Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ А.А.ФАДЕЕВА, И.Э.БАБЕЛЯ, Б.Л.ПАСТЕРНАКА, М.А.БУЛГАКОВА




Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных

тем русской литературы XX века. Эти события не только круто

изменили жизнь Российской империи, перекроили всю карту Европы,

но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские

войны принято называть братоубийственными. Братоубийственна по

своей сути любая война, но в гражданской эта ее суть выявляется

особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по

крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской

войны как национальной трагедии стало определяющим во многих

произведениях русских писателей, воспитанных в традициях

гуманистических ценностей классической литературы. Это осознание

прозвучало, может быть, даже не до конца понятое автором, уже в

романе А.Фадеева "Разгром", и сколько бы ни искали в нем

оптимистическое начало, книга прежде всего трагична - по

описываемым в ней событиям и судьбам людей. Философски осмыслил

суть событий в России начала века спустя годы Б.Пастернак в романе

"Доктор Живаго". Герой романа оказался заложником истории, которая

безжалостно вмешивается в его жизнь и разрушает ее. В судьбе Живаго

- судьба русской интеллигенции в XX веке. Во многом близок к поэзии

Б.Пастернака и другой писатель, драматург, для которого опыт

гражданской войны стал его личным опытом, - М.Булгаков. Мне

хотелось бы подробнее остановиться на его пьесе "Дни Турбиных".

Это произведение стало живой легендой XX века. Пьеса рождалась

необычно. В 1922 году, оказавшись в Москве после Киева и

Владикавказа, после опыта работы врачом, М.Булгаков узнает о том,

что в Киеве умерла его мать. Эта смерть послужила толчком к началу

работы над романом "Белая гвардия", а уже потом из романа рождается

пьеса. В романе и в пьесе отражены впечатления М.Булгакова от жизни

в Киеве, его родном городе, в страшную зиму 1918-19 годов, когда

город переходил из рук в руки, звучали выстрелы, судьбу человека

решал ход истории. В центре пьесы - дом Турбиных. Его прообразом во

многом стал дом Булгаковых на Андреевском спуске, сохранившийся до

наших дней, а прототипами героев - близкие писателю люди. Так

прототипом Елены Васильевны была сестра М.Булгакова, Варвара

Афанасьевна Карум. Все это и придало булгаковскому произведению ту

особую теплоту, помогло передать ту неповторимую атмосферу, которая

отличает дом Турбиных. Дом их - это центр, средоточие жизни, причем

в отличие от предшественников писателя, например, поэтов-

романтиков, символистов начала XX века, для которых уют и покой

были символом мещанства и пошлости, у М.Булгакова Дом - это

средоточие духовной жизни, он овеян поэзией, его обитатели дорожат

традициями Дома и даже в трудное время стараются их сохранить. В

пьесе "Дни Турбиных" возникает конфликт между человеческой судьбой

и ходом истории. Гражданская война врывается в дом Турбиных,

разрушает его. Емким символом становятся не раз упоминаемые

Лариосиком "кремовые шторы" - именно эта грань отделяет дом от

охваченного жестокостью и враждой мира. Композиционно пьеса

строится по кольцевому принципу: действие начинается и

заканчивается в доме Турбиных, а между этими сценами местом

действия становятся рабочий кабинет украинского гетмана, из которого

сам гетман бежит, бросая людей на произвол судьбы; штаб

петлюровской дивизии, которая входит в город; вестибюль

Александровской гимназии, где собираются юнкера, чтобы дать отпор

Петлюре и защитить город. Именно эти события истории круто

изменяют жизнь в доме Турбиных: убит Алексей, искалечен Николка,

да и все обитатели турбинского дома оказываются перед выбором.

Горькой иронией звучит последняя сцена пьесы. ‚лка в доме,

крещенский сочельник 18-го года. В город входят красные войска.

Известно, что в реальной истории два этих события не совпадали по

времени - красные войска вошли в город позже, в феврале, но

М.Булгакову необходимо было, чтобы на сцене была „лка, самый

домашний, самый традиционный семейный праздник, который лишь

острее дает почувствовать близкое крушение этого дома и всего

прекрасного, создававшегося веками и обреченного мира. Горькой

иронией звучит и реплика Мышлаевского: после того, как Лариосик

произносит слова из чеховской пьесы "Дядя Ваня" - "Мы отдохнем, мы

отдохнем..." - слышатся далекие пушечные удары, в ответ на них

следует сказанное Мышлаевским ироническое: "Так! Отдохнули!.." В

этой сцене с особой наглядностью видно, как история врывается в

жизнь людей, как XIX век с его традициями, укладом жизни, жалобами

на скуку и несобытийность сменяет век XX, наполненный событиями

бурными и трагическими. За их громовой поступью не слышен голос

отдельного человека, обесценена его жизнь. Так через судьбу Турбиных

и людей их круга М.Булгаков раскрывает драматизм эпохи революции и

гражданской войны.

Особо следует остановиться на проблеме нравственного выбора в пьесе.

Перед таким нравственным выбором оказывается главный герой

произведения - полковник Алексей Турбин. Его главная роль

сохраняется в пьесе до конца, хотя убитым его приносят в конце

третьего акта, а весь последний четвертый акт происходит после его

гибели. В нем полковник присутствует незримо, в нем он, как и при

жизни, выступает как главный нравственный ориентир, олицетворение

понятия о чести, ориентир для других. Выбор, перед которым оказался

Алексей Турбин в момент, когда подчиненные ему юнкера готовы

сражаться, жесток - либо сохранить верность присяге и офицерскую

честь, либо сберечь жизнь людей. И полковник Турбин отдает приказ:

"Срывайте погоны, бросайте винтовки и немедленно по домам". Выбор,

сделанный им, дается кадровому офицеру, "вынесшему войну с

германцами", как он сам говорит, бесконечно трудно. Он произносит

слова, которые звучат как приговор ему самому и людям его круга:

"Народ не с нами. Он против нас". Признать это тяжело, отступиться от

воинской присяги и предать честь офицера еще тяжелее, но

булгаковский герой решается на это во имя высшей ценности -

человеческой жизни. Именно эта ценность оказывается высшей в

сознании Алексея Турбина и самого автора пьесы. Совершив этот

выбор, командир ощущает полную безысходность. В его решении

остаться в гимназии - не только желание предупредить заставу, но и

глубинный мотив, разгаданный Николкой: "Ты, командир смерти от

позора ждешь, вот что!". Но это ожидание смерти не только от позора,

но и от полной безысходности, неотвратимой гибели той России, без

которой такие люди, булгаковские герои, не представляют себе жизни.

Пьеса М.Булгакова стала одним из наиболее глубоких художественных

постижений трагической сущности человека в эпоху революции и

гражданской войны.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных