ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
У многих компаний при одинаковой доходности могут резко отличаться маржа, оборачиваемость активов и финансовый леверидж.У финансовых менеджеров компании есть три рычага, с помощью которых они могут воздействовать на доходность: первый рычаг — это доходы от каждого рубля продаж, или маржа, второй — продажи от каждого рубля использованных активов, или оборачиваемость активов, и третий — величина заемного капитала, использованного для финансирования активов, или финансовый леверидж. Рост каждого из этих трех коэффициентов приводит к росту доходности капитала компании. Рычаги финансового управления тесно связаны с аналитическими финансовыми документами. Маржа — обобщенный оценочный показатель отчета о прибылях и убытках, а точнее, всей производственной деятельности, тогда как оборачиваемость активов и финансовый леверидж обобщенно характеризуют левую и правую сторону баланса. Доходность капитала определяется альтернативной ценой капитала на финансовых рынках и задается извне. Достичь заданной доходности можно за счет различных комбинаций маржи, оборачиваемости активов и финансового левериджа. Доходность капитала у многих компаний почти одинакова, а маржа прибыли, оборачиваемость активов и финансовый леверидж различаются в следствии конкуренции. Достижение необычайно высокой доходности капитала одной компанией служит своего рода магнитом, притягивающим конкурентов, стремящихся воспроизвести подобные результаты. И с течением времени возникающая в результате обострившаяся конкуренция сводит доходность капитала преуспевающей компании, вниз до средней величины. Напротив, необычайно низкая доходность капитала приводит некоторые компании к банкротству, это отпугивает потенциальных конкурентов, так что с течением времени доходность преуспевших фирм повышается до среднего значения. Маржа измеряет долю каждого рубля продаж, формирующую прибыль. Маржа важна для финансовых и операционных менеджеров, она отражает стратегию цены и качество контроля за издержками. Маржа и оборачиваемость активов находятся в обратно пропорциональной зависимости. Компании с высокой маржей обычно отличаются низкой оборачиваемостью активов, и наоборот. Это не случайно. В отраслях обрабатывающей промышленности компании с высокими трудозатратами или уникальными технологиями имеют высокую маржу прибыли. Однако у них значительные активы, и потому у них низкая оборачиваемость активов. Бакалейные лавки, которые мало что добавляют к стоимости товара, имеют очень низкую маржу, но высокую оборачиваемость активов. На другом полюсе — ювелирные магазины, которые хранят дорогостоящие запасы и тратят огромные средства на оформление витрин и рекламу, отличаются низкой оборачиваемостью активов, но гораздо более высокой маржой. Нельзя сказать, что лучше высокая маржа или низкая маржа. Все зависит от взаимодействия маржи и оборачиваемости активов. Оборачиваемость активов - второй рычаг, с помощью которого можно влиять на доходность капитала компании. Оборачиваемость активов равная 1,0 означает, что компания генерирует 1,0 рубль продаж на каждый рубль, инвестируемый в активы. Данное соотношение является мерилом капиталоемкости, причем низкая оборачиваемость активов характеризует капиталоемкий бизнес, а высокая оборачиваемость — ровно наоборот. Характер продукции, которую производит компания, и ее конкурентоспособная стратегия являются важнейшими условиями оборачиваемости активов. Особенно важен контроль за текущими активами. Дело в том, что текущие активы, особенно дебиторская задолженность и запасы, имеют ряд уникальных свойств, которые необходимо учитывать в управлении. Первое. Если продажи неожиданно падают, клиенты задерживают платежи, срывается доставка важных комплектующих запчастей — инвестиции компании в текущие активы могут очень быстро вырасти. Второе. Текущие активы могут оказаться источником денежных средств в периоды спада. По мере снижения продаж, инвестиции компании в дебиторскую задолженность и запасы должны снижаться, денежные средства могут использоваться в других сферах. Поскольку управление текущими активами столь значимо, полезно уметь анализировать каждый элемент текущих активов. Это порождает то, что получило название коэффициенты контроля. Хотя форма, в которой выражается каждое соотношение, может варьироваться, любой коэффициент контроля просто представляет собой оборачиваемость активов для конкретного типа активов. В каждом случае инвестиции компании в актив сопоставляются с чистыми продажами. Финансовый леверидж - третий рычаг, с помощью которого менеджмент воздействует на доходность капитала компании. Компания повышает финансовый леверидж, когда увеличивает долю заемного капитала. Грамотное использование финансового левериджа означает поиск разумного баланса между преимуществами и недостатками заемного финансирования. Доходность активов и финансовый леверидж находятся друг с другом в обратной зависимости. Компании с низкой доходностью обычно больше берут взаймы, и наоборот. Надежные, стабильные, ликвидные инвестиции, как правило, сопровождаются низкой доходностью и высоким финансовым левериджем. Уровень доходности капитала определяется природой компании, ее стратегией и методами ее конкурентной борьбы. Среди специалистов принято считать, что у доходности три болезни: время, риск, стоимость. Следует понимать, что высокая доходность капитала всегда лучше, чем низкая. Время. В делах нужно уметь жертвовать текущими интересами в пользу будущих. Если считать доходность капитала компании сразу же после освоения нового товара, она будет низкой – но это лишь результат инновационной деятельности компании. Доходность капитала — показатель учетный, включает доходы всего лишь за один год, и потому зачастую не в состоянии воплотить в себе долгосрочные решения. Риск. Если компания нацелена на высокую доходность, ее деятельности присущи высокие риски. Если компания нацелена на стабильное, поступательное развитие - придется отказаться от высокой доходности. Стоимость. Доходность капитала измеряет доход на единицу инвестиций акционеров. При расчете этого показателя используется балансовая стоимость капитала компании, а не его рыночная стоимость. Поскольку существует разница между рыночной стоимостью капитала компании и ее балансовой стоимостью, высокая доходность собственного капитала не тождественна высокой доходности инвестиций в оценке акционеров. Цена акций компании очень чувствительна и гибко реагирует на настроения инвесторов. Акция дает ее владельцу право на часть будущих и на часть текущих доходов. Естественно, чем выше оптимизм инвестора по поводу будущих доходов, тем больше он готов заплатить за акции. Время обесценивает EPS как оценочный показатель. Если перевернуть EPS — получаем соотношение цены и доходности - Р/Е (price per earnings). Соотношение цены и доходности акции измеряет величину денежных средств, которую инвесторы готовы оплатить за один доллар текущих доходов. Этот показатель облегчает сравнение компаний с различным доходом. Цена акций и соотношение Р/Е, повышаются по мере того, как улучшаются перспективы будущего роста компании. Риск оказывает обратное воздействие. Высокая степень неопределенности относительно будущих перспектив доходов компании снижает это соотношении. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|