ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 1. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВАВ. Д. Венцель, В. С. Сердюк, С. В. Янчий
ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Учебное пособие
Омск Издательство ОмГТУ УДК 574(075) ББК 20.1я73 В 29
Рецензенты: Д. С. Алешков, канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой С. А. Ковалев, канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой
Венцель, В. Д. В 29 Основы промышленной экологии и проиродопользования: учеб. пособие / В. Д. Венцель, В. С. Сердюк, С. В. Янчий. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 136 с.
ISBN 978-5-8149-0973-2
В учебном пособии рассматриваются основы природоохранного права, законодательные и нормативные акты в области охраны и защиты окружающей среды, виды и источники загрязнения окружающей среды, методы очистки выбросов в атмосферу и загрязненных вод, система обращения с отходами производства и потребления. Предназначено для студентов вузов и слушателей профессиональной переподготовки, изучающих дисциплину «Промышленная экология».
Печатается по решению редакционно-издательского совета УДК 574(075) ББК 20.1я73
ISBN 978-5-8149-0973-2 © ГОУ ВПО «Омский государственный технический университет», 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 5 Глава 1. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА................................... 12 1.1. Общие понятия..................................................................................... 12 1.2. Право природопользования. Виды прав на природные объекты 1.3. Государственное управление в области охраны окружающей 1.4. Ответственность за экологические правонарушения.......................... 23 1.5. Экономический механизм охраны окружающей среды..................... 29 1.6. Международно-правовой механизм охраны окружающей Глава 2. АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АТМОСФЕРУ........ 32 2.1. Виды и источники загрязнения окружающей среды, 2.2. Рассеяние загрязняющих веществ в атмосфере.................................. 39 2.3. Оценка степени загрязнения атмосферы вредными веществами. 2.4.Требования в области охраны окружающей среды 2.5.Основные методы защиты биосферы от промышленных Глава 3. АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ГИДРОСФЕРУ....... 57 3.1. Общие сведения о водных ресурсах.................................................... 57 3.2. Оценка качества водной среды........................................................... 59 3.3. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы...................... 62 3.4. Водное законодательство..................................................................... 63 3.5. Сточные воды предприятий и населенных пунктов........................... 67 Глава 4. АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИТОСФЕРУ......... 73 4.1. Общие сведения о литосфере............................................................... 73 4.2. Нормирование качества литосферы.................................................... 76 4.3. Особо охраняемые территории........................................................... 77 4.4. Охрана литосферы............................................................................... 78 Глава 5. ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА 5.1. Общие понятия об отходах.................................................................. 81 5.2. Установление класса опасности отходов............................................. 86 5.3. Паспортизация опасных отходов и ведение их первичного учета.... 87 5.4. Лицензирование деятельности по обращению с опасными 5.5. Разработка проекта нормативов образования отходов..................... 90 5.6. Лимиты на размещение отходов и плата за размещение................... 92 Глава 6. ШУМ И ВИБРАЦИЯ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ..................... 94 6.1. Шум в окружающей среде................................................................... 94 6.2. Вибрация и окружающая среда.......................................................... 97 Глава 7. ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.................... 98 7.1. Теоретические сведения о радиации.................................................... 98 7.2. Нормы радиационной безопасности................................................. 101 Глава 8. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ 8.1. Характер воздействия электромагнитных полей 8.2. Формирование уровня адаптации к воздействию ЭМИ................... 113 8.3. Нормирование ЭМИ и меры защиты................................................ 116 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................................................ 132
ВВЕДЕНИЕ В новом тысячелетии человечество столкнулось с крайне обострившимися противоречиями между своими растущими потребностями и неспособностью биосферы удовлетворить их. Развитие науки и техники, технологии обеспечило рост материальных благ людей, но одновременно приблизило глобальную экологическую катастрофу. В современном сложном и многообразном мире проблемы окружающей среды (О.С.), состояние среды обитания, здоровья населения приобретают первостепенное значение. Многие из этих проблем переросли в масштаб глобальных, они затрагивают самые основы цивилизации и во многом определяют возможности выживания человечества и биоты в целом. Напомним, что к числу важнейших глобальных проблем относятся: - быстрый рост численности населения Земли; - возможности обеспечения населения продовольствием; - ограниченность запасов углеводородного топлива; - охрана природной среды от разрушительного антропогенного воздействия. Кроме того, серьезными экологическими проблемами стали: - загрязнение атмосферы (биосферы); - изменение физических, химических, биологических качеств планеты; - изменение экосистем и ухудшение здоровья населения. Эти проблемы возникли не сразу, они нарастали в связи с ускоренными темпами преобразования жизненных условий и соответственно увеличения с потребностей человека, а медленный темп естественной эволюции биоты в целом и определили нынешнее экологическое состояние на Планете. Известно, что население Земли во времена Римской империи составляло 150 млн. человек, а к 1840 году достигло 1 млрд. чел. Пятый миллиард в ХХ столетии народился всего за 12 лет. Сейчас нас 6,5 млрд., а к 2030 году прогнозируется рост численности населения до 9–10 млрд. человек. Причем ожидается удвоение населения Эфиопии, Индии, Нигерии, некоторых других стран, которые уже сегодня относятся к числу небогатых стран с ограниченными продовольственными ресурсами. Следовательно, возрастет миграция, а проблемы миграции проявляются уже сегодня в виде локальных конфликтов в отдельных странах, т.е. рост народонаселения и ограниченность продовольственных ресурсов – это глобальные проблемы всего человечества, которые должны решаться на международном уровне. В последние десятилетия все более остро ставится вопрос об ограничении использования углеводородов (угля, нефти, газа, торфа) в качестве топлива. Во-первых, эти ресурсы ограничены, во-вторых, их вклад в загрязнение атмосферы посредством выбросов очень значителен. Альтернатива – использование нетрадиционных источников энергии, ресурсы которых неограничены (энергии ветра, энергии волн, приливов и отливов, солнечной энергии, энергии геотермальных вод и атомной энергии). Сегодня мы уже ощутимо испытываем последствия так называемого «парникового эффекта», суть которого в том, что некоторые из выбрасываемых различными предприятиями газов на больших высотах образуют некую оболочку, которая пропускает к Земле коротковолновый спектр солнечной энергии, но не пропускает обратно в космос длинноволновую часть тепловой энергии Земли (существуют и другие версии причин «глобального потепления»). Поэтому наблюдается рост средней температуры на планете, тают «вечные» льды и снега, являющиеся одной из «кладовых» пресной воды, наблюдается постепенное повышение уровня Мирового океана, что, в свою очередь, может повлечь затопление обширных территорий на всех континентах. Кроме того, замедляется и изменяет свое направление течение Гольфстрим, обусловливающее погодные условия на западном побережье Африки и в европейской части Евразии. Сквозь ослабевшую массу теплого воздуха на юг прорываются холодные циклонические массы, что влечет изменения климата на этих территориях. Так же следует учесть, что постепенное продвижение дальше на север границы вечной мерзлоты представляет собой серьезную угрозу зданиям и сооружениям, построенным исходя из этих условий. Это только некоторые из возможных негативных последствий «глобального потепления». Человек постоянно находится под воздействием множества факторов, рождаемых природой, социальной и искусственно созданными средами. Соответственно и каждое его действие отзывается во всех этих средах. Мощность средств воздействия на природную среду удваивается в последние годы за 12–15 лет. Только за 25 лет с начала Второй мировой войны загрязненность атмосферы возросла на 70 %, а что касается биосферы, то если 400 лет назад она теряла примерно по 1 виду млекопитающих и птиц за 3 года, то сейчас – за 8 месяцев. Рассчитано, что если мы хотим добиться устойчивости (т.е. хотя бы остановить рост этих негативных явлений), то сделать это необходимо в ближайшие 40–50 лет. Это значит остановить рост численности населения, снизить в три раза выбросы загрязняющих веществ (З.В.) в атмосферу (добиться снижения выбросов до 2 млн. тонн в год), перейти максимально на ресурсосберегающие технологии, принять международную систему регулирования отношений между человеком и природой, которые будут соответствовать принимаемым во всех странах законодательным и нормативным актам в области охраны окружающей среды. Организационно-правовые основы по обеспечению охраны окружающей среды в значительной мере решают проблему гармонизации взаимодействия человека с окружающей средой. Эта проблема является комплексной, требующей для своего решения усилий в различных направлениях: техническом, организационном, административном, экономическом, социальном. Правовая база решения этой комплексной проблемы должна опираться на строгие юридические нормы. В России из числа действующих нормативных актов в этой области следует прежде всего выделить Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» [1]. Это комплексный нормативный акт, ориентированный на складывающиеся в нашей стране рыночные отношения и предусматривающий решение следующих задач: – охрана окружающей среды, а через нее охрана здоровья человека; – предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; – оздоровление окружающей среды путем улучшения ее качества. Ведущим принципом данного Закона является научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов. Работоспособность данной системы нормативов поддерживается тремя факторами: – соответствием современному уровню науки и техники и международным стандартам; – утверждением специально уполномоченными органами государства; – обязательностью данных нормативов для всех хозяйствующих субъектов и ответственностью предприятий, организаций и граждан за их исполнение. Закон предъявляет экологические требования к объектам экономики в трех уровнях: – к хозяйствующим субъектам; – стадиям хозяйственного процесса (планирование, проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация объектов); – видам хозяйственного воздействия (сельское хозяйство, мелиорация, энергетика, строительство населенных пунктов и т.д.). Центральной темой Закона является человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного экономикой. В Законе человек представлен не только как субъект активной преобразовательной деятельности, но и как объект отрицательных последствий его хозяйственной работы. В нем выделен особый раздел, где характеризуется право граждан на здоровую и благоприятную среду. Механизм реализации Закона сочетает в себе экономические методы хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей среды. Система экономического стимулирования (плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, захоронение отходов, пользование природными ресурсами и др.) дополняется в Законе мерами административно-правового воздействия: – экологической экспертизой; – экологическим контролем; – ответственностью за экологические правонарушения. В соответствии с ФЗ № 7, охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Это воздействие в широком смысле можно классифицировать следующим образом: – ингредиентное загрязнение как совокупность веществ, количественно и качественно чуждых растительному и животному миру данной местности; – параметрическое загрязнение, связанное с изменением качественных параметров окружающей среды; – биоценотическое загрязнение, заключающееся в воздействии на состав и структуру популяций живых организмов; – социально-деструктивное загрязнение, представляющее собой изменение ландшафтов экологических систем в процессе природопользования, связанное с оптимизацией природы в интересах человека. Экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Нормативы в области охраны окружающей среды (далее также – природоохранные нормативы) – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие. Нормативы качества окружающей среды – нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. Они устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. Гигиенический норматив качества атмосферного воздуха – критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека. Экологический норматив качества атмосферного воздуха – критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду. Качество атмосферного воздуха – совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха. К нормативам качества окружающей среды относятся: – нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества; – нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла; – нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; – иные нормативы качества окружающей среды. При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду – нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду – нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие. Особое место среди этих нормативов занимает ПДН – предельно допустимые нагрузки на природную среду (количество посетителей за одну экскурсию по заповеднику, нагрузка скота на единицу пастбищных угодий и т.п.). В соответствии с ФЗ № 7 (ст. 22), в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: – нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; – нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; – нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); – нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; – нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; – нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности, в зависимости от причиненного окружающей среде вреда, несут ответственность в соответствии с законодательством. Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Глава 1. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Общие понятия Любые общественные отношения должны осуществляться посредством правового регулирования. И сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной. С принятием и вступлением в силу Федерального закона «Об охране окружающей среды», интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс «экологизации» отдельных отраслей права. Эффективными средствами обеспечения соблюдения экологических требований законодательства могут быть только нормы международного, административного, уголовного, гражданско-правового законодательства, принимаемые и изменяемые с учетом анализа судебной практики, а также иного практического опыта применения норм экологического права лицами, участвующими в процессе природопользования. Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений. Предмет экологического права делят на три составные части: 1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе; 2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха; 3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права). Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы: – экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом); – административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права – из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования); – историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений). В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Система экологического права – это совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности. Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к объектам охраны окружающей среды: – земли, недра, почвы; – поверхностные и подземные воды; – леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд; – атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В России представлены экосистемы девяти биомов: полярные пустыни, арктические и субарктические тундры, лесотундры, тайга, широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. Около 69 % земель России приходится на леса, которые составляют 22 % от площади лесов мира (и 26 % по объему запасов древесины). Второе по площади место среди типов естественных угодий принадлежит природным сенокосам и пастбищам – свыше 4 млн. кв. км. Морские побережья России имеют протяженность около 60 тыс. км. Россия обладает самыми богатыми в мире ресурсами водно-болотных угодий (около 120 тыс. рек общей длиной 2,3 млн. кв. км болот). В России находятся местообитания многих редких и исчезающих видов растений и животных, включенных в Красную книгу Всемирного союза охраны природы и Красную книгу России (атлантический морж, серый тюлень, белый медведь, редкие виды гусей, казарок, лебедей, хищные птицы и др.), и крупные популяции ряда видов, находящихся на грани исчезновения в иных регионах мира (медведь, волк и др.). Сохранение биоразнообразия insitu обеспечивается более чем 15,5 тыс. различных охраняемых природных территорий (разных категорий, режима охраны, уровня управления), общая площадь которых превышает 11% площади страны. Правоотношение – это возникающее в соответствии с требованиями норм права общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством. Экологические правоотношения – общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Основаниями возникновения правоотношений являются юридические факты. Юридические факты – это конкретные жизненные факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. По волевому признаку все юридические факты делятся на события и действия. События – такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (например, стихийные бедствия). События подразделяются на абсолютные (не зависят от воли кого-либо) и относительные (связаны с действиями человека). Действия – это факты, которые зависят от сознания и воли людей. Причем бездействие – это пассивное действие с точки зрения юриспруденции. Действия подразделяются на правомерные (или позитивные) и неправомерные (или негативные – что есть правонарушения). Надо отметить, что действие – это наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории: 1) природопользователи – носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды; 2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды; 3) общественные объединения экологического профиля; 4) органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений. Источники экологического права. Нормативные правовые акты являются одним из источников права в науке юриспруденции наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты. Источниками права являются: международные документы, Конституция РФ; конституционные законы; федеральные законы; акты Президента РФ (указы, распоряжения); акты Правительства РФ (постановления, распоряжения); нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств. Законодательство субъектов РФ: конституции, уставы субъектов РФ; законы субъектов РФ; акты глав субъектов РФ; акты органов исполнительной власти субъектов РФ; акты местного самоуправления. Конституция РФ. Нормы Конституции РФ можно разбить на две группы: первая – непосредственно посвященная экологическим отношениям, вторая – опосредованно участвующая в их регулировании. К первой относятся ст. 9, 36, 42, 58, 72; ко второй – ст. 1, 2, 7, 8, 17–19, 45–48, 57. Согласно Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Среди относящихся к экологическому праву законов России нужно отметить Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Этот Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Данный Закон содержит понятия, являющиеся основными понятиями экологического права, и основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны окружающей среды. Законом установлены полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. В Федеральномй законе «Об охране окружающей среды» определены методы экономического регулирования и нормативы в области охраны окружающей среды, а также порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Законом установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, условия охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, зеленого фонда городских и сельских поселений, редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, задачи государственного экологического мониторинга и экологического контроля. Отдельные главы Закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды, основам формирования экологической культуры, ответственности за экологические правонарушения, международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|