Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИЗУЧЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ




(Методика В. Смекала и М. Кучера)

Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики Смекала— Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала — Кучера основана на словесных ре­акциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связан­ных с работой или участием в них других людей. Ответы ис­пытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и со­здается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действитель­ности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию.

Назначение исследования — определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и колле­ктивистской (на взаимодействие) направленности человека.

Личностная направленность (направленность на себя - НС) связывается с преобладанием мотивов собственного бла­гополучия, стремления к личному первенству, престижу. Та­кой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребно­сти людей вокруг себя. В работе видит прежде всего возмож­ность удовлетворить свои притязания.

Коллективистская направленность или направленность на взаимные действия (ВД) имеет место тогда, когда поступ­ки человека определяются потребностью в общении, стрем­лением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной дея­тельности.

Деловая направленность (направленность на задачу -НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескоры­стное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Необходимо отметить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.

Инструкция испытуемому. На каждый пункт анкеты воз­можны 3 ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выра­жает вашу точку зрения, который для Вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву вашего отве­та напишите в листе ответов против номера вопроса в стол­бике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите дальше всего отстоящий от вашей точки зрения, наименее ценный для вас или менее всего соответствующий правде. Соответствующую букву напишите против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопро­са используйте только две буквы, оставшийся ответ не запи­сывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым лучшим. Время от вре­мени контролируйте себя: правильно ли вы записываете от­веты, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы. Если обнаружится ошибка, исправьте ее, но так, чтобы исправле­ние было четко видно.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

A. Оценка работы.

B. Сознание того, что работа выполнена хорошо.

C. Сознание, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

A. Тренером, который разрабатывает тактику игры.

B. Известным игроком.

C. Выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

A. Имеют индивидуальный подход.

B. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.

C. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподава­телей, которые:

A. Не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны.

B. Вызывают у всех дух соревнования.

C. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

5. Ярад, когда мои друзья:

A. Помогают другим, когда для этого представляется случай.

B. Всегда верны и надежны.

C. Интеллигенты и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считают тех:

A. С которыми складываются взаимные отношения.

B. Которые могут больше, чем я.

C. На которых можно надеяться.

7. Я хотел бы быть известным, как те:

A. Кто добился жизненного успеха.

B. Может сильно любить.

C. Отличается дружелюбием и доброжелательством.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

A. Научным работником.

B. Начальником отдела.

C. Опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, я любил:

A. Игры с друзьями.

B. Успехи в делах.

C. Когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда я:

A. Встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи.

B. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отно­шения.

C. Когда меня критикует мой начальник.

11. Основная роль школы должна заключаться в:

A. Подготовке учеников к работе по специальности.

B. Развитии индивидуальных способностей и самостоя­тельности.

C. Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

A. Недемократическая система.

B. Человек теряет индивидуальность в общей массе.

C. Невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

A. Для общения с друзьями.

B. Для любимых дел и самообразования.

C. Для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

A. Работаю с симпатичными людьми.

B. У меня работа, которая меня удовлетворяет.

C. Мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю, когда:

A. Приятно провожу время с друзьями.

B. Другие ценят меня.

C. Чувствую удовлетворение от выполненной работы.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

A. Отметили дело, которое я выполнил.

B. Похвалили меня за мою работу,

C. Сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.

17. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:

A. Имел ко мне индивидуальный подход.

B. Стимулировал меня на более интересный труд.

C. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:

A. Оскорбление личного достоинства.

B. Неуспех при выполнении важной задачи.

C. Потеря друзей.

19. Больше всего я ценю: А. Личный успех.

B. Общую работу.

C. Практические результаты.

20. Очень мало людей:

A. Действительно радуются выполненной работе.

B. С удовольствием работают в коллективе.

C. Выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу:

A. Ссоры и споры.

B. Отметание всего нового.

C. Людей, ставящих себя выше других.

22. Я хотел бы:

A. Чтобы окружающие считали меня своим другом.

B. Помогать другим в общем деле.

C. Вызывать восхищение других.

23. Я люблю начальство, когда оно:

A. Требовательно.

B. Пользуется авторитетом.

C. Доступно.

24. На работе я хотел бы:

A. Чтобы решения принимались коллективно.

B. Самостоятельно работать над решением проблемы.

C. Чтобы начальник признал мои достоинства.

25. Я хотел бы прочитать книгу:

A. Об искусстве хорошо уживаться с людьми.

B. О жизни известного человека.

C. Типа «Сделай сам».

26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

A. Дирижером.

B. Солистом.

C. Композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:

A. Смотря детективные фильмы.

B. В развлечениях с друзьями.

C. Занимаясь своим увлечением.

28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удо­вольствием:

A. Выдумал интересный конкурс.

B. Выиграл бы в конкурсе.

C. Организовал бы конкурс и руководил им.

29. Для меня важнее всего знать:

A. Что я хочу сделать.

B. Как достичь цели.

C. Как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

A. Другие были довольны им.

B. Выполнить прежде всего свою задачу.

C. Не нужно было укорять его за работу.

Форма 1

Больше всего Меньше всего Больше всего Меньше всего Больше всего Меньше всего Больше всего Меньше всего
               

 

Обработка результатов:

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

Направленность на

себя (НС) взаимодействие (ВД) задачу(НЗ)  
1. А 11. В 21.С 2. В 12. В 22.С З.А 13. С 23.В 4. А 14. С 24.С 5. В 15. А 25.В 6. С 16. В 26.В 7. А 17. А 27.А 8. С 18. А 28.В 9. С 19. А 29.А 10.С 20. С 30.С 1С 11. С 21. А 2С 12. А 22. А 3С 13. А 23. С 4.В 14. А 24. А 5.А 15. С 25. А 6.А 16. С 26. А 7.С 17. С 27. В 8.В 18. С 28. С 9.А 19. В 29. С 10.В 20. В 30. А 1В 11. А 21. В 2.А 12. С 22. В 3.В. 13. В 23. А 4.С 14. В 24. В 5.С 15. В 25. С 6.В 16. А 26. С 7.В 17. В 27. С 8.А 18 В 28. А 9.В 19. С 29. В 10А 20. А 30. В

 

Если указанная в ключе буква занесена в рубрику «Боль­ше всего», то испытуемому ставится знак «+» по данному виду направленности. Если же она расположена под индек­сом «Меньше всего», то ему ставится знак «-». Затем под­считывают количество «+» и записывают их в итоговую таб­лицу в соответствующие столбцы НС или ВД, или НЗ в зави­симости от того, какой ключ использовался. Также подсчи­тывается количество «-».

Форма 2

  НС вд НЗ
Количество «+»      
Количество «-»      
Сумма      
+30      

Количество «+» суммируется с количеством «-» (с уче­том знака!). Полученный результат записывается в итого­вую таблицу в строку «Сумма». Наконец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учетом знака!). Этот показа­тель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90.

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА (ПРИМЕР)

  НС вд НЗ
Количество «+» +8 + + 12
Количество «-» -11 -11 -8
Сумма -3 -1 +4
+30 +27 + 29 +34

Проверка: общая сумма = 27 + 29 + 34 = 90

ЛИТЕРА ТУРА К ГЛАВЕ 4.

Лучшие психологические тесты для профотбора и профориен­тации / Под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных