![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философско-правовая мысль Средневековья.Философско-правовая мысль эпохи Средневековья внесла свою лепту в сохранение традиций изучения и преподавания римского частного права. Но вместе с тем Jus divinum, jus sacrum – «божественное право есть священное право» - этот тезис сопровождает философско-правовую мысль на протяжении всего Средневековья. Крупнейшим христианским мыслителем одним из выдающихся «отцов церкви» был Аврелий Августин Блаженный (354-430). Основные его тракты «Исповедь» и «О граде Божием» Главные тезисы учения Августина: первенство веры над разумом; высший источник веры это церковь; неравенство – вечный и неизменный принцип общественной жизни. Августин выдвигает мысль о единстве человеческой и божественной истории, которые текут в противоположных, но взаимно неразделимых сферах. Содержанием их является бой двух царств (градов) – Божьего и земного. Дуализм Бога и природы переносится, таким образом, и на общественное развитие. Божий град представляет меньшую часть человечества. Это те, кто своим морально-религиозным поведением заслужили у Бога спасение и милосердие. В земном граде, напротив, остаются самолюбивые, алчные, эгоистичные, люди, забывающие о Боге. Божий град постоянно усиливается в общественно-историческом развитии, особенно после прихода Иисуса. Главная предпосылка принадлежности к граду Божиему – смирение и покорность перед Богом и церковью. Мыслителем, которой предпринял попытку систематизировать христианские идеи, свести их в единое непротиворечивое целое, стал Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274). Его философско-правовые воззрения изложены в трактах «Сумма теологии», «О правлении государей», а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. Государство, по мнению Аквинского, является созданием человека, который выполняет веление Бога. Сам человек – существо разумное, обладающее свободной волей. Свобода – способность человека действовать в соответствии с разумно познанной необходимостью, вытекающей из божественного статуса, характера и целей порядка мироздания и обусловленных этим законов. Под правом Аквинский понимает уравнение действий и одновременно действие божественной справедливости в обществе. Право у него подразделяется на три уровня: · Божественное право: установления, данные Богом человеку как «твари Божьей», и нормы церкви как представительницы Божьей власти на земле; · Право народов, понимаемое как естественное право в его аристотелевской трактовке; · Человеческое право как писанное, позитивное право светского государства. Каждому уровню соответствуют свои законы. Божественное право претворяется в Вечном законе, т.е. нормах Бога; право народов - в законах естественных (стремление к самосохранению, продолжению рода, уважение достоинства), соответствующих природе человека; человеческое право – в светских законах, силой и страхом принуждающих людей не делать зла. Система законов Фомы Аквинского предусматривает строгое соблюдение принципов иерархии (подчиненности) и непротиворечия низших законов высшим. Фома Аквинский разработал христианско-теологический вариант юридического правопонимания. Его философско-правовые взгляды получили дальнейшее развитие в томистских и неотомистских концепциях естественного права. Таким образом, можно отменить, что главная особенность философских учений христианского Средневековья состоит в их теоцентрическом характере. Принцип теоцентризма, последовательно проводимый и Августином, и Фомой Аквинским утверждал Бога как центр мироздания и главного хранителя мирового и социального порядка. Бог выступал как законодательное первоначало, из которого исходят все религиозные, моральные и правовые нормы. Благодаря божественному покровительству социальная жизнь людей не превращалась в хаос, а сам человек успешно боролся с дьявольскими искушениями, толкавшими его к порокам и преступлениям. Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается особенность стихийной философско-правовой мысли? 2. Раскройте благородные истины в учении буддизма. 3. В чем суть древнекитайских философско-правовых принципов жень, ли, вэнь, фа у Конфуция? 4. В чем сущность взглядов на проблемы права у Сократа? 5. Как определял Платон понятия «закон», «справедливость», «государство», «человек»? 6. Как понимал Аристотель понятия «справедливость», «равенство», «закон», «свободу»? 7. Раскройте сущность правовых концепций Августина Блаженного и Фомы Аквинского? 8. Как понимал право и закон Фома Аквинский?
Рекомендуемая литература Августин Блаженный. Исповедь. – М.: 1991. Алексеев С.С. Философия права. – М.: 1998. Аристотель. Политика // Соч.: В 4-х т. – М.: 1984. Т. 4. Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М: 1995. Конфуций. Беседы и суждения. – СПб.: 1999. Лукьянов А.Е. Начало, древнекитайской философии. – М.: 1994. Материалисты Древней Греции. – М.: 1955. Моисеев С.В. Философия права. – Новосибирск: 2004. Нерсесянс В.С. Философия права. – М.: 2003. Овидий. Метаморфозы. – М.: 1997. Платон. Диалоги. – М.: 1986. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М.: 1997. Философия права. Учебник / Под ред. О.Г. Данильяна. – М.: 2005. Фома Аквинский. Выдержки из работ // Антология мировой философии. – М.: 1969. Т. 1.
Лекция 3. Философско-правовые учения в Западной Европе в XV – XVIII столетиях. Вопросы: 1. Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|