Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






IV—первой половины VII в. 10 страница




38 Юстиниана не случайно характеризуют как «последнего римского императора». Вопрос об усилении при нем автократии — «самодержавия» — не снимает значения того, что он стремился сохранить и поддержать старые традиции политической жизни.

39 Острогорский Г. А. Эволюция... обряда коронования, с. 33; Чекалова А. А. Народ и сенаторская оппозиция в восстании Ника.— ВВ, 1971, 32, с. 36.

40 Guilland R. Les Demes.— In: Etudes de topographie de Constantinople byzantine. Berlin; Amsterdam. 1969; Stratos A. N. Byzantium in the Seventh Century. Amsterdam, 1968.

41 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 314.

42 Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы, с. 5 сл.

43 Guilland R. Les Demes, p. 434.

44 Grabar A. Ľempereur dans ľart byzantin. Р., 1932.

45 Ираклий смиренно именовал себя «рабом Христа» и «сыном церкви».

46 Удальцова З. В. Некоторые нерешенные проблемы истории византийской культуры.— ВВ. 1980, 41, с. 62.

47 Folz P. ĽIdée de ľempire en Occident du Ve an XIVe siècle. Р., 1953, Ohnsorge W. Abendland und Byzanz. Weimar, 1958.

1 Удальцова З. В. Историко-философские воззрения светских авторов ранней Византии.— В кн.: ВО. М., 1982, с. 3—22.

2 Удальцова З. В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии. М., 1974, с. 161— 173.

3 Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979, с. 299.

4 Лосев А. Ф. Критические замечания к диалогу «Тимей».— В кн.: Платон. Соч.: В 3-х т. М., 1971. т. 3. ч. 1, с. 660.

5 Удальцова З. В. Идейно-политическая борьба..., с. 75.

6 Как полагает Эванс, различия в мировоззрении христиан и язычников в VI в. еще не были достаточно четкими. См.: Evans J. А. S. Procopius. N. Y., 1972. р. 126.

7 Удальцова З. В. Идейно-политическая борьба..., с. 324—325: Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. München, 1978, S. 318.

8 Ensslin W. Zur Geschichtsschreibung und Weltanschauung des Ammianus Marcellinus. Leipzig. 1923; Thompson E. A. The Historical Work of Ammianus Marcellinus. Cambridge, 1947.

9 Stein E. Geschichte des spätrömischen Reiches. Wien, 1928, Bd. 1. S. 33.

10 Vogt J. Ammianus Marcellinus als erzählender Geschichtsschreiber der Spätzeit. Mainz. 1963. р. 194 ff.; Bonfante Z. W. Emperor. God and Man in the IVth Century. Julian the Apostate auf Ammianus Marcellinus.— Parola del Passato. 1964, 19, р. 401 sq.: Удальцова З. В. Идейно-политическая борьба,... с. 7—9.

11 Amm. Marc., 22, 9; 14.

12 Атт. Marc., 17, 4.6; 22, 15.1; 22, 16.17.

13 Ibid., 26, 10.19.

14 Ammianus Marcellinus. Römische Geschichte. Bd. 1/Einführung von W. Seyfarth. B., 1968(далее: Seyfarth W. Einführung), S. 20.

15 Amm. Marc., 14, 6.19.

16 Seyfarth W. Einführung, S. 21—23.

17 Libanii Opera / Rec. R. Foerster. Lipsiae, 1922, v. XI, ep. 983, р. 115.

18 Seyfarth W. Einführung, S. 22.

19 Атт. Marc. Hist., 31, 16.9.

20 Ibid., 14, 6.3—6; 15, 10.13—17.

21 Amm. Marc., 20, 3.11—12; 20, 6.1—7; 22, 9.5—7; 25. 2.5; 26, 1.13—14; 30, 4.3.

22 Соколов В. В. Аммиан Марцеллин как последний представитель античной историографии.— ВДИ. 1959, 4; Tränkle Н. Ammianus Marcellinus als römischer Geschichtsschreiber.— Antike und Abendland, 1962, 11, S. 26—28.

23 Amm. Marc., 15. 1.1.

24 Ibid., 22, 2.4.

25 Удальцова З. В. Мировоззрение Аммиана Марцеллина.—ВВ, 1968, XXVIII, с. 40 сл.

26 Amm. Marc., 22. 16.19—22.

27 Ibid., 21, 14.2—3; 21, 14.5.

28 Ibid., 25, 3.15. Помимо неоплатонизма, на формирование мировоззрения историка, возможно, оказали влияние и другие мистические учения того времени, в частности учение герметистов, связанное с культом бога Меркурия. См.: Ibid., 16, 5.5.

29 Ibid., 21, 1.8.

30 Ibid., 20, 2.12.

31 Ibid., 23. 5.5.

32 Ibid., 23. 5.8; Seyfarth W. Ammianus Marcellinus und das Fatum.— Klio, 1965, 43—45, S. 291—306; Naude С. Fortuna in Ammianus Marcellinus.— Acta classica, 1964, 7, S. 70—88.

33 Amm. Marc., 14. 11.33.

34 Ibid., 14, 11.26—31.

35 Ibid., 14, 11.33.

36 Ibid., 14, 11.25.

37 Ibid., 31, 15.7; 18, 4.1; 29, 2.20.

38 Ibid., 21, 16.14.

39 Ibid., 25, 3.17.

40 Ibid., 21, 1.13.

41 Ibid., 28, 4.14.

42 Ibid. 14, 6.18; 21, 16.18; 22, 3.11—13; 27, 30.14.

43 Ibid., 28, 4.15.

44 Demandt A. Zeitkritik und Geschichtsbild im Werk Ammianus. Bonn, 1965, S. 212.

45 Amm. Marc., 20, 5.5—10; 21, 14, 1.3—5; 25, 2.

46 Ibid., 29, 2.24; 31, 5.11.

47 Vogt J. Ammianus Marcellinus als erzählender Geschichtsschreiber der Spätzeit, S. 819.

48 Amm. Marc., 14, 6.4.

49 Ibid., 14, 6.3.

50 Seyfarth W. Einführung. S. 39; Demandt A. Zeitkritik und Geschichtsbild..., S. 132.

51 Amm. Marc., 22, 4.3; 12. 7.

52 Ibid., 31, 2.11.

53 Ibid., 22, 16.22.

54 Ibid., 22, 11.10.

55 Ibid., 27, 3.14—15.

56 Demandt A. Zeitkritik und Geschichtsbild..., S. 11—12.

57 Amm Marc., 29, 2.18; ср. 29, 2.19.

58 Ibid., 24, 3.4—5.

59 Ibid., 30, 8.9.

60 Ibid.

61 Ibid., 29, 2.20.

62 Ibid., 21, 16.11.

63 Ibid., 22, 14.5.

64 Ibid., 20, 8.11; ср. 21, 16.16.

65 Ibid. 22, 9.9.

66 Ibid. 21, 16.14.

67 Ibid. 20, 8.18.

68 Ibid. 29, 1.39.

69 Ibid. 31, 5.12.

70 Ibid. 29, 2.18.

71 Ibid. 31, 5.10.

72 Ibid. 31, 16.9.

73 Ibid., 14, 10; 6; 12.13; 21, 16.3; 30, 8.14.

74 Ibid., 30, 8.4—6.

75 Ibid., 27, 6.12.

76 Ibid., 26, 4.1—3.

77 Ibid., 30, 8.2.

78 Ibid., 29, 2.18; ср. 21, 16.14.

79 Ibid., 25, 4. Целью создания этого панегирика, возможно, была защита памяти Юлиана от нападок его врагов и хулителей, попытка реабилитировать его перед потомством и показать его истинную, с точки зрения автора, историческую роль. См.: Ibid., 25, 4.23—27.

80 Ibid., 28, 4.8—9, 12.

81 Ibid., 28, 4.26.

82 Ibid., 28, 4.24.

83 Ibid., 28, 4.16.

84 Ibid., 28, 4.26.

85 Удальцова З. В. Идейно-политическая борьба..., с. 63—70.

86 Amm. Marc., 31, 16.9.

87 Ibid., 18, 8.12.

88 Ibid., 19, 1.7—11.

89 См., например, описание торжественного въезда Констанция в Рим или провозглашение Юлиана соправителем Констанция (Amm. Marc., 16, 10.4—17; 15, 8.4—17).

90 Amm. Marc., 19, 11.10—12.

91 Ibid., 25, 9.5.

92 Именно эта черта дала некоторым ученым основание для сравнения литературных образов писателя с памятниками изобразительного искусства IV в. Любовь к пышным церемониям, к театральности, роскоши одежд, статуарности поз, к аккламациям и т. п. была, по их мнению, свойственна не только изобразительному искусству, но и литературе IV в., что нашло свое воплощение в труде Аммиана. См.: MacMullen R. Some Pictures in Ammianus Marcellinus.— Art Bulletin, 1964, 46, р. 440 sq.

93 Amm. Marc., 14, 6.16—17.

94 Ibid., 16, 10.10.

95 Starr Ch. Civilisation and the Caesares. Ithaca, 1954; Samberger Ch. Die Kaiserbiographie in der Res gestae des Ammianus Marcellinus.— Klio, 1969, 51, S. 478—480.

96 Opelt J. Das Nationalitätenproblem bei Eunapios von Sardes.— Wiener Studien, 1969, 3.

97 Eunap., fr. 73.

98 Ibid. fr. l.

99 Photii Opera omnia. t. III.— PG, t. 103. col. 215.

100 Eunap., fr. 1.

101 Ibid., fr. 9.

102 Ibid., fr. 12.

103 Ibid., fr. 18.

104 Ibid., fr. 25.

105 Ibid.

106 Ibid., fr. 59.

107 Ibid., fr. 49.

108 Ibid.

109 Ibid.

110 Ibid., fr. 57.

111 Ibid., fr. 87.

112 Ibid., fr. 64.

113 Olympiod., 13.

114 Ibid., 18. Ср.: Thompson Е. А. Olympiodorus of Thebes.—The Classical Quarterly, 1944, 38. р. 43—52.

115 Скржинская Е. Ч. «История» Олимпиодора.— ВВ, 1956, VIII. с. 223—276; Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. В., 1958. I. S. 468—478.

116 Olympiod., 1.

117 Haedicke W. Olympiodoros.— BE. 1939, XVIII. Hb. 1. S. 201—207.

118 Olympiod., 3. 15. 20—22, 24, 26, 31, 34, 40, 46.

119 Ibid., 2, 6, 9.

120 Скржинская Е. Ч. Указ. соч., с. 238.

121 Zosim., I, 57.1.

122 Ibid., I, 1.2.

123 Ibid., II. 30—34; 38.

124 Ibid., IV, 28. 1—4; 29.1; 30.1—5; 33.3—4.

125 Ibid., IV, 59.2—4.

126 Kaegi W. E. Byzantium and the Decline of Rome. Princeton, 1968. р. 132; Ridley R.T. Zosimus the Historian.— BZ, 1972, LXV, p. 285.

127 Zosim, III. 32.6.

128 Ibid., IV, 59.

129 Petre L. La pensée historique de Zosime.— Stud. clas., 1965. 7, р. 263—272; Goffart W. The historian Zosimus as a Witness to his own Time.— AHR. 1971, р. 414.

130 Zosim., V. 23—24.

131 Ibid., II. 37.1—2.

132 Ibid., II. 34.

133 Ibid., IV. 30.1; 33.2—3; 40.2, 56.

134 Ibid., IV. 39.5; 45.5; V, 31.5; VI, 7.5—6.

135 Ibid., III, 3—8.

136 Ibid., VI, 3.5—6.

137 Ridley R. T. The Fourth and Fifth Century civil and military Hierarchy in Zosimus.— Byz., l970, 40, p. 91—104.

138 Ridley R. Т. Zosimus the Historian. p. 288—292.

139 Ibid., р. 285.

140 Rubin В. Procopios von Kaisareia, eine Zentralgestalt des oströmischen Geschichtsschreibung.— Forschungen und Fortschritte, 1955, 29, Heft 1, S. 20 f.

141 Procop. В. Р., I, 1.3.

142 Ibid., 17.11—20.

143 Procop. В. V., I, 12.3—5; 13.1—4.

144 Ibid., II, 7.20.

145 Ibid., II, 7.18.

146 Ibid., II, 8.1—8.

147 Procop. В. Р., II. 8—14; см.: Downey G. The Persian Campaign in Syria in A. D. 540.— Speculum. 1953, 28, р. 340—348.

148 Procop. В. Р., II, 22.1—39; 23.1—20.

149 Удальцова З. В. Прокопий Кесарийский и его «История войн с готами».— В кн.: Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950, с. 31—42.

150 Cameron Av. Procopius and the Church of S. Sophia.— HThB. 1965. 58. р. 161 sq.

151 Procop. De aed., I, 1.6—10.

152 Procop. Н. а., XI, 3.

153 Ibid., I, 2.

154 Ibid., XII, 14; XVIII, 1.

155 Ibid., XII, 18—28.

156 Панченко Б. А. О «Тайной истории» Прокопия.— ВВ, 1895, II; 1896, III; 1897, IV.

157 Procop. H. а., XIV, 6—7.

158 Ibid., X, 6.

159 Ibid., XV, 16.

160 Procop. H. a., XXIII, 18; XXVI, 10.11.

161 Procop. B. P., II, 2.15.

162 Procop. B. V., I, 5.50.

163 Procop. В. Р., I, 4.14—17; 26.

164 Procop. В. V., II, 1.16—17.

165 Procop. В. Р., II, 9.4.

166 Procop. В. G., I, 6.10.

167 Procop. В. V., I, 22.10.

168 Procop. В. Р., II, 2.11.

169 Ibid., II; IX.

170 Procop. Н. а., X, 9.

171 Ibid., II, 10.4; 5.

172 Procop. В. Р., I, 14.22.

173 Procop. Н. а., XIII, 4.

174 Procop. В. G., III, 32.9.

175 Procop. H. а., XIII, 7.

176 Ibid., XI, 14.

177 Procop. De aed., V, 7. 3; В. Р., II, 12.22.

178 Procop. B. P., I, 7.22.

179 Procop. В. G., II, 14.22—30.

180 Ibid., I, 2.12; III, 14.26; De aed., IV, 1.5; VI, 5.2.

181 Procop. В. Р., I, 11.18.

182 Procop. В. P., I, 1.4—5.

183 АР, Epigr. 552.

184 Agath., Praef.

185 Ibid., III, 1.

186 Cameron Av. Agathias. Oxford, 1970, р. 10—11.

187 Ibid., V, 21.

188 АР. Epigr. 293.

189 Mattsson A. Untersuchungen zur Epigrammsammlung des Agathias. Lund, 1942.

190 АР, Epigr. 72; Cameron Av. Agathias, p. 3—4.

191 Wifstrand А. Von Kallimachos zu Nonnos. Lund, 1933; Cameron Al. Wandering Poets: a Literary Movement in Byzantine Egypte.— Historia, 1965, 14, р. 470—509.

192 Cameron Av. Agathias, р. 27—29; Cumont F. Recherches sur les symbolismes funeraires des Romains. Р., 1942; Lattimore R. Themes in Greek and Roman Epitaphs. Urbana. Illinois, 1942.

193 Agath., II, 15.

194 Ibid., II, 29—32.

195 Ibid., Praef.; II, 19; IV, 26, 28—30.

196 Agalh., Praef.

197 Ibid.

198 Ibid., I, 7.

199 О6 исторических знаниях Агафия хвалебно отзывается его продолжатель Менандр (Excerpta de legationibus, fr. 7). См. также: Сюзюмов М. Я. Об источниках Льва Дьякона и Скилицы.— В кн.: Византийское обозрение. Юрьев, 1916, т. II, вып. 1, с. 140—141.

200 Agath., Praei.

201 Ibid., II, 10; ср.: Левченко М. В. Агафий и его мировоззрение.— ВВ, 1950, III, с. 188—189.

202 Agath., I, 1.

203 Ibid., V, 6—9.

204 Ibid., II, 30.

205 Ibid., II, 30; V, 20.

206 Ibid., IV, 7.

207 Ibid., V, 20.

208 Ibid., II, 30; Pertusi A. Ľatteggiamento spirituale della più antica storiografia bizantina.— Aevum. 1956, 30, р. 150 sg.

209 Agath., III, 10.

210 Ibid., II, 15.

211 Ibid.

212 Ibid., II, 29.

213 Ibid., II, 15.

214 Ibid., I, 1.

215 Ibid., V, 3—4.

216 Памятники византийской литературы IV—IX веков. М., 1968, с. 175.

217 Там же.

218 Agath., V, 4.

219 Ibid.

220 Ibid., V, 17.

221 Ibid., V, 18.

222 Памятники византийской литературы IV—IX веков, с. 174.

223 Agath., V, 5; ср. V, 10; II, 6.

224 Памятники византийской литературы IV—IX веков, с. 173.

225 Agath., I, 1.

226 Ibid., II, 32.

227 Памятники византийской литературы IV—IX веков, с. 174.

228 Там же, с. 168.

229 Там же, с. 169.

230 Agath,. IV, 23.

231 Ibid., III, 12.

232 Ibid.

233 Ibid., II, 30.

234 Cameron Av. Agathias. р. 57—58; Böhlig G. Untersuchungen zum rhetorischen Sprachgebrauch der Byzantiner. В., 1956; Idem. Reichssprache und Volkssprache im byzantinischen Reich.— In: Byzantinische Arbeiten der DDR, I. В., 1957.

235 Agath., III, 1; Mathew G. Byzantine Aesthetics. L., 1963.

236 Agath., V, 13.

237 Обвинение Агафия в погоне за внешней красивостью, думается, не вполне справедливо. Ср.: Cameron Av. Agathias, p. 37.

238 Cameron Av. Agathias, p. 83—88.

239 Moravcslk Gy. Klassizismus in der byzantinischen Geschichtsschreibung.— Polychronion. Festschrift Franz Dölger zum 75. Geburtstag. Heidelberg. 1966.

240 Theoph. Simoc. Hist., VIII, 13, 12.

241 Jorga N. Médaillons ďhistoire littéraire byzantine.— Byz., 1915, 2, р. 245—248.

241а О Менандре см. ниже, гл. 9.

242 Theoph. Simoc. Hist., Praef., 15.

243 Nissen Th. Das Prooemium zu Theophylaktos Historien und die Sophistik.— BNgJb, 1939, 15, S. 3—13.

244 Theoph. Simoc. Hist., Dialog., 4.

245 Ibid., 6—11.

246 Theoph. Simoc. Hist., VIII, 9.4—9.

247 Ibid., VIII, 11.2—6.

248 Ibid., I, 1.16; 17.

249 Ibid., I, 1.19.

250 Ibid., I, 1.19—20.

251 Ibid., I, 1.18.

252 Ibid., III, 11.8—13.

253 Ibid., III, 11.9—11; см.: Вальденберг В. Е. Речь Юстина II к Тиверию.— Изв. ЛИ СССР. Отдел гуманитарных наук, 1928, т. 2, с. 120—127.

254 Theoph. Simoc. Hist., I, 1.20.

255 Ibid., V, 413.

256 Ibid., III, 9.4.

257 Ibid., I, 5.6—3.

258 Ibid., Praef., 103.

259 Ibid., 3—6.

260 Theoph. Simoc. Hist., VI, 8.2; Menandr. Excerp. de legat. rom., fr. 11.

261 Theoph. Simoc. Hist., VII, 11.4—5.

262 Ibid., III, 8.9.

263 Ibid., VII, 11.4.

264 Ibid., V, 4.10.

265 Ibid., VII, 11.4.

266 Ibid., VI, 10.4; I, 2.7.

267 Ibid., II, 10.11.

268 Ibid., VII, 16.1—9.

269 Ibid., VI. 2.10—16.

270 Ibid., V, 12.1—13; VIII, 14.1—9.

271 Ibid., I, 11.3—21; V, 16.5—14; VI, 1.5—8; VIII, 157—14.

272 Ibid., Praef., 11.

274 Theoph. Simoc. Hist., III, 1.4; IV, 16.26.

275 Ibid., IV, 16.1—27.

276 Ibid., III, 13.14—15.

277 Ibid., IV, 16.21—26.

278 Ibid., I, 1.22.

279 Ibid., I, 2.1—2.

280 Ibid., I, 5.8.

281 Ibid., II, 3.4—6.

282 Ibid., V, 4.14.

283 Ibid., VII, 15.1—3.

284 Ibid., V, 12.1—13.

285 Ibid., I, 11.3—21.

286 Ibid., VIII, 14.2—9.

287 Ibid., VII, 6.1—5.

1 См.: Крывелев И. А. История религии. М., 1975. Т. 1; Кубланов М. М. Возникновение христианства. Эпоха. Идеи. Искания. М., 1974; Штаерман Е. М. Кризис античной культуры. М., 1975; Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. М., 1977; Уг ринович Д. М. Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973.

2 Campenhausen H. Die Frühzeit des Christentums. Tübingen. 1963; Dempf A. Geistgeschichte der frühchristlichen Kultur. Wien, 1960; Christ K. Der antiken Welt. Darmstadt, 1970; Gilson E. History of Christian Philosophy in the Middle Ages. L., 1972.

3 Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Munchen, 1959; 2. Aufl.— München, 1977.

4 Beck H.-G. Das byzantinische Jahrtausend. München, 1978, S. 257—312.

5 Guillou A. La civilisation byzantine. Р., 1974. р. 339—350.

6 Haussig H. W. А Historv of Byzantine Civilization. L., 1971, S. 35—49; Wessel K. Die Kultur von Byzanz. Frankfnrt a. M., 1970. S. 11—61.

7 Alföldi A. Studien zur Geschichte der Weltkrise des 3. Jahrhunderts nach Christus. Darmstadt, 1967.

8 Wlnkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke im oströmischcn Reich.— BS. 1976, 37, S. 1 f.

9 Momigliano A. Pagan and Christian Historiography in the Fourth Century A. D.— In: The Conflict between Paganism and Christianity in the Fourth Century / Essays ed. by A. Momigliano. Oxford, 1964, р. 92.

10 Winkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke.... S. 188 f.

11 Чичуров И. С. К проблеме авторского самосознания византийских историков IV—IX вв.— В кн.: Античность и Византия. М., 1975, с. 210—211.

12 Беленький М. С. О мифологии и философии Библии. М., 1977.

13 Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979; ср.: Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979; Удальцова З. В. Церковные историки ранней Византии,— ВВ, 1982, 43, с. 3—21.

14 Аверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность»: (Противостояние и встреча двух творческих принципов).— В кн.: Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971; Трофимова М. К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979; Византийская литература. М., 1974.

15 Euseb. Hist. Eccl., VII, 32.

16 Ibid., VIII, 1—14.

17 Eusebii Pamphili De Palaestinae martyribus, I—XIII; это сочинение обычно включается как дополнение к XIII книге «Церковной истории» Евсевия.

18 Euseb. Vita Const., I, 28; II, 8, 45—46; III.

19 Euseb. Vita Const., IV, 46—47.

20 Euseb. Vita Const., III, 62; Sozom. Hist Eccl., III, 19.

21 Winkelmann F. Die Vita Constantini des Eusebius. Halle, 1959.

22 Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья.— В кн.; Античность и Византия. М., 1975, с. 274—275; Wallace-Hadrill D. Eusebhis of Caesarea. Westminster, 1961.

23 Winkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke..., S. 8—9.

24 Dempf А. Geistgeschichte der altchristlichen Kultur. Stuttgart, 1964; Winkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke..., S. 8; Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, с. 98—99.

25 Hist. Eccl., I, 1.

26 Евсевий относится к Платону с величайшим уважением, называя его лучшим из языческих философов, потому что он первым возвел мысли людей от чувственных предметов к духовным. Учение Платона о боге, по мнению Евсевия, сохраняет значение и в эпоху торжества христианства, однако, признав многобожие, Платон, впал в заблуждение (Euseb. Laud. Const, 9). О платонизме Евсевия см.: Dempf А. Der Platonismus des Eusebius, Victorinus und Pseudo-Dionysius. München, 1962. О влиянии Платона на Евсевия см.: Брагинская В. В. Эон в «Похвальном слове Константину» Евсевия Кесарийского.— В кн.: Античность и Византия. М., 1975, с. 286—306.

27 Euseb. Hist. Eccl., VI, 2—4, 8, 15—19, 22—23, 30—32, 37; VII, 1.

28 Евсевий стремится доказать, что христиане хотя и новый народ, но самый многочисленный, благочестивый, неистребимый и непобедимый, благодаря помощи бога. Само же христианство существовало изначально, и это учение — «не новое и не странное, а первоначальное, единственное и истинное» (Euseb. Hist. Eccl., I, 4); ср.: Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы, с. 98—99, примеч. 62.

29 Евсевий говорит в «Жизнеописании Константина», что в Константине «бог явил подобие (εκόνα) единодержавной своей власти» (Euseb. Vita Const., I, 5; ср.: III, 15).

30 Farina. R. Ľimpero et ľimperatore christiano in Eusebio di Cesarea. Zürich, 1966, р. 257—280; Berkhof H. Kirche und Kaiser. Zürich. 1947, S. 85—87. 100—103; Попова Т. В. Художественные особенности сочинения Евсевия Кесарийского «Vita Constantini».— BB, 1973, 34, с. 122—129.

31 Eusb. Hist. Eccl., X. 9. Некоторые ученые считают Евсевия родоначальником теории цезарепапизма; см.: Sansterre J.-M. Eusèbe de Césarée et la naissance de la théorie césaropapiste.— Byz., 1972, 42, р. 131—195, 532—594.

32 Schwartz Ed. Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte. Leipzig, 1909, Vol. 9, Т. 3, S. LIX.

33 Euseb. Hist. Eccl., I, 2.

34 Culmann О. Christus und die Zeit: Die urchristlische Zeit und Geschichtsauffassung. Zürich, 1962; Quispel G. Time and History in Patrisic Christianity.— Eranos Jearbooks. Man and Time. N. Y., 1957, V, 3; Callahan J. F. Four Views of Time in Ancient Philosophy. Cambridge, 1948.

35 Лосев А. Ф. Историческое время в культуре классической Греции: (Платон и Аристотель).— В кн.: История философии и вопросы культуры. М., 1975; Майоров Г. Г. Указ. соч., с. 292—298; Аверинцев С. С. Поэтика раниевизантийской литературы, с. 104.

36 Momigliano А. Ор. cit, р. 117.

37 Брагинская Н. В. Указ. соч., с. 286—306. Автор статьи полагает (с. 298), что Евсевий своеобразно соединил две концепции исторического времени: эллинскую и иудейскую.

38 Aurel. Augustin. De Civitate Dei. Lipsiae, 1909, XXII, 30.

39—40 Ibid., XVIII, XXII.

41 Брагинская Н. В. Указ. соч., с. 286—293. Автор убедительно показал сложное, многоплановое понимание Евсевием термина «Эон», влияние на Евсевия Платона, Филона и Оригена.

42 Smalley В. Historians in the Middle Ages. N. Y., 1974. р. 41—42.

43 Schwartz Ed. Griechische Geschichtsschreiber. Leipzig, 1957, S. 532. f.; Winkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke..., S. 6 f.

44 Bardy G. La théologie ďEusèbe de Césarée ďaprès ľHistoire Ecclésiastique.— Revue ďHistoire Ecclésiastique, 1955, 50, р. 5—20; Ruhbach G. Apologetik und Geschichte zur Theologie Eusebs von Caesarea. Heidelberg, 1962.

45 Winkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke..., S. 9. По мнению этого автора, вопрос о соотношении «священной истории» и общей истории в труде Евсевия остался неразрешенным.

46 Ibid., S. 184—185.

47 Rufini Aquileiensis presbyteri Historiae ecclesiasticae libri duo.— PL, t. 21. col. 465—540.

48 Socrat. Hist. Eccl., V. Praef.

49 Ibid., I, 23; II, 2.

50 Ibid., I, 16; V, 8.

51 Ibid., II, 1; VI, Praef.

52 Ibid., I, 5.

53 Ibid., I, 6.

54 Ibid.

55 Socrat. Hist Eccl., II, 7—14; 23—38.

56 Ibid., II, 38.

57 Ibid., II, 2, 10, 17, 18.

58 Ibid., II, 1—28; IV, 13, 20.

59 Ibid., IV, 1—6, 9, 15—17, 20—21, 32—33.

60 Сократ сам пишет, что ему не следует ни раскрывать сущности христианских догматов, ни вступать в сложные рассуждения о промысле и суде божьем; его задача — лишь излагать события церковной истории (Ibid., I, 22).

61 Ibid., V, 22.

62 Ibid., V. Praef. Это дает право Ф. Винкельману говорить об известной объективности Сократа по сравнению с Евсевием и другими церковными историками. См.: Winkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke..., S. 174.

63 Socrat. Hist. Eccl., III, 1—21.

64 Ibid., III, 23.

65 Ibid., III, 1.

66 Ibid., III, 12—14, 16.

67 Ibid., III, 16, 17.

68 lbid., III, 16.

69 Ibid., III, 1. 21.

70 Ibid., II, 35 III, 21—23; IV, 26.

71 Ibid., III. 1, 17, 23.

72 Ibid., III. 11, 13, 15, 23.

73 Ibid., III, 21.

74 Socrat. Hist Eccl., III, 2; IV, 13, 29—30, Winkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke..., S. 175.

75 Сократ часто ссылается на Евсевия, называя его то сыном Памфила (Socrat. Hist. Eccl., I, 1), то его последователем (Ibid., II, 21), но всегда различая их (Ibid., I, 5, 8, 16, 23, 24, 36; II, 4, 20—21). Латинскую «Церковную историю» Руфина он использует, но исправляет его ошибки по сочинениям Афанасия (Ibid., II, 1).

76 Ibid., II, 35.

77 Ibid., III, 1.

78 Ibid., I, 1.

79 Греческий ученый В. К. Стефанидис составил перечень ошибок, имевшихся в труде Сократа См.: Στεφανίδης Β. Κ. ‛Ιστορικαί διορθώσεις ες τν ’Εκκλησιαστικν ‛Ιστορίαν τοΰ Σωκράτος.— ΕΕΒΣ, 1956, 26, σ. 57—129.

80 Winkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke..., S. 177 f.

81 Sozom. Hist. Eccl., I. 12—14; III, 14, 16; V, 5 etc.

82 Winkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke..., S. 117 f.

83 Sozom. Hist. Eccl., I, Praef.

84 Ibid., I, 1.

85 Ibid., Praef.

86 Socrat. Hist. Eccl., VII, 10.

87 Sozom. Hist. Eccl., IX, 6.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных