Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Остров неопытных физиков 3 страница




- Ты какую кнопку нажал? - спросил Яшка.

- Вот эту.

- А что там написано?

Витька посмотрел. Рядом с кнопкой на маленькой табличке мелким шрифтом было написано: "Время необратимо. Всегда причина предшествует следствию".

- Ну и что же теперь будет? - опять сказал Яшка. - Конечно, всегда сперва бывает причина, а потом следствие. На то она и причина.

- Теперь, наверное, будет все наоборот: что было причиной, то станет следствием, а следствие - причиной.

Витька сказал это совсем не уверенно, просто ему нужно было что-то сказать для поддержания своего авторитета "физика". Он сам не представлял себе, как это причины и следствия могут поменяться местами.

- Х-ха! Вот чудак-то!.. Смотрите, ребята! - воскликнул Алек.

Ребята обернулись. Какой-то человек, в старомодных железных очках, ходил по перрону и раскладывал в разных местах яблоки. Он доставал их из бумажного пакета. Одно яблоко ему никак не удавалось засунуть достаточно далеко под скамейку. Он даже стал на колени и не успокоился до тех пор, пока яблоко не оказалось в самом дальнем углу. Потом он аккуратно разложил еще несколько яблок по самой середине платформы и положил на землю пустой пакет. После этого он смешно взмахнул руками, и все яблоки со всех концов платформы покатились к его ногам, сами попрыгали в пакет, пакет повертелся на одном месте и подскочил прямо в руки пожилого гражданина.

- Вот это да! Это здорово!

- Это тебе не пропажа трения!

- Интересно, что же он сделал для того, чтобы яблоки сами попрыгали в пакет?

- Я же тебе, Яшка, объяснял. Мы отменили закон времени. Теперь все, что было сперва, будет потом, и наоборот...

- Ни черта не понимаю! Как же так: "что было сперва, будет потом"? Ну вот, я тебя спрашиваю, а ты отвечаешь, как обычно, а по-твоему должно было бы быть наоборот - сперва ты ответил, а потом я спросил?

- А чего ты ко мне пристал? Я что, обязан все знать? Там написано: "Время необратимо". Я нажал эту кнопку, значит, все должно быть наоборот. Гражданин рассыпал яблоки, а потом их собрал по одному. Просто нарушилась причинная связь явлений, и ничего особенного...

- Тоже сказал - ничего особенного!.. Ну, а почему у нас все идет по-нормальному? Если нарушилась причинная связь, тогда и мы должны были бы делать все наоборот? Ходить задом наперед?

- Может быть, мы попали в какую-то щель между пространством и временем? глубокомысленно заметил Алек.

На это даже Витька при всех его познаниях в области новейшей физики, почерпнутых в журнале "Техника - молодежи", ничего не мог ответить. У него мелькнула смутная догадка, что если бы всё, решительно всё пошло обратно, то это было бы равносильно тому, что вообще ничего не изменилось бы. Очевидно, обратный ход времени мог заметить только тот, кто сам находился в другом, прямом времени, но ясно сформулировать эту догадку Витька не мог. В это время его внимание привлек маневровый паровоз, медленно проходивший мимо платформы. Дым и пар возникали в воздухе и быстро втягивались в паровозную трубу. Это было очень странное зрелище.

Паровоз постепенно замедлял ход и остановился против того места, где были Яшка и Алек. Витька тоже подошел поближе.

Алек заглянул в будку машиниста, стараясь увидеть, как горит огонь в топке.

- Вот ты говоришь, - сказал он, обращаясь к Витьке, - что теперь все идет наоборот, то, что было причиной, стало следствием, и так далее. А не сумеет ли уважаемый физик товарищ Лозовский объяснить мне, как теперь может идти паровоз?

Алек имел вид победителя и ехидно улыбался.

- А что особенного? Так и идет. Раньше шел бы вперед, а теперь идет назад. Просто колеса крутятся в обратную сторону.

- А уголь?

- А что - уголь?

- Как же теперь: кочегар достает из топки горячий уголь и кидает его остывать в тендер?

- Так и кидает. Ничего особенного.

- Опять - ничего особенного! А огонь? Он, что же, по-твоему, тоже горит назад?

- И огонь...

- Откуда же берется тепло? Тогда выходит, что уголь в топке не горит, а остывает? Огонь не греет, а холодит? Так?

- Ну так...

- А вода в котле горячая?

- Горячая...

- Откуда же берется это тепло? Из воздуха? Значит, тепло само собой переходит от холодного тела к горячему? Тогда, по-твоему, можно холодную головешку бросить в снег и она соберет из снега столько тепла, что сама собой загорится и станет поленом? А потом из него вырастет дуб?

- Береза, - поправил Яшка.

- Ну что?

Витька был несколько озадачен. Физика была его любимым предметом. Когда они проходили "Теплоту", он получил пятерку именно за ответ о работе паровой машины. Он очень хорошо помнил, что тепловая энергия всегда переходит от горячего тела к холодному, что энергия движения паровоза получается от преобразования химической энергии топлива в механическую работу. При этом обязательно должно расходоваться топливо. На этом основаны все тепловые машины, этим же доказывается невозможность вечного двигателя - нельзя получить работу из ничего. Теперь же выходило, что и поезд двигался, и уголь в тендере не убывал, а прибавлялся.

Витька не находил ответа на эти сложные и противоречивые вопросы. Он стоял молча, рассеянно глядя на то, что делалось на платформе.

Пятясь, прошла уборщица, деловито разбрасывая метелкой мусор из совка.

Прошел по перрону парень в пестрой рубашке. Он шел развинченной, вихляющей походкой, словно был не человеком, а деревянной куклой, у которой все шарниры так разболтались, что руки и ноги едва держатся на своих местах. На нем были брючки небесно-голубого цвета, такие узенькие, что было совершенно непонятно, как он сумел просунуть в них свои неуклюжие ноги. Парень шел, конечно, пятясь и не видя, куда идет, и налетел на задумавшегося Витьку.

Он что-то проворчал и так сильно толкнул Витьку, что тот едва устоял на ногах.

- Эй, ты, потише! - крикнул Витька.

Но парень не реагировал на этот окрик. Во-первых, он не мог его понять, воспринимая все звуки наоборот, а во-вторых, он, собственно говоря, уже отреагировал на него раньше, когда толкнул Витьку.

Витька подумал, не затеять ли с ним драку, но в это время он услышал крик Яшки Букина:

- Эй, вы, стойте! Поезд идет!

По тропинке, ведущей к станции и пересекающей железнодорожные пути, шла группа прохожих. Это было целое семейство, очевидно приехавшее сюда провести свободный день. Родители шли впереди, а за ними бежали две девочки в одинаковых платьицах.

Ребята, конечно, видели все это наоборот: впереди, пятясь, бежали девочки, затем шли две женщины, и последним важно шагал задом наперед мужчина с большой сумкой. Они двигались прямо наперерез идущему поезду и не видели его, потому что поезд был у них за спиной.

- Стойте, поезд идет! - повторил Яшка и со всех ног бросился к девочкам.

За ним побежали Витька и Алек.

Однако они немного опоздали. И девочки и взрослые спокойно, не торопясь перешли пути почти перед самым поездом.

Ребята едва успели проскочить через рельсы и теперь стояли на другой стороне, тяжело дыша и ничего не понимая.

Дачники, не обращая на них внимания, спокойно пятились своей дорогой. Перед ребятами медленно катили колеса вагонов, постукивая на стыках рельсов.

Только сейчас Витька сообразил, что Яшка зря поднял панику. Ему показалось, что девочки неминуемо должны попасть под поезд, но на самом деле нечего было волноваться. Ведь все шло обратным ходом, и прохожие, пропустив идущий мимо поезд, не торопясь прошли, когда им ничто не угрожало.

В то же самое время на платформе парень в пестрой рубашке подошел к скамейке, на которой лежал забытый Витькой трансформатор, и, развалясь на ней, полез в карман за папиросами. При этом он задел трансформатор, в котором что-то щелкнуло.

Ребята уже хотели вернуться на платформу, но маневрирующий состав вдруг, без всякой остановки и даже нисколько не замедлив ход, сразу двинулся в обратную сторону.

Он миновал ребят, и они увидели, как дачники опять прошли через рельсы, но теперь уже не пятясь, как первый раз, а нормально. Последними пробежали две девочки.

Ребята тоже перешли пути и поднялись на платформу.

- Витька, а как же это они так? То задом наперед шли, то теперь обратно передом назад идут? - спросил Яшка. - Это что, тоже какая-нибудь "причина и следствие"?

Прошло несколько секунд, прежде чем он услышал Витькин ответ:

- Да что вы у меня всё спрашиваете! Разве я обязан все знать?.. Алек, а где трансформатор?

Алек выдержал небольшую паузу, потом Витька увидел, как беззвучно зашевелились его губы, и только после этого он услышал ответ:

- А ты его куда дел? Он ведь у тебя был?

- Я его на этой скамейке оставил.

Скамейка была пуста. На ней не было ни трансформатора, ни парня в пестрой рубашке.

"Неужели кто-то унес?" - подумал Витька.

Он внимательно осмотрел все вокруг и заглянул под скамейку в слабой надежде, что, может быть, трансформатор как-нибудь незаметно свалился, но его нигде не было.

- Ну вот, доигрались, - сказал Алек. - Конечно, его забрал этот парень в пестрой рубашке. Теперь он такого наделает...

- Какой парень? - спросил Яшка. - Этот Васька с Малой Якиманки, который тут околачивался? Этот может не отдать. Я его знаю, мы с ним еще в прошлом году дрались...

Рядом на соседней скамейке сидела пожилая женщина с пустым бидоном. Она относилась именно к тому типу обывательниц, которые особенно не любят мальчишек. Мальчишки в их представлении только тем и занимаются, что играют в футбол, чтобы под этим предлогом бить стекла.

Витька подошел к женщине и деликатно спросил:

- Тетенька, вы не видали здесь гражданина в пестрой рубашке? Он тут на скамейке сидел.

Женщина ответила не сразу. Она подозрительно посмотрела на Витьку и равнодушно отозвалась:

- Не видала.

Потом, немного помолчав, спросила:

- А он что, дружок твой, что ли?

Витька опять заметил странное несовпадение звука голоса с движением губ. Получалось, как будто звук запаздывает.

- Да нет, какой дружок! - возразил Витька. - Мы тут чемоданчик оставили, желтенький такой, кожаный...

- А-а. Раз такое дело, бегите скорее, ребята, догоните, он вон туда пошел, к лесу. И с чемоданчиком. Желтый, говоришь, чемоданчик-то?.. Он, он взял. То-то, я смотрю, как резво побежал...

Ребята, не рассуждая, бросились по тропинке, ведущей к лесу. Уже по дороге у Витьки мелькнула мысль, что, если они могли разговаривать с этой женщиной, могли задавать вопросы и получать ответы, значит, время снова пошло для всех одинаково, а это могло быть, если парень нажал какую-то другую кнопку на приборе как раз в то время, когда они были отделены от него проходящим поездом.

- Ребята, а как же Серега?! - крикнул Алек. - Надо бы его встретить на станции!

- Вот ты и встреть! - не оборачиваясь, на бегу крикнул Витька. Возвращайся на станцию и жди Серегу, а мы с Яшкой одни управимся!

- Вы тогда позовите, если надо! - крикнул им вдогонку Алек и нехотя пошел на станцию.

Быстрее звука

В первый момент, когда Серега заметил, что поезд изменил свое движение и теперь идет снова в "прямом" направлении, то есть к Москве, его больше всего удивило то, что это изменение произошло как-то удивительно плавно и незаметно. Он не почувствовал ни рывка, ни остановки, ни толчка. Просто пейзаж за окном, который до этого двигался слева направо, стал вдруг сразу, без всякого постепенного перехода двигаться справа налево. Все произошло так, как если бы он сидел в кресле кинотеатра и фильм на экране вдруг пошел в обратную сторону.

Пассажиры, бывшие в поезде, тоже как будто не почувствовали никакой перемены. Они по-прежнему сидели на своих местах и занимались своим делом, то есть ничего не делали. Все казалось таким обычным, что Серега даже не удивился, когда услышал голос девочки, громко спросившей:

- Который час?

Ее отец опустил газету, посмотрел на часы и сказал:

- Четверть второго.

Серега тоже посмотрел на свои часы - они показывали опять четырнадцать минут второго. Секундная стрелка вращалась в обычную сторону.

"Значит, время опять идет нормально, - подумал Серега. - Выходит, что мои часы то шли обратно, то снова вперед, и теперь повторяется все то, что уже один раз было, когда я ехал в ту сторону".

Серега посмотрел на девочку - она ела вишни, но теперь это происходило уже по-нормальному: она брала вишни из пакета, а косточки складывала в бумажный сверточек.

Серега стал вспоминать, что было, когда он сел в поезд. Он вспомнил, что его поразило, как ловко девочка поймала за окном пакет с вишневыми косточками.

"Конечно, - подумал он, - девочка просто съела все вишни и выбросила пакет за окно. А раз время шло обратно, то мне показалось, что она поймала его на ходу... Тогда скоро она должна будет что-то спросить у отца, а потом выбросит пакет".

Девочка действительно спросила у отца:

- Папа, а мы скоро приедем?

- Скоро, скоро, - рассеянно ответил отец и сложил газету.

Сереге показалось, что при этом он сперва видит движение губ говорящего и только потом, спустя какой-то очень маленький промежуток времени, слышит голос. Звук и видимое действие заметно не совпадали.

"Отчего бы это? Наверное, тоже связано с трансформатором. Интересно, что еще там переключили ребята, какую кнопку нажали?"

Серега стал по памяти перебирать все законы, которые они проходили в школе, но не мог подобрать ничего подходящего.

...В это же самое время Васька с Малой Якиманки продирался сквозь кусты орешника, росшего по опушке леса. У него не было никакого определенного плана действия. Он просто рассчитывал переждать в лесу некоторое время, пока уляжется суматоха, вызванная пропажей трансформатора, а потом, когда ребята уедут, вернуться на станцию и поехать в Москву поездом или на попутной машине.

Васька задержался, прислушиваясь, нет ли погони, но в лесу было удивительно тихо. Только ветер едва шелестел листьями в верхушках деревьев.

Сплошная стена орешника и дикой малины просматривалась лишь на несколько шагов. Дальше все сливалось в темной зелени. Под ногой у Васьки хрустнула ветка, и снова стало тихо. Успокоенный, Васька двинулся дальше. Но не успел он сделать несколько шагов, как вдруг услышал над самым ухом громкий хлопок, вроде выстрела из духового ружья. В тот же момент он почувствовал сильный удар в спину и кто-то вырвал у него из рук трансформатор.

Васька обернулся.

Перед ним стоял Яшка Букин и тот, другой мальчишка, которого он видел на станции. Все произошло так быстро и внезапно, что Васька с Малой Якиманки даже не успел удивиться тому, как удалось его преследователям совершенно неслышно нагнать его в лесу.

- Ты чего? - буркнул Васька.

- А ты чего? - ответил в тон ему Яшка, все еще задыхаясь от быстрого бега. - Мотай отсюда, пока не попало!.. Оглох, что ли? Я тебе покажу, как трансформаторы воровать!

Васька тупо смотрел на Яшку. Казалось, до него не сразу доходил смысл Яшкиных слов. Обычно Васька не упускал случая воспользоваться тем, что "плохо лежало", а вороватости всегда сопутствует трусость. Трусом был и Васька с Малой Якиманки. Поняв, что на этот раз ему не поможет напускная наглость, он почел за лучшее последовать Яшкиному совету и скрыться, пока не попало. Он бесшумно метнулся в сторону, и лишь спустя несколько секунд, когда его уже скрыли заросли, ребята услышали запоздалую ругань и треск сучьев.

Витька и Яшка повернулись, чтобы идти на станцию.

- Знаешь, Витька, - сказал Яшка, - у меня что-то с ушами случилось. Я как-то не сразу слышать стал...

- Ага, и я тоже.

- Вот ты сейчас говоришь. Я вижу, как ты губами хлопаешь, а звука нет, потом звук слышу, а ты молчишь...

- Ну-ка, дай трансформатор.

Витька откинул крышку и посмотрел, какая кнопка включена. Рядом с ней было написано: "Скорость звука в воздухе равна 330 м/сек".

- Ну конечно, этот дурак нажал скорость звука, она сейчас, наверное, не триста тридцать, а гораздо меньше. Потому и получается, что сперва только видишь, а уже потом слышишь.

- А зачем это?

- Как - зачем?

- Ну, я спрашиваю, какой толк от того, что звук запаздывает?

Витька замялся.

- Толку, может быть, и никакого, но просто интересно, что получается в этом случае.

- Какой же интерес? Только разговаривать труднее.

- Интересно попробовать, сможем ли мы бежать быстрее звука?

В это время со стороны станции донеслись какие-то пискливые голоса:

- Витькя-я!.. Яшькя-я!..

- Кто это нас? - спросил Яшка.

Голоса были совсем незнакомые и больше всего походили на голосок Буратино из детских радиопередач. Яшка прислушался и побежал к станции.

Витька последовал за ним и уже на бегу крикнул:

- Наверное, это Алек с Серегой!

Но Яшка не услышал его ответа. Звук распространялся теперь так медленно, что не мог догнать бегущего впереди Яшку. Поэтому и Васька с Малой Якиманки, пытавшийся украсть трансформатор, не мог слышать приближения ребят, когда они гнались за ним в лесу. Они бежали, а шум их шагов, треск ломаемых сучьев оставался где-то позади и догонял их, лишь когда они останавливались.

Выскочив на опушку, Витька и Яшка сразу увидели бегущих им навстречу Серегу и Алека. Алек замахал рукой и разинул рот, словно хотел что-то крикнуть, но звука не последовало. Он так и бежал, беззвучно разевая рот. Лишь в тот момент, когда ребята уже поравнялись, они услышали резкий хлопок и какие-то странные звуки, похожие на слова, но совершенно непонятные.

- Вот это здорово! - обрадовался Витька. - Я даже не думал, что может так здорово получиться!

- А что здорово-то? - недовольно спросил Алек. - Что это вы со звуком сделали?

- Это не мы. Это Васька с Малой Якиманки, тот парень в пестрой рубашке, звук замедлил, - ответил Яшка.

- Ну и что?

- А то, - сказал Витька, - что теперь мы можем бежать быстрее звука. Ты бежишь, а тебя не слышно, как реактивный самолет, который быстрее звука летит.

- Так его все равно слышно! - возразил Яшка.

- Слышно, когда он уже пролетел, а пока самолет приближается, обгоняя звук, как же ты его можешь услышать? Сам подумай!

Яшка недоверчиво покачал головой.

- А потом, - продолжал Витька, - если ты приближаешься ко мне гораздо быстрее звука, должны быть слышны все слова наоборот, как в магнитофоне, если пустить ленту обратным ходом.

- Ну да!

- Вот тебе и "ну да"! Хочешь, попробуем?

Витька отбежал шагов на пятьдесят, а потом побежал обратно, на ходу что-то крикнув. Уже после того, как он поравнялся с ребятами, они услышали:

- Са-ач йыро-о-то-ок?

- Ребята, я же это знаю, я слышал! - воскликнул Серега. - Это время пошло назад! Так получалось, когда часы шли обратно, только тогда бежать никуда не нужно было, все и так само по себе получалось, все шло наоборот!

- А когда это было?

- Когда я в поезде ехал.

- Так ведь тогда время шло обратно, а сейчас я двигаюсь быстрее звука. Это совсем другое.

- Получается-то все равно одно и то же!

- И ничего ты, Серега, не понимаешь! Я тебе про одно, а ты про другое...

Витька уже готов был прочитать целую лекцию по физике, но его перебил Алек:

- Смотрите, ребята, что это там?..

Витька обернулся. С того места, где стояли ребята, было хорошо видно железнодорожное полотно с уходившими вдаль рельсами.

Приближался поезд. Он шел совершенно бесшумно. Но странное было не в этом. От головного вагона электрички в обе стороны, как от острия стрелы, расходились двигавшиеся вместе с поездом клубящиеся полосы пыли и сорванных листьев. Получалось такое впечатление, как будто к поезду были прикреплены невидимые гигантские стержни, сметавшие все на своем пути, трепавшие кусты и деревья, заставлявшие падать птиц и вздымавшие в воздух весь тот мусор, который всегда валяется вдоль железной дороги.

- Бежим, ребята, это же смерч! Спасайтесь! - крикнул Алек и побежал в кусты.

Но его товарищи остались на месте. Как завороженные глядели они на странное явление. Поезд поравнялся с ребятами, и через секунду на них налетела упругая волна сжатого воздуха. Раздался грохот, подобный пушечному выстрелу, и каждый почувствовал сильный, ни на что не похожий удар.

Непохожий потому, что обычно любой удар ощущается тем местом, той частью тела, которая ударилась. Здесь же удар, обусловленный быстро возросшим давлением воздуха, распределялся равномерно по всему телу. На мгновение Витька словно бы захлебнулся налетевшим воздухом, и в следующий момент его окутало облако пыли. Он едва удержался на ногах, стараясь изо всех сил побороть крутившийся вихрь. Ударная волна, сопутствующая поезду, успокоилась почти так же быстро, как и налетела, но еще долго ребята слышали глухой шум и раскаты грома в той стороне, откуда пришел поезд.

Отплевываясь и отфыркиваясь, вылез из кустов испуганный Алек.

- Ну как, Алек, обошлось? - насмешливо спросил Яшка.

- Обошлось. А что это было?

- Понятия не имею. Вот Витька скажет, он все знает.

- Ничего я не знаю. Я что-то читал про воздушные волны, которые бывают, когда самолет летит быстрее звука, а что - не помню.

- Давайте лучше пока отойдем подальше от железной дороги, а то опять поезд пойдет. Как бы чего не случилось, - заметил Алек.

Ребята медленно пошли вдоль опушки.

- А куда же мы идем? - спросил Серега. - Надо бы сперва решить, что дальше делать.

- Прежде всего, я считаю, нужно как следует разобраться в приборе, сказал Алек. - А то у нас все получается очень неорганизованно. Жмем разные кнопки как попало и сами не знаем, что получится. Надо все делать по плану, по инструкции... Витька, давай инструкцию, она у тебя осталась.

- А зачем инструкцию? Мы и так, сами разберемся.

- Как это - сами разберемся?! - вскипел Алек, - Ты что, опять крушение хочешь устроить? Ты что, не знаешь, что за это бывает?! Нет, ребята, я так не играю. Или надо все по инструкции, или надо выключить прибор и отдать его в школу.

- Школа закрыта. Сейчас каникулы, - флегматично сказал Яшка.

- Ну, тогда просто милиционеру.

- Ты интереснее ничего не придумал?

- Ребята, инструкции нет. Она пропала, - смущенно сказал Витька.

Ему было очень неприятно в этом сознаваться, но соврать товарищам он не мог.

- Инструкцию я уронил в реку тогда, еще в самом начале, когда пропало трение. Она такая скользкая стала, я ее не мог удержать в руках. Но это ничего. Давайте попробуем сами разобраться в приборе, ну, а если уж ничего не выйдет, тогда действительно пойдем к милиционеру...

Индикатор места

Едва ребята услышали, что Витька уронил в реку инструкцию, они загалдели все разом и каждый стал предлагать свое.

Алек опять заявил, что необходимо ехать в Москву и посоветоваться со взрослыми.

Серега предлагал вернуться на то место, где была потеряна инструкция, и поискать ее в реке у берега - она не могла далеко уплыть.

Витька предлагал самим разобраться с прибором и испытать действие всех кнопок.

Яшка просто ругал Витьку растяпой, Алека - занудой, а Серегу - фантазером.

Поспорили, поспорили и согласились, что все равно, что ни делать дальше, прежде всего надо как следует разглядеть прибор.

На блестящей черной панели было расположено несколько кнопок. Около каждой табличка с надписью. Выше, над рядами кнопок, у края панели, находилось круглое окошечко, за которым был виден маленький, но очень подробный глобус. Окошечко закрыто выпуклой крышкой из прозрачной пластмассы. В центре на пластмассе нанесены две тонкие пересекающиеся линии.

- Совсем как индикатор места в кабинах космических кораблей! - воскликнул Яшка и потрогал гладкую пластмассу, закрывающую окошечко.

- Тише ты, лапами! - остановил его Витька.

Ниже, под глобусом, было другое окошечко, закрытое непрозрачной крышкой, Витька осторожно потрогал, нельзя ли ее открыть. Крышка легко откинулась, и под ней оказался экран, слабо мерцавший голубоватым светом. Рядом с экраном были три рукоятки, какие обычно бывают на радиоприемниках или телевизорах и служат для регулировки изображения. Под рукоятками мелкими буквами сделаны надписи: "Яркость", "Контраст", "Четкость".

Витька немного покрутил одну из них. Изображение сразу стало более ярким, и ребята увидели как бы план местности, но только не нарисованный, как на глобусе, а такой, как если бы смотреть на местность с самолета. Была видна извилистая лента реки, узенькая полоска железной дороги, платформа и крошечное здание станции, прямоугольники полей и расплывчатое пятно леса. От станции тянулась едва заметная ленточка проселочной дороги. В центре экрана тоже было нанесено перекрестие из двух тонких линий и маленький кружок.

- Ребята, а вы знаете, что это такое? Это ведь то место, где мы сейчас находимся!

- Ну да!

- Факт. Сейчас проверим. Видите - перекрестие находится как раз против опушки леса. Давайте пойдем потихоньку и будем следить.

Ребята подняли прибор и осторожно, стараясь не трясти его, пошли в сторону леса. Изображение на экране тоже медленно двинулось и стало перемещаться так, что теперь перекрестие приближалось к опушке леса.

- Ну что, видели? А говорили еще: "Не сумеем сами разобраться, надо милиционера позвать"!

Витька так презрительно посмотрел на Алека, что тому стало не по себе.

- Ладно, ты не очень-то задавайся! Это еще не все. Подумаешь, карта! Каждый дурак видит, что карта...

- Сейчас будем дальше разбираться...

Рядом с глобусом находились две рукоятки с надписями: "Широта" и "Долгота".

Ниже были расположены две широкие клавиши - одна белая, другая ярко-красная. На белой написано: "Включение настройки места", а на красной "Перемена места".

- Ага, это я знаю! - обрадовался Витька. - Я только это и успел прочесть в инструкции. Если установить на индикаторе какую-нибудь точку земного шара и нажать красную клавишу, то мы сразу очутимся в этом месте!

- Так уж сразу и очутимся? По воздуху перелетим, что ли?

- Ну, я не знаю точно, по воздуху или еще как, только в инструкции было написано: "Для перемены места нужно нажать красную клавишу, предварительно отменив принцип Эйнштейна..."

- Какой принцип?

- Обыкновенный принцип Эйнштейна - скорость света не зависит от относительного движения...

- А что это значит?

Витька помолчал гораздо дольше, чем это требовалось для того, чтобы до него дошел звук Яшкиного голоса.

- Подробно я не знаю, но в общем...

- Чего же ты так говоришь, будто это всем известно, а сам не знаешь!

- Так ведь про это во всех фантастических книгах пишут: скорость света постоянна, масса эквивалентна энергии, на звездолетах время течет медленнее... Ну и так далее. Только этого все равно никто не понимает, кроме самых знаменитых физиков. Я даже у одного инженера спрашивал. Он тоже не мог объяснить.

- Это же очень просто, - вмешался Алек. - Я тоже читал. Тут все дело в скорости света. Если взять, например, свет в квадрате, помножить его на массу...

- Как же это ты будешь свет на массу множить?

- Ну, я всех подробностей не помню, но только потом из этого получается атомная энергия...

- Тоже мне объяснил! Давайте лучше нажмем кнопку и посмотрим, что получится. Где она, эта скорость света?

Серега потянулся к трансформатору и, пробежав глазами по рядам табличек, нажал одну из кнопок раньше, чем Витька и Алек сумели ему помешать.

Но после этого ничего особенного не произошло. Лишь в первый момент, сразу после нажатия кнопки, послышался глухой раскатистый шум - это звук стал двигаться с обычной скоростью.

- Ну вот, ребята, теперь Серега, не разобравшись, нажал кнопку.

- Опять начнется какая-нибудь ерунда вроде трения! - недовольно сказал Алек и на всякий случай отодвинулся подальше от трансформатора.

Но никакой ерунды не получилось. Да ее и нельзя было бы заметить, потому что все эффекты, связанные с теорией относительности, проявляются только при очень быстрых движениях, сравнимых со скоростью света. При обычных же скоростях даже самые точные измерительные приборы не могут обнаружить никаких явлений, обусловленных теорией Эйнштейна.

- Ну что? Кажется, все нормально, - сказал Серега. - Теперь можно переноситься куда-нибудь...

- Обожди, Серега, нельзя же так! - возразил Витька. - Надо сперва все до конца рассмотреть, а то в самом деле получится глупость. Нужно действовать осторожно.

- А ты не боись! - Яшке почему-то нравилось коверкать обычные русские слова. Наверное, ему казалось, что так получается выразительнее.

- Я и не боюсь, - ответил Витька. - Это Алек всего боится, я же только хочу действовать обдуманно. Давайте сперва разберемся до конца в приборе, потом будем его испытывать!

- Ладно, - согласился Серега.

- Ладно, - подтвердил Яшка.

На панели прибора было два ряда кнопок. Около каждой табличка с надписью. Буквы были такие мелкие, что Витьке пришлось нагнуться к самой панели, чтобы прочесть написанное:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных