Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЕРОИ РАННИХ РАССКАЗОВ М.ГОРЬКОГО (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ИЗ РАССКАЗОВ).




М.Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века.

Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес

у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не

знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий

Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Тостого,

знает Максима Горького. Правда, в этом интересе был и некоторый

налет сенсационности. Людей из низов привлекала сама мысль, что в

литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший

жизнь с самых мрачных и страшных ее сторон. Литераторов и

читателей, принадлежащих к элитарному кругу, личность Горького

привлекала, помимо таланта, своей экзотичностью: человек видел такие

глубины "дна жизни", которые до него никто из писателей не знал

изнутри, на личном опыте. Этот богатый личный опыт дал М.Горькому

обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние

годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее

сопровождали писателя на всем протяжении его творчества.Это, прежде

всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь в

ее брожении. У М.Горького вырабатывается новый тип

взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо формулы

"среда заела", которая была во многом определяющей для литературы

предшествовавших 90-м годам XIX столетия лет, у писателя звучит

мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. С

самого начала произведения М.Горького распадаются на два типа:

ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же,

высказываемые автором в них, во многом близки.

Ранние романтические произведения М.Горького многообразны по

жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его

ранние рассказы - "Макар Чудра", "Старуха Изергиль". В первом из них

писатель по всем законам романтического направления рисует образы

красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской

литературы, М.Горький обращается к образам цыган, ставших

символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает

романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле.

Разрешается он гибелью героев, но эта гибель не воспринимается как

трагедия, а скорее, как торжество жизни и воли. В рассказе "Старуха

Изергиль" повествование также строится по романтическим канонам.

Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия: герой-

повествователь - носитель общественного сознания. Ему говорится: "...

стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны". Ему

противостоит мир романтических героев - красивых, смелых, сильных

людей: "Они шли, пели и смеялись". В рассказе ставится проблема

этической направленности романтической личности. Романтический

герой и другие люди - как складываются их взаимоотношения? Иначе

говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда. Как и

положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят

среде. Это, очевидно, проявилось в образе сильного, красивого,

свободного Ларры, который открыто нарушил закон человеческой

жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.

Ему противопоставлен герой Данко. Рассказ о нем построен как

аллегория пути людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету.

В Данко М.Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот

написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и

Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями

пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при

этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена

отрицательными характеристиками ("Данко смотрел на тех, ради

которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей

стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства"). Данко -

герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного

самопожертвования. М.Горький реализует, делает буквальной

распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя

перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не

перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается

к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: "Люди же,

радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что

еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один

осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое

сердце ногой".

Горьковская легенда о Данко была активно использована как материал

для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример

для подражания, позднее был широко привлекаем официальной

идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения (были

даже конфеты с названием "Данко" и с изображением на обертке

горящих сердец). Однако у М.Горького все не так просто и однозначно,

как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой

писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту

непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе "Старуха

Изергиль" явственно ощущается присущий М.Горькому пафос

учительства. Еще явственнее он в особом жанре - песнях ("Песня о

Соколе", "Песня о Буревестнике"). Сегодня они воспринимаются скорее

как забавная страница истории литературы и не раз давали материал

для пародийного осмысления (так, в период эмиграции М.Горького

появилась статья с названием "Бывший Главсокол, ныне Центроуж").

Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества

проблему, сформулированную в "Песне о Соколе", мне бы хотелось

обратить внимание: проблема столкновения героической личности с

миром обыденности, с обывательским сознанием. Эта проблема во

многом развита М.Горьким и в его реалистических рассказах раннего

периода.

Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна,

опустившегося, нередко спившегося бродяги - в те годы их принято

было называть босяками. М.Горький хорошо знал эту среду, проявлял к

ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях,

заслужив определение "певец босячества". В самой этой теме не было

полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX века.

Новизна была в авторской позиции. Если люди вызывали прежде всего

сострадание как жертвы жизни, то у М.Горького все иначе. Его босяки

- это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые

сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько

отвергающие. Пример этого можно видеть в рассказе "Коновалов". Уже

в начале писатель подчеркивает, что у его героев была профессия, он

"прекрасный пекарь, умелец", им дорожит хозяин пекарни. Коновалов

представляет собой одаренную натуру, одарен живым умом. Это

человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней

обыденного, безгеройного существования: "Тоска она, канитель: не

живешь, а гниешь!". Коновалов мечтает о героической ситуации, в

которой могла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе:

"Не нашел я себе места!". Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса

Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и

уходит от нее, в конце концов трагически погибая. Сродни ему и

другой горьковский герой из рассказа "Супруги Орловы". Григорий

Орлов - один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем

творчестве М.Горького. Это человек сильных страстей, горячий и

порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему

кажется, что он его нашел - например, когда он работает санитаром в

холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла

и возвращается к своему естественному состоянию бунта,

противостояния среде. Он способен многое сделать для людей, даже

жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть

мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он

говорит о себе: "А горит сердце большим огнем ". М.Горький относится

к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием.

Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем

этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской

жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к

подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к

повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным

героического ореола. Люди такого типа, как это предугадал писатель,

могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий,

войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном

течении человеческой жизни. Сегодня проблемы, поставленные

писателем М.Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как

актуальные и насущные для решения вопросов нашего времени.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных