Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация и основные этапы эмпирического исследования




 

1этап. Выбор объекта исследования. Как уже говорилось в первой части данной работы, в большинстве случаев у учащихся существует проблема с положительной мотивацией к учебной деятельности. Многие из сегодняшних школьников ходят в школу с неохотой и без желания учиться и получать знания. Поэтому в данной работе мы изучаем мотивацию учебной деятельности подростков, чтобы понять проблемы формирования положительной мотивации, а также рассматриваем отрицательную мотивацию влияющую на снижение мотивации к учебной деятельности.

2 этап. Постановка проблемы исследования. Целью нашей работы является выявление мотивации учебной деятельности у подростков 13-14 лет.

3 этап. Формирование эмпирической базы; выбор методов и методик.

Для проведения исследования была сформирована эмпирическая база, состоящая из экспериментальной группы: подростки 13-14 лет, ученики 8-ых классов. Общий объём выборки составил 81 человек.

Исследование проводилось методом письменного анкетирования, так как этот метод позволяет охватить большое количество школьников. Были составлены вопросы анкет на выявление мотивации учебной деятельности, отношение к учебным предметам, а также анкеты: доминирующие мотивы и изучение мотивации учения (Приложение 1). Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить какой из уровней мотивации присутствует у учащегося, к какому из предметов учащийся более расположен, какие мотивы доминируют и какой смысл для себя видит учащийся в своём обучении. Выбор методик производился в соответствии с целью исследования и с учётом возраста испытуемых.

Перед этими учащимися была изложена суть проводимого исследования. Далее желающим была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы, выяснить значение непонятных слов и выражений, встречающихся анкете. По результатам проведенного исследования можно будет уже судить о том, какой уровень мотивации характерен для детей данного учебного заведения. После обработки полученных данных, скорее всего, будет виден самый "популярный" уровень мотивации. Следует разобраться, почему большинство выбрали именно тот или иной ответ. Также интересно будет узнать отношение данного большинства к тем, кто узнал себя в другом описании из анкеты, которое окажется "непопулярным", то есть в меньшинстве.

4 этап. Психодиагностика, анализ результатов и проверка статистической значимости различий, интерпретация.

Проводилось групповое исследование по классам в городской средней общеобразовательной школе. Каждому участнику исследования были объяснены инструкции и продиктованы вопросы анкет. В среднем в каждом классе исследование заняло 40 минут.

Первичные результаты психодиагностики представлены в приложении 2. На основе первичных данных был проведён количественный (статистический) анализ результатов исследования.

Анализ результатов был интерпретирован с целью объяснения фактов формирования учебной мотивации, установленных в ходе эмпирического исследования. На первом этапе исследования испытуемым предлагалось анкетирование на определение самого высокого среди них уровня формирования учебной мотивации, далее на отношение к учебным предметам, а также на определение доминирующих мотивов и изучение мотивации учения.

Первичные данные, полученные с помощью анкетирования помещены в Приложение 2; сам текст анкетирования помещен в Приложение 1.

5 этап. Формулирование выводов и заключение по гипотезе. В результате анализа были установлены эмпирические факты, на основе которых были сделаны выводы и заключение о подтверждении гипотезы.

6 этап. Практические рекомендации. В соответствии с результатами исследования. с целью формирования психологического явления мотивации учебной деятельности у подростков 13-14-ти лет, были разработаны практические рекомендации для консультационных и психо-коррекционных мероприятий с подростками.

Анализ результатов анкетирования подростков 13-14-ти лет, на определение уровня мотивации учебной деятельности, доминирующих мотивов и наиболее необходимых предметов, по мнению самих учащихся

 

В результате психодиагностики учащихся подростков 13-14 лет по методу анкетирование, на определение уровня мотивации учебной деятельности(см. Приложение 1, Анкета №1), были получены первичные данные которые представлены в Приложении (см. Приложение 2. Таблица 1.1.). После систематизирования и анализа полученных данных была построена гистограмма (см. рис. 1):

 

Рис. 1. Показатели распределения учащихся-подростков по уровням мотивации учебной деятелньости.

 


 

На графике наглядно представлены все пять уровней мотивации в зависимости от преобладания каждого из них в исследуемых классах. Надо сказать, что в этих классах неодинаковое количество учеников. Следовательно, процентная величина зависит ещё и от этого фактора. Однако, независимо от него, из графика видно, что во всех трёх классах преобладает мотивация второго и третьего уровней. Мотивация же первого и пятого уровней также во всех классах оказалась на низком уровне.

Мотивация первого уровня свойственна отличникам, старостам класса и тем детям, про которых говорят – "ботаник", что часто бывает обидно для них. Действительно, как показала беседа с отдельными учениками в 8"А" классе, одна из учениц (она выбрала именно 1 уровень мотивации) вызывает некоторое раздражение у своих одноклассников. Удалось выяснить, что она стремится выполнять все требования учитель, добросовестна, ответственна, на уроках старается ответить лучше всех. Одноклассники понимают, что её ответы лучше, но у большинства из них не складываются нормальные отношения с этой девочкой. В чём же дело?

Наблюдение на уроке русского языка показало, что учитель, стараясь поддержать этот детский, нестойкий интерес к учёбе, уделяет такому ученику большее внимание. Выражается это в том, что при ответе эта девочка получает больше времени, даже если она не совсем знает ответ на вопрос. Но учитель, видя в таком ребёнке прилежного и целеустремлённого ученика, старается поддержать у него положительную мотивацию на учение.

Вероятно, что на определённом начальном этапе у всех детей были равные возможности, чтобы зарекомендовать себя с положительной стороны, чем многие из них не воспользовались. Таким образом, по мнению большинства детей, у учителя появляются так называемые "любимчики". Это уже отдельная тема исследования, но нужно отметить, что данный факт также является причиной формирования отрицательной мотивации, потому как у ребёнка складывается негативное отношение к учителю, к тому, что одних "любят больше", а других меньше.

Вполне возможно, что сегодняшняя школа не может или не хочет заинтересовать большинство детей. Результаты исследования показали, что первое место в двух классах занимает мотивация 3 уровня. Как мы уже знаем из теории, у учащихся с такой мотивацией в целом положительное отношение к школе, но школа их привлекает своей внеучебной деятельностью. Для таких детей школа – это то место, где можно пообщаться со своими друзьями, узнать от них много нового и интересного. Учебный процесс отходит на второй план, на уроке хочется разговаривать, заниматься своими делами, но только не учиться.

Полученные нами результаты исследования показывают, что достаточно велик и 4 уровень мотивации. В каждом из исследуемых классов 4 – 5 человек выбрали именно этот вариант в анкете. Это означает, что у данных детей гораздо хуже обстоят дела в школе. Они, в отличие от тех, у кого присутствует мотивация 3 уровня, неохотно посещают школу, предпочитая пропускать занятия. Такие ребята обычно испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. На фоне этого у них может сформироваться и низший, 5 уровень мотивации, то есть, когда у ребёнка уже присутствует школьная дезадаптация. Школа может стать просто ненавистной и враждебной средой. Такие ученики в старших классах особенно запускают учёбу, так как не видят в ней смысла. Тогда даже уже родители, ранее заставлявшие ребёнка посещать школу, оказываются бессильными перед такой проблемой. Часто у детей с 5 уровнем мотивации наблюдаются нервно – психические нарушения. Также в результате психодиагностики: анкета на определение отношения к учебным предметам, использовав предложенные варианты ответов (см. Приложение 1, Анкета №2), были получены первичные данные представленные в приложении (см. Приложение 2, таблица 1.2.). После систематизирования и анализа полученных данных была построена гистограмма:

 

Рис. 2. Показатели наиболее необходимых и интересных предметов по мнению учащихся-подростков 13-14 лет.

 

Из гистограммы видно что учащиеся считают наиболее необходимым для себя изучение математики и физкультуры, а в связи с интересом учащихся к предмету преобладают физкультура и иностранный язык.

Далее в результате психодиагностики: анкета определяющая доминирующие мотивы учения.(Приложение 1; Анкета №3), были получены первичные данные представленные в приложении (см. Приложение 2, таблица 1.3.). После систематизирования и анализа полученных данных была построена гистограмма:

 

Рис. 3. Процент доминирующих мотивов учения.

 


 

Проанализировав результаты, мы пришли к следующему выводу: мотивы самоопределения и самосовершенствования являются доминирующими мотивами учения у большинства учеников (62%). На втором месте - мотивы отношения к процессу учения (14%). На третьем месте – мотив долга и ответственности (11%). На четвертом – мотив собственного благополучия (9%). И, наконец, на последнем месте – мотив содержания учебной деятельности (4%).

В результате проведенного эмпирического (или экспериментального) исследования было установлено следующее:

1. Достоверные различия по показателям уровней мотивации учебной деятельности подростков 13-14 лет и по показателям наиболее необходимых и интересных предметов по мнению учащихся-подростков 13-14 лет, а также показатели доминирующих мотивов учения.

2. Отсутствие различий между классами по преобладанию того или иного уровня мотивации учебной деятельности.

3. Особенностями выборки являются учащиеся-подростки 13-14 лет.

На основании полученных данных мы можем утверждать, что наша гипотеза подтвердилась (не подтвердилась, подтвердилась частично, а именно…..).

 


 

Заключение

 

Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя в виде советов, направляющих самого ученика на правильный путь решения, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют: занимательность изложения (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты), необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителя поощрения и порицания. Особое значение приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п.

Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.

В данной работе я не могу исследовать все факторы, которые могут повлиять на мотивацию учащегося и его интерес к учёбе. Таких факторов множество и по каждому из них можно написать научный труд. Я попыталась в общем виде продемонстрировать заинтересованность к обучению на примере учеников трёх 8-х классов.

Хотелось бы отметить, что в современной школе не достаточно проводится коррекционная работа по ликвидации причин, приведших к низкому уровню мотивации. Обучение в школе не позволяет реализовать индивидуальный подход, благодаря которому стало бы возможным разрешить некоторые проблемы.

Для более полного изучения мотивации учащихся школы стоит провести исследование мотивации учения у детей с разной успеваемостью и разного возраста, изучить отношение к школе учащихся разных классов.

В заключении хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности.

 


 

Список литературы

 

1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

2. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. – 212 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с.

4. Дусавицкий А.К. Формула интереса. – М., 1989. – 198 с.

5. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. – М., 1962. – Т. 2. – 476 с.

6. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого – педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3 – 5-х курсов педагогических вузов. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 134 с.

7. Немов Р.С. Кн. 1. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., 688с., Кн. 2. Психология образования. 1995, 2-е изд., 496с., Кн. 3. Психодиагностика. 2001, 4-е изд., 640с.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Издательство: Питер, СПб Серия: «Мастера психологии» Год 2008.

9. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984. – 176 с.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982. – 245 с.

11. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979

12. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.

13. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. – 232 с.

14. Глуханюк Н.С, Белова Д.Е. Психодиагностика. – М.: Академический проект; Екатеринбург, 2005. 272с.

15. Вилюнас В.К. «Психологические механизмы мотивации человека.»,М.,1990.

16. Захарова А.В. Психология формировани самооценки. - Минск, 1993.

17. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. - Л., 1972.

18.Магомед-Эминов М.Ш. «Мотивация достижения: структура и механизмы» автореф. дис., М., 1987.

19. Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999.

20. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. - М., Знание, 1979.

21.Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М., Мир, 1994.

22. Хекхаузен Х. «Психология мотивации достижения», СПб, 2001.

23. Яньшин П.В., Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности, СПб, 2004

24. Хорни К. Самосознание. М., 1996.

25. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение. 1984. С. 176.

26. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. С. 158.

27. Гуревич К.М. Индивидуально- психологические особенности школьников. М.: Знание. 1988. С. 37 - 45.

28. Изучение мотивации поведения детей и подростков (сборник статей). Под ред. Л.И. Божович. М.: Педагогика. 1972.

 


 

Приложение 1

 

Анкета №1

 

В анкете приводится описание пяти уровней мотивации, которые могут быть у учащегося. Каждый из респондентов должен был из пяти возможных ответов выбрать тот, который наиболее полно характеризует его поведение в школе.

Анкета

Фамилия, имя:

Класс:

Какое описание из ниже приведённых наиболее точно описывает твоё поведение в школе:

1. Ты стремишься наиболее успешно выполнять все школьные требования, следуешь всем указаниям учителя. Ты ответственный, добросовестный, переживаешь, если что-то не получается.

2. Успешно справляешься с учёбой, не испытываешь трудностей во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями.

3. Достаточно благополучно чувствуешь себя в школе, чтобы общаться с друзьями. Тебе нравится иметь красивый портфель, ручки, тетради, но учебный процесс тебя мало привлекает.

4. Посещаешь школу неохотно, предпочитаешь пропускать занятия. Часто на уроках занимаешься посторонними делами. Испытываешь трудности в учебной деятельности.

5. Не справляешься с учебной деятельностью, испытываешь проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Отказываешься следовать тем или иным нормам и правилам поведения.

Анкета №2

От учеников 8 классов требовалось заполнить таблицу «Необходимые предметы»: напротив записанного учебного предмета надо было указать причину, почему изучение этого предмета для них необходимо (1 часть таблицы) или интересно (2 часть таблицы).

предмет необходимо интересно

Русский язык

Математика

История

Иностранный язык

Физическая культура

Литература

Биология

География

Музыка

Труд

I. Варианты ответов на вопрос «Необходимые предметы»:

· Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.

· Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.

· Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.

· Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.

· Этот предмет учит разбираться в жизни.

· Этот предмет считают значимым мои родители.

· Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.

· Этот предмет будет в итоговом тестировании.

II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:

· Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.

· Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.

· Интересно выяснять причины событий.

· Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.

· Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.

· Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.

· Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.

· Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.

· Интересно, так как этот предмет дается мне легко.

· Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.

· Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.

· Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.

Анкета №3

Ученикам напротив следующих наименований мотивов учения надо было поставить указанные баллы:

Понимаю, что ученик должен учиться хорошо

Хочу закончить школу и учиться дальше

Понимаю, что знания мне нужны для будущего

Хочу быть культурным и развитым человеком

Хочу получать хорошие отметки

Хочу получать одобрение родителей

Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне

Хочу быть лучшим учеником в классе

Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех

Хочу занять достойное место среди лучших в классе

Мне нравится учиться

Люблю узнавать новое

Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей

Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности

Люблю уроки, на которых можно рассуждать

Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи.

Мотивы обучения:

мотив долга и ответственности – № 1;

мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;

мотивы собственного благополучия – № 5–7;

мотивы престижности – № 8–10;

мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;

мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.

 


 

Приложение 2

 

Таблица 1.1

  1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень 5 уровень          
8 А класс   7%   28%   43%   18%   4%
8 Б класс   4%   35%   38%   15%   8%
8 В класс   10%   36%   33%   14%   7%

 

Таблица 1.2

Предмет Интересно Необходимо
Русский язык 21 чел (25%) 16 чел (19%)
Математика 30 чел (37 %) 42 чел (51%)
История 14 чел (17%) 12 чел (14%)
Иностранный язык 34 чел (42%) 26 чел (32%)
Физическая культура 37 чел (46%) 41 чел (51%)
Литература 28 чел (34%) 22 чел (27%)
Биология 16 чел (20%) 12 чел (15%)
География 21 чел (26%) 20 чел (25%)
Музыка 7 чел (9%) 4 чел (5%)
Труд 24 чел (30%) 17 чел (21%)

 

 


[1] Ильин Е.П. ''Мотивация и мотивы'' Изд: Питер, 2000 г., 137 стр.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных