ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
носит ли реформа непременно сознательный характер38 Вместе с тем приведенное определение обходит стороной дискутируемый в литературе вопрос о том, носит ли реформа непременно сознательный характер. 38 Так, У. Пинтнер и Р. Крамми считают, что реформа является сознательным шагом к заранее намеченной цели или попыткой изменить правительство (систему управления) или общество в соответствии с определенными общими принципами. Иной точки зрения придерживается А.Л.Янов, полагающий, что реформа может носить и неосознанный характер2. 2 Reform in Russia and the USSR / Ed. by R.O. Crummey. Urbana; Chicago, 1989. P. 3. 38 На мой взгляд, первая точка зрения более справедлива, ведь если учесть, что на практике реформа осуществляется органами власти путем издания законодательных или нормативных документов, то трудно предположить, что подобные действия могут осуществляться неосознанно. 38 Иное дело, что разрыв между поставленной задачей и реальными результатами может быть весьма велик, а принципы далеко не всегда хорошо продуманы. 38 Обращу внимание и еще на одну, на первый взгляд, не слишком значительную деталь. В приведенном определении реформы, как представляется, верно подмечен имеющийся в русском языке различный смысловой оттенок слов "реформа" и "преобразование"*. *Впрочем, не только в русском. Аналогично различаются английские слова «reform» и «transformation». 38 Действительно, первое из них в большей степени имеет положительную эмоциональную окраску, в то время как второе скорее нейтрально**. **3десь, естественно, не принимается во внимание то восприятие понятия «реформа», какое оно приобрело у части общества в нашей стране в последние годы. 38 В контексте данной работы это различие не будет, однако, иметь принципиального значения и оба термина будут использоваться как синонимы, тем более что термином «реформы», например, пользуются практически все авторы, пишущие о преобразованиях Петра Великого, независимо от отношения к ним. 38 Существеннее, пожалуй, другое: что понимается под «прогрессивностью» реформы, как ее непременном свойстве, и, в частности, что понимается под нею применительно к России? 38 Речь идет, конечно, опять же не о попытке оценить те или иные реформы в понятиях «хорошо/плохо» или выставить им отметку по пятибалльной системе, а о выяснении их содержания и направленности. 39 Ответ на поставленный вопрос находим в уже цитированной во Введении статье А.Черкассова, отражающей, как представляется, общепринятую точку зрения. 39 Он пишет: «Все реформы на Руси удивительно похожи. В основном (за малым исключением) это реформы либеральные, пытающиеся перестроить порядок вещей на европейский лад, более соответствующий современным либеральным воззрениям...»3. 39 Примем пока за истину всеобъемлющий характер этого утверждения. 39 Не станем обсуждать и требующее уточнения понятие «либеральный»*. 39 Остановимся же на утверждении автора, что русские реформы были направлены на европеизацию страны. Вспомним, что и А.Л. Янов пишет о "коротких фазах лихорадочной модернизационной (курсив мой. — А.К.) активности". Проверить справедливость этих утверждений нам еще предстоит, пока же обратимся к понятиям * модернизация и "европеизация". Первое из них широко используется зарубежными, а в последнее время и отечественными историками применительно к развивающимся странам и, в частности, в связи с теорией "догоняющего развития". Во время состоявшегося еще в начале 1960-х годов обмена мнениями, в котором приняли участие и специалисты по русской истории XVIII—XIX вв. М. Раев и Н.В. Рязановский, была подчеркнута принципиальная возможность использования этого понятия и применительно к России, в частности рубежа XVII—XVIII вв.4 Участник дискуссии, американский историк С. Блэк, один из авторитетов в области теории модернизации и автор сравнительно-исторического исследования о процессах модернизации в разных странах, определяет ее как "процесс, в результате которого исторически сложившиеся институты приспосабливаются к быстро меняющимся функциям, отражающим беспрецедентный рост знаний человека, делающий возможным контроль над окружающей средой и сопровождаемый научной революцией"^**. *К этому вопросу я еще вернусь в гл. 5. **Сушествует также ряд менее удобных для наших целей определений модернизации, принадлежащих западным философам и социологам: модернизация как переход от сообщества к обществу (Ф. Геннис), от механического к органическому состоянию общества (Э. Дюркгейм), от ценностной рациональности к целе-рациональности (М. Ве-бер), от вечного прошлого к вечному настоящему (Г. Зиммель) и т. д. (см.: Frisby D. Fragments of Modernity. Theories of Modernity in the Works of Simmel, Kracauer and Benjamin. Cambridge, 1986). Свой вклад в развитие теории модернизации внесли и такие крупные западные ученые, как М. Леви, Э. Хаген, Т. Парсонс, Н. Смелзер, Д. Лернер, Д. Аптер, Ш. Эйзенштадт. Обзор их взглядов см.: Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 170—185. Глава 1 Иное понимание "модернизации" у Янова, непосредственно связывающего его с понятием "реформа", под которым он понимает "ряд социально-экономических и институциональных изменений, открывающих систему для политической модернизации и/или продвигающих ее в этом направлении". В свою очередь "политической модернизацией" Янов называет определенную стадию развития европейского общества (за исключением Восточной Европы и СССР), которой оно достигает в XX в. В соответствии с этим среди признаков политической модернизации называются такие, как легализация политической оппозиции, использование принципа разделения властей, уничтожение цензуры в духовной сфере, отделение церкви от государства, включение рабочего класса в политические структуры, избавление от имперских форм государства, легализация свободы передвижения и эмиграции6. Нетрудно заметить тут явное противоречие между определением реформы как модернизации и модернизации как стадии развития общества, причем построенной по основным признакам западного общества XX в. Если прибавить, что в своей книге "Истоки автократии" Янов утверждал, что уже политика Ивана Грозного носила антимодернизационный характер7, путаница становится еще больше. Вполне очевидна политическая заостренность данных построений, вообще свойственная историческим исследованиям данного автора8, и, следовательно, невозможность их использования в научных целях. В отечественной исторической литературе понятие модернизации получило права гражданства в основном в последние годы, но произошло это столь стремительно, что оно закрепилось даже на страницах учебных пособий для средней школы9. Развернутая "теория модернизации" на материале XVIII столетия представлена А.Н. Медушевским*. По его мнению, модернизация "может быть определена как сознательная установка общества, а точнее, его правящих классов и государства на восприятие достижений других, более передовых стран"^. Если с общим смыслом такой формулировки можно согласиться, то построение ее вряд ли удачно, ибо модернизация в ней предстает не как процесс развития общества, а как "установка" власть предержащих и некоего абстрактного государства, которое, если под ним понимать совокупность ^Философский и социокультурный аспект понятия "модернизация" в отечественной литературе см.: Поляков Л.В. Модернизационный процесс в России: социальные сдвиги и кризисы идентичности: Автореф. дисс. докт. филос. наук. М., 1994; Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб., 1995. Феномен реформы в России: исходные положения
социально-политических институтов, вряд ли вообще может иметь какую-либо "установку". Впрочем, о "процессе (курсив мой. — А.К.) модернизации и рационализации управления обществом" говорит и сам Медушевский. Причем, он выделяет две модели этого процесса — эволюционную и революционную, "между которыми, как двумя полюсами, размещается весь спектр реально имевших место в истории различных стран преобразований". Эволюционную модель характеризует "постепенное, плавное развитие реформаци-онного процесса", революционную — "резкий разрыв традиции", который может происходить "либо в ходе социальной революции.., либо в ходе всесторонних преобразований сверху"11*. Еще одна обсуждаемая в литературе проблема — это соотношение понятий "модернизация" и "европеизация". Так, С. Блэк считал европеизацию частью процесса модернизации, отмечая невозможность применения понятия "европеизация" к странам Западной Европы XVII—XVIII вв.12 Медушевский в 1985 г. в Примечаниях к книге X. Баггера "Реформы Петра Великого", также говоря о европеизации как о "частном случае" модернизации, отмечал разнообразие трактовок понятия "европеизация" разными западными авторами^. Позднее он пришел к выводу, что, «поскольку в новое время в качестве эталона модернизации выступают передовые страны Западной Европы, данный процесс определяется и как "европеизация", что указывает не столько на его сущность, сколько на ориентацию»^. Заключающие слова, пожалуй, не слишком ясны, однако в целом, думаю, Медушевский прав: применительно к России и, в частности, к России XVIII в., понятия "модернизация" и "европеизация" практически тождественны и потому далее в данной работе будут употребляться как синонимы. Наличие в литературе различных взглядов на содержание процесса модернизации уже само по себе указывает на то, что ее характер в разных странах и конкретные компоненты могут быть различными, что во многом определяется исходными обстоятельствами. Для целей данной книги считаю вполне допустимым принять за основу определение С. Блэка, имея в виду, что модернизация предполагает трансформацию традиционных институтов в ответ на разнообразные вызовы времени, т. е. их приспособление *В качестве примера первой модели Медушевский приводит Турцию, в качестве примера второй — петровскую Россию, "революцию Мейдзи" в Японии и реформы Мухаммеда Али в Египте. Но если это так, то тогда сравнение петровских реформ с турецкими, которое автор делает в той же главе книги, некорректно. Глава 1 к новой действительности, обеспечивающее жизнедеятельность системы, частью которой они являются. Иначе говоря, речь идет о трансформации традиционного общества в современное. Побуждения к модернизации могут носить как внутренний, так и внешний характер. Для России внешние причины имели западноевропейское происхождение, и именно поэтому процесс модернизации в ней был по существу тождествен европеизации. Подобное представление о модернизации восходит к веберов-скому определению различий между традиционным и современным обществом. Для первого, как известно, наиболее характерными чертами считаются обусловленность его социальной организации и жизни религиозными и мифологическими представлениями, что связано с ориентацией не на научные, а на мировоззренческие, метафизические знания, цикличность развития, коллективистский характер общества и отсутствие выделенной личности, авторитарный характер власти, отсутствие в экономике отложенного спроса и т. д. Все эти черты в той или иной мере были свойственны допетровской России. В свою очередь современное общество М. Вебер связывал прежде всего с характерными чертами капитализма (частная собственность на все средства производства, механизация, эффективность и рациональная организация труда, его свободное перемещение и продажа, свободный рынок, универсальные законы, неограниченное приобретательство как конечная мотивация экономического поведения). В новейшей науке важнейшими характеристиками современности называют индивидуализм, дифференциацию (прежде всего в сфере труда), рациональность, экономизм, экспансию1^. Здесь необходимо сделать одну важную оговорку. Со времен Вебера теория модернизации была подвергнута основательной критике и претерпела серьезные изменения. «В новой парадигме модернизации, — отмечает исследователь судьбы наследия Вебера Н.Н. Зарубина, — модель мирового процесса развития выглядит уже... полицентричной и допускающей значительную вариативность в формах и направлениях своей динамики. Согласно этой модели, современная цивилизация зарождается в Европе и постепенно распространяется по миру, оказывая воздействие на другие регионы, которые, хотя и ориентированы на один источник — западную цивилизацию, но имеют собственную динамику и самобытные формы реакции на "вызов" центра»16. Ряд ученых пришел к выводу о неправомерности противопоставления традиционности и современности, возможности приспособления традиционного к Феномен реформы в России: исходные положения современным условиям. В литературе последних лет вместо термина "традиционность" часто используется понятие "идентичность" ("самобытность"). По мнению III. Эйзенштадта, "слишком поспешный и решительный отказ от традиционных ценностей, норм и институтов без сопутствующего формирования новых приводит к срывам модернизации и попятным движениям в развитии. Использование таких факторов, как клановая лояльность, большая семья, родственные и этнические связи, патернализм при проведении преобразований может обеспечить их устойчивость и органичность"17. Наблюдения и выводы современных ученых, безусловно, имеют ценность для темы данной книги и в ней используются. Но необходимо отметить, что их выводы родились в рамках социальных наук, принципиальное отличие которых от исторической науки связано с изучением современности, а не прошлого1^. Они — плод исследований процессов модернизации почти исключительно в афро-азиатских странах третьего мира в XX в. Круг идей, уровень знаний, в том числе знаний теоретических, включая и саму теорию модернизации, наконец исторический опыт тех, кто осуществлял преобразования в этих странах, был принципиально иным, чем в России XVIII в. Несомненно и то, что при всем различии в социокультурном развитии России и Запада на протяжении столетий, предшествовавших рассматриваемому времени, культурная основа, на которой осуществлялись в XVIII в. реформы в России, была по своему типу значительно ближе к западной, чем в странах Востока. Наконец, для темы данной книги теория модернизации имеет в основном вспомогательный характер. Для нас она — один из возможных вариантов вербального объяснения процессов, имевших место у нас в стране в век Просвещения. Вернемся, однако, к самому феномену реформы и рассмотрим возможные подходы к его изучению. Выше уже говорилось о том, что в общественном сознании широко распространено убеждение о неуспехе и незавершенности русских дореволюционных реформ. Впрочем, очевидно, что оценка реформы зависит от выбора критериев. Прежде всего необходимо выяснить обстоятельства, вызвавшие реформу к жизни, послужившие толчком или стимулом к ее проведению. Соответственно немаловажен вопрос о том, явилась ли реформа реакцией на какие-то тенденции или явления в развитии страны, по тем или иным причинам оцененные как негативные и/или опасные, или она носила упреждающий характер. Глава 1 Далее необходимо выяснить суть замысла реформатора, в какой мере реформа была им продумана и спланирована. Если план реформ существовал, то первостепенное значение имеет выяснение его идейных истоков. Причем, очень важно рассмотреть соотнесенность в этом плане, а также в тактике и стратегии проведения преобразований неких теоретических представлений автора реформы с конкретными реалиями его времени, национально-историческими особенностями страны и пр. Следует также иметь в виду, что даже вполне ясное осознание цели, которую ставит перед собой реформатор и ради которой он, собственно, и осуществляет свои преобразования, далеко не всегда означает существование проработанного плана реформ. Последний предполагает продуманную последовательность действий, осознанную взаимосвязь между отдельными компонентами, этапами реформы, т. е. их структурированность. Поэтому в дальнейшем в работе будут различаться два понятия — программа реформ и план реформ, понимая под первым отсутствие у реформатора конкретного плана действий при наличии вполне определенных целей. Следующий вопрос, на который необходимо попытаться ответить, — вопрос о степени реализации задуманного реформатором, т. е. была ли реформа успешной с его точки зрения. При этом чрезвычайно важно выяснить, что именно из задуманного и по каким причинам реализовать не удалось. Наконец, важнейшее значение имеют, конечно, результаты реформы и ее последствия. Надо иметь в виду, что часто они проявляются не сразу по завершении реформы, а лишь в долговременной перспективе, причем нередко при успешном достижении реформатором поставленной цели реформа оказывает вовсе незапланированное и непредвиденное воздействие в каких-то иных сферах*. Таковы, как представляется, основные критерии оценки реформ, которые и будут использованы в последующих главах работы. Рассматривая историю реформ, мы можем иметь дело как с отдельными реформами, носящими частный характер и касающимися какой-то одной определенной сферы жизни, так и с системой реформ. В связи с этим возникает вопрос о возможной гра- *В.Б. Кобрин указывал и на связанный с этим психологический аспект. Используя понятие "структурные реформы", он отмечал, что "они дают плоды не сразу, а потому нередко обманывают нетерпеливые ожидания": "в таких обстоятельствах обычно кажется, что и результатов-то никаких нет, что ничего и не сделано". В результате, считал историк, "возникает соблазн утопического, волюнтаристского, командно-репрессивного пути развития" (Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989. С. 58, 117). Феномен реформы в России: исходные положения дации реформ, их классификации в зависимости от масштабов и значения той сферы общественной жизни, которую они охватывают, и глубине их воздействия на общество. В отечественной литературе на необходимость выработки подобной классификации указывал недавно Б.Г. Литвак19. В литературе зарубежной такая классификация еще ранее была предложена Т. Колтоном. Он полагает, что реформы бывают радикальные, умеренные и минимальные. Радикальные реформы носят характер всеобъемлющих изменений и в качестве важнейшего элемента содержат перестройку органов государственного управления, а также основополагающих принципов законодательной системы. Умеренные реформы предполагают серьезные изменения в системе управления, личном составе и политике правительства, но не затрагивают основные политические структуры и институты™. Очевидно, что минимальные реформы — это незначительные изменения в системе управления и политике, носящие регулирующий и, как правило, одиночный характер. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что и такие минимальные реформы, с точки зрения Колтона, являются именно реформами и, следовательно, должны рассматриваться в общем контексте истории реформ. Иной подход предлагает В.В. Ильин: "Уместно различать ре-формационную и инновационную деятельность. Реформа — направленное, радикальное, фронтальное, всеохватывающее переустройство (или планируемая модель такового), предполагающее изменение порядка сущностного функционирования социальной структуры, обретение ею принципиально иного фазового состояния. Инновация — родовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях. Отличие первого от второго в пространственно-временной масштабности, объемности, глубине, основательности, системности преобразовательных акций и трансформационных эффектов. Реформаторская деятельность выступает одной из аналитически устанавливаемых разновидностей инновационной деятельности, более широкой (богатой) по содержанию и более узкой по объему..."21. Однако, на мой взгляд, введение в контекст данной книги еще одного термина лишь усложнит ее понятийный аппарат, не способствуя при этом прояснению сущности изучаемых явлений. Классификация Колтона представляется для наших целей более удобной. Все названные критерии оценки реформ и их классификации в принципе приложимы к изучению преобразований в любой стра- Глава 1 не и любого исторического периода. Но есть ли какая-то специфика в изучении истории реформ в России? Есть, если утверждение о том, что русские реформы носили непременно модернизации-онный характер, справедливо. Тогда следует, видимо, соотносить содержание преобразований и их результаты с особенностями исторического развития России, ведь уже само представление о модернизации как европеизации указывает на то, что на протяжении длительного времени социально-политическое развитие России было отличным от пути, по которому шли страны Западной Европы. Иначе говоря, оценивая те или иные преобразования в истории России, необходимо выяснить, вели ли они к уменьшению или, наоборот, к усилению специфики русского исторического развития, т.е. действительно ли все российские реформы носили мо-дернизационный характер. Здесь необходимо сделать одну важную оговорку. Западноевропейская модель исторического развития (а это словосочетание в разных вариациях достаточно часто употребляется в литературе) также есть не что иное, как абстракция ("идеальный тип"), не существующее в реальности, искусственное, эвристическое построение историков, социологов и культурологов. В историческом развитии каждой из стран Западной Европы было немало специфики. Достаточно вспомнить, что история Англии знает норманское завоевание и принятую еще в XIII в. Великую хартию вольностей, один из первых в мире парламентов и революцию середины XVII в., самую могущественную империю и существующую поныне конституционную монархию при отсутствии собственно конституции в современном значении данного слова. История Франции — это бесчисленные войны с соседями, в которых победы сменялись поражениями, череда революций XVIII—XIX вв., оказавших, наряду с великой культурой, колоссальное влияние на всю мировую историю. История Германии на протяжении веков была историей многочисленных мелких княжеств и королевств, которые лишь в середине XIX в. объединились в единое государство, инициировавшее две мировые войны, проигравшее обе, снова разделенное и снова ставшее единым только к концу нынешнего столетия. Столь же много особенного, неповторимого можно обнаружить в истории любой страны запада или севера Европы. И все же было в развитии этих стран нечто общее, что заставляет нас относить их к одной европейской цивилизации — прежде всего общие корни, общие истоки этой цивилизации. И сколь бы разными ни были пути, которыми шли отдельные страны, ко второй ' Феномен реформы в России: исходные положения половине XX в. в них обнаруживается определенное единство принципов и морально-нравственных ценностей, на которых основаны их общественно-политические системы. Причем, к концу века эти ценности приобретают общечеловеческое значение*, а европейская цивилизация, которая стала именоваться западной, становится по существу мировой. И если на протяжении нескольких столетий преобразования в России носили характер европеизации, необходимо попытаться выявить суть отличий исторического развития России в сравнении со странами Западной Европы**. Речь, разумеется, идет об одной из центральных проблем и историографии, и русской общественно-политической мысли. Задача нелегкая и написано об этом немало, но если отбросить все политически заостренные суждения и остановиться лишь на научно обоснованных взглядах, существующих в рамках только исторической науки, то можно, пожалуй, выявить две основные позиции. Первая сводится к тому, что историческое развитие России носило характер, принципиально отличный от усредненной западноевропейской модели, вторая — что развитие Российского государства шло тем же путем, что и большинства стран Европы, но с отставанием в несколько фаз22***. Со второй из этих точек зрения связана теория "догоняющего развития". На мой взгляд, сам глагол "догонять" достаточно удобен для описания явлений в экономической сфере, где существуют конкретные цифровые показатели, но он гораздо менее пригоден, когда речь идет о социально-политических процессах. Страны могут сравняться в объемах производства зерна или выплавки стали на душу населения, но даже самое точное воспроизведение одной страной заимствованного у другой социально-политического института, правовой *3десь не место давать оценки этим ценностям и рассуждать о степени их универсальности — речь об объективно имеющем место процессе. Вполне можно предположить, что через какое-то время, может быть, несколько десятков лет, в мире произойдет переоценка ценностей и на место нынешних идеалов придут иные, произросшие из иной культурной традиции, однако пока этого еще не произошло. Вместе с тем надо иметь в виду, что само понятие "общечеловеческие ценности" — также продукт западной культуры и в реальности они таковыми не являются, а лишь стремятся стать. **Как заметил недавно В.М. Межуев, «о "лице России" можно судить тогда, когда известно зеркало, в которое она смотрится. И таким зеркалом для нее всегда была Европа. Глядя в нее она и судила о себе» (Межуев В.М. Россия все еще в пути... // Родина. 