Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Подходы к организации воспитательной работы со студентами различных курсов




В современном вузе в процессе планирования работы важно соблюдать принцип преемственности воспитательной работы от курса к курсу, что дает возможности обогащения, расширения ее содержания с учетом возрастных особенностей, изменения видов, характера деятельности, расширения социальных ролей студентов старших курсов. Из этого следует, что формы работы, используемые на младших курсах, могут и должны использоваться на последующих курса обучения с учетом реального выполнения поставленных ранее воспитательных задач.

При этом нужно учесть одно из главных требований принципа личностно-ориентированного подхода: опора на активность, творческую инициативу, самостоятельность студентов. При этом необходимо помнить, что студент - не послушный объект воспитательных воздействий, но активный субъект педагогического взаимодействия (различия между преподавателями и студентами заключаются не в правах, а в обязанностях). Поэтому целесообразно привлекать студенческий актив не только к организации и проведению воспитательных дел, но к планированию внеучебной работы, к анализу ее результатов. Рассмотрим систему воспитательных задач и форм воспитатель­ной работы со студентами различных курсов.

I КУРС. Воспитательные задачи:

· изучение ценностных ориентаций, индивидуальных особенностей каждого студента (составление психолого-педагогической карты);

· формирование коллективов групп и курсов, определение лидеров;

· включение в жизнь факультета, в общеуниверситетскую жизнь;

· ознакомление с правовым и социальные статусом студента;

· помощь в социально-психологическом адаптировании, введение в профессию;

· помощь в освоении основ культуры умственного труда;

· привитие навыков самостоятельной жизни, этикета, ориентация на здоровый образ жизни, формирование умений предупреждения и разумного разрешения конфликтов;

· формирование бережного отношения к университетской собственности.

Основные направления, формы внеучебной работы.

1. Формирование гражданственности, активной социальной позиции:

· участие в викторинах «Знаток истории России», «Знаток истории города и края», «Знаток отечественной культуры»;

· участие в смотре студенческих тематических стенгазет, дискуссионных клубах;

· посещение музеев и исторических памятников;

· проведение «Недели первокурсника»;

· организация в библиотеке выставки материалов по ЦОТ студентов;

· организация самоуправления (выбор старост, профоргов, ответственных за культурно-массовый сектор и т. п.) и самообслуживания (в общежитиях, учебных корпусах, уход за аудиториями, кабинетами, закрепленной территорией);

· беседы по ознакомлению с традициями университета, участие в ритуалах;

· организация волонтерских групп из числа студентов, заинтересованных в этой работе;

· участие в праздниках (День университета, День учителя, День защитника Отечества, День победы, Дни воинской славы и др.);

· участие в отрядах по охране правопорядка;

· участие в мероприятиях по плану гражданской обороны.

2. Нравственное и морально-психологическое воспитание:

· участие в диспутах, беседах на этические темы;

· участие в рейдах по проверке чистоты, порядка, экономии энергоресурсов в общежитиях, аудиториях, рекреациях университета;

· проведение конференции по проблемам экологии и здоровья;

· встречи с представителями пресс-службы, службы психологической поддержки;

· прикрепление к студентам наставников, кураторов академических групп;

· участие в праздниках (День университета, День учителя, День Ставропольского края, День города).

2. Воспитание сознательного отношения к учебному труду и развитие интереса к избранной профессии:

· посвящение в студенты;

· беседы по ознакомлению с историей университета, его научными школами и направлениями;

· организация научных кружков;

· анкетирование студентов «Что я знаю о будущей профессии?»;

· встречи с выпускниками вуза;

· встречи со студентами старших курсов;

· обсуждение с активом итогов текущей успеваемости и экзаменационной сессии;

· школа первокурсника (цикл лекций, консультаций по организации самостоятельной работы и овладению научной организацией умственного труда);

· беседы на тему: «Умею ли я рационально и эффективно трудиться?», «Мое отношение к учебе, труду других людей», «Мое отношение к своему рабочему месту в университете»;

· изучение литературы о культуре умственного труда;

· смотр-конкурс на лучший конспект, творческую работу;

· самообслуживание в общежитиях, учебных корпусах;

· благоустройство закрепленной территории.

3. Эстетическое воспитание:

· беседы по эстетике быта, поведения;

· смотр-конкурс общежитий, аудиторий, кабинетов;

· встречи с мастерами искусства, писателями;

· посещение музея изобразительного искусства, художественного фонда, выставок;

· участие в художественной самодеятельности факультета;

· организация студенческих творческих конкурсов и выставок;

· конкурс на лучшую публикацию в стенгазете курса.

4. Физическое воспитание:

· ознакомление со спортивной, физкультурно-оздоровительной базой университета, города;

· участие в спортивной и туристской работе на курсе, факультете;

· беседы, консультации, лекции по ознакомлению с правилами личной гигиены, первой медицинской помощи, охраны здоровья;

· участие в спартакиаде первокурсников университета;

· участие в работе спортивных секций, групп здоровья.

II КУРС. Воспитательные задачи:

· расширение социальных ролей с целью обогащения жизненного опыта;

· развитие самоуправления, общественной инициативы;

· продолжение работы по формированию коллективов студенческих групп, укреплению университетских традиций;

· создание условий для личностной самореализации, развития умений коммуникативного общения, творческой самодеятельности;

· приобщение к научной работе;

· помощь в социализации;

· формирование университетского патриотизма, духа студенческого сообщества.

Основные направления, формы внеучебной работы.

1. Формирование гражданственности, активной социальной позиции:

· участие в диспутах: «Гражданин России», «Мир на Северном Кавказе» и т. д.;

· участие в выборных кампаниях (клуб избирателей);

· работа групп по охране общественного порядка;

· участие в работе благотворительных организаций города, края;

· организация пресс-конференций по проблемам политики, социального строительства, развития образования, экологии;

· участие в факультетских и общеуниверситетских вечерах вопросов и ответов;

· обсуждение деятельности современных молодежных организаций;

· подготовка и участие в мероприятиях, посвященных памятным датам, знаменательным событиям;

· встречи с воинами, посещение военных училищ;

· читательская конференция по краеведческой литературе;

· конкурс на лучшую публикацию в университетской газете;

2. Нравственное и морально-психологическое воспитание:

· участие в беседах, диспутах, дискуссиях;

· обзоры материалов периодической печати, посвященные морально-этическим проблемам;

· обсуждение произведений литературы и искусства по проблемам поиска смысла жизни, ценностных ориентаций, соотношения национального и общечеловеческого;

· конкурс творческих работ на темы: «Мой идеал ученого-преподавателя», «Преподавание этики и эстетики в вузе», «Мораль и политика», «Мораль и право», «Мораль и наука».

3. Воспитание сознательного отношения к труду и развитие любви, интереса к избранной профессии:

· участие в самообслуживании в общежитиях, учебных корпусах, в благоустройстве университета;

· организация студенческих отрядов;

· работа в летних детских лагерях, на городских оздоровительных площадках;

· участие в проблемных группах, кружках;

· встречи с преподавателями университета - руководителями «мастер-классов»;

· встречи с ведущими учеными университета, города, научных центров России;

· самообслуживание в общежитии и учебных корпусах, благоустройство прилегающей к ним территории;

· участие в городских коммунально-хозяйственных мероприятиях.

4. Эстетическое воспитание:

· участие в конкурсе на лучшее эстетическое оформление помещений общежития, учебных корпусов (холлов, коридоров, вестибюлей) университета;

· участие в обсуждении лучших произведений мировой литературы и искусства;

· посещение драмтеатра и обсуждение спектаклей;

· участие в мероприятиях, проводимых университетской и краевой библиотеками;

· организация вечеров (смотров) художественной са­модеятельности;

· участие в мероприятиях по охране и восстановлению историко-культурных памятников, эколого- природных и архитектурных комплексов.

5. Физическое воспитание:

· участие в соревнованиях курса, факультета, университета;

· встречи с известными спортсменами университета, города и края;

· участие в турпоходах выходного дня;

· организация коллективных творческих дел физкультурно-оздоровительного характера;

· беседы по вопросам личной и общественной санитарии и гигиены.

III КУРС. Воспитательные задачи:

· создание условий для повышения интеллектуальной и информационной культуры, профессионального самоопределения;

· вовлечение всех студентов в активную социальную и научно-исследовательскую деятельность;

· ориентация каждого студента на достижение успеха в какой-либо одной или нескольких видах деятельности;

· ориентация на деятельность по укреплению и обогащению традиций факультета, университета;

· формирование готовности к выполнению гражданского и воинского долга.

Основные направления, формы внеучебной работы.

· Формирование гражданственности, активной социальной позиции:

· участие в университетских, городских, региональных, федеральных мероприятиях, акциях, движениях, имеющих гуманистическую, социальную и морально-психологическую направленность;

· общественно-политическая викторина «Экономика. Политика. История. Культура»;

· конкурс на лучшую публикацию в СМИ университета, города, края;

· участие в мероприятиях патриотического характера;

· проведение конкурсов, конференций, семинаров, тематических вечеров, посвященных памятным событиям страны, города и края;

· беседы, диспуты, «Круглые столы» по проблеме участия студентов в политике;

· контрольные смотры учебной дисциплины, соблюдения правил общежития факультетским советом по предупреждению правонарушений.

2. Нравственное и морально-психологическое воспитание:

· беседы преподавателей, психологов, врачей, юристов по вопросам семьи и брака;

· изучение литературы по вопросам самовоспитания, саморегуляции, психопрофилактики;

· проведение конференций и «круглых столов» социально-значимой тематики, например: «Долг. Честь. Совесть», «Достоинство и порядочность», «Мораль и профессиональная карьера».

3. Воспитание сознательного отношения к труду и развитие интереса к избранной профессии:

· работа в кружках;

· участие в конкурсах, смотрах курсовых работ, предметных олимпиадах, студенческих конферен­циях;

· встречи, консультации работников библиотек, информационного центра;

· работа по обогащению истории университета, факультета;

· изготовление простейших дидактических средств, подготовка реферативных обзоров по научным проблемам;

· самообслуживание в общежитии, учебных корпусах, участие в субботниках по благоустройству университета, прилегающей к нему территории.

4. Эстетическое воспитание:

· участие в работе клубов;

· организация различных воспитательных мероприятий с учащимися школ города;

· участие в конкурсах на лучшее оформление аудиторий, помещений учебных корпусов и общежитий;

· организация вечеров отдыха;

· встречи с писателями, деятелями искусства;

· конкурсы художественной самодеятельности и художественного творчества студентов;

· ознакомление с культурной деятельностью студентов зарубежных университетов.

5. Физическое воспитание:

· совершенствование физической и военно-физической подготовки в секциях, участие в соревнованиях;

· оказание помощи школьникам в организации и проведении соревнований, военно-спортивной игры «Зарница»;

· участие в работе групп по пропаганде здорового образа жизни;

· овладение знаниями и умениями организации различных форм работы с детьми в оздоровительных учреждениях летнего типа;

· участие в турслетах, овладение методикой организации турпоходов;

· организация и проведение коллективных творческих дел физкультурно-спортивного характера;

· встречи с выдающимися спортсменами, бывшими и нынешними студентами вуза.

IY-V КУРСЫ. Воспитательные задачи:

· формирование социально значимых и профессионально важных качеств в процессе выполнения социальных и профессиональных ролей;

· помощь в самоактуализации личностного самосознания: «Я и моя будущая профессия», «Я и моя будущая семья», «Я в мире других людей»;

· закрепление формирования системы ценностей и основных личностных характеристик, определяющих статус специалиста;

· повышение роли самоуправления, личной ответственности в жизненном и профессиональном самоопределении;

· активное использование опыта старших курсов во всех сферах студенческой жизни.

Основные направления, формы внеучебной работы.

1. Формирование гражданственности, активной социальной позиции:

· самостоятельное изучение актуальных концепций, теорий, имеющих социально-политическую, правовую, экономическую, социокультурную направленность;

· встречи с политиками, общественными деятелями, представителями органов власти, военных формирований, СМИ;

· участие в работе органов самоуправления, общественных организаций;

· ориентация на критическое отношение к любым идеологическим течениям, к программам политических партий;

· участие в избирательных кампаниях;

· участие в университетских, региональных, федеральных и международных акциях, имеющих социально-гуманитарную направленность;

· участие в конференциях, других мероприятиях, направленных на укрепление безопасности, мира, политического, экономического и культурного сотрудничества в регионе;

· участие в благотворительных акциях;

· участие в работе по сохранению и восстановлению культурно-исторических памятников, в природоохранной деятельности;

· участие в работе органов самоуправления, объединений по социальной и морально-психологической поддержке молодежи;

· работа в совете по предупреждению правонарушений;

· работа по плану гражданской обороны.

2. Нравственное и морально-психологическое воспитание:

· самостоятельное изучение основ законодательства РФ о браке, семье, о правах и обязанностях членов семьи, родителей, детей; знание национальных особенностей; делового этикета;

· проведение бесед, лекций по проблемам служебной этики, выполнению должностных обязанностей;

· ознакомление с законодательством о труде;

· диспуты, конференции, семинары на темы «Этика и бизнес», «Мораль и карьера»;

· семинары, «круглые столы» по обсуждению вопросов о требованиях к социально значимым и профессионально важным качествам преподавателя;

· диспут, конференция на тему «Профессиональная карьера преподавателя: как достичь успеха?»

3. Воспитание сознательного отношения к труду и развитие интереса, любви к избранной профессии:

· овладение информационной компетентностью - умениями поиска, переработки, хранения и представления информации;

· подготовка материалов для краевого студенческого web-сервера;

· участие в разработке новых прикладных систем в области информационных технологий, проведение тематических НИР;

· участие в работе по созданию базы данных и банка знаний по использованию коммуникационных технологий в образовательном процессе и НИР;

· экскурсии в научно-информационные центры;

· работа в СНО, в проблемных научных группах;

· участие в конкурсах, предметных олимпиадах, смотрах на лучшую студенческую научную работу;

· участие (совместно с преподавателями, аспирантами) в разработке дидактических сценариев компьютерных программ;

· встречи с бывшими выпускниками, изучение рынка труда;

· индивидуально-ориентированный выбор профиля и форм дополнительного образования.

4. Эстетическое воспитание:

· организация тематических вечеров, смотров художественной самодеятельности на факультетах;

· знакомство с творческими коллективами города, культурными достижениями города, края;

· беседы по эстетике быта, поведения преподавателя, роли искусства в его жизни;

· участие в подготовке выпускного бала;

· концерты, конкурсы «Студенческая весна».

5. Физическое воспитание:

· демонстрация личного примера студентам младших курсов в овладении физической культурой, ориентации на здоровый образ жизни;

· оказание помощи товарищам, студентам младших курсов в преодолении вредных привычек;

· участие в организации спортивных соревнований, спортивного туризма;

· участие в работе летних военно-спортивных лагерей для учащейся молодежи;

· участие в краевых соревнованиях среди вузов и городской легкоатлетической эстафете;

· систематические занятия в группах шейпинга, аэробики, атлетической гимнастики;

· подвижные игры;

· соревнования по военно-прикладным видам спорта.

Таким образом, рассмотренные формы организации воспитательной работы в современном вузе позволяют раскрыть личностный потенциал студентов, участвующих в воспитательной работе. При этом очень важно ориентироваться на вышеперечисленные задачи воспитательной работы, которые учитывают специфику развития студентов различных курсов и общие задачи профессионального обучения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных