ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Подходы к организации воспитательной работы со студентами различных курсовВ современном вузе в процессе планирования работы важно соблюдать принцип преемственности воспитательной работы от курса к курсу, что дает возможности обогащения, расширения ее содержания с учетом возрастных особенностей, изменения видов, характера деятельности, расширения социальных ролей студентов старших курсов. Из этого следует, что формы работы, используемые на младших курсах, могут и должны использоваться на последующих курса обучения с учетом реального выполнения поставленных ранее воспитательных задач. При этом нужно учесть одно из главных требований принципа личностно-ориентированного подхода: опора на активность, творческую инициативу, самостоятельность студентов. При этом необходимо помнить, что студент - не послушный объект воспитательных воздействий, но активный субъект педагогического взаимодействия (различия между преподавателями и студентами заключаются не в правах, а в обязанностях). Поэтому целесообразно привлекать студенческий актив не только к организации и проведению воспитательных дел, но к планированию внеучебной работы, к анализу ее результатов. Рассмотрим систему воспитательных задач и форм воспитательной работы со студентами различных курсов. I КУРС. Воспитательные задачи: · изучение ценностных ориентаций, индивидуальных особенностей каждого студента (составление психолого-педагогической карты); · формирование коллективов групп и курсов, определение лидеров; · включение в жизнь факультета, в общеуниверситетскую жизнь; · ознакомление с правовым и социальные статусом студента; · помощь в социально-психологическом адаптировании, введение в профессию; · помощь в освоении основ культуры умственного труда; · привитие навыков самостоятельной жизни, этикета, ориентация на здоровый образ жизни, формирование умений предупреждения и разумного разрешения конфликтов; · формирование бережного отношения к университетской собственности. Основные направления, формы внеучебной работы. 1. Формирование гражданственности, активной социальной позиции: · участие в викторинах «Знаток истории России», «Знаток истории города и края», «Знаток отечественной культуры»; · участие в смотре студенческих тематических стенгазет, дискуссионных клубах; · посещение музеев и исторических памятников; · проведение «Недели первокурсника»; · организация в библиотеке выставки материалов по ЦОТ студентов; · организация самоуправления (выбор старост, профоргов, ответственных за культурно-массовый сектор и т. п.) и самообслуживания (в общежитиях, учебных корпусах, уход за аудиториями, кабинетами, закрепленной территорией); · беседы по ознакомлению с традициями университета, участие в ритуалах; · организация волонтерских групп из числа студентов, заинтересованных в этой работе; · участие в праздниках (День университета, День учителя, День защитника Отечества, День победы, Дни воинской славы и др.); · участие в отрядах по охране правопорядка; · участие в мероприятиях по плану гражданской обороны. 2. Нравственное и морально-психологическое воспитание: · участие в диспутах, беседах на этические темы; · участие в рейдах по проверке чистоты, порядка, экономии энергоресурсов в общежитиях, аудиториях, рекреациях университета; · проведение конференции по проблемам экологии и здоровья; · встречи с представителями пресс-службы, службы психологической поддержки; · прикрепление к студентам наставников, кураторов академических групп; · участие в праздниках (День университета, День учителя, День Ставропольского края, День города). 2. Воспитание сознательного отношения к учебному труду и развитие интереса к избранной профессии: · посвящение в студенты; · беседы по ознакомлению с историей университета, его научными школами и направлениями; · организация научных кружков; · анкетирование студентов «Что я знаю о будущей профессии?»; · встречи с выпускниками вуза; · встречи со студентами старших курсов; · обсуждение с активом итогов текущей успеваемости и экзаменационной сессии; · школа первокурсника (цикл лекций, консультаций по организации самостоятельной работы и овладению научной организацией умственного труда); · беседы на тему: «Умею ли я рационально и эффективно трудиться?», «Мое отношение к учебе, труду других людей», «Мое отношение к своему рабочему месту в университете»; · изучение литературы о культуре умственного труда; · смотр-конкурс на лучший конспект, творческую работу; · самообслуживание в общежитиях, учебных корпусах; · благоустройство закрепленной территории. 3. Эстетическое воспитание: · беседы по эстетике быта, поведения; · смотр-конкурс общежитий, аудиторий, кабинетов; · встречи с мастерами искусства, писателями; · посещение музея изобразительного искусства, художественного фонда, выставок; · участие в художественной самодеятельности факультета; · организация студенческих творческих конкурсов и выставок; · конкурс на лучшую публикацию в стенгазете курса. 4. Физическое воспитание: · ознакомление со спортивной, физкультурно-оздоровительной базой университета, города; · участие в спортивной и туристской работе на курсе, факультете; · беседы, консультации, лекции по ознакомлению с правилами личной гигиены, первой медицинской помощи, охраны здоровья; · участие в спартакиаде первокурсников университета; · участие в работе спортивных секций, групп здоровья. II КУРС. Воспитательные задачи: · расширение социальных ролей с целью обогащения жизненного опыта; · развитие самоуправления, общественной инициативы; · продолжение работы по формированию коллективов студенческих групп, укреплению университетских традиций; · создание условий для личностной самореализации, развития умений коммуникативного общения, творческой самодеятельности; · приобщение к научной работе; · помощь в социализации; · формирование университетского патриотизма, духа студенческого сообщества. Основные направления, формы внеучебной работы. 1. Формирование гражданственности, активной социальной позиции: · участие в диспутах: «Гражданин России», «Мир на Северном Кавказе» и т. д.; · участие в выборных кампаниях (клуб избирателей); · работа групп по охране общественного порядка; · участие в работе благотворительных организаций города, края; · организация пресс-конференций по проблемам политики, социального строительства, развития образования, экологии; · участие в факультетских и общеуниверситетских вечерах вопросов и ответов; · обсуждение деятельности современных молодежных организаций; · подготовка и участие в мероприятиях, посвященных памятным датам, знаменательным событиям; · встречи с воинами, посещение военных училищ; · читательская конференция по краеведческой литературе; · конкурс на лучшую публикацию в университетской газете; 2. Нравственное и морально-психологическое воспитание: · участие в беседах, диспутах, дискуссиях; · обзоры материалов периодической печати, посвященные морально-этическим проблемам; · обсуждение произведений литературы и искусства по проблемам поиска смысла жизни, ценностных ориентаций, соотношения национального и общечеловеческого; · конкурс творческих работ на темы: «Мой идеал ученого-преподавателя», «Преподавание этики и эстетики в вузе», «Мораль и политика», «Мораль и право», «Мораль и наука». 3. Воспитание сознательного отношения к труду и развитие любви, интереса к избранной профессии: · участие в самообслуживании в общежитиях, учебных корпусах, в благоустройстве университета; · организация студенческих отрядов; · работа в летних детских лагерях, на городских оздоровительных площадках; · участие в проблемных группах, кружках; · встречи с преподавателями университета - руководителями «мастер-классов»; · встречи с ведущими учеными университета, города, научных центров России; · самообслуживание в общежитии и учебных корпусах, благоустройство прилегающей к ним территории; · участие в городских коммунально-хозяйственных мероприятиях. 4. Эстетическое воспитание: · участие в конкурсе на лучшее эстетическое оформление помещений общежития, учебных корпусов (холлов, коридоров, вестибюлей) университета; · участие в обсуждении лучших произведений мировой литературы и искусства; · посещение драмтеатра и обсуждение спектаклей; · участие в мероприятиях, проводимых университетской и краевой библиотеками; · организация вечеров (смотров) художественной самодеятельности; · участие в мероприятиях по охране и восстановлению историко-культурных памятников, эколого- природных и архитектурных комплексов. 5. Физическое воспитание: · участие в соревнованиях курса, факультета, университета; · встречи с известными спортсменами университета, города и края; · участие в турпоходах выходного дня; · организация коллективных творческих дел физкультурно-оздоровительного характера; · беседы по вопросам личной и общественной санитарии и гигиены. III КУРС. Воспитательные задачи: · создание условий для повышения интеллектуальной и информационной культуры, профессионального самоопределения; · вовлечение всех студентов в активную социальную и научно-исследовательскую деятельность; · ориентация каждого студента на достижение успеха в какой-либо одной или нескольких видах деятельности; · ориентация на деятельность по укреплению и обогащению традиций факультета, университета; · формирование готовности к выполнению гражданского и воинского долга. Основные направления, формы внеучебной работы. · Формирование гражданственности, активной социальной позиции: · участие в университетских, городских, региональных, федеральных мероприятиях, акциях, движениях, имеющих гуманистическую, социальную и морально-психологическую направленность; · общественно-политическая викторина «Экономика. Политика. История. Культура»; · конкурс на лучшую публикацию в СМИ университета, города, края; · участие в мероприятиях патриотического характера; · проведение конкурсов, конференций, семинаров, тематических вечеров, посвященных памятным событиям страны, города и края; · беседы, диспуты, «Круглые столы» по проблеме участия студентов в политике; · контрольные смотры учебной дисциплины, соблюдения правил общежития факультетским советом по предупреждению правонарушений. 2. Нравственное и морально-психологическое воспитание: · беседы преподавателей, психологов, врачей, юристов по вопросам семьи и брака; · изучение литературы по вопросам самовоспитания, саморегуляции, психопрофилактики; · проведение конференций и «круглых столов» социально-значимой тематики, например: «Долг. Честь. Совесть», «Достоинство и порядочность», «Мораль и профессиональная карьера». 3. Воспитание сознательного отношения к труду и развитие интереса к избранной профессии: · работа в кружках; · участие в конкурсах, смотрах курсовых работ, предметных олимпиадах, студенческих конференциях; · встречи, консультации работников библиотек, информационного центра; · работа по обогащению истории университета, факультета; · изготовление простейших дидактических средств, подготовка реферативных обзоров по научным проблемам; · самообслуживание в общежитии, учебных корпусах, участие в субботниках по благоустройству университета, прилегающей к нему территории. 4. Эстетическое воспитание: · участие в работе клубов; · организация различных воспитательных мероприятий с учащимися школ города; · участие в конкурсах на лучшее оформление аудиторий, помещений учебных корпусов и общежитий; · организация вечеров отдыха; · встречи с писателями, деятелями искусства; · конкурсы художественной самодеятельности и художественного творчества студентов; · ознакомление с культурной деятельностью студентов зарубежных университетов. 5. Физическое воспитание: · совершенствование физической и военно-физической подготовки в секциях, участие в соревнованиях; · оказание помощи школьникам в организации и проведении соревнований, военно-спортивной игры «Зарница»; · участие в работе групп по пропаганде здорового образа жизни; · овладение знаниями и умениями организации различных форм работы с детьми в оздоровительных учреждениях летнего типа; · участие в турслетах, овладение методикой организации турпоходов; · организация и проведение коллективных творческих дел физкультурно-спортивного характера; · встречи с выдающимися спортсменами, бывшими и нынешними студентами вуза. IY-V КУРСЫ. Воспитательные задачи: · формирование социально значимых и профессионально важных качеств в процессе выполнения социальных и профессиональных ролей; · помощь в самоактуализации личностного самосознания: «Я и моя будущая профессия», «Я и моя будущая семья», «Я в мире других людей»; · закрепление формирования системы ценностей и основных личностных характеристик, определяющих статус специалиста; · повышение роли самоуправления, личной ответственности в жизненном и профессиональном самоопределении; · активное использование опыта старших курсов во всех сферах студенческой жизни. Основные направления, формы внеучебной работы. 1. Формирование гражданственности, активной социальной позиции: · самостоятельное изучение актуальных концепций, теорий, имеющих социально-политическую, правовую, экономическую, социокультурную направленность; · встречи с политиками, общественными деятелями, представителями органов власти, военных формирований, СМИ; · участие в работе органов самоуправления, общественных организаций; · ориентация на критическое отношение к любым идеологическим течениям, к программам политических партий; · участие в избирательных кампаниях; · участие в университетских, региональных, федеральных и международных акциях, имеющих социально-гуманитарную направленность; · участие в конференциях, других мероприятиях, направленных на укрепление безопасности, мира, политического, экономического и культурного сотрудничества в регионе; · участие в благотворительных акциях; · участие в работе по сохранению и восстановлению культурно-исторических памятников, в природоохранной деятельности; · участие в работе органов самоуправления, объединений по социальной и морально-психологической поддержке молодежи; · работа в совете по предупреждению правонарушений; · работа по плану гражданской обороны. 2. Нравственное и морально-психологическое воспитание: · самостоятельное изучение основ законодательства РФ о браке, семье, о правах и обязанностях членов семьи, родителей, детей; знание национальных особенностей; делового этикета; · проведение бесед, лекций по проблемам служебной этики, выполнению должностных обязанностей; · ознакомление с законодательством о труде; · диспуты, конференции, семинары на темы «Этика и бизнес», «Мораль и карьера»; · семинары, «круглые столы» по обсуждению вопросов о требованиях к социально значимым и профессионально важным качествам преподавателя; · диспут, конференция на тему «Профессиональная карьера преподавателя: как достичь успеха?» 3. Воспитание сознательного отношения к труду и развитие интереса, любви к избранной профессии: · овладение информационной компетентностью - умениями поиска, переработки, хранения и представления информации; · подготовка материалов для краевого студенческого web-сервера; · участие в разработке новых прикладных систем в области информационных технологий, проведение тематических НИР; · участие в работе по созданию базы данных и банка знаний по использованию коммуникационных технологий в образовательном процессе и НИР; · экскурсии в научно-информационные центры; · работа в СНО, в проблемных научных группах; · участие в конкурсах, предметных олимпиадах, смотрах на лучшую студенческую научную работу; · участие (совместно с преподавателями, аспирантами) в разработке дидактических сценариев компьютерных программ; · встречи с бывшими выпускниками, изучение рынка труда; · индивидуально-ориентированный выбор профиля и форм дополнительного образования. 4. Эстетическое воспитание: · организация тематических вечеров, смотров художественной самодеятельности на факультетах; · знакомство с творческими коллективами города, культурными достижениями города, края; · беседы по эстетике быта, поведения преподавателя, роли искусства в его жизни; · участие в подготовке выпускного бала; · концерты, конкурсы «Студенческая весна». 5. Физическое воспитание: · демонстрация личного примера студентам младших курсов в овладении физической культурой, ориентации на здоровый образ жизни; · оказание помощи товарищам, студентам младших курсов в преодолении вредных привычек; · участие в организации спортивных соревнований, спортивного туризма; · участие в работе летних военно-спортивных лагерей для учащейся молодежи; · участие в краевых соревнованиях среди вузов и городской легкоатлетической эстафете; · систематические занятия в группах шейпинга, аэробики, атлетической гимнастики; · подвижные игры; · соревнования по военно-прикладным видам спорта. Таким образом, рассмотренные формы организации воспитательной работы в современном вузе позволяют раскрыть личностный потенциал студентов, участвующих в воспитательной работе. При этом очень важно ориентироваться на вышеперечисленные задачи воспитательной работы, которые учитывают специфику развития студентов различных курсов и общие задачи профессионального обучения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|