Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экономика и организация туризма и культуры

6.1 Основные типы туристических организаций.

К туристическим организациям относятся:

туристические фирмы; туроператоры (турагенты); средства размещения; лечебно – оздоровительные учреждения; перевозчики; организации по созданию дополнительных услуг туристам (гиды – переводчики, обменные пункты валюты, предприятия развлечения); организации по рекламе туризма; организации по страхованию; информационные туристические организации.

К средствам размещения туристов относятся: гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, частные квартиры, туристические базы, дома отдыха и другие средства.

К туристическим организациям – посредникам относятся: предприятия питания вне гостиничного хозяйства (рестораны, буфеты, бары, кафе и т.д.); транспортные предприятия (такси, рейсовые автобусы и т. д.); предприятия по производству сельскохозяйственной продукции, одежды, мебели, строительные компании и т. д.; банки, химчистки, парикмахерские, лечебные заведения, автомастерские, бензоколонки и др.; учебные туристические заведения (высшие и специальные).

Цель функционирования туристической организации определяется миссией организации, которая выражает смысл ее существования. В миссии организации дается представление о назначении организации, необходимости и полезности её деятельности для общества и для сотрудников. В качестве примера можно привести следующие формулировки миссии туристической организации:

– производство и реализация туристического продукта и услуг,

доступных широкому кругу потребителей с различным уровнем дохода;

– наша цель – это решение проблем клиентов, создание комфорта и

забота об условиях их труда и отдыха;

– качество – неотъемлемая часть нашей продукции и услуг;

– закрепление за собой положения лидирующей туристической компании

Украины по видам туризма.

Миссия, которую ставит перед собой туристическая организация, служит сплочению коллектива, определяет цель, направления деятельности компании, помогает персоналу компании поверить в свои возможности.

Миссия не должна зависеть от текущего состояния туристической организации, форм и методов ее работы. Однако, если прежние цели уже не определяют оптимального пути развития туристической организации, то необходимо отказаться от поставленных целей и сформулировать новые.

 

6.2 Показатели качества работы туристической фирмы

Показатели качества работы туристической фирмы являются частным проявлением эффективности туристического бизнеса и входят в систему общих показателей эффективности (табл.6.1)

Таблица 6.1 – Система показателей эффективности, применяемая в отечественной практике производства и управления.

Группа Показатели
   
1. Обобщающие показатели эффективности 1. Рост производства продукции (услуг) в стоимостном выражении 2. Производство продукции на 1грн затрат 3. Относительная экономия: ОПФ, нормируемых оборотных средств; материальных затрат, ФОТ. 4. Рентабельность активов. 5. Затраты на 1грн. товарной продукции
2. Показатели эффективности трудовых ресурсов   1. Производительность труда. 2. Доля прироста продукции (услуг), полученная за счет производительности труда. 3. Экономия живого труда. 4. Отношение темпа прироста средней заработной платы к темпам прироста производительности труда
3. Показатели эффективности использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений 1. Фондоотдача. 2. Материалоотдача. 3. Прирост оборотных средств к приросту товарной продукции. 4. Отношение прироста чистой продукции к вызвавшим этот прирост капитальным вложениям. 5. Удельные капитальные вложения: - на единицу вводимой производственной мощности; - на 1 грн. прироста продукции. 6. Срок окупаемости капитальных вложений.
4. Показатели эффективности использования материальных ресурсов. 1. Расход важнейших материальных ресурсов в натуральном выражении на 1грн. товарной продукции (работ, услуг).
5.Показатель экономической эффективности новой техники. 1. Относительное высвобождение численности работающих. 2. Относительная экономия фонда заработной платы. 3. Прирост прибыли (экономия от снижения себестоимости продукции). 4. Относительная экономия материальных ресурсов.

Непосредственно показатели качества работы туристической фирмы можно объединить в две группы: единичный и обобщающие. К единичным показателям можно отнести: среднюю цену услуги, среднюю продолжительность поездки, ассортимент услуг, рентабельность услуг.

К обобщающим показателям относятся: доходы от реализации услуг, масштабы деятельности фирмы; наличие надежных партнерских отношений; наличие постоянной клиентуры; принадлежность к турассоциациям; наличие собственной инфраструктуры; участие в государственных программах; репутация фирмы; текучесть кадров.

Каждый тип туристической организации имеет свои оперативные показатели деятельности. Так к основным оперативным показателям в средствах размещения относятся:

1) Загрузка номерного фонда (КЗ)

 

 

2) Показатель средней цены гостиничного номера

 

3) Среднее количество гостей на 1 проданный номер

 

 

4) Среднее количество убранных номеров за один день

 

 

5) Коэффициент двойной загрузки

 

 

6) Коэффициент занятости койко-мест

 

 

Все эти показатели обычно подсчитываются за определённый период времени: день, месяц (на определённое число), год (на конец года).

Именно сравнение этих показателей с предыдущими результатами или с бюджетом позволяет найти ключ к решению управленческих проблем и успех в гостиничном бизнесе.

 

6.3 Фонды туристического бизнеса. Инновации в туризме.

Фонды туристических организаций состоят из основных, оборотных и фондов обращения. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности туристическая организация проводит инвентаризацию имущества и обязательств один раз в год по состоянию на 31 декабря, кроме инвентаризации основных средств, которая может проводиться один раз в три года. В ходе инвентаризации проверяется и документально подтверждается наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.

Кроме того, инвентаризация имущества и обязательств может проводиться по мере возникновения необходимости в ней, например, в случаях:

– передачи имущества предприятия в аренду, при выкупе, продаже и

преобразовании предприятия;

– при смене материально ответственных лиц (на день приёма – передачи

дел);

– при установлении фактов хищения или злоупотреблений, а также порчи

ценностей:

– в случае пожара или стихийных бедствий;

– при ликвидации предприятия перед составлением ликвидационного

баланса.

Фонды туристических фирм состоят из следующих групп основных средств: здания, сооружения, оборудование, инвентарь, транспортные средства и прочие основные фонды.

С целью привлечения клиентов туристические фирмы используют различные управленческие решения, начиная с момента предложения туристической услуги и заканчивая моментом отъезда гостей.

Немаловажную роль в этом процессе играет коммерческий отдел. Прослеживая поток гостей, коммерческий отдел может предлагать скидки и специальные цены компаниям, часто пользующимся услугами туристической фирмы или гостиницы. Даже если организация не заключила с отелем контракт, ей обычно представляют стандартную скидку. Такие скидки варьируются в пределах от 10% до 20% или выше в зависимости от типа гостиницы, даты и сезона заезда.

Даже случайные гости могут получать специальные скидки.

Престиж туристической фирмы формирует её отношение к гостю. Почти во всех регистрационных картах указано, что отель несет ответственность за утерю имущества гостя. Форма ответственности предписана в соответствии с государственным законодательством, и следовательно, изменяется в различных государствах. Если управляющий гостиницей выполняет требования законодательства, а уведомление на регистрационной карте – одно из таких требований, то ответственность за утерю ценностей существенно снижается.

Большинство государств, но не все, ограничивает ответственность гостиниц установленной суммой, даже если гость использует сейф, принадлежащий отелю. Другие законы запрещают судебное преследование гостиницы, если гость не использовал сейф, а гостиница выполнила все требования закона.

Для удобства номера гостиниц обеспечиваются кратким перечнем инструкций и обращений. Это позволяет избежать конфликтных ситуаций.

 

 

Таблица 6.2 – Краткий перечень инструкций

Блок информации Содержание
1. Общая информация     План отеля. Наружный вид отеля. Телефонный справочник служб. Магазины, расположенные в холле. Знание персоналом иностранных языков Телефоны аэропорта и такси.
  Местные достопримечательности. Автобус аэропорта: расписание и тариф. Возможности пункта обмена валют. Карта города с обозначениями шоссе.
2. Маркетинг Список ресторанов: цены, расписание и меню. Приветствие. Данные о других гостиницах цепи. Отдых: теннис, бассейн, сауна.
3. Специальная информация Расчетный час. Возможные надбавки на цену номера. Ограничения для посетителей. Ограничения, связанные с домашними животными. Требования к одежде. Наличие сейфа для ценностей. Предоставление счетов. Льготы для лиц, забронировавших номер заранее. Что делать с ключами от номера при отъезде из отеля. Плата за местные телефонные звонки
4. Идентификация Инициалы идентификация портье. Имена проживающих, число гостей, класс, даты прибытия и отъезда. Номер комнаты. Код ключа (при электронной системе ключей).
5.Иструкции Процедура выезда. Характеристики электроприборов. Что делать в случае пожара. Требования к безопасности номера. Что делать, если на квитанции размещения есть ошибки. Как использовать внутренние видеоканалы, их стоимость. Как использовать минибар; стоимость. Ставка налога, добавленного к цене номера.

Такие сообщения печатаются на нескольких языках в случае бережного отношения руководства к гостям и желания гостиницы выйти на международный рынок.

Облегчает работу гостиницы, отеля система бронирования. Бронирование гарантирует высокий уровень уверенности, что специальные запросы будут удовлетворены. Таким образом, немного незабронированных номеров предоставляются заезжающим клиентам. Когда же гостиница переполнена, устанавливается список приоритета. Бронь руководства, VIP и забронированные заранее места возглавляют список приоритета. Остальная часть номеров заполняется на основе временного приоритета.

Гостям класса VIP предоставляются лучшие номера, в номерах становятся корзины с фруктами или вина. Забота о таких гостях более важна, чем количество потраченных денег.

В настоящее время гостиницы стремятся обеспечивать максимально высокий уровень обслуживания гостей. Автоматизированные устройства позволяют гостю брать на себя некоторые функции службы приема и обслуживания. Лучший пример этого – терминалы самообслуживания, расположенные в холлах некоторых лучших гостиниц мира. Используемые гостем терминалы сейчас не рассматриваются как снижение уровня обслуживания. Напротив, терминалы самообслуживания обеспечивают гостю долгожданный выбор. Вместо ожидания в службе приёма в течении неопределенного отрезка времени сегодняшний искушенный путешественник может зарегистрироваться самостоятельно.

Большинство терминалов самообслуживания требует, чтобы прибывающий гость имел предварительное бронирование и имеющую силу кредитную карточку. Терминалы самообслуживания также обеспечивают гостя ключом от номера, выдача которого автоматизирована (электронные ключи).

Адекватный образ туристической фирмы или гостиницы создают посыльные. Для четырех- и пяти звездных гостиниц выработаны определенные услуги, которые ожидаются от посыльных.

Персонал службы посыльных должен: быть одетым в форму; носить сделанные со вкусом именные значки; быть дружественным, учтивым, полезным гостям; быть хорошо осведомленным относительно гостиницы и её окрестностей; понимать гостя с полуслова; поприветствовать гостя.

По прибытию гостя посыльный должен: приветствовать гостя; обращаться к гостю по имени; объяснить расположение ресторанов, средств отдыха и т. д.; развесить одежду гостя в шкафу; разместить багаж; объяснить действия освещения, телевидения и кондиционера; указать запасные выходы; предложить закрыть или открыть шторы; объяснить любые необычные особенности в номере; проверить запасы в ванной комнате; предложить дополнительные услуги.

Гаражная служба, швейцары, дежурные на этаже, служба безопасности гостиницы и служба посыльных играют ключевую роль в создании образа отеля. Никакой другой персонал гостиницы не имеет такого количества времени, проведенного с гостем как обслуживающий персонал.

Трудно оценить профессионализм посыльных в то время, когда он размещает гостя, поэтому многие менеджеры в целях проверки пользуются услугами “секретных гостей”. В таких условиях проверяется работа служащих, когда они считают, что за ними никто не наблюдает. С другой стороны, “секретный гость” способен верно оценить профессионализм служащего.

“Секретные гости” посещают отель и проживают в нем одну или несколько ночей. В это время они проверяют служащих с помощью иногда необычных действий. Хотя служащие, вероятно предупреждены, что секретные ревизии могут проводиться, они обычно не знают, наблюдают за ними или нет. В результате “секретные гости”- превосходный способ контролировать эффективность обучения служащего.

Кадровая служба решает вопросы подбора, расстановки и повышения квалификации кадров. В обязанности этого подразделения входит ведение личных дел всех сотрудников гостиницы.

Секретариат занимается вопросами документационного обеспечения деятельности гостиничного комплекса.

 

6. 4 Расходы туристической фирмы. Эффективность деятельности.

В процессе реализации паспортных задач организации туризма и гостиничного хозяйства расходуют определенные средства, общая величина которых представляется расходами (табл. 6.3)

Таблица 6.3 – Структура расходов организаций гостиничного и ресторанного бизнеса.

Расходы %
Материальные расходы Амортизация Затраты на оплату труда Отчисления на социальные мероприятия Прочие расходы 46.8 8.5 19.7 6.6 18.4

Туристическим организациям в качестве типовой рекомендуется группировка затрат по отношению к производственному процессу на производственные, то есть связанные с производством туристического продукта, и коммерческие, к которым относятся затраты, связанные с продвижением и продажей туристического продукта.

В свою очередь производственные затраты туристической организации делятся на:

– затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций,

используемые при производстве туристического продукта (перевозка,

размещение и проживание; питание; экскурсионное обслуживание, медицинское обслуживание; услуги культурно – просветительского, культурно – развлекательного и спортивного характера, иные услуги, используемые при производстве туристического продукта);

– затраты, связанные с деятельностью производственного персонала;

– затраты, подразделений туристической организации, участвующих в

производстве туристического продукта;

– накладные расходы.

К затратам, связанным с деятельностью производственного персонала относятся затраты на оплату труда этого персонала; отчисления на социальные нужды; затраты, связанные со служебными разъездами производственного персонала. Производственному персоналу относятся работники, непосредственно занятые производством туристического продукта.

Среди всех расходов туристической организации наиболее разнообразными являются накладные расходы. К ним относятся затраты на оплату труда работников управления; командировочные расходы; затраты на аренду, содержание и эксплуатацию зданий и помещений административного назначения; затраты на пожарную и сторожевую охрану имущества; затраты на содержание, эксплуатацию и ремонт вычислительной техники и оргтехники; амортизацию всех видов имущества; затраты на приобретение специальных бланков и канцелярских принадлежностей; оплату услуг сторонних организаций и др.

Коммерческие затраты включают затраты, связанные с деятельностью точек реализации (туристических агентств) в качестве подразделений туристической организации. При этом состав коммерческих расходов в большей части дублирует состав накладных расходов.

Затраты на рекламу включают затраты на: разработка и издание рекламных изделий; разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных фирменных пакетов, приобретение и изготовление рекламных сувениров; световую и иную наружную рекламу, приобретение и демонстрацию кино и видео фильмов; изготовление стендов; рекламных щитов, указателей и т. п.

Значительные затраты туристических фирм связаны с обеспечением безопасности клиентов. Безопасность туристической поездки включает в себя личную безопасность туристов, сохранность их имущества, а также не нанесение ущерба природной среде во время путешествия.

Туроператоры и турагенты обязаны предоставить туристам всю исчерпывающую информацию, касающуюся всевозможных опасностей, с которыми они могут столкнутся во время путешествия. Они обязаны также осуществить все возможные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов.

Туристы, собирающиеся совершить путешествие в страну, в которой они могут подвергнуться повышенному риску опасных инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

Выезжая за границу, турист оказывается в экстремальной ситуации: незнакомая социальная обстановка, другой климат, иной режим питания, изменение химического состава воды, различного рода неожиданности и непредвиденные ситуации влекут за собой опасность для его здоровья.

Программы страхования туристов, выезжающих за рубеж, имеют целью предупредить подобные риски и справится с их последствиями.Под страхованием понимается система экономических отношений по защите имущественных интересов физических или юридических лиц при наступлении определённых событий (страховых рисков или случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых или уплачиваемых из страховых взносов путем выплаты страхового возмещения.

Страхование в туризме имеет своей целью покрытие ущерба, вызываемого неблагоприятными, заранее предусмотренными событиями, которые возможны в практике туристической деятельности, но не обязательны.

При производстве туристических услуг расходы важны не только сами по себе (абсолютная величина расходов), но и при сопоставлении с результатами. Затраты (З) и результаты (Р) могут сопоставляться между собой различными способами, при этом получаемые показатели имеют разный смысл, акцентируя ту или иную сторону категории “эффективности”:

– показатель вида Р/З характеризует результат, получаемый с единицы

затрат;

– отношение З/Р означает удельную величину затрат, приходящихся на

единицу достигаемого результата;

– разница Р – З характеризует абсолютную величину превышения

результатов над затратами;

– показатель вида (Р - З)/З дает оптимальную величину эффекта;

– показатель (Р - З)/Р отражает удельную величину эффекта,

приходящуюся на единицу получаемого результата.

Эффективность ГТК может исследоваться с самых различных сторон: с точки зрения формирования затрат, планирования объема услуг, прибыли, реализации инвестиционных проектов и др. Повышение эффективности функционирования ГТК должно учитывать цели и интересы разных субъектов, заинтересованных в работе организации ГТК (табл. 6.4)

Таблица 6.4 – Направления и цели анализа эффективности различных заинтересованных групп в сфере гостиничного – туристического бизнеса.

Группа Вклад в организацию Вид интереса Параметры анализа
  Собственники   Собственный капитал   Дивиденды Финансовые результаты, устойчивость положения
Заимодавцы Заемный капитал Проценты Ликвидность
Администрация Знание, компетентность Оплата труда. Карьерный рост Все аспекта деятельности фирмы
Персонал Труд (работа) Заработная плата и отчисления на социальные нужды Эффективность хозяйственной деятельности
Партнеры Предоставление услуг (продуктов) Цена услуги (товара) Финансовое состояние
Покупатели - клиенты, потребители услуг Покупка услуги (товара) Цена услуги (товара) Финансовое состояние (надежность компании)
Налоговые органы Инфраструктура предприятия Налоги Финансовые результаты

 

6.5 Основные виды организаций культуры.

К основным организациям культуры относятся: библиотеки, клубы, театры, концертные организации, музеи, кинотеатры и т.д.(табл. 6.5)

Таблица 6.5 – Количество организаций культуры в Украине

Организация      
1. Библиотеки, тыс. 2. Учреждения клубного типа, тыс. 3. Профессиональные театры 4. Музеи 5. Кинозалы, тыс. 25,6 25,1 27,2 23,8 23,0 16,1 20,7 20,4 6,9

Учреждения культуры переживают сегодня не лучшие время. Их численность постоянно сокращается. Особенно резко эти процессы проходят в сельской местности. Так, например количество сельских домов культуры с 1996г. по 2000г. сократилась с 19,3тыс. до 17,7тыс.; библиотеки – с 18,0тыс. до 15,7тыс. Практически полностью исчезла сеть домов быта.

В 2004 г. в Харькове и области действовали 1311 массовых библиотек, 770 клубов и домов культуры, 6 театров, областная филармония, 85 музейных учреждения 5 парков культуры и отдыха, зоопарк, 12 кинотеатров (Харьков) и 77 сельских киноустановок

 

6.6 Показатели объема и качества работы культурно – просветительских учреждений.

Показатели объема зависят от конкретного вида деятельности того или иного учреждения. Примерные показатели объема приведены в табл. 6.6

Таблица 6.6 – Показатели работы КПО

Организация Услуги, продукция
Библиотека Книги, аудиовизуальные материалы, периодики, библиографические материалы, различные справки. Объем фонда, количество читателей, количество посещений, книговыдача (количество книг, выданных за период).
Театр Количество посещений за год. Количество посадочных мест.
Музей Количество посещений за год. Общая площадь экспозиций. Число экспонатов (номенклатурный перечень).
Кинотеатры Количество посещений. Количество посадочных мест.

 

Таблица 6.7 – Показатели развития учреждений культуры.

Показатель      
Библиотеки Общее количество книг и журналов, млн. экз. - в среднем на 100 жителей, экземпляров. Театры Количество посещений за год, млн. Количество посещений концертных организаций за год, млн. Музеи Количество посещений за год, млн. Кинотеатры Количество посещений киносеансов за год, млн.     418,9     17,6   15,0   31,8         369,9     8,3   7,3   17,4         343,0     5,7   3,8   16,0    

 

Таблица 6.8 – Показатели качества работы учреждений культуры.

Показатель Принцип расчета
Библиотека 1.Читаемость 2.Обращаемость фонда 3.Книгообеспиченность 4.Посещаемость   Книговыдача: число читателей. Книговыдача: фонд книг Фонд книг: число читателей. Количество посещений: число читателей.

Средняя дневная посещаемость характеризует загрузку библиотечных работников и степени использования абонемента, читальных залов.

Обращаемость фонда характеризует качество комплектования и степень использования фонда.

Для осуществления деятельности учреждения культуры наделяются основными фондами. Износ основных фондов определяется по ставкам амортизационных отчислений (исходя из срока службы).

Изношенные основные фонды периодически списываются. Так, в библиотеках устаревшие и изношенные издания и материалы в обязательном порядке сдаются местным заготовителям вторичного сырья и не могут быть переданы другим библиотекам, организациям и частным лицам. Квитанция о сдачи вторсырья прилагается к акту о списании экземпляров библиотечного фонда. Средства полученные за макулатуру зачисляются в доход соответствующего бюджета, из которого финансируется библиотека.

 

6.7 Перспективы развития учреждений культуры

Перспективы культурно – просветительских учреждений зависят в первую очередь от финансовых возможностей государства.

Увеличения финансирования требуют практически все учреждения культуры. Кроме этого необходимы дополнительные средства для финансирования учреждений образования данной сферы. Сегодня только в Харькове подготовку кадров работников культуры и искусства осуществляют академия культуры, университет искусств, 4 училища. Кроме этого 78 школ имеют специализацию эстетического воспитания и развития творческих способностей.

Чтобы сохранить культурно – просветительскую базу отечественных учреждений необходимо реформировать существующую систему оплаты труда работников культуры.

Начисление зарплаты творческого состава театра осуществляется на основе тарификации, т.е. в порядке установления категорий и размеров должностных окладов в соответствии с действующими схемами. Установление категорий происходит на основании решения художественного совета театра в пределах фонда оплаты труда.

Оплата труда работников концертных организаций проводится в соответствии с действующими схемами должностных окладов. Расчетных и концертных ставок. Для творческих работников, в том числе принятых в концертную организацию на условиях договоров или выполнения разовой работы, размер оплаты труда в трудовом соглашении устанавливается в процентах от дохода в пределах фонда оплаты труда за фактически выполненную работу, исходя из действующих должностных окладов и ставок авторского вознаграждения с учетом надбавок и оплаты по соглашению.

Размер должностных окладов работников и специалистов библиотечной системы зависит от образования, стажа работы и группы, к которой отнесена библиотека (1,2,3,4). Должность зависит от количества читателей и книговыдачи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных