Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Хороводные и плясовые песни. Коломийки, частушки.

Хороводные и плясовые - песни, сопровождаемые движением, танцем игрой – были частью обрядового действа в календарные, главным образом, весенние праздники; в семейно-бытовой обрядовости (свадьба). Постепенно этот жанр потерял обрядовый смысл, песни стали исполняться и

создавались новые для развлечения, воплощали юмористическое, а иногда – сатирически-обличительное содержание.

Виды хороводов: хороводы-игры и хороводы-шествия. Игры – от ритуальных игр в календарных обрядах; представляют собой театрализованное разыгрывание игрового действия («А мы просо сеяли», «Лён», «Зайчик», «Перепёлочка» и т.д.) В круговых хороводах- играх действие разыгрывалось солистами внутри круга; в некруговых могло быть две группы хора, поочередно показывающие действие. В хороводах- шествиях хореография обобщенно отражала двигательные процессы («Заплетися, плетень», «Вейся, вейся, капустка») или фигуры («змейка», «цепь», «гуськом», «через воротца» - «ручеек» и т.д.).

Существуют хороводные песни на семейно-бытовую тематику («Во поле береза стояла», «Отдавали молоду», «Заиграй, моя волынка»).

По характеру бывают медленные, лирические и быстрые – шуточные, юмористические. У лирических напевы близки протяжным песням со свободным мелодическим развертыванием и переменным метром – например, хороводная «Да уж я, матушка, не женат хожу». У скорых - четкий четный метр, характерная ритмическая фигура припляски – восьмая-2 – 16-х или наоборот. («Барыня», «Из-под дуба, из-под вяза», «Как у наших у ворот»). Часто словесная и музыкальная фразы заканчиваются более долгой длительностью.

Плясовые близки быстрым хороводным, они обычно исполняются наиболее искусными танцорами – сольно и в ансамбле. Иногда в отдельную группу выделяются «вечерочные» - исполнявшиеся на «вечерках», посиделках, «прядимках».

Плясовые песни могут сопровождаться инстр звучанием.

Существуют песни шуточного содержания «для слушания» (и в русском, и в укр фольклоре)

Укр танцевальные песни также группируются по танцевальным признакам – гопаки, козачки, «метелицы». Часто называются «пісні до скоку», «шумки», «триндички». Характерен, как правило, четный метр, моторика, 2-хчастная структура напева, во втором разделе ритмическое дробление («І шумить, і гуде», «Дівка в сінях стояла», «Як ішов я з Дебречина»). Ладовая основа – мажор, гармонический минор. Многие танц. песни звучали во второй части вертепного представления («Ой, під вишнею»)

В карпатском регионе распространены коломыйки – 2-строчные куплеты, каждая строка из 14 слогов (4+4+6), с ритмическим замедлением в конце строк. Мелодика танцевально-моторная (четный метр, квадратность, ровный ритм, без распевов), изредка напевная (в лирических «женских» коломыйках возможен 3-дольный и переменный метр, распевы). Куплеты объединяются в «вязанки». Жанр возник в начале ХІХ в. и существует до сих пор.

Во 2-й половине ХІХ века возникает жанр частушки (больше характерен для русского фольклора, и городского, и крестьянского) – однострофные песенки с танцевальной или лирической мелодикой (лирические частушки – «страдания»). Объединяются в «серии». В каждой строфе – законченная мысль, содержание обычно юмористическое, сатирическое, стихотворный размер – хорей.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Повышение квалификации педагога профессиональной школы | Работа элек­три­че­ско­го тока


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных