ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Характеристика, особенности и принципы коуч-консультирования.Сам термин происходит от английского слова «coaching», что означает кураторство, репетиторство. В английский язык это слово пришло ещё в XVI веке из венгерского и обозначало оно «карета», «повозка»,- в общем то, что быстро двигается. В XIX веке английские студенты стали называть этим словом репетиторов, а вскоре этот термин вошёл в спортивный лексикон для названия спортивных тренеров. Только в конце 1970-х начале 1980-х годов термин коучинг стал широко использоваться в бизнес-среде. С тех пор сформировалось множество школ и направлений коучинга. В широком смысле слова, коучинг представляет собой процесс, направленный на достижение поставленных целей в различных сферах деятельности человека. По своей сути этот процесс напоминает наставничество, однако имеет принципиальное отличие. При коучинге не даются советы и готовые решения вопросов. Коуч (тренер) добивается от своих подопечных самостоятельного поиска решений путём постановки наводящих вопросов. Эти вопросы помогают обучающемуся по-другому взглянуть на ситуацию, часто с совершенно неожиданной стороны. С этой точки зрения коучинг на порядок выше по своей эффективности, чем традиционное наставничество, так как он позволяет раскрыть внутренний потенциал человека, научить его находить решения проблем в нестандартных ситуациях. Во время занятий по коучингу происходит обучение не решению конкретных задач, а преподаётся сама методология нахождения выхода из трудной ситуации. В целом можно выделить следующие преимущества, которыми обладает этот метод обучения персонала: 1. Коучинг позволяет человеку научиться самостоятельно выстраивать стратегию по управлению своим временем и добиваться поставленных задач во всех сферах жизни. 2. Коучинг учит выстраивать чёткие приоритеты в стоящих перед человеком задачах и сконцентрироваться на решении главных из них. 3. Коучинг увеличивает в целом благосостояние человека и делает его более счастливым. Так, научивших находить решения в поставленных задачах, обучаемый может применить данный опыт для достижения любых других целей в жизни. Метод коучинга базируется на двух принципах - это осознанность и ответственность. Принцип осознанности заключается в том, что данный метод работает на уровне сознания и служит для его расширения с целью более ясного представления действительности. Слушателю необходимо научиться правильно собирать информацию, на основе которой он будет принимать решение. Коуч задает наводящие вопросы. Осознанность позволяет человеку определить не только свои цели, но и место, в котором он находиться на пути к достижению этих целей. Ответственность же проявляется в том, что из множества путей решения задач человек учиться выбирать наиболее оптимальный, и неукоснительно следует ему. Исходя из этих принципов, коучинг выдвигает свой главный постулат, гласящий, что каждый человек может найти для себя оптимальный путь достижения поставленных целей и двигаться по нему в выбранном темпе. Как метод обучения персонала, коучинг имеет следующие характеристики: 1. Систематичность. В данном методе существует чёткая последовательность этапов, подходов и техник. 2. Направленность. Коуч в работе со своим подопечным всегда нацеливает его на поиск решения определённых задач. 3. Беспристрастность. В данном методе не дают оценку действиям и принятым решениям обучаемым, он может свободно высказывать своё мнение и видение вопроса. Не давая конкретные ответы на вопросы, коуч не навязывает свои убеждения. 4. Увеличение осознания. Это достигается путём более подробного изучения темы, при этом главным инструментом коуча являются его вопросы и его заинтересованность в ответах ученика. 5. Ориентированность на личность. Коуч работает с внутренним пространством человека, то есть с его мыслями, эмоциями, идеями без изменения окружающей обстановки. Основными инструментами коучинга являются активное слушание, вопросные технологии, элементы тренинга и техники нейролингвистического программирования. Сам процесс коучинга состоит из следующих этапов: 1. Расстановка приоритетов в целях и задачах. 2. Всестороннее исследование сложившейся ситуации. То есть определяются, какими ресурсами обладает обучаемый и какие препятствия стоят на пути достижения поставленной цели. В этом процессе большую роль играют вопросные технологии коуча. 3. Разделение выявленных препятствий на внутренние и внешние. 4. Нахождение и анализ возможностей для преодоления препятствий. 5. Определение конкретно плана действия. Метод коучинга отлично работает практически в любой сфере деятельности, но особенно он эффективен в области образования персонала. Применение данного метода для этих целей позволяет добиться улучшения продуктивности деятельности, способствует личностному развитию сотрудников. Коучинг даёт возможность быстро обучиться, при этом без отрыва от работы. Сам по себе процесс интересен и приносит удовлетворение как обучаемому, так и коучу, а это, в свою очередь, повышает мотивацию к обучению. При применении метода коучинга было отмечено, что в коллективе, где его практикуют, значительно улучшаются взаимоотношения. Это объясняется тем, что освоенные навыки применяются людьми не только в профессиональной сфере, но и в других областях, что повышает в целом качество их жизни. Раскрытие внутреннего потенциала приводит к открытию среди сотрудников организации ранее не замечаемых талантов. Таким образом, значительно возрастает личная эффективность каждого отдельного работника. Руководству организаций рекомендуют прибегать к помощи краткосрочных коуч-тренингов для обучения персонала в случае необходимости быстрого изменения ситуации, связанной с недостаточным уровнем подготовки сотрудников. Как уже отмечалось, данный метод позволяет проводить обучение без отрыва от работы и сам процесс осуществляется на примере реальных трудовых ситуаций. Кроме того, метод коучинга применяется в случае необходимости составления общего командного представления о будущем организации и для составления программы его достижения. Также данный метод позволяет персоналу быстро осознать необходимость в проведении реорганизации компании и уменьшить, таким образом, сопротивление со стороны коллектива. Конечно же, нельзя заявлять, что коучинг является панацеей в решении всех проблем. В успешности самого метода большую роль играет заинтересованность обучаемого в достижении каких-либо результатов. Коуч выстраивает тактику обучения, исходя из интересов своего ученика. Но если у последнего нет никаких интересов, тогда сам процесс образования невозможен. Поэтому максимальную пользу от метода коучинга можно ожидать в том случае, когда человек готов активно действовать для достижения поставленных целей. Стили коучинга Стиль описывает «манеру проведения коучинга», хотя некоторые авторы используют термин «стиль» для описания различных ролей или типов коучинга. Стили коучинга строятся в континууме, на одном конце которого находятся ситуации, в которых ученик совершенно неопытен, а на другом — ситуации, где ученик обладает значительными навыками и опытом. Удачным стилем для обучения посредством коучинга неопытных учащихся может стать «директивный» стиль. Когда ученики обладают большим опытом, стиль коучинга называется «свободным», в этом случае коуч не принимает столь непосредственного участия в процессе коучинга. Между этими экстремумами расположено множество стилей, которые должен уметь применять коуч в зависимости от опыта и степени профессионализма обучающегося. При работе с совершенно незнакомым с ситуацией человеком или с человеком, которому нужно выработать специфически новый для него навык, может оказаться уместным использование «директивного», почти «инструктирующего» стиля. Работая с опытным исполнителем, например с олимпийским чемпионом или с главой компании, более адекватным будет «свободный» стиль и внимание главным образом к техникам задавания вопросов и предоставления обратной связи. Опыт показывает, что чем быстрее коуч может переключиться с «директивного» на «свободный» стиль, тем быстрее будет достигнуто улучшение деятельности ученика. Простое объяснение этого факта состоит в том, что по мере вашего продвижения по континууму в направлении «свободного» стиля уровень контроля и ответственности, передаваемый коучем обучающемуся, повышается. Директивный коучинг подразумевает раскрытие потенциала человека или компании в уже существующих и положительно зарекомендовавших себя моделях: коуч применяет проверенные технологии в процессе консультации (специалист выявляет проблему и ищет вместе с клиентом решение в конкретных методиках, которые последний какое-то время успешно использует). Директивный коучинг хорошо подходит для развития менеджеров среднего звена, которые не занимают высоких позиций, но при этом управляют сравнительно большим количеством людей. Они чаще всего не работают в условиях неопределенности, но должны четко и эффективно решать поставленные руководителем задачи. Недирективный подход в консультировании основан, в том числе, на клиенториентированной психологии, суть которой в том, чтобы позволить клиенту самостоятельно выбирать решение своих задач через присвоение ответственности (подробно эту тему можно изучить, прочитав труды, например, Карла Роджерса). Практический пример. Руководитель одной небольшой компании после введения новой системы стимулирования обнаружил, что продажи стали падать. Он обратился с этой проблемой к коучу. В процессе работы выяснилось: сам глава компании никогда не стал бы работать на таких «унизительных условиях», как остальные сотрудники, несмотря на хорошие деньги, но для своих подчиненных он считал систему нормальной и сильно удивлялся, почему она не функционирует. Недирективный коучинг эффективен там, где непонятно, что, как и зачем делать. Это уровень топ-менеджеров, владельцев бизнеса, людей, которые изобретают стратегию. Например, в ситуации наступившего глобального кризиса было не ясно, когда он закончится и чем. В подобном случае человека или компанию может успокоить и настроить на верный лад лишь уникальное («свое») решение. С помощью мягких техник недирективного подхода изобретают нужный, эффективный, полезный и удобный инструмент, способ и т.д. Пример из практики. Консультант работает с рекламным агентством. Сотрудники — люди творческие, постоянно предлагают различные креативные решения, что-то изобретают и т.д. При этом каждый делает это в соответствии со своим пониманием бизнеса. Недирективный подход в консультировании подразумевает и совершенно другое обучение самих консультантов. Главным направлением их развития является постановка так называемых метанавыков (системное мышление, внимательность, гибкость и баланс, эмпатия и т.д.). Давно подмечено, что главное в работе консультанта — его собственная личность, качество присутствия. Технологии же являются только подспорьем. В Институте коучинга мы стремимся заложить эту базу. Консультант должен уметь помогать людям увидеть то, чего они сами не осознают, рассказывать на языке клиента и в понятных ему моделях о зонах для дальнейшего роста и развития. Коуч должен помочь клиенту раскрыться и показать ему так называемые «слепые зоны», что зачастую просто необходимо для достижения цели. К примеру, иногда человек не видит собственной силы, красоты и внутренней мудрости, и задача консультанта — помочь клиенту это осознать. 16. Акмеологическое консультирование представляет собой организованный специальным образом процесс общения психолога-консультанта и клиента, направленный на выработку нестандартных, творческих способов осуществления профессиональной деятельности, повышения личностного и профессионального уровня развития клиента. Основной целью такого консультирования выступает креативная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и профессиональной деятельности, способная анализировать ситуацию с различных точек зрения.Задача акмеологического консультирования состоит не только в выдаче определенных рекомендаций клиенту, но и в организации совместной выработки стратегий труда и жизни, в ориентировке сотрудника организации на реализацию своего творческого потенциала и продвижения к профессиональным и личностным вершинам. Психолог-консультант в процессе совместной работы с клиентом: -помогает ему оценить свою профессиональную концепцию; -осуществить анализ целей продуктивного выполнения профессиональной деятельности с учетом перспектив профессионального развития; -проектирует и обосновывает прогностическую профессиограмму специалиста; -помогает оценить проективные способы, методы воздействия на предмет своей деятельности, свой стиль деятельности; -исследует те особенности взаимодействия и взаимоотношений, которые, будучи источником трудностей, обычно слабо осознаются;-способствует конструированию психотехнологий развития личностно-профессионального потенциала клиента;-дает рекомендации по корректировке плана личного развития. При проведении индивидуального психолого-акмеологического консультирования основными приемами, являются: 1) Моделирование образа желаемого будущего в профессиональной, служебной или управленческой деятельности клиента. Реализация данного направления способствует прояснению того, что же нужно клиенту на самом деле. Этот процесс решается путем конкретизации, наполнения функциональными деталями и подробностями желаемого будущего. 2) Систематизация и конкретизация ключевых факторов успеха, способствующих продуктивному движению клиента к образу желаемого будущего и от которых зависит преодоление профессиональных затруднений. Конкретизация модели будущего способствует порождению таких промежуточных эффектов консультирования, как: - повышение мотивации на преодоление различных трудностей; - выявление и снятие концептуальных противоречий, связанных с образом желаемого состояния профессиональной деятельности; - создание предпосылок к самостоятельной систематизации отдельных составляющих желаемого будущего, определению частных целей и промежуточных этапов, ведущих к нему. 3) Переструктурирование, переосмысление «проблемного пространства», формирование представлений клиента о профессиональной деятельности, которые не позволяют добиться большего эффекта в процессе ее осуществления, а также о тех затруднениях, на которые, по мнению клиента, невозможно повлиять. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим изменить свое поведение, скорректировать стиль деятельности, изменить свои установки, как на других людей, так и на различные. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|