Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность, формы и условия развития внешнеэкономической деятельности.

Вопрос 1.

 

Внешнеэкономическая деятельность – это процесс реализации внешнеэкономических связей путем осуществления торгового обмена, совместного предпринимательства, оказания услуг, различных форм экономического и научно-технического сотрудничества, проведения валютных и финансово-кредитных операций.

Основные направления внешнеэкономической деятельности отображены на рисунке 1.

Рис. 1 Основные направления внешнеэкономической деятельности

Внешняя торговля начала быстро развиваться при капиталистическом способе производства и достигла наибольшего развития при вхождении ряда крупнейших стран мира – США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Швеции, Италии и других – в мировую рыночную экономическую систему.

Процесс бурного развития капиталистического способа производства способствовал решению технических проблем переброски крупных партий товаров на дальние расстояния за счет использования железных дорог, пароходов в XIX в. В XX в. возможность широкого развития внешней торговли усилилась за счет постоянного совершенствования морского, речного, железнодорожного, автомобильного, авиационного и трубопроводного транспортов.

Интенсивное развитие различных видов машинного производства делает необходимостью увеличение внешнеторговых обменных операций, так как необходимы новые и разнообразные виды сырья, топлива, материалов, научных разработок. Потребность закупки нефти, леса, руд, металлов тем выше, чем интенсивнее развивается экономика страны. Например, Япония не имеет богатых природных ресурсов, и ее промышленность может развиваться исключительно за счет внешней торговли. Интенсификация производства, в свою очередь, требует поисков большого, емкого рынка, что также способствует расширению внешнеэкономических связей и усилению внешнеэкономической деятельности.

Существенной предпосылкой развития внешнеэкономической деятельности является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах.

Важным фактором развития внешней торговли является вывоз капитала, на основе которого возникают транснациональные корпорации, которые чаще всего бывают национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности. Появляются и межнациональные корпорации, которые являются интернациональными по сфере деятельности и по капиталу. Роль транснациональных корпораций в международной торговле весьма значительна, так как на долю их внутрикорпорационного оборота приходится около одной трети международного экспорта.

К ряду других общих факторов развития внешнеэкономической деятельности относятся:

1. Неравномерность экономического развития различных стран мира. Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, сферы обслуживания, свою специализацию в экономике.

Специализация промышленного или сельскохозяйственного производства дает сильный толчок развитию внешней торговли, что очень актуально для небольших по территории и численности населения развитых капиталистических стран: Голландии, Норвегии, Бельгии, Финляндии и др. Эти страны имеют долю экспорта в валовом национальном продукте около 50% и, примерно такая же доля импортируется.

2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах. Ежегодно в мире в поисках работы перемещается 25 млн. человек. Имеются страны с избыточными трудовыми ресурсами: Индия, Китай, Бангладеш, Пакистан, Нигерия и другие. А также есть регионы: Западная Европа, США, Ближний Восток, Южная Америка, которые нуждаются в притоке рабочих рук. Поэтому перемещение работников из страны в страну, регулируемое Международной организацией труда, процесс объективно необходимый, способствующий развитию внешнеэкономической деятельности.

Большое разнообразие сырьевых ресурсов, основную долю которых составляют полезные ископаемые, объективно способствует установлению торговых отношений между странами мира.

Установлению внешнеэкономических связей между государствами способствует возможность некоторых стран мира – Японии, Сингапура, Гонконга, Панамы, Бахрейна и др. – выделять средства для кредитования фирм, предприятий, банков, расположенных в различных странах.

3. Характер политических отношении. Укреплению внешнеэкономической деятельности способствует наличие дружественных политических отношений между странами. И, наоборот, политическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть до разрыва экономических связей.

4. Различный уровень научно-технического развития. Формированию внешнеэкономической деятельности способствует обмен между странами студентами, стажерами, научными сотрудниками, преподавателями; проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических и археологических экспедициях; выполнение контрактов по проведению проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ.

5. Особенности географического положения, природных и климатических условий.

К результатам развития внешнеэкономической деятельности в мировой экономике можно отнести:

- дальнейшее углубление международного разделения труда;

- экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей;

- интенсивный и рациональный обмен результатами труда;

- дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;

- увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;

- успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов;

- расширение круга стран, достигших полной конвертируемости их валют.

Во внешнеэкономической деятельности любой страны решающую роль играет ее внешнеэкономический комплекс.

Внешнеэкономический комплекс страны – это совокупность отраслей, подотраслей, объединений, предприятий, фирм, кооперативов, производящих и реализующих экспортную продукцию, а также закупающих и перерабатывающих импортные товары и осуществляющих другие формы внешнеэкономических связей.

Внешнеэкономический комплекс состоит из двух основных частей, включающих:

1. Фирмы, предприятия, чья производственная деятельность направлена на производство экспортной продукции и услуг, а также фирмы, предприятия, являющиеся потребителями импорта.

2. Фирмы, предприятия, занятые поставками товаров зарубежным потребителям, а также поступлением продукции, производимой за рубежом.

Современный этап развития комплекса заключается в установлении прямого, устойчивого и долгосрочного соединения производственного и внешнеэкономического видов деятельности и преобразовании комплекса в динамичную и сбалансированную производственно-коммерческую систему.

Коммерциализация производства ориентирована на интенсификацию и активизацию участия в мирохозяйственных связях, на формирование открытого по отношению к мировому хозяйству типа экономики.

Условиями успешного развития внешнеэкономического комплекса являются: наращивание экспортного потенциала, включение в различные формы совместного предпринимательства, наличие конкурирующих производств, повышение самостоятельности регионов, предприятий, фирм.

В XXI в. внешнеэкономический комплекс страны является динамичным сектором российской экономики, обеспечивающим решение важных социально-экономических задач.

Российский экспорт направлялся в основном в страны Евросоюза, Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и СНГ, на долю которых в общем экспорте России приходится более 66%. Наиболее крупными импортерами российских товаров являлись – Германия, Италия, Белоруссия, Китай, Украина, США, Великобритания, Польша, Нидерланды.

Главным фактором роста стоимостных объемов российского экспорта в этот период явился рост средних контрактных цен. Существенным фактором динамичного развития экспорта в страны Содружества явился рост физических объемов поставок.

Формирование Россией и странами СНГ Единого экономического пространства (ЕЭП) со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы осуществлялось государствами Содружества с учетом договоренностей, достигнутых ими в сфере создания зоны свободной торговли, предусматривающих возможность сохранения государствами Содружества во взаимной торговле отдельных изъятий из режима свободной торговли с последующей поэтапной их отменой, а также переход во взаимной торговле на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения".

В настоящее время уже согласованы вопросы, связанные с формированием зоны свободной торговли, с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном и Киргизией.

В настоящее время осуществляется реализация достигнутых Россией с государствами Содружества договоренностей по различным направлениям экономической интеграции.

Торгово-экономическое сотрудничество со странами Западной Европы в последние годы отличается стабильностью и тенденцией к расширению торгового оборота. Решению задачи активного участия России в мировых интеграционных процессах в значительной степени способствовало дальнейшее углубление торгово-экономических отношений с Европейским союзом, на долю которого приходится около 40% внешнеторгового оборота России и 25% иностранных инвестиций.

Фундаментом отношений с этой группой стран явилась последовательная реализация таких базовых документов, как "Соглашение о партнерстве и сотрудничестве", "Стратегия развития отношений Российской Федерации с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг,)". В перспективе значение Евросоюза будет возрастать как вследствие намечаемого присоединения к нему новых государств, так и в связи с устойчивым ростом западноевропейской экономики.

Основными торговыми партнерами среди стран Евросоюза являются Германия, Италия, Великобритания, Франция, Финляндия. В последние годы также укрепляются экономические связи с государствами Центральной и Восточной Европы. Улучшение ситуации в торгово-экономическом сотрудничестве России со странами ЦВЕ возможно на основе либерализации взаимной торговли, усиления государственной поддержки промышленного экспорта, участия российских предприятий в строительстве новых и реконструкции действующих объектов в данном регионе, в первую очередь тех, которые созданы при участии российских предпринимателей.

В начале XXI в. активизировались торгово-экономические связи России со странами Балтии. В этом регионе тесно переплетаются между собой интересы России, стран Европы и некоторых стран СНГ. Особое внимание уделено подготовке предложений о торговом сотрудничестве Калининградской области как субъекта Российской Федерации с сопредельными государствами.

В настоящее время осуществляется формирование торгово-политических условий, влияющих на экономические отношения России с Соединенными Штатами Америки.

Одним из важных направлений внешнеэкономического взаимодействия России с развивающимися странами является сотрудничество в области технического содействия, которое способствует расширению экспорта российской машинно-технической продукции, поставок комплектного оборудования, технологий, строительных и других услуг.

Развитие внешнеэкономического комплекса в XXI в. будет происходить на фоне продолжения экономического подъема в стране, что, с одной стороны, создаст благоприятные условия для расширения импорта, прежде всего инвестиционного оборудования, а с другой стороны, приведет к увеличению внутреннего потребления ранее экспортировавшейся продукции и определенному сокращению объема экспорта.

Факторы торгово-политического характера – унификация и снижение импортных пошлин, расширение внешнеэкономического сотрудничества в рамках ВТО, расширение сотрудничества с Евросоюзом и другие – формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и предсказуемости.

Необходимым условием для реализации потенциальных возможностей в сфере внешней торговли является принятие действенных мер по расширению и повышению эффективности участия России в международном разделении труда.

Вопрос 2.

Транспортное обеспечение международных перевозок.

 

Внешнеэкономическая деятельность тесно связана с транспортным обеспечением, которое является одною из важных составляющих процесса организации доставки товаров от места их изготовления к месту потребления. В сущности оно идентично товарообороту, которое базируется на концепции логистики. Вместе с тем транспортное обеспечение целесообразно рассматривать как самостоятельный аспект системы товарооборота, который имеет свою специфику.

Под транспортным обеспечением понимают совокупность элементов, которые находятся в тесном взаимодействии и составляют единственную транспортную систему, которая объединяет операции, связанные с производством и обращением продукции.

Продукцией транспорта является непосредственно сам процесс перемещения товаров от производителя к потребителю. В этом и заключается суть транспортных услуг. Они - основное связывающее звено между продавцом и покупателем.

Особенности транспортных услуг.

Транспортные услуги имеют свои особенности