ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 1. Педагогика как наука об образовании человекаУТВЕРЖДАЮ Проректор по образованию ____________В.Я. Шевченко «___»______________2015 г.
программа государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке
для студентов всех форм обучения направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
Екатеринбург РГППУ Программа государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке. Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 28 с. Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Одобрена на заседании кафедры профессиональной педагогики. Протокол от_____________ № ______.
Рекомендована к печати методической комиссией Факультета психологии и педагогики РГППУ. Протокол от______________ №______.
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015
1. ЦЕЛИ государственного экзамена Цель государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке – выявление уровня профессиональной компетентности бакалавра профессионального обучения через демонстрацию овладения общекультурными и профессиональными компетенциями по каждому из трех направлений: педагогика, психология, методика профессионального обучения. Государственный экзамен направлен на диагностику следующих компетенций: · осознания ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности (демонстрирует глубокое знание всех ключевых ценностей профессии), проявляет понимание их смыслов и значений, высказывает свое отношение к каждой ключевой ценности профессии, демонстрирует системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся) (ОК-2); · готовности к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8); · владения нормами педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов) (ОК-9); · владения культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной речи правильно (логически) оформлять его результаты (ОК-18); · готовности к практическому анализу логики различного рода рассуждений, навыков публичной речи, аргументации, владения дискуссией, полемикой (ОК-21); · способности выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1); · способности организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствие с требованиями профессиональных и Федеральных государственных образовательных стандартов ОУ НПО и СПО (ПК-3); · способности анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5); · готовности к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10); · готовности к участию в исследованиях проблем возникающим в процессе подготовки рабочих (специалистов) (ПК-12); · готов к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13); · способности прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности (ПК-15); · способности проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов)(ПК-16).
Экзаменационный билет состоит из двух теоретических вопросов из области профессиональной педагогики, психологии или психофизиологии и третьего вопроса, который представлен в виде практического компетентностно-ориентированного задания самого разнообразного содержания: разработка педагогического проекта, сценария воспитательного мероприятия, решение типичной или усложненной педагогической задачи, критический анализ педагогического опыта, подготовка рецензии, отзыва, написание статьи и т.п. Отличительной особенностью вопроса является то, что он имеет продуктивный, творческий характер и касается решения частно-методических задач или частных вопросов профессиональной педагогики. Получение практического задания. Третий вопрос экзаменационного билета студентами выполняется в течение 5-ти дней, предшествующих государственному экзамену. Студент имеет право высказать свое пожелание о тематике практического задания члену государственной экзаменационной комиссии, ответственному за выдачу заданий. В случае если предполагаемая студенческая экзаменационная разработка имеет реальную перспективу внедрения в конкретный учебный процесс (заключение о полезности работы) или уже используется (акт внедрения), то ее тематика может быть предложена студенту в качестве практического задания. В остальных случаях задание назначается упомянутым членом экзаменационной, комиссии из числа тех тем, которые предложены в настоящей программе. При этом задание конкретизируется, например, указывается профессия рабочего (служащего) или специалиста среднего звена, учебный предмет (модуль) и т.п. Пояснительная записка к выполненному заданию оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению курсовых работ. Требования к ответу на экзаменационный билет: · ответ должен быть научным, то есть опираться на соответствующие законы и теории; он должен быть логически стройным, в ответе должны присутствовать доказательства, опирающиеся на аргументы, аналитические данные и факты; · ответ должен строиться с использованием знаний других дисциплин (модулей), то есть быть интегрированным; · ответ следует строить в единстве теории и практики с подтверждением теоретических положений фактами, педагогическими ситуациями; · ответ на третий вопрос билета осуществляется в форме защиты выполненной разработки. 2. содержание государственного экзамена 2.1. Педагогика Тема 1. Педагогика как наука об образовании человека Педагогики как наука. Генезис и основные этапы развития педагогики. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие, педагогические закономерности, принципы, правила. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в педагогическом процессе. Место и роль педагогики в системе наук о человеке.
Тема 2. Сущность образования Сущность процесса обучения. Основные понятия, характеризующие сущность обучения: «информация», «знание», «умения», «навыки», «учебные достижения». Сущность процесса воспитания. Основные понятия, характеризующие сущность воспитания: «личность», «индивидуальность», «духовность», «телесность». Сущность образования в гармонии воспитания и обучения. Основные направления образовательной политики государства. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Тема 3. Воспитание Воспитание и социализация – сходство и различия. Факторы развития личности, индивидуальности, духовности и телесности человека. Противоречия и движущие силы воспитания. Поведение и деятельность в воспитании. Воспитательные системы: гуманистическая, личностно-ориентированная, «Педагогика успеха», школа диалога культур. Категории цели и идеала в теории воспитания. Педагогическое руководство воспитанием. Принципы воспитания: нравственности, общественной направленности воспитания, связи воспитания и развития; воспитания с жизнью и трудом; в коллективе, опоры на положительное в воспитании; единства требовательности и уважения к личности в воспитании; гуманизации воспитания. Принципы воспитания: в труде, учета возрастных особенностей и индивидуальных различий в воспитания. Тема 4. Обучение Сходство и различия между научным познанием и учебной деятельностью. Противоречия и движущие силы процесса обучения. Логика и закономерности процесса обучения. Категория цели в теории обучения. Роль принципов в теории обучения. Психологические основы принципов обучения. Принцип сознательности и активности обучения. Принцип наглядности обучения. Принципы систематичности и последовательности обучения. Принцип прочности обучения. Принципы доступности и научности. Принцип связи теории с практикой. Современные дидактические концепции и категория «незнание» в теории обучения. Проблема педагогического руководства обучением: организация и управление. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|