возраста, включая факторы, способствующие хронизации болезни и развития осложнений, современную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем; основные методы лабора-торной и инстру-ментальной диаг-ностики заболеваний у детей
| установить приорететы для решения проблем здоровья ребенка: состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием, инвалидность
сформулировать диагноз; наметить объем исследований для уточнения диагноза и получения достоверного результата
| основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями
|
| 9.
| ПК-11
| готовностью к участию в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства
|
|
| основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиям и по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях
|
|
4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:
п/№
| Шифр компетенции
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела в дидактических единицах
| 1.
| ПК-1
| Общие вопросы педиатрии
| История педиатрии. Принципы организации медико-социальной помощи детям. Роль врача общей практики в оздоровлении детского населения, в предупреждении заболеваемости и снижении младенческой смертности, в формировании здорового образа жизни. Социально значимые болезни. Знакомство с организацией и принципами работы детских лечебно-профилактических учреждений. Вопросы этики и деонтологии в педиатрии. Особенности сбора анамнеза в детском возрасте.
| 2.
| ПК-1
| Вакцинопрофилактика
| Плановая активная иммунизация (национальный календарь прививок), показания и противопоказания к вакцинации, вакцинация по эпидемическим показаниям.
| 3.
| ПК-5
ПК-6
| Анатомо-физиологические особенности органов и систем в детском возрасте. Пропедевтика.
| Периоды детского возраста. Физическое развитие детей.
Анатомо-физиологические особенности и методика исследования кожи, жировой клетчатки, костной, мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыводящей, эдокринной, нервной систем. Иммунитет у детей. Нормативы лабораторных показателей периферической крови у детей разного возраста.
| 4.
| ПК-1
| Питание здорового ребенка
| Вскармливание ребенка первого года жизни: виды вскармливания, преимущества и принципы естественного вскармливания. Прикормы.
Принципы питания детей старше 1 года. Роль питания в профилактике различных заболеваний у детей.
| 5.
| ОПК-8
ПК-1
ПК-6
ПК-8
ПК-9
ПК-10
| Неонатология
| Особенностипериода новорожденности. Скриниг новорожденных. Задержка внутриутробного развития плода. Морфо-функциональные критерии доношенного, недоношенного, переношенного, незрелого ребенка.
Перинатальное поражение центральной нервной системы. Внутриутробные инфекции, сепсис, локализованные гнойно-септические заболевания. Неонатальные желтухи: транзиторная желтуха, гемолитическая болезнь новорожденных. Респираторные нарушения (респираторный дистресс- синдром, бронхо-легочная дисплазия). Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз.
Принципы реанимации новорожденных.
| 6.
| ОПК-8
ПК-1
ПК-6
ПК-8
ПК-9
ПК-10
| Патология детей раннего возраста
|
Расстройства питания: классификация, виды, этиология, патогенез, клиническая диагностика, лечение, прогноз, профилактика. Органические и функциональные расстройства пищеварения: диагностика, дифференциальная диагностика, лечение. Синдром мальабсорбции. Анемии: виды, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.
Рахит: этиология, патогенез, классификация. клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика рахита и рахитоподобных заболеваний, принципы лечения и профилактики, прогноз, гипервитаминоз Д.
| 7.
| ОПК-8
ПК-1
ПК-6
ПК-8
ПК-9
ПК-10
| Пульмонология
| Острые и хронические болезни органов дыхания: риносинусит, ларингит, бронхит, бронхиолит, пневмония, бронхоэктатическая болезнь. Инородные тела дыхательных путей. Муковисцидоз. Вопросы этиологии, механизмы развития, классификация, клинические варианты, особенности клинической картины у детей, осложнения, диагностика, дифференциальная диагностика, принципы лечения и профилактики, прогноз.
| 8.
| ОПК-8
ПК-1
ПК-6
ПК-8
ПК-9
ПК-10
| Аллергические заболевания
| Атопический дерматит, крапивница, аллергический ринит, поллиноз, отек Квинке, анафилактический шок. Бронхиальная астма. Этиология, особенности патогенеза, клинической картины и течения у детей разного возраста, диагностика и дифференциальная диагностика, принципы лечения, профилактики, прогноз.
| 9.
| ОПК-8
ПК-1
ПК-6
ПК-8
ПК-9
ПК-10
| Кардиология
| Врожденные пороки сердца и магистральных сосудов (дефект межжелудочковой перегородки, дефект межпредсердной перегородки, открытый артериальный проток, коарктация аорты, тетрада Фалло). Неревматические кардиты. Ювенильная артериальная гипертензия. Малые аномалии развития сердца. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и дифференциальная диагностика, лечение, профилактика, прогноз.
| 10.
| ОПК-8
ПК-1
ПК-6
ПК-8
ПК-9
ПК-10
| Ревматология
| Ювенильные артриты (ревматоидный артрит, реактивный артрит). Системные поражения соединительной ткани (системная красная волчанка, ювенильный дерматомиозит). Системные васкулиты (болезнь Шенлейна-Геноха, синдром Кавасаки). Острая ревматическая лихорадка.
Современные концепции этиологии, патогенеза, особенности клинической картины и течения ювенильных форм, диагностика, дифференциальная диагностика, принципы лечения
| 11.
| ОПК-8
ПК-1
ПК-6
ПК-8
ПК-9
ПК-10
| Гематология
| Анемии. Тромбоцитопении, тромбоцитопатии, коагулопатии (гемофилия, тромбофилия). этиология, патогенез, клиническая картина, осложнения, диагностика, дифференциальная диагностика, особенности течения у детей, лечение, профилактика, прогноз.
Острый лейкоз: этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, принципы лечения.
| 12.
| ОПК-8
ПК-1
ПК-6
ПК-8
ПК-9
ПК-10
| Гастроэнтерология
| Хронические болезни органов пищеварения: эзофагит, гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, панкреатит, функциональные нарушения желчного пузыря, холецистит, синдром раздраженной кишки, болезнь Крона, язвенный колит. Этиология, патогенез, особенности клинической картины и течения у детей, методы лабораторной диагностики и инструментальной диагностики, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика, прогноз.
| 13.
| ОПК-8
ПК-1
ПК-6
ПК-8
ПК-9
ПК-10
| Нефрология
| Инфекция мочевой системы (пиелонефрит, цистит). Пузырно-мочеточниковый рефлюкс, рефлюкс-нефропатия. Дисфункция мочевого пузыря. Гломерулонефрит. Идиопатический нефротический синдром. Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика, прогноз.
Острая и хроническая почечная недостаточность, патогенез, клиническая картина, диагностика, принципы терапии.
| 14.
| ОПК-8
ПК-1
ПК-6
ПК-8
ПК-9
ПК-10
| Эндокринология
| Сахарный диабет типа1. Болезни щитовидной железы (гипотиреоз, диффузный токсический зоб, хронический аутоиммунный тиреоидит). Врожденная дисфункция коры надпочечников. Нарушения роста и полового развития. Ожирение. Этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика, прогноз.
| 15.
| ОПК-8
ПК-1
ПК-6
ПК-8
ПК-9
ПК-10
| Инфекционные и паразитарные болезни
Туберкулез у детей
| Острые респираторные вирусные инфекции, герпетическая инфекция, ВИЧ-инфекция, корь, краснуха, скарлатина, эпидемический паротит, энтеровирусные инфекции, дифтерия, коклюш и паракоклюш, менингококковая инфекция, острые кишечные инфекции, острые и хронические вирусные гепатиты, гельминтозы.
Туберкулез у детей.
Этиология, эпидемиология, патогенез, классификация, клиническая картина, особенности течения у детей, осложнения, диагностика, методы раннего выявления, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика, прогноз.
| 16.
| ОК-4
ОПК-8
ПК-6
ПК-11
| Неотложные состояния
| Температурные реакции, судорожный синдром, острая обструкция дыхательных путей, дегидратация, острые аллергические реакции (анафилактический шок, отек Квинке): клинические проявления, врачебная помощь на догоспитальном этапе, тактика дальнейшего ведения больного. Основные принципы догоспитальной сердечно-легочной реанимации.
|
5. Распределение трудоемкости дисциплины.
5.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:
Вид учебной работы
| Трудоемкость
| Трудоемкость по семестрам (АЧ)
|
| объем в зачетных единицах (ЗЕ)
| объем в академических часах (АЧ)
| |
|
|
| Аудиторная работа, в том числе
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
|
|
|
|
|
| Лабораторные практикумы (ЛП)
| -
| -
| -
| -
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| -
| -
|
| Клинические практические занятия (КПЗ)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студента (СРС)
|
|
|
|
|
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
| экзамен
|
|
| -
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
|
5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:
п/№
| № Се-мест-ра
| Наименование раздела дисциплины
| Виды учебной работы (в АЧ)
| Оценочные средства
|
|
|
| Л
| ЛП
| ПЗ
| КПЗ
| С
| СРС
| всего
|
|
|
| Анатомо-физио-логические осо-бенности органов и систем в детском возрасте. Пропе-девтика.
|
| -
| -
|
| -
|
|
| Тестирование
Контрольная работа (учебная история болезни)
Ситуационные задачи
|
|
| Неонатология. Патология детей раннего возраста.
|
| -
| -
|
| -
|
|
| Тестирование
Ситуационные задачи
|
|
| Патология детей старшего возраста.
| 10,5
| -
| -
|
| -
|
|
| Тестирование
Ситуационные задачи
|
|
| Неотложные состояния
|
| -
| -
|
| -
|
|
| Тестирование
Ситуационные задачи
|
|
| Инфекционные и паразитарные болезни. Туберку-лез у детей.
| 13,5
| -
| -
|
| -
|
|
| Тестирование
Ситуационные задачи
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.3. Распределение лекций по семестрам:
п/№
| Наименование тем лекций
| Объем в АЧ
|
|
| Семестр
| Семестр
|
|
|
|
|
| Актуальные проблемы педиатрии
|
|
|
| Перинатальное поражение центральной нервной системы
|
|
|
| Внутриутробные инфекции
|
|
|
| Вскармливание
|
|
|
| Расстройства питания
|
|
|
| Рахит, рахитоподобные заболевания
|
|
|
| Нарушения роста и развития детей
|
|
|
| Анемии
|
|
|
| Острые заболевания органов дыхания
|
|
|
| Аллергические заболевания. Бронхиальная астма
|
|
|
| Неотложные состояния у детей
|
|
|
| Хронические заболевания легких
|
|
|
| Заболевания сердечно-сосудистой системы
| 1,5
|
|
| Болезни желудочно-кишечного тракта
| 1,5
|
|
| Инфекция мочевой системы
|
|
|
| Гломерулонефрит
|
|
|
| Ревматические болезни
|
| 1,5
|
| Болезни крови
| 1,5
|
|
| Заболевания эндокринной системы
| 1,5
|
|
| Нейроинфекции
|
|
| 22.
| Стрептококковая инфекция
|
|
| 23.
| Герпетическая инфекция
|
|
| 24.
| Дифтерия. Инфекционный мононуклеоз.
|
|
| 25.
| Корь. Краснуха.
|
|
| 26.
| Эпидемический паротит. Коклюш.
|
|
| 27.
| Острые кишечные инфекции
|
| 1,5
| 28.
| Гепатиты у детей
|
|
| 29.
| ВИЧ у детей
|
|
| 30.
| Туберкулез у детей
|
|
| 31.
| Паразитарные заболевания
|
|
| 32.
| Вакцинопрофилактика
|
|
|
| ИТОГО (всего - АЧ)
|
|
|
5.4. Распределение лабораторных практикумов по семестрам:
п/№
| Наименование лабораторных практикумов
| Объем в АЧ
|
| Не предусмотрены
| Семестр
| Семестр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО (всего - АЧ)
|
|
| 5.5. Распределение тем практических занятий по семестрам:
п/№
| Наименование тем практических занятий
| Объем в АЧ
|
| Не предусмотрены
| Семестр
| Семестр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО (всего - АЧ)
|
|
|
5.6. Распределение тем клинических практических занятий по семестрам:
п/№
| Наименование тем клинических практических занятий
| Объем в АЧ
|
|
|
|
|
| Общие вопросы педиатрии. Периоды детского возраста. Физическое развитие детей.
|
|
|
| Анатомо-физиологические особенности и методика исследования кожи, жировой клетчатки, костной, мышечной систем.
|
|
|
| Анатомо-физиологические особенности и методика исследования дыхательной системы.
|
|
|
| Анатомо-физиологические особенности и методика исследования сердечно-сосудистой системы.
|
|
|
| Анатомо-физиологические особенности и методика исследования пищеварительной системы.
|
|
|
| Анатомо-физиологические особенности и методика исследования мочевыводящей системы.
|
|
|
| Анатомо-физиологические особенности и методика исследования эдокринной системы.
|
|
|
| Анатомо-физиологические особенности и методика исследования нервной системы.
|
|
|
| Иммунитет у детей
|
|
|
| Нормативы лабораторных показателей периферической крови у детей разного возраста.
|
|
|
| Питание здорового ребенка
|
|
|
| Перинатальное поражение центральной нервной системы
|
|
|
| Внутриутробные инфекции, сепсис, локализованные гнойно-септические заболевания
|
|
|
| Неонатальные желтухи
|
|
|
| Скриниг новорожденных. Задержка внутриутробного развития плода. Респираторные нарушения (респираторный дистресс- синдром, бронхо-легочная дисплазия). Принципы реанимации новорожденных.
|
|
|
| Расстройства питания. Органические и функциональные расстройства пищеварения.
|
|
|
| Анемии
|
|
|
| Рахит, рахитоподобные заболевания
|
|
|
| Аллергические заболевания: атопический дерматит, крапивница, аллергический ринит, поллиноз, отек Квинке, анафилактический шок.
|
|
|
| Аллергические заболевания: бронхиальная астма.
|
|
|
| Пульмонология: острые болезни органов дыхания, инородные тела дыхательных путей.
|
|
|
| Пульмонология: хронические болезни органов дыхания, муковисцидоз.
|
|
|
| Кардиология: врожденные пороки сердца и магистральных сосудов, неревматические кардиты.
|
|
|
| Кардиология: ювенильная артериальная гипертензия, малые аномалии развития сердца.
|
|
|
| Ревматология: системные поражения соединительной ткани системные васкулиты.
|
|
|
| Ревматология: ювенильные артриты.
|
|
|
| Гастроэнтерология: хронические болезни желудочно-кишечного тракта.
|
|
|
| Гастроэнтерология: хронические болезни печени и желчевыводящих путей.
|
|
|
| Нефрология: инфекция мочевой системы, рефлюкс-нефропатия, дисфункция мочевого пузыря.
|
|
|
| Нефрология: гломерулонефрит, идиопатический нефротический синдром, острая и хроническая почечная недостаточность.
|
|
|
| Гематология: тромбоцитопении, тромбоцитопатии, коагулопатии
|
|
|
| Гематология: острый лейкоз.
|
|
|
| Эндокринология: сахарный диабет типа1, болезни щитовидной железы, врожденная дисфункция коры надпочечников.
|
|
|
| Эндокринология: нарушения роста и полового развития, ожирение.
|
|
|
| Инфекционные болезни у детей
|
|
|
| Инфекционные болезни у детей
|
|
|
| Туберкулез у детей.
|
|
|
| Вакцинопрофилактика
|
|
|
| Паразитарные болезни у детей
|
|
|
| Неотложные состояния: температурные реакции, судорожный синдром, острая обструкция дыхательных путей, дегидратация, острые аллергические реакции.
|
|
|
| Неотложные состояния: основные принципы догоспитальной сердечно-легочной реанимации.
|
|
|
| ИТОГО (всего - АЧ)
|
|
|
5.7. Распределение тем семинаров по семестрам:
п/№
| Наименование тем семинаров
| Объем в АЧ
|
| Не предусмотрены
| Семестр
| Семестр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО (всего - АЧ)
|
|
|
5.8. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:
п/№
| Наименование вида СРС*
| Объем в АЧ
|
|
| Семестр
| Семестр
|
|
|
|
|
| Написания историй болезни
|
|
|
| Работа с литературными источниками информации по изучаемому разделу
|
|
|
| Работа с электронными образовательными ресурсами, размещенными на образовательном портале Университета
|
|
|
| Выполнение заданий, предусмотренных рабочей программой
|
|
|
| ИТОГО (всего - 142 АЧ)
|
|
|
6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.
6.1 Тестовое задание
Патронажная сестра осмотрела доношенного ребенка 8-ми дней на второй день после выписки из родильного отделения. Его массу тела она оценила как соответствующую возрасту. Основанием для указанного заключения послужила следующая масса тела:
А. Равная массе при рождении
В. Потеря на 200,0 г
С. Прибавка на 200,0 г
6.2 Ситуационная задача
У ребенка 2 лет повысилась температура тела до 37,6° С, появилась легкая осиплость голоса, грубый лающий кашель. Мать начала давать ребенку отхаркивающий сбор. На 3-й день от начала заболевания осиплость голоса наросла, кашель стал менее звучным, появилось шумное дыхание с затрудненным вдохом. Обратились к врачу, при осмотре: кожа бледная, слизистая губ с цианотичным оттенком, частота дыханий - 45 в минуту, при дыхании втяжение уступчивых мест грудной клетки, аускультативно в легких непостоянные сухие хрипы. При осмотре отоларинголог обнаружил гнойно-фибринозный налет в гортани.
Вопросы
1) Ваш предположительный диагноз?
2) Какова тактика врача и лечебные мероприятия у данного пациента?
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).
7.1. Перечень основной литературы:
№
| Наименование согласно библиографическим требованиям
| Количество экземпляров
| На кафедре
| В библиотеке
| 1.
| Пропедевтика детских болезней + CD (под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С., ГЭОТАР-Медиа, М., 2008
|
|
| 2.
| «Детские болезни» под ред. А.А. Баранова. Учебник для ВУЗов. ГЭОТАР-Медиа, М., 2007.
|
|
| 3.
| Рахит и рахитоподобные заболевания /Н.А.Геппе и др. – М.,2006
|
|
| 4.
| Неонатология /Н.А.Геппе, Е.И.Капранова и др. – М.,2008
|
|
| 5.
| Основы вскармливания детей первого года жизни/ Е.И.Капранова и др.-Р. н/Д,
|
|
|
7.2. Перечень дополнительной литературы:
№
| Наименование согласно библиографическим требованиям
| Количество экземпляров
| На кафедре
| В библиотеке
| 1.
| Неонатология (под ред. Н.Н. Володина) ГЭОТАР-Медиа, М., 2008
|
|
| 2.
| Детские болезни» 5 или 6-е издание, в 2-х томах, Шабалов Н.П. «Питер», С-Пб., 2009 г.
|
|
| 3.
| Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В. Инфекционные болезни у детей. Учебник. ГЭОТАР-Медиа, М., 2010
|
|
|
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
№ п/п
| Адрес учебного кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов физической культуры и спорта
| № помещения
| Площадь помещения (м2)
| Наименование оборудованных учебных кабинетов для проведения практических занятий
| 1
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
|
| Учебная аудитория № 1
Аудиосистема, ноутбук, Мультимедийный проектор
| 2
| Б. Пироговская, д. 19, стр 1
|
|
| Учебная аудитория № 2
Мультимедийый проектор
| 3
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 22,8
| Кабинет отработки практических навыков
Манекены тренировочные педиатрические – 5 шт, тренажер педиатрический – 3 шт., интерактивный комплекс (доска, ноутбук, мультимедийный проектор); принтер
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 20,6
| Учебный класс
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 18,2
| Компьютер, принтер, копировальное устройство
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 18,2
| Учебный класс
Компьютер, принтер
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 19,1
| Учебный класс
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 18,2
| Кабинет профессора
Компьютер, принтер
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 16,2
| Учебный класс
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 16,3
| Учебный класс
Компьютер, принтер
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 14,1
| Кабинет профессора
Компьютер, принтер
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 14,5
| Кабинет профессора
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 15,3
| Кабинет профессора
Компьютер, принтер, сканер
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 26,7
| Кабинет зав. кафедрой
МФУ, ноутбук, факс
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 8,3
| Учебный класс
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 23,0
| Учебный класс
ноутбук
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 23,0
| Кабинет профессора
Компьютер, принтер
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 22,4
| Учебный класс
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 22,8
| Кабинет зав. учебной частью; МФУ
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 12,9
| Учебный класс
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 17,3
| Учебная часть
МФУ, компьютер, 2 принтера
Мультимедийный проектор
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 19,8
| Учебный класс
Копировальное устройство
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 20,1
| Учебный класс
Компьютер, принтер, копировальное устройство
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 21,6
| Учебный класс
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 2
|
| 17,4
| Кабинет профессора
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 1
|
|
| Учебный класс
DVD-проигрыватель
TV
|
| Б. Пироговская, д. 19, стр 1
|
|
| Учебный класс
DVD-проигрыватель
TV
|
9. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины:
1. Дискуссия
2. Ситуационная задача (кейс)
3. Лекция
Всего 75% интерактивных занятий от объема аудиторной работы.
9.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:
Ситуационная задача
В нефрологическое отделение поступила девочка 5 лет, ранее считавшаяся
здоровой. Заболела три дня назад после перенесенной ОРВИ.
При осмотре: диффузные отеки, кожа бледная, ЧСС 110 в мин., АД 90/50 мм рт.ст. За сутки выделила 500 мл мочи, моча желтого цвета.
Ан.крови: Нb - 135 г/л, эр. - 4,5х1012/л, ЦП - 0,9, лейк. - 8х109/л, п/я - 1%, с/я - 46%, лимф. - 48%, эоз. -2%, мон. - 3%, СОЭ - 46мм/ч.
Ан.мочи: реакция кислая, белок 6,6 г/л, лейкоциты 2-3 в п/зр., эритроциты 0-1 в п/зр, цилиндры гиалиновые 5-6 в п/зр., зернистые 3-4 в п/зр..
Биохимический ан.крови: общий белок – 52 г/л, альбумины - 45%, глобулины a1 - 5%, a2 - 10%, b - 10%, γ - 15%, креатинин - 0,079 ммоль/л (норма до 0,088), мочевина - 5,6 ммоль/л (норма 1,7-8,3), калий - 4,8 ммоль/л (норма 3,5-5,1), холестерин общий - 10,4 ммоль/л (норма до5,2).
Диагностирован: Идиопатический нефротический синдром.
Вопросы:
1. Согласны ли Вы с диагнозом? Обоснуйте ответ.
2. Какое исследование подтвердит диагноз?
3. Какое лечение показано больному?
4. Прогноз.
9.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:
№ п/п
| Наименование и краткая характеристика электронных образовательных и информационных ресурсов (электронных изданий и информационных баз данных)
| Количество точек доступа
| 1
| 3
| 4
|
| http://do.1msmu.ru – Единый образовательный портал Первого МГМУ им. И.М.Сеченова
|
|
| http://www.scsml.rssi.ru – Центральная научная медицинская библиотека
|
|
| http://www.medlit.ru/journals - журналы издательства Медицина
|
|
| http://medpro.ru – портал для врачей
|
|
| http://www.med-edu.ru/ медицинский образовательный видеопортал
|
|
| http://emedicine.medscape.com - профессиональная сеть для специалистов здравоохранения
|
|
| http://www.nlm.nih.gov - национальная библиотека медицины США
|
|
Рабочая программа дисциплины разработана кафедрой детских болезней лечебного факультета
Разработчики:
Заведующий кафедрой,
профессор ________________________ Н.А. Геппе
Доцент кафедры
зав.учебной частью ________________________ Е.В. Фролкова
Принято на заседании кафедры детских болезней лечебного факультета
«_____» ____________2015г., протокол № ______
Заведующий кафедрой,
профессор, д.м.н. _________________________ Н.А. Геппе
Одобрено Учебно-методическим советом по образовательным программам, закрепленным за факультетом высшего сестринского образования и психолого-социальной работы
«_____»____________2015г., протокол № ______
Председатель УМС _______________________ М.А.Кинкулькина
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|