1997. № 9. С. 14). ***Есть и третья точка зрения, особенно широко пропагандировавшаяся частью советской историографии и сводящаяся к тому, что никакого отставания России не было и она развивалась теми же темпами, что и ее западные соседи. Однако ввиду бездоказательности этой точки зрения здесь она не рассматривается. Глава 1 Феномен реформы в России: исходные положения нормы или еще чего-либо не делает ее копией, ничем не отличающейся от оригинала. Любое общество есть сложная система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов, включая право, институты политической власти, систему социальных отношений и обусловленных культурной традицией духовных ценностей, принципы и традиции организации финансовой и хозяйственной деятельности, в значительной степени зависящие от природных условий страны, и многое другое. Представляется очевидным, что даже полное тождество отдельных элементов разных систем вовсе не означает тождества самих систем. Как происходит вообще с любыми системами, стоит лишь одному элементу принять иной вид, и уже вся система приобретает качественные отличия. Это обстоятельство необходимо иметь в виду и говоря об отставании России, Представление, что Россия все время "догоняла" Европу, заставляет предполагать, что тот или иной момент ее исторического развития как государства соответствовал более раннему этапу в истории Западной Европы. Но такое предположение, во-первых, не учитывает взаимовлияния народов, которое даже в XV—XVII вв., и в особенности на территории Европы, было столь сильным, что вряд ли можно представить, чтобы в России могли возникать политические или социальные институты, попросту копирующие аналогичные институты европейских стран за несколько веков до того. Во-вторых, Россия в любой момент своей истории, несомненно, сочетала в себе как сугубо национальные черты, так и черты, делавшие ее похожей на ее соседей этого или предшествующего времени, черты общеевропейские. Причем, в любой момент своей истории Российское государство, как система, сочетала в себе разнообразные элементы, аналоги которых можно обнаружить в истории стран и Востока, и Запада, причем разных исторических периодов. Такое сочетание и делало, на мой взгляд, исторический путь России на протяжении многих веков "особым" и уникальным*. Черт "особого" и уникального в русской истории можно найти немало, но для наших целей необходимо попытаться вычленить нечто наиболее важное — то, степенью воздействия на что и определялся в конечном счете результат тех или иных преобразований в XVIII в. На мой взгляд, поиск этот надо вести в сфере социальных отношений. В настоящее время, кажется, уже мало кто сомневается в том, что возникшее к концу XV в. единое Русское государство представляло собой совершенно особую социально-политическую систему. Споры идут лишь о том, что именно оказало влияние на ее складывание — то ли византийские образцы, то ли ордынские, то ли таков был путь Руси еще с киевских времен. Но так или иначе, в то время, когда в Западной Европе уже началось новое время, когда расцвела культура гуманизма с ее культом человеческой личности, Российское государство возникло как система соподчиненности и по существу бесправия всех социальных слоев перед лицом сильной центральной власти (в современной литературе она получила название "служебной организации"^). В средневековой Европе человек был членом определенной корпорации, имевшей "свой регламент — устав, статут, кодекс поведения, писанный или традиционный", который "вырабатывался самой этой группой и основывался на принципах всеобщего согласия и самоуправления". Как член той или иной корпорации "человек не мог быть превращен в объект распоряжения, подобно античному рабу, прежде всего потому, что он не представлял собой обособленной единицы, которую, как скот или другое имущество, легко было отчуждать"24. В основе отношений средневекового европейского государства и личности, вассала и сюзерена лежала система вассалитета, т. е. по сути отношений "одной договаривающейся стороны к другой, причем обе были связаны определенными правилами и обязанностями", в то время как в России "шло постоянное усиление центральной власти и наступление на иммунитетные права"25. В результате "процесс централизации государственной власти и утверждения самодержавия не только рядовую массу феодалов, но и потомственную аристократию* низвел на положение слуг московского царя"2^ и на Руси закрепилась система подданства-министериалитета всех социальных слоев по отношению к государю, а точнее, по отношению к роду государя27. В этих условиях государство обладало практически неограниченным суверенитетом над личностью и имуществом подданных, включая высшие слои московского общества. Примеров того/ что дело обстояло именно подобным образом, можно привести множество. Так, еще в середине XIV в. были конфискованы земельные вотчины московского боярина Алексея Петровича Хвоста, попавшего в опалу к московскому князю. В конце XV в. Иван III, а затем его сын Василий III, не колеблясь, конфисковали вотчины десятков новгородских и псковских бояр, депортировав целые *3десь вновь речь идет не столько о неверности самой теории "догоняющего развития", сколько о неточности, неадекватности лежащего в ее основе понятия. *Была ли вообще в России аристократия в европейском смысле этого понятия — также дискуссионная проблема. Глава 1 роды в другие районы страны и превратив в новгородских помещиков (т. е. представителей среднего слоя служилых людей) ряд холопо-послужильцев. Особый размах подобная практика получила во время опричнины Ивана Грозного. И лишь к концу XVIII в. русскому дворянству удалось добиться появления законодательной нормы, согласно которой имущество преступника не конфисковывалось в пользу казны, а передавалось наследникам. Уже с середины XV в. бояре окончательно потеряли право отъезда от князя, а принимая на службу "вольных слуг" удельных князей, приезжих татарских мурз или литовских князей, московские князья брали с них присягу в верности, причем не только за них, но и за их потомство. С тех пор пренебрежение государственной службой и тем более желание эмигрировать или просто наняться на службу к какому-то иному господину (что было распространено в средневековой Европе) стали восприниматься в России как форма измены. Очевидно, что такое зависимое положение даже высшего социального слоя Московского государства было теснейшим образом связано с особенностями развития русского права этого времени, правовых представлений и, в частности, с неразвитостью института частной собственности. Не случайно дискуссионной остается проблема статуса боярской вотчины и прав вотчинника. Само понятие вотчины, как показала недавно Л.В. Данилова, в период образования единого Русского государства означало не только земельное владение, но вообще "наследственное владение (землею, княжеским столом, вообще какой-либо должностью)". Применительно к боярам источником получения вотчины была княжеская власть. Причем преобладало княжеское землевладение, а "главным источником доходов у бояр... были не земельные владения, а наместничьи и волостелины кормьГ, т. е. доходы, получаемые от управления определенными территориями страны^. Что же касается сословных прав отдельных социальных групп, то в* русском законодательстве XV—XVII вв., как уже упоминалось, мы обнаруживаем по существу лишь перечисление их обязанностей и повинностей по отношению к государству (непосредственно или через группу, расположенную на более высокой ступени иерархической лестницы), и практически никакого намека на права, привилегии и уж тем более личную свободу какой-либо категории населения. Собственно, юриспруденция, как отмечают историки права, "носила сугубо прикладной характер", а "процесс формирования отвлеченных, абстрактных правовых категорий, по- Феномен реформы в России: исходные положения 5/ добных тем, которыми оперировали западноевропейские юристы, в России шел крайне медленно"29. Среди таких категорий были, разумеется, понятия личной свободы и частной собственности, в принципе чуждые сложившейся системе социальных отношений и, следовательно, правовой мысли*. Все русское право этого времени было казуальным, что уже само по себе исключало возможность появления специального законодательства, имеющего целью определение статуса отдельных социальных групп. Вполне понятно, что сказанное не исключает существования отдельных традиционных, лежавших в сфере обычного права**, привилегий и прав тех или иных групп, которыми, собственно, они различались на социальной лестнице. Таким правом для высшего слоя русского общества было, например, право местничества. Однако и оно находилось не в сфере письменного, а обычного права, и не случайно, видимо, еще дореволюционные историки были вынуждены с сожалением констатировать отсутствие в институте местничества каких-либо "крупиц свободы", а современный исследователь определяет его лишь как "особый, развившийся в силу специфических условий тип феодальных внутрисословных' отношений"^. Ко всему этому следует добавить и то, что в продолжение XV—XVII вв. шел процесс становления и развития института холопства, во многом, как показал Р. Хелли, сходный с существовавшими в разных уголках земли системами рабовладения. Важнейшей особенностью русского варианта рабства историк считает то, что его объектом были жители той же страны — соплеменники и единоверцы холоповладельцев, причем в основе института холопства лежала самопродажа^. Постепенное разложение института холопства к концу XVII в., завершившееся его исчезновением в ходе петровских реформ, сопровождалось, напротив, развитием и укреплением института крепостничества, ставшего во многом преемником холопства. *Чтобы увидеть разницу, достаточно вспомнить слова из Великой хартии вольностей 1215 г.: "Ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или изгнан, или каким-либо иным образом обездолен... иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны" (Конституции буржуазных стран. М., 1968. С. 20). Другой характерный пример — это относящиеся к 1311 г. слова французского короля Филиппа Красивого: "Всякое человеческое существо, созданное по образу нашего Господа, должно быть свободно по естественному праву" (Цит. по: Кареев Н.И. История Западной Европы в Новое время. СПб., 1904. Т. I. С. 127). **Соотношение норм письменного и обычного права — одна из важнейших и наиболее актуальных проблем отечественной истории, причем не только для допетровского периода, но, видимо, и для XVIII и XIX вв. Глава 1 Понятие "крепостничество", как представляется, может быть использовано для описания в целом всей системы социальных отношений, сложившихся в Московском государстве, ибо, по существу, в крепостной зависимости разной степени находились все слои русского общества. В условиях же крепостничества вряд ли вообще было возможно существование полноценных сословий в западноевропейском значении этого понятия. Процесс их образования, который, как мы увидим, стал одним из важнейших в XVIII в., неотделим от их освобождения от крепостнической зависимости, их, как обычно выражаются западные историки, эмансипации. Говоря же о крепостничестве в более узком смысле, как форме экономического принуждения крестьянства, стоит заметить, что процесс его закрепощения изначально отличался от аналогичных процессов в Западной Европе. Там первый этап в истории крепостного права пришелся на время государственной раздробленности. В России этот процесс начался со значительным опозданием и совпал со становлением единого государства, сопровождавшимся не увеличением иммунитетных прав землевладельцев, а, наоборот, их сокращением. По-видимому, в любом обществе система взаимоотношений в верхнем социальном слое в той или иной степени воспроизводится на нижних этажах. Так, система сюзе-ренно-вассальных отношений между королевской властью и дворянством Западной Европы, наряду с формированием в общественном сознании и в праве принципов личной свободы, была залогом того, что крепостное право там было обречено на исчезновение уже в XII—XIII вв. В России отказ боярам в праве на передвижение, возникновение слоя служилых людей, обязанных государю службой и привязанных к своим поместьям, закрепление отношений подданства в верхнем слое служили залогом их повторения и во всех иных социальных слоях. Правда, история Европы знает и так называемое "второе издание крепостничества", коснувшееся ее Центральной и Восточной частей в XVI—XVIII вв. и охватившее главным образом часть Германии, Чехию, Венгрию, Румынию и Польшу (т. е. регионы, также знавшие "служебную организацию"). Однако показательно, что, как отмечают современные исследователи, в раздробленной Германии "на распространение института крепостничества... существенно влияло формирование суверенной княжеской власти. Территориальный князь присваивал по отношению ко всем своим подданным права личного господина; крепостническое состояние сливалось с подданством" (курсив мой. — А.К.)^. Феномен реформы в России: исходные положения Надо также заметить, что крепостничество в Восточной Европе и в первом, и во втором своем "издании" имело существенные отличия от российского, обусловленные опять же всей системой социальных отношений. Так, например, в Дании, где остатки крепостничества сохранялись до 1800 г., "жены крепостных не считались крепостными и находились вне юрисдикции помещика"^. Крепостные порядки сохранялись в Чехии и Моравии до 1781 г., в Польше — до 1794 г., в Восточной Германии и Прибалтике — до первых десятилетий XIX в., а в Венгрии — даже до 1848 г. Но существенно, что, как отмечал еще М.И. Туган-Барановский, на протяжении XVIII в. эти крепостнические порядки в отдельных частях Восточной и Северной Европы постепенно отмирали, в то время как в России на протяжении всего этого столетия крепостничество было на подъеме54. В условиях, когда в России крепостничество было основным принципом организации социальных отношений, не было, естественно, никаких предпосылок к образованию среднего класса — третьего сословия, которое в Новое время становится в Западной Европе основным инициатором социальных и политических перемен. Таким образом, о степени эффективности русских реформ рассматриваемого времени, о масштабах модернизации можно, на мой взгляд, судить прежде всего по изменениям в системе социальных отношений, по воздействию на процессы складывания полноценных сословий. Однако совершенно очевидно, что всякая реформа всегда разрушает некий сложившийся порядок вещей и, следовательно, противоречит интересам тех, кому выгоден старый порядок: как правило, правящей элиты (или по крайней мере ее части), поскольку ее положение обеспечивается именно этим порядком*. Следовательно, для того, чтобы осуществить реформу, необходимо сломить сопротивление тех, кому реформа невыгодна и кто, принадлежа к правящей элите, имеет немало рычагов воздействия на власть. Задача эта может быть совсем не сложной, если речь идет о реформе минимальной или умеренной, ведь такая реформа может быть даже выгодна части элиты и проводится в ее интересах. Иное дело реформа радикальная, носящая всеобъемлющий характер, предполагающая перестройку системы органов государственного управления, что уже само по себе грозит существованию правящей элиты в ее сложившемся составе. Возникает вопрос: при *Что не противоречит тому, что и реформаторы являются обычно выходцами из той же элиты. 54 л&* Глава 1 каких условиях возможно осуществление радикальной реформы? По всей видимости, тогда, когда правящая элита по каким-то причинам дезорганизована и оказывается не в состоянии оказать сопротивление реформатору. Такая ситуация, по-видимому, может возникнуть лишь в условиях кризиса. Понятие "кризис" — еще одно очень важное понятие, непременно требующее рассмотрения в контексте истории реформ. В современной политологии под кризисом понимают "перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом". При этом кризис "во всех случаях означает, что существующая... система... достигает предела, дальше которого она существовать... не может, исчерпала ресурсы и смысл существования (внутренний предел системы)". Политологи говорят также о трех фазах кризиса: «1) предшествующая самому кри-'зису (предкризисная), когда... система входит в так называемую "зону насыщения", в которой ее потенциал исчерпывается; 2) разгар, кульминация кризиса, достижение предела развития; 3) разрушение системы или ее переход в новое состояние, либо создание новой системы». Для нашей темы чрезвычайно важное значение имеет также следующее рассуждение: "Во всех случаях, даже в случае разрушения системы, кризис можно рассматривать как переход системы в новое качество или образование качественно новой системы, иначе говоря как момент развития. В этом смысле кризис принципиально отличается от катастрофы, т. е. окончательного разрушения системы и образования новой системы худшего качества, либо вообще полного прекращения развития" (курсив мой. — А.К.)^. Остановлюсь чуть подробнее на последнем положении. Трактовка кризиса как "момента развития" предполагает, что в развитии всякой системы наступает этап, когда в силу внутренних или внешних причин она перестает адекватно исполнять свои функции, т. е. справляться со своими задачами. В результате нарушается взаимодействие между отдельными элементами системы и наступает кризис, разрешение которого требует (в зависимости от конкретных обстоятельств, глубины кризиса и пр.) качественного изменения всей системы, ее структурной перестройки, изменения функций части или всех ее элементов, возникновения новых элементов и новых взаимосвязей между старыми. В этом важнейшее отличие кризиса от катастрофы. Данное отличие важно подчеркнуть еще и потому, что в обыденной речи слово "кризис" нередко воспринимается именно как "катастрофа" и оно ассоциируется Феномен реформы в России: исходные положения со всевозможными социальными катаклизмами, спадом или остановкой производства, обнищанием масс и пр. Однако все названные явления далеко не всегда обязательно должны сопровождать кризис*. Глубина кризиса и, соответственно, масштабы необходимых действий для его преодоления, очевидно, зависят от особенностей той или иной системы, ее способности к саморегуляции. Политологи различают "генетический кризис", т. е. присущий системе изначально, и "функциональный", возникающий в ходе функционирования системы. Функциональный кризис, в свою очередь, подразделяют на "физиологический" и "патологический". Первый характерен для систем, адаптирующихся к внутренним и внешним изменениям, второй — требует изменения структуры системы и ее перестройку^. В научной литературе встречаются также понятия структурный и системный кризис. Если рассматривать явление кризиса в целом, как об этом сказано выше, то любой кризис предстает как системный или структурный и, таким образом, уже словосочетание "системный кризис" является тавтологией. Однако поскольку это словосочетание чаще всего применяется именно для характеристики состояния обществ и государств на определенном этапе их развития, т. е. в том контексте, который и интересует нас прежде всего, а также в связи с названными особенностями обыденного восприятия понятия "кризис", по-видимому, не следует вовсе отказываться от его употребления. Тем более что трактовка этого понятия в исторической литературе может оказаться полезной для решения задач данной книги. Обратимся в связи с этим к монографии М.С. Мейера "Османская империя в XVIII веке: Черты структурного кризиса" (М., 1991)**. Автор признается, что понятие "структурный кризис" заимствовано им у экономиста A.M. Бельчука, использовавшего его для описания одного из видов экономического кризиса. Однако, считает Мейер, оно "вполне применимо и в качестве категории исторического познания для выделения одного из основных вариантов состояния общества при стадиальных переменах (курсив мой. — А.К.У'. Причем, "основной функцией структурного кризиса можно считать устранение, по крайней мере час- *В качестве примера можно привести кризис советского общества в первой половине 1980-х годов, который проявлялся не в падении уровня жизни, а в замедлении темпов его роста, что, естественно, вызывало опасения у специалистов, но оставалось практически незаметным для широких слоев населения. **Сама тематика этой книги, поскольку речь в ней идет о Турции XVIII в., чрезвычайно полезна для наших целей.
Глава 1 тичное, диспропорций, возникших между отдельными подсистемами данной этнополитической общности, и обеспечение возможностей развития всего общественного организма на новом стадиальном уровне". Обратим внимание, что тут вводится понятие "функции кризиса". Думаю, это не совсем точно. С учетом сказанного о кризисе выше, скорее, следует, видимо, говорить о значении или роли кризиса в развитии системы, в данном случае общества, государства. Мейер выделяет также важнейшие особенности структурного кризиса: "1) ограниченность сферы его действия отдельными областями общественной жизни; 2) направленность основных усилий на перестройку, а не на ломку существующих порядков; 3) относительно затяжной и весьма трудный характер самого процесса"^7. В целом верные, эти наблюдения, однако, требуют, на мой взгляд, некоторой корректировки в соответствии с изложенными выше основными положениями теории кризиса. Прежде всего она касается первого пункта. Почему структурный кризис непременно должен ограничиваться только отдельными областями общественной жизни и не может носить всеохватывающий характер? Если в системе вышли из строя несколько элементов, вряд ли система в целом может продолжать функционировать по-прежнему. Вернемся, впрочем, к реформам и вспомним, что разговор о кризисе потребовался нам для того, чтобы уяснить, при каких условиях правящая элита оказывается не в состоянии оказать сопротивление самым радикальным реформам. Ответ, видимо, таков: это происходит в условиях кризиса, возникающего в результате неспособности общественно-политической системы адекватно ответить на новации внутреннего и/или внешнего развития. Разрушение взаимосвязей между отдельными элементами (они же подсистемы) приводит к дезорганизации правящей элиты, нарушению ее единства, утраты ею привычных способов воздействия на власть. Таким образом, если реформа в целом есть реакция на определенные недостатки общественного развития, то радикальная реформа может быть осуществлена только в условиях кризиса, структурного или системного. Посредством радикальной реформы кризис преодолевается, происходит перестройка структуры системы, ее развитие получает новый импульс, а часто и новое направление. Из сказанного следует еще одно важное положение: осуществление радикальной реформы — это всегда особый, эксклюзивный этап в истории общества, как правило, требующий напряжения Феномен реформы в России: исходные положения всех его сил, затрагивающий все социальные слои. Очевидно, поэтому радикальная реформа не может носить перманентный характер, а связанный с нею этап относительно недолог. Из приведенных во Введении высказываний о характере реформ в России ясно видно, что их авторы представляют русские реформы как постоянную смену более или менее радикальных реформ этапами застоя, стагнации, а то и отката назад, т. е. как череду реформ и контрреформ. И тут необходимо остановиться на оставшемся пока за рамками разговора о реформах понятии контрреформы. "Советский энциклопедический словарь" 1979 г. однозначно связывал их с политикой Александра III, противопоставляемой реформам его предшественника^. Уже само это настораживает. Неужели иных контрреформ в истории России (не говоря уж об остальном мире) не было? Но что собственно такое контрреформа? По-видимому, возможны по крайней мере две трактовки. Во-первых, контрреформой можно назвать действия, ведущие к изменению направления и характера развития по сравнению с тем, каким оно стало в результате предшествующей реформы. Во-вторых (что более соответствует буквальному значению слова), это некое действие по отмене, ликвидации результатов реформы, имеющее своим следствием частичный или полный возврат к дореформенному состоянию*. В контексте данной книги будет использоваться именно второе значение. Как будет показано в последующих главах, за контрреформы в таком смысле нередко принимают явления, имеющие совсем иной характер, понять который можно, приняв во внимание сказанное выше о радикальных реформах. Дело в том, что если период радикальных преобразований является исключительным и требующим напряжения всех сил общества, то, очевидно, по его завершении общество нуждается в передышке, чтобы собраться с силами для следующего рывка вперед. На новом этапе происходит усвоение или, наоборот, отторжение обществом результатов конкретных преобразований, их проверка временем, а по необходимости и корректировка. Вот эту-то корректировку и принимают нередко за контрреформы. Между тем, когда речь идет о радикальных реформах, то они, как правило, являются не одним каким-то преобразованием в какой-то одной сфере, но комплексом серьезных изменений (иначе не *В реальности, как показывает исторический опыт, буквальный возврат к дореформенному состоянию невозможен, ибо в результате реформы общество приобрело уже новый опыт. Глава / может быть преодолен и структурный кризис), имеющих и разнообразные последствия. Поэтому очень важно уяснить основную направленность реформ, то направление развития, которое приняло после них общество. Без этого невозможна и правильная оценка мероприятия следующего этапа как действительно контрреформ, меняющих направление, возвращающих общество или отдельные его институты и структуры к дореформенному состоянию, или как носящих лишь корректирующий характер. Опираясь на описанные в данной главе рассуждения о реформе как социально-политическом феномене, обратимся теперь непосредственно к истории преобразований в России XVIII столетия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|