Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие «экологическое воспитание», цели и характерные особенности экологического воспитания .

Введение

Основой всех материальных благ, родником здоровья и духовного богатства людей является природа. Поэтому, невозможно переоценить важность экологического воспитания в современном мире. Главная его задача - формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среду обитания на первое место. Необходимо отметить, что очень часто экологическое образование строится на отрицательном опыте. При анкетировании 80% детей фиксируют примеры, в основе которых лежит отрицательное воздействие на природу. Наукой доказано, что только опора на положительное даст ребёнку возможность понять состояние других и сопереживать им.

Экологическое образование уже официально признано одним из приоритетных направлений совершенствования системы образования. Школа, прежде всего, должна готовить учащихся к реальной жизни, а сегодня само слово «экология», особенно для жителей городов, стало синонимом защиты окружающей среды и, следовательно, здорового образа жизни. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать эти чувства с раннего детства. Научить ребёнка любить природу - задача нелёгкая. Надо изо дня в день кропотливо, ненавязчиво учить детей подмечать всё вокруг, уметь любоваться красотой цветов, неба, облаками, наслаждаться пением птиц. Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и за ее пределами.

Формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, при сформированности у детей потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности.

Актуальность данного исследования обусловлена противоречием между стандартизацией образовательного процесса и желанием самих младших школьников творчески исследовать красоту окружающего мира,

Цель исследования: проанализировать систему работы экологического воспитания на внеклассных мероприятиях по окружающему миру.

Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников

Предмет исследования: внеклассные мероприятия по окружающему миру.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие экологическое воспитание, цели и характерные особенности экологического воспитания;

- изучить развитие экологической культуры у детей младшего школьного возраста;

- исследовать содержание и формы внеклассной работы по курсу «Окружающий мир».

Методы исследования:

Анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ учебных программ для начальной школы.

 

Понятие «экологическое воспитание», цели и характерные особенности экологического воспитания.

 

В истории развития экологии как науки и дисциплины не раз менялся подход к рассмотрению и пониманию такого понятия, как «экологическое воспитание человека». «Сколько людей, столько и мнений» - так писал в своих работах римский драматург Публий Теренций [6, с. 43]. И с ним довольно трудно не согласиться, поскольку с течением времени и с развитием общества люди менялись, а значит, менялись и мнения. К тому же каждый человек индивидуален, следовательно, склонен принимать свою особую точку зрения, что вполне разумно [2, с. 58].

Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности, а именно с двух основных понятий: экология и экологическое воспитание.

Экология - термин, предложенный Э. Геккелем в 1866 году - это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Экологическое воспитание - это составная часть нравственного воспитания человека. А значит, под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения, формирующиеся в человеке на протяжении жизни [4, с. 107].

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания, и убеждения. Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках окружающего мира. Знания, переведённые в убеждения, формируют эко логическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков

(совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности.

Начальная школа формирует у учащихся первичные знания о природе и навыки ее охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению экологического воспитания младших школьников способствуют их особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности, восприимчивость к воспитательным воздействиям, любознательность. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразия связей человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. Надо, чтобы ребенок понял, что природа - это первооснова красоты и величия, ему надо внушать, что любить природу - значит творить добро. Можно сказать, что начальная школа - важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Исходя из всего вышесказанного понятие «воспитание экологической культуры» можно рассматривать как тождественное при условии целевой установки экологического воспитания на развитие экологической культуры. В более узком понимании термин «экологическое воспитание» может использоваться также в сочетании с другими категориями воспитательного процесса, как, например, «эколого-эстетическое воспитание», представляющее собой целенаправленное воздействие на развитие экологической культуры средствами изобразительного искусства, музыки, литературы и так далее.

В сущности экологического воспитания, как правило, выделяются две стороны: первая - экологическое сознание, а вторая - экологическое поведение. В этой работе следует рассмотреть только формирование экологического сознания, поскольку для этого на внеклассных мероприятиях окружающего мира могут быть созданы все условия. В свою очередь экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности ребенка.

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру ребенка, формировать у него новое отношение к природе, основанное на любви и неразрывной связи человека с природой. Экологическое воспитание школьника - это и есть познание всего живого, которое находится рядом с ребенком, взаимодействие со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ней.

Итак, основная цель экологического воспитания - формирование ответственного и правильного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама же природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя и самого человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными и межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую и правовую.

Ответственное отношение к природе - это сложная характерная черта личности человека. Она означает понимание законов природы, определяющих саму жизнь общества, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на планете[6, с. 30].

Цели экологического воспитания достигается по мере решения трех основных задач:

образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению и оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Необходимым условием успешного освоения всех экологических норм и получение хорошего экологического воспитания является организация практики поведения на природе. То есть различные упражнения, тренинги, организация совместной внешкольной (досуговой) и школьной деятельности, где приобретенные правила могли бы применяться на практике и превращаться в норму поведения при определенных условиях. Только таким образом, возможно, привить любовь к природе и развить культуру по отношению к окружающей среде [8, с. 56].

Таким образом, определяя сущность экологического воспитания, выделяют, особенности этого процесса:

ступенчатый характер:

- формирование экологических представлений;

- развитие экологического сознания и чувств;

- формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

- выработка навыков и привычек поведения в природе;

- преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

- развитие экологического сознания;

- формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

- выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и

- привычек;

- воспитание устойчивой воли;

- формирование значимых целей экологической деятельности [21, с. 77].

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с школьного возраста.

Экологическое воспитание каждый понимает по-разному, рассмотрим как представляется это понятие в таблице 1:ВМЕСТО ТАБЛИЦЫ

Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания
Экология имеет точную формальную дату своего рождения, ее «отцом» был последователь Чарльза Дарвина Эрнест Геккель, в 1886 году определивший экологию как «Общую науку об отношениях организмов с окружающей средой». Само слово «экология» в переводе с греческого на русский язык означает «знание о доме», что образно отражает суть дела: дом – окружающий нас мир, знание устройства дома – это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания. Однако факт рождения науки не означает, что до этого никто не занимался ее предметом – «отношениями организмов и среды». Тема эта постоянно была в поле зрения биологов, и без своего названия наука как система знаний фактически существовала всегда. Но появление термина само по себе еще не означает немедленного формирования соответствующей научной дисциплины. В 1972 году в Стокгольме состоялся I Международный конгресс по окружающей среде, и только на этом конгрессе впервые понятия «экология», «эколог» получили современную расширенную трактовку, и именно этот конгресс является вехой, от которой можно вести прямой отсчет становления современной экологии. Именно в это время экология становится целостной «осознающей себя» наукой, имеющей собственные объекты и методы исследования, а также собственный концептуальный аппарат.
Большой вклад в формирование экологических знаний внесли такие выдающиеся ученые как шведский естествоиспытатель Карл Линней и французский исследователь Жорж Боффон. Огромное значение для развития экологии имели труды известного русского зоолога Н.А. Северцова. Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина – основателя учения об эволюции органического мира. Большой вклад внесли Тимирязев, Сукачев, Вернадский, известный английский химик Роберт Бойль оказался первым, кто осуществил экологический эксперимент.
Если в период своего возникновения экология была составной частью биологии, то современная экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом наук: таких как биология, география, геология, физика, химия, генетика, математика, агрономия, медицина. Таким образом, современная экология – это универсальная, бурно развивающаяся, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. Экология – это наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства, с начальной школы.
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Я. А. Коменский обратил на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно, без применения насилия". Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Я. А. Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте. Воск легче лепится, если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое. Коменский говорил о том, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как "природа не делает скачков, а идет вперед постепенно". В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как "всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным". То есть Коменский вывел дидактические принципы, обосновывая их примерами природы. Например, здесь обосновывается принципы постепенности и обучение от общего к частному. Как видим, Я. А. Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, об их неотделимости друг от друга (Старостин, 1990).
Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А.Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека.
Ж.-Ж. Руссо в книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал воспитывать детей в дали от испорченной цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией.
Г. Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания - согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.
Против узкого практицизма и утилитаризма, а также формального изучения и бездушного отношения к ней выступали русские просветители: В. Г. Белинский (1842 г.), А.И. Герцен (1844 г.), Н.А. Добролюбов (1858 г.), Д.И. Писарев (1861 г.), Н.Г. Чернышевский (1863 г.). Они ратовали за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.
Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирование у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. К.Д. Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике". В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике "Родное слово" ребята знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы; при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.
Во второй части "Детского мира", в отдел I, который называется "Из природы", Ушинский дает систематизацию животных и растений, описывает отдельных животных (строение, способ выведения потомства, безопасность или опасность для человека).
Вот как раскрывается логика природы паука: "Паука нельзя назвать красивым животным; многие чувствуют к нему отвращение и даже боятся его: такой у него разбойничий вид. Но не забудем, что ядовитые змеи бывают иногда очень красивы, паук же не только безвреден, но даже очень полезен, истребляя множество наших крылатых мучителей - комаров и мух". Кроме насекомых в книге повествуется о морских животных, деревьях, ягодах, цветах, зерновых культурах, пальмах, грибах и проводится классификация растений. Данный отдел заканчивается рассказом о сотворении мира. И здесь Ушинский снова обращается к логике природы: "Животное веселилось, не требуя красоты, искало только пищи и, пожирая премудрые создания божьи, не подозревала, сколько премудростей в каждой, самой маленькой травинке". Идеи Ушинского о воспитании средствами природы в дальнейшем разрабатывались многими педагогами-натуралистами. (Капулова, 1990).
Проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина "экологическое воспитание".

Таким образом, экологическое сознание - совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе, существующего субъективного отношения к природе, а так же соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Эти добавления вставлены просто куском, без всякой связи с предыдущим изложением. Это плохо.

2. Развитие экологической культуры у детей школьного возраста

 

Особое внимание к проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течении всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

Действительно, аксиомой уже является положение о том, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей его природной средой. Это взаимодействие жизненно необходимо человеку, и оно становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширение сфер его деятельности. Более того, его чувства и разум развиваются соответственно тому, какой характер носит его отношение с природой.

Именно поэтому так важен начальный этап школьного обучения в экологическом воспитании, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

За многие, а особенно за последние годы были исследованы принципы построения учебных предметов естественнонаучного цикла, направленные на экологическое образование детей младшего школьного возраста, на основе чего относительно недавно появились новые для начальной школы предметы, такие как «Мир и человек», «Экология и диалектика», «Естествознание», «Экология» и другие предметные дисциплины.

Решение указанных выше проблем никак не снизило актуальности разработки теории и методики экологического воспитания на начальном этапе школьного обучения. Даже обострились многие важные проблемы экологического образования.

В нашей стране появилась тенденция рассмотрения экологического воспитания и образования как одного из важнейших аспектов социализации личности, то есть активного приспособления в среде обитания, принятие и выполнение законов существования человека в природе и обществе и их взаимодействие друг с другом.

Даже элементарная экологическая культура предполагает определенную степень философского осмысления окружающего человека мира. На этом этапе, который приходится на младший школьный возраст, к ребенку, начинает, происходит осознание различных качественных его состояний: рождения и изменения живого и неживого, условий существования живых организмов, их взаимосвязи, возобновление природных ресурсов и другое. Таким образом, осуществляется постепенный переход от чувственного взаимодействия человека со средой обитания и различными ее представителями до осознанного философского понимания этого взаимодействия. Конечно, дети младшего школьного возраста усваивают лишь первоначальные элементы такого знания, но потеря времени на этом возрастном этапе развития грозит тем, что восполнить образовавшиеся пробелы понимания взаимоотношений общества и конкретного его индивида с природой будет весьма сложно или даже почти невозможно.

Общее представление об экологической культуре концентрируется на каждом этапе развития личности определенными показателями, что обусловлено типологическими особенностями возраста человека. Уровень развития экологической культуры выступает, таким образом, в качестве одно из критериев экологической образованности ребенка.

Понятие экологической культуры - комплексное, распространяющееся на весь спектр взаимоотношений человека с окружающей средой и пронизывающее всю личностную структуру общества и человека в целом. Это понятие включает в себя бережное и ответственное отношение к окружающему миру, любовь к природе и бесконечный ряд других понятий, которые неоднократно выдвигались как самостоятельные цели и задачи экологического воспитания [12, с. 55].

Итак, экологическое воспитание - это целенаправленное воздействие на духовно - нравственное развитие детей, формирование мировоззрения и осознанного отношения к окружающему миру, формирование экологических знаний, умений и навыков.

В целом можно сказать, что экологическое образование определяется такими четырьмя основными понятиями, такими как «сознание - мышление - знание - деятельность». Именно в такой последовательности формируется экологическое воспитание ребенка. Само же воспитание оперирует такими терминами, как «ценности - отношения - поведение». Это три составляющие экологического образования, как «три кита, на которых держится мир».

Развитие экологической культуры личности - это результат широкого процесса экологизации личности, который включает в себя многие аспекты развития личности ребенка; как сложный часовой механизм, в котором один неработающий винтик приведет к поломке.

Исходя из всего вышесказанного понятие «воспитание экологической культуры» можно рассматривать как тождественное при условии целевой установки экологического воспитания на развитие экологической культуры. В более узком понимании термин «экологическое воспитание» может использоваться также в сочетании с другими категориями воспитательного процесса, как, например, «эколого-эстетическое воспитание», представляющее собой целенаправленное воздействие на развитие экологической культуры средствами изобразительного искусства, музыки, литературы и так далее.

Младший школьник в своем возрасте испытывает особый интерес к представителям животного и растительного мира, потребность их исследовать, «освоить» самостоятельно и непосредственно попробовать растение на вкус, рассмотреть внутреннее строение, потрогать листочки, шерстку животного и так далее. А значит, ребенок младшего школьного возраста осваивает окружающий мир на предметно-деятельной и эмоционально-чувственной основе, через прямые тактильные, визуальные и прочие рецепторные ощущения.

Сформированная в этот период наглядно-образная картина мира является важнейшим фактором развития экологической культуры личности ребенка. В связи с этим особую значимость имеет непосредственный контакт ребенка с представителями животного и растительного мира, опыт общения с природой, качественная сторона взаимодействия с окружающим миром. Интенсивность эмоционально-чувственного восприятия не снижается на протяжении всего возрастного периода, но к окончанию начальной школы начинает играть несколько иную роль: от «метода» взаимодействия с окружающим переходит в мотивационную сферу. То есть если для первоклассника восхищение красотой являлось самоцелью, то уже в третьем - четвертом классах - восхищение красотой растения - это мотив экологических действий (полить, расчесать, накормить, защитить и другое)[15, с. 34].

Между детьми, животными и растениями устанавливается интуитивное взаимоощущение, взаимовосприятие и тонкая связь. Между ребенком и объектом среды в процессе прямого контактирования образуются непосредственные объектные и межобъектные отношения. Ребенок всегда открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры и в часть своей личности. Этот возраст наиболее благоприятен и сенситивен для экологических воздействий природы на ребенка.

В числе других важнейших показателей сформированности экологической культуры можно выделить следующие:

- проявление ребенком интереса к объектам природы, к условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;

- готовность ребенка участвовать в экологически ориентированной деятельности;

- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;

- выполнение экологических правил поведения в окружающей среде становится нормой жизни, входит в привычку;

- способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;

- наличие экологических знаний, умений и навыков и потребности в их расширении;

- проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческих видах деятельности;

- эмоциональные реакции на явления окружающего мира - способность к состраданию людям, животным, растениям [2, с. 43].

Таким образом, многие из вышеперечисленных показателей сформированности экологической культуры ребенка эффективно формируются на внеклассных занятиях по «Окружающему миру» и в практической деятельности, а именно при непосредственном контакте с окружающей средой.

3.Содержание и формы внеклассной работы по курсу «Окружающий мир»

В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.

Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Ребята радуются зеленой травке, щебетанию птиц, полету бабочек и стрекоз, запахам и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.

Но в тоже время есть дети, которые относятся к природе потребительски, жестоко (ловят насекомых, разоряют муравейники и птичьи гнезда, рвут без нужды растения и цветы). Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями.

Это говорит о сложности взаимоотношений природа – дети. Очень важно приучить детей восхищенно - уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется, с тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе. Природа должна стать для каждого школьника не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь ее обитателей, но и школой разумного пользования, умножения и сохранения ее богатств.

Одно из ведущих мест в воспитании ответственного отношения к природе принадлежит ознакомлению учащихся с окружающим миром, которое позволит систематизировать процесс приобретения знаний о природе, ее взаимосвязях, подробнее познакомить с характером природных особенностей родного края и страны, мероприятиями по охране окружающей среды.

Наблюдения и анализ школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы позволяют им делать выводы о состоянии окружающей среды, намечать конкретные программы ее улучшения, извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности и поведение в окружающей среде в соответствии с законами природы [27,с.48].

Внеклассная воспитательная работа – организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка (по М.Г. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирову) [12, с.91].

Т.И. Тарасова и П.Т. Калашникова под внеклассной работой по курсу «Окружающий мир» понимают организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу учащихся, связанную с изучением данной дисциплины, основанную на добровольных началах и проводимую во внеурочное время. Она строится на основе общих дидактических принципов, которые определяют ее направление, содержание, методы и формы, как-то: научность, связь с жизнью, трудом, практикой и т. д.[27, с. 41]

Внеклассная работа во всех ее проявлениях нацелена на развитие интереса детей к познанию природы, применение ими знаний на практике, заложение начал профориентационной работы, формирование исследовательской деятельности в целом.

Разнообразная деятельность во внеклассной работе дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы, быть психологически готовыми к общению со специалистами различных областей природопользования, активно оперировать знаниями с целью принятия конкретных решений и убеждения тех, кто еще не осознает необходимость бережного отношения к природе.

Эффективность внеклассной работы по формированию экологической культуры школьников в значительной степени зависит от связи ее содержания с урочным материалом предмета окружающий мир в начальных классах и по биологии в старших классах. Наличие такой связи исключает элементы случайности в выборе тематики внеклассных занятий, обеспечивает научную основу проводимой работы [27, с.18].

На внеклассных занятиях школьники получают знания об экологическом состоянии своего региона, его экосистем, сообществ территорий нашей страны и биосферы в целом, что позволяет сформировать обобщенные знания о проявлении экологической опасности на этом уровне.

В процессе ролевой игры, при подготовке рефератов, на школьной конференции учащиеся расширяют и углубляют знания о видовом многообразии биосферы и влиянии человека на нее.

Ценностный подход в экологическом образовании реализуется во взаимосвязи естественнонаучных знаний учащихся с социальными аспектами экологии. Специфической особенностью ценностного подхода является то, что проблемы охраны окружающей среды рассматриваются и по отношению к человеку. Широкое понимание ценности природы дает возможность более полно рассматривать направления ее использования человеком и обществом в целом [24, с. 77].

На занятиях и других формах внеклассной работы учитель имеет возможность включать школьников в практическую деятельность по изучению экологических проблем родного края, охране растений и животных. Таким образом, и осуществляется третья линия взаимодействия классных и внеклассных занятий – деятельностная. Осуществление ее в практике экологического образования имеет особенно большое значение, так как самым наглядным проявлением отношения учащихся к природе является их практическая деятельность, в которой отражается нравственно-этические и ценностные идеалы, эстетические чувства, понимание научных основ взаимодействия общества и природы. Организации практической экологической деятельности учащихся следует уделять большое внимание, как в учебной, так и во внеклассной работе [32, с. 112].

В процессе скоординированной внеклассной работы учитель решает следующие задачи:

¾ вооружение учеников дополнительными знаниями, отражающими закономерности окружающего мира, свойства и взаимосвязи предметов, явлений, соответствующими характеру современной науки, уровню ее развития предполагает принцип научности.

¾ воспитание детей в коллективной деятельности обязывает учителя отобрать такие формы и методы внеклассной работы, в процессе которых организуется совместная деятельность учащихся. Педагогически правильная организация внеклассной работы способствует созданию между ребятами дружеских отношений, воспитывает требовательность, внимание и заботу друг к другу.

Систематичность, последовательность и перспективность в работе повышает эффективность внеклассных занятий. Добровольность, активность и самостоятельность отличают участия школьников во внеклассной работе от учебной. Здесь они могут избрать такие виды деятельности, которые их интересуют и увлекают.

Связь внеклассной работы с учебными занятиями состоит в объединении усилий учителей по формированию ценностных ориентаций учащихся, развитию нравственно-эстетических чувств школьника, его приобщение к опыту принятия научно обоснованных решений в области природопользования.

Повседневная практика ставит школьника в условия, где приходится принимать решения в реальных ситуациях, условиях - на прогулках в лес, в парк, при выполнении исследований на экскурсии, в походах, в работе на пришкольном или приусадебном участках, в живом уголке и т.д. Такие ситуации возникают постоянно. При этом задача учителя состоит в том, чтобы обратить внимание школьников на событие, помочь оценить поведение участников и, если можно, исправить допущенные ошибки, найти правильное решение, поощрить усилия, направленные на разрешение конфликта. Значительными возможностями в решении указанной задачи располагает внеклассная работа. Удовлетворение различных потребностей человека и его повседневной деятельности вносит в природу непредвиденные изменения, которые оказывают как положительные, так и негативные воздействия. Знания об антропогенных факторах, которые учащиеся получают при изучении программного материала, включают в себя информацию о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу, об изменениях в природе, наступающих в результате воздействия человека, о последствиях, которые возникают в результате таких изменений, о влиянии их на здоровье человека и его хозяйственную деятельность [32, с.96].

Успех формирования экологической культуры младших школьников зависит не только от того, как учитель понимает его цели и задачи, методы и приемы, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.

Главными из них являются:

¾ учет возрастных и психологических особенностей восприятия и

¾ познания природы школьниками;

¾ усиление межпредметных связей;

¾ реализация краеведческого подхода; - тесная связь с жизнью и трудом;

¾ взаимосвязь учебной и внеклассной работы;

¾ использование примеров положительного отношения к природе учителя, взрослых и детей;

¾ формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами [33, с. 76].

Существенным вопросом для современной начальной школы является вопрос о том, какие технологии следует использовать для формирования основ экологической культуры у младших школьников на уроке и во внеклассной работе.

Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.

По своему содержанию, форме организации, работа по курсу «Окружающий мир» очень разнообразна:

¾ индивидуальная работа;

¾ групповая работа;

¾ массовые мероприятия.

Индивидуальная работа включает в себя конкретные задания отдельным детям, проявляющим интерес к природе. При этом тематика их проведения может быть самой разнообразной: по уходу за растениями, животными уголка живой природы или дома; проведение индивидуальных наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литературы о природе; постановка простейших опытов дома и т.д.

Важным видом индивидуальной внеклассной работы до сих пор остается домашнее чтение литературы о природе. На современном этапе остаются актуальными книги В. Бианки, М. Пришвина, И. Акимушкина, Н. Сладкова, Ю. Дмитриева и др., раскрывающие перед читателем увлекательный мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.

К индивидуальным видам внеклассной работы также относятся сезонные наблюдения за изменениями в природе. Под ними подразумевают задания, не только предусмотренные дневником наблюдения, но и связанные с конкретными наблюдениями, дающими целостные представление о строении, образе жизни, развитии живых существ. В процессе наблюдений на стадии их обработки и обобщения полученных данных происходит формирование у детей исследовательских умений.

К самым распространенным видам групповой внеклассной работы по курсу «Окружающий мир» следует относить:

¾ эпизодическую работу групп, чаще всего приуроченную к подготовке массовых мероприятий в школе, районе природоведческой направленности. Для ее реализации необходим отбор и составление групп из детей, интересующихся исследуемой проблемой и проявляющих повышенный интерес и желание к участию в данном действе. Эпизодические группы обычно имеют временный состав, распадающийся после завершения массового мероприятия.

¾ основную форму внеклассной работы – организацию кружков юных любителей природы, имеющих по содержанию работы как общую, широкую направленность, так и конкретно-тематическую специализацию. Например, кружок «Юный эколог», «Любитель комнатных растений», «Исследователь» и др.

Массовые виды внеклассной работы позволяют привлечь к участию в общественно полезной работе практически всех младших школьников (учащихся одного или нескольких классов, одной или всех параллелей). К ним относят: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружке. Именно кружки получили наибольшее распространение в практике внеклассной работы по окружающему миру. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Чаще всего в кружках занимаются 15-20 человек одного возраста с близким уровнем подготовки и интересам. В кружках занятия выстраиваются наиболее планово, многообразно и целенаправленно, что не редко способствует их рассмотрению в качестве организационных центров для других видов внеклассной работы.

Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Существуют следующие формы внеклассной работы:

¾ проведение групповых наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, направленные на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы;

¾ экологические экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие места (лес, поле, сквер), с последующим оформлением собранных материалов;

¾ внеклассное коллективное чтение детской научно-популярной природоведческой литературы;

¾ организация уголка живой природы, проведение опытов за растениями и животными;

¾ проведение экологических праздников, утренников, КВН, устных журналов;

¾ ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, зверинцами;

¾ беседы по охране природы, о пользе и значение в жизни человека растений и животных;

¾ оформление краеведческих уголков, стенгазет, альбомов [13, с.158].

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике большое место занимают экскурсии, учебные проекты. Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования экологической культуры учащихся [16, с.48].

Экскурсия– это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся [30, с. 39].

Педагогическое значение внеклассных экскурсий очень велико. Особую значимость имеют экскурсии в природу. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для эстетического ее восприятия, организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности.

Велико и воспитательные возможности экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Знания, полученные в условиях экскурсии, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся.

Таким образом, важной формой внеклассной работы, направленной на формирование экологической культуры младших школьников, является экскурсии на природу [27,с.73].

Проведение недели экологии также является одной из форм внеклассной работы. В процессе проведения экологической недели дети получают элементарные экологические знания. Начальная школа стремиться повысить общий уровень экологической культуры детей. Для этого проводятся различные развлекательные программы, которые имеют экологическое содержание и предусматривают воспитание у детей экологической культуры. Подготовка к любому празднику требует большой работы, но дети любят активно участвовать в них. Они устают быть зрителями, им интересно самим быть героями. Праздники имеют большое воспитательное значение [31, с.9].

В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического образования [4, с. 68].

В последние десятилетия метод проектоввызывает большой интерес у учителей всех школьных дисциплин, в том числе и у учителей начальных классов [23, с.51].

Учебный проект это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных знаний, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Учебный проект должен соответствовать определенным требованиям, в которые входят:

¾ наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической;

¾ планирование действий по разрешению проблемы;

¾ исследовательская работа учащихся.

Результатом деятельности является «продукт», т.е. средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. Подготовленный «продукт» должен быть представлен в виде презентации.

Ход осуществления учебного проекта от момента объявления его темы до завершения учащимися самоанализа над проделанной исследовательской работой Е.Н. Землянская представляет в виде таблице, отражающей деятельность учителя и учеников [11, с.57].

Таблица 2.- Деятельность учителя и учеников

Учитель Ученик
Первый этап- «погружение» в проект
Постановка проблемы, целей и задач исследования Выбор проблемы, вживание в ситуацию
Второй этап – организация деятельности
Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности по решению задач Разбивка на группы, распределение ролей, планирование работы  
Третий этап – осуществление деятельности
Консультирование и контроль Самостоятельная и активная работа в соответствии с намеченным планом (поиск информации, консультации с учителем, подготовка презентации результатов)
Четвертый этап – презентация проекта
Обобщение и разюмирование результатов Демонстрация результатов исследования
Пятый этап – оценка работы
Подведение итогов обучения, оценка умений исследователей Взаимооценка

Самостоятельная и активная работа в соответствии с намеченным планом (поиск информации, консультации с учителем, подготовка презентации результатов)

Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.

Комплексное использование описанных выше форм внеклассной работы по курсу «Окружающий мир», по мнению ученых, способствует развитию у младших школьников интереса к познанию природы, исследованию ее экологического состояния, поиска причин и источников загрязнения окружающей среды. А главное, дает возможность проводить с детьми посильные практические работы по охране природы родного края.

Таким образом, на основе изучения и анализа литературы по проблеме экологического воспитания младших школьников сделаны выводы о том, что экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры. Под экологическим образованиемпонимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью, т.е. процесс формирования экологической культуры. Экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды.

Экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

Непонятные пробелы во всем пункте. Нарушается логика изложения, нет четкого следования обозначенном в пункте проблемам.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в начальной школе ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Рассмотрены понятия как «экология», «экологическое воспитание». Исследованы основные этапы сущности содержания экологического воспитания, формы, методы и приемы внеклассной работы по курсу «Окружающий мир».изучить развитие экологической культуры у детей младшего школьного возраста;

Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.

Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании детей.

 

 

Список литературы

 

1. Богуславский М. Василий Александрович Сухомлинский цели и смысл воспитания.[Текст]: Учебник для вузов. / Богуславский М.:Народное образование. – 2012. – №9. – 280 с.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе.[Текст]:Учебник. / Виноградова Н.Ф. «Академия».: 2013. ‒ 315 с.

3. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка./ – М.: «Лист», 2011. – 176 с.

М. – 2008. – 257 с.

4. Григорьев С.Н. Воспитательный потенциал семьи в экологическом воспитании младших школьников. Взаимодействие школы и семьи: традиции и инновации. Сборник научно-методических трудов. – М.:АПК и ППРО, 2012 – 233 с.

5. Деребко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.[Текст]:Учебник./ Деребко С.Д., Ясвин В.А. – Ростов-на/Д.: «Феникс», 2012. – 313 с.

6. Дерябо С.Д. Экологическая психология. [Текст]: Диагностика экологического сознания./ Дерябо С.Д. ‒ М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. – 217 с.

7. Ефремов К., Теория и практика экологизации образования. [Текст]: / Ефремов К.: Народное образование. – №8. – 2012.

8. Захлебный А.Н. Зверев И.Д.Кудрявцева Е.М. Экологическое образование школьников. [Текст]:учебник для вузов / Захлебный А.Н. Зверев И.Д.Кудрявцева Е.М. – М.: Педагогика, 2011. − 266 с.

9. Зверев И.Д., Салеева Л.Т. Компоненты экологического образования. [Текст]:учебник для вузов/ Зверев И.Д., Салеева Л.Т – М.: «Академия», 2010. – 155 с.

10.Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении.[Текст]– М.:учебное пособие / Зверев Н.Д. «Академия», 2013. – 193 с.

11.Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу.[Текст]: учебник для студ. вузов/ Исаева Н.Н. – 2010. – №8.

12.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников.[Текст]:учебное пособие/ Каропа Г.Н. – Мн.: НМО, 2012. – 170с.

13.Квасцова Л.С., Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического образования школьников.[Текст]:учебное пособие/ Квасцова Л.С., Фролова Н. А. Биология в школе. – 2012. – №3.

14.Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе.[Текст]:учебное пособие/ Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. – М.: Просвещение, 2011. – 255 с.

15.Климцова Т.А. Экология в начальной школе.[Текст]:учебное пособие/ Климцова Т.А. Начальная школа. – 2010. – №6.

16.Минаев В.М. Внеклассная работа по природоведению. [Текст]:учебник для вузов/Минаев В.М. Минск: «Харвест», 2012. – 275 с.

17.Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей.[Текст]:учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Николаева С. Н. - М.: «Академия», 2012. 336 с.

18.Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения.[Текст]:учебник для вузов/Пакулова В.М., Кузнецова В. И. М.: Просвещение, 2010. – 320 с.

19.Петросова Р.А., Голов В.П. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе.[Текст]:учебник для вузов/ Петросова Р.А., Голов В.П. – М.: «Академия», 2012. – 245.

20.Словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru свободный/закрытый – Загл. с экрана.

21.Экологическое воспитание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00055465_0.html свободный/закрытый – Загл. с экрана.

22.Экологическое воспитание младших школьников во внеклассной работе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/761/3842 свободный/закрытый – Загл. с экрана.

23.Особенности экологического воспитания младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yastudent.com/pedagogika/osobennosti-ekologicheskogo-vospitaniya-mladshix-shkolnikov.html свободный/закрытый – Загл. с экрана.

24.Экологическое воспитание младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/11/08/ekologicheskoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov свободный/закрытый – Загл. с экрана.

 


25.Формирование экологической культуры младших шуольниуов во внеклассной работе по курсу «Окружающий мир» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://referat.niv.ru/view/referat-pedagogics/137/136848.htm свободный/закрытый – Загл. с экрана.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правила перевозки грузов пакетами | Методичні рекомендації. до написання курсових та дипломних робіт (ОКР: бакалавр, спеціаліст, магістр) в ІІПО


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных