Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философско-правовая мысль Средневековья.




Философско-правовая мысль эпохи Средневековья внесла свою лепту в сохранение традиций изучения и преподавания римского частного права. Но вместе с тем Jus divinum, jus sacrum – «божественное право есть священное право» - этот тезис сопровождает философско-правовую мысль на протяжении всего Средневековья.

Крупнейшим христианским мыслителем одним из выдающихся «отцов церкви» был Аврелий Августин Блаженный (354-430). Основные его тракты «Исповедь» и «О граде Божием»

Главные тезисы учения Августина: первенство веры над разумом; высший источник веры это церковь; неравенство – вечный и неизменный принцип общественной жизни.

Августин выдвигает мысль о единстве человеческой и божественной истории, которые текут в противоположных, но взаимно неразделимых сферах. Содержанием их является бой двух царств (градов) – Божьего и земного. Дуализм Бога и природы переносится, таким образом, и на общественное развитие. Божий град представляет меньшую часть человечества. Это те, кто своим морально-религиозным поведением заслужили у Бога спасение и милосердие. В земном граде, напротив, остаются самолюбивые, алчные, эгоистичные, люди, забывающие о Боге. Божий град постоянно усиливается в общественно-историческом развитии, особенно после прихода Иисуса. Главная предпосылка принадлежности к граду Божиему – смирение и покорность перед Богом и церковью.

Мыслителем, которой предпринял попытку систематизировать христианские идеи, свести их в единое непротиворечивое целое, стал Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274). Его философско-правовые воззрения изложены в трактах «Сумма теологии», «О правлении государей», а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля.

Государство, по мнению Аквинского, является созданием человека, который выполняет веление Бога. Сам человек – существо разумное, обладающее свободной волей.

Свобода – способность человека действовать в соответствии с разумно познанной необходимостью, вытекающей из божественного статуса, характера и целей порядка мироздания и обусловленных этим законов.

Под правом Аквинский понимает уравнение действий и одновременно действие божественной справедливости в обществе. Право у него подразделяется на три уровня:

· Божественное право: установления, данные Богом человеку как «твари Божьей», и нормы церкви как представительницы Божьей власти на земле;

· Право народов, понимаемое как естественное право в его аристотелевской трактовке;

· Человеческое право как писанное, позитивное право светского государства.

Каждому уровню соответствуют свои законы. Божественное право претворяется в Вечном законе, т.е. нормах Бога; право народов - в законах естественных (стремление к самосохранению, продолжению рода, уважение достоинства), соответствующих природе человека; человеческое право – в светских законах, силой и страхом принуждающих людей не делать зла.

Система законов Фомы Аквинского предусматривает строгое соблюдение принципов иерархии (подчиненности) и непротиворечия низших законов высшим.

Фома Аквинский разработал христианско-теологический вариант юридического правопонимания. Его философско-правовые взгляды получили дальнейшее развитие в томистских и неотомистских концепциях естественного права.

Таким образом, можно отменить, что главная особенность философских учений христианского Средневековья состоит в их теоцентрическом характере. Принцип теоцентризма, последовательно проводимый и Августином, и Фомой Аквинским утверждал Бога как центр мироздания и главного хранителя мирового и социального порядка. Бог выступал как законодательное первоначало, из которого исходят все религиозные, моральные и правовые нормы. Благодаря божественному покровительству социальная жизнь людей не превращалась в хаос, а сам человек успешно боролся с дьявольскими искушениями, толкавшими его к порокам и преступлениям.

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем заключается особенность стихийной философско-правовой мысли?

2. Раскройте благородные истины в учении буддизма.

3. В чем суть древнекитайских философско-правовых принципов жень, ли, вэнь, фа у Конфуция?

4. В чем сущность взглядов на проблемы права у Сократа?

5. Как определял Платон понятия «закон», «справедливость», «государство», «человек»?

6. Как понимал Аристотель понятия «справедливость», «равенство», «закон», «свободу»?

7. Раскройте сущность правовых концепций Августина Блаженного и Фомы Аквинского?

8. Как понимал право и закон Фома Аквинский?

 

Рекомендуемая литература

Августин Блаженный. Исповедь. – М.: 1991.

Алексеев С.С. Философия права. – М.: 1998.

Аристотель. Политика // Соч.: В 4-х т. – М.: 1984. Т. 4.

Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М: 1995.

Конфуций. Беседы и суждения. – СПб.: 1999.

Лукьянов А.Е. Начало, древнекитайской философии. – М.: 1994.

Материалисты Древней Греции. – М.: 1955.

Моисеев С.В. Философия права. – Новосибирск: 2004.

Нерсесянс В.С. Философия права. – М.: 2003.

Овидий. Метаморфозы. – М.: 1997.

Платон. Диалоги. – М.: 1986.

Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М.: 1997.

Философия права. Учебник / Под ред. О.Г. Данильяна. – М.: 2005.

Фома Аквинский. Выдержки из работ // Антология мировой философии. – М.: 1969. Т. 1.

 

 

Лекция 3. Философско-правовые учения в Западной Европе в XV – XVIII столетиях.

Вопросы: 1. Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных