Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ




Сущность, функции и виды цен

Цена – это количество денег, которое покупатель платит продавцу за единицу продаваемого товара.

Цены играют огромную роль, служат инструментом управления в любой экономической системе.

Функции цены:

1. Измерительная, так как с помощью цены измеряется ценность товара.

2. Регулирующая. В процессе саморегулирования спроса и предложения уравновешивается и сама рыночная цена. Цена в условиях рынка и есть тот самый главный регулятор, которого Адам Смит назвал «невидимой рукой», направляющей экономику. Высокие цены ограничивают потребление ресурсов, низкие цены возбуждают спрос.

3. Стимулирующая функция, которая заинтересовывает производителей в производстве выгодной, рентабельной продукции и угрожает разорением убыточному, бесприбыльному производству.

4. Социальная функция. От нее зависят объем и структура потребления материальных благ и услуг, потребительский бюджет.

5. Планово-распределительная функция: цены используются в планировании и служат инструментом перераспределения доходов посредством назначения цен, более выгодных для определенных регионов, отраслей, предприятий.

Виды цен

При анализе и определении уровня цен предприниматель должен ясно представлять общую картину системы цен, которая характеризует взаимосвязь и взаимоотношения различных видов цен. В систему цен включены различные элементы, которые можно рассматривать как отдельные конкретные цены, так и определенные группы цен. Все элементы системы цен находятся в тесной взаимосвязи. Это предопределено единой методологией формирования затрат на производство, а также взаимосвязью и взаимозависимостью всех элементов рыночного механизма.

Система цен. Цены принято классифицировать в соответствии с определенными признаками.

По характеру обслуживаемого оборота:

- Оптовые, по которым предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;

- Закупочные, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция производителями государственным и коммерческим организациям для последующей переработки;

- Розничные, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению;

На строительную продукцию существует несколько разновидностей цен:

Сметная стоимость - предельный размер затрат на строительство каждого конкретного объекта;

Прейскурантная цена - усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта;

Договорная цена - устанавливается при подписании договора между заказчиком и подрядчиком.

- Цены и тарифы на услуги населению;

- Надбавки в сфере обращения (оптово-сбытовые, торговые);

- Тарифы грузового и пассажирского транспорта плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и пассажиров.

По степени свободы цен:

- Свободные, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения; государство может добиваться изменения этих цен только путем воздействия на конъюнктуру рынка;

- Фиксируемые, устанавливаемые государственными органами на ограниченный круг товаров;

- Регулируемые, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но подвергающиеся определенному воздействию со стороны государства или через непосредственное ограничение их роста или снижения, или путем регламентации рентабельности и т.п.

По способу фиксации:

- Контрактные, устанавливаемые по соглашению сторон и регистрируемые в контракте;

- Трансфертные, применяемые при реализации продукции между филиалами и подразделения внутри одного предприятия или одной ассоциации;

- Биржевые, используемые при продаже товаров через биржи;

- Цены торгов, обслуживающие особую форму торговли, когда несколько подрядчиков, конкурирующих между собой, предлагают заказчику свои проекты на выполнение определенных работ, из которых он на конкурсной основе выбирает наиболее эффективный.

По степени обоснованности:

- Базисные, применяемые в качестве исходной базы при установлении
цены на аналогичные изделия. Они представляют собой фиксированные в соглашениях или прейскурантах цены товаров с определенными качественными характеристиками;

- Справочные, публикуемые в каталогах, прейскурантах, журналах, газетах, справочниках и экономических обзорах. Они используются специалистами в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношении цен;

- Прейскурантные, представляющие собой вид справочной цены и
публикуемые в прейскурантах фирм-производителей или продавцов;

- Фактические цены сделок, учитывающие применение различных надбавок или скидок к базисной цене;

- Цены потребления, определяющие все затраты покупателя, связанные с приобретением товара, его доставкой и расходами по эксплуатации.

По времени действия:

- Постоянные, которые не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному контракту или договору;

- Текущие, по которым осуществляется поставка продукции в данный период времени, они могут меняться в течение выполнения одного контракта и зависят от конъюнктуры рынка;

- Скользящие, устанавливаются в торговых сделках на продукцию с длительным сроком изготовления; они учитывают изменения в издержках производства, происходящие в период изготовления;

- Сезонные, действующие в течение определенного периода времени;

- Ступенчатые, представляющие собой ряд последовательно снижающихся цен на продукцию по предварительно принятой шкале.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных