ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Разделение Ангелов на добрых и злых, бытие злых духов“Пространный Катихизис” учит, что не все ангелы “добры и благодетельны”, существуют и “злые ангелы”95. Священное Писание говорит, что все творение “хорошо весьма (добро зело)” (Быт. 1, 31). Это надвременная характеристика всего творения, творение вышло из рук Бога, Который благ, и потому оно — благо. Но откуда же в мире зло? Проблема зла — проблема по существу христианская, которая серьезно не может быть поставлена в контексте небиблейского мировоззрения. Для материалистических учений добро и зло сами по себе не существуют, но обусловлены человеческим восприятием, сам же мир нравственно нейтрален. В дуалистических учениях зло — необходимый элемент в структуре мироздания, одно из условий мировой гармонии. Пантеистические учения монистичны, реальность зла здесь вообще не признается, оно понимается как некая иллюзия, следствие недостаточного развития человеческого сознания. В различных гуманистических учениях зло понимается как недостаток природы, то есть не как природа, а как то, чего природе в силу тех или иных причин недостает. Действительно, с христианской точки зрения зло не может иметь место среди тварных сущностей, ибо Бог не создавал зла. Тем не менее опыт человечества свидетельствует, что зло не есть просто некоторый недостаток природы. Зло имеет свою собственную активность. Ответ на вопрос о природе зла дает Господь Иисус Христос в молитве “Отче наш”. Молитва Господня заканчивается прошением об избавлении нас от лукавого, но лукавый — это не нечто, а некто, некоторая личность. И зло не есть природа, а состояние природы, точнее говоря, состояние воли, ложно направленной по отношению к Богу. В. Н. Лосский предлагает следующее определение зла: “Зло — это состояние, в котором пребывает природа личностных существ, отвернувшихся от Бога”96. На основании Священного Писания можно дать следующее определение злых духов: это личные, свободно-разумные бесплотные существа, по собственной воле отпавшие от Бога, сделавшиеся злыми и образовавшие особый, враждебный Богу и добру, однако зависимый в своем бытии от Бога мир. Падение злых духов В “Пространном Катихизисе” о злых духах сказано, что “они сотворены добрыми, но нарушили долг совершенного повиновения Богу, и таким образом отпали от Него, и впали в самолюбие, гордость и злобу”97. О падении злых духов говорится в Священном Писании: “И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним” (Откр. 12, 9). “Господь … ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня” (Иуд. 5-6). Господь Иисус Христос говорит, что Он “видел сатану, спадшего с неба, как молния” (Лк. 10, 18). Падение злых духов не совершилось одновременно. Сначала пал один — главный, и “ему последовало, с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов”98. Этот дух в Священном Писании называется сатаной (“сатан” по-еврейски — противящийся) (Мф. 12, 26), а также диаволом (греч. diavboloV — клеветник): “сначала диавол согрешил” (1 Ин. 3, 8). Господь Иисус Христос, указывая на власть, которую диавол имеет над грешниками, называет его “князем мира сего” (Ин. 12. 31), а ап. Павел даже “богом мира сего” (2 Кор. 4, 4). По мнению свв. отцов, сатана первоначально был самым совершенным из всех духов99 или одним из высших Ангелов100. Жизнь личностных существ должна быть общением в любви, и прежде всего с источником любви — Богом. Тварные личности должны быть подобны сообщающимся сосудам, постоянно наполняющимся и передающим свое содержание друг другу. Однако по необъяснимой прихоти один из высших Ангелов захотел иметь все лишь для себя, ничего никому не отдавая, и таким образом стал как бы самозамкнутым пустым сосудом. Этот грех называется гордостью, суть его состоит в своекорыстном повороте внимания на себя самого. В результате собственное “я” ставится в центр мироздания, делается кумиром для самого себя, а все остальное становится средством к его ублажению, теряет свою самоценность101. Сущность падения ангелов есть гордость: “начало греха — гордость” (Сир. 10, 15). Мир, который образовали отпавшие от Бога духи, имеет монархическое устройство. Господь называет его “царством” (Мф. 12, 26). Единоличным главой этого царства является диавол, или сатана. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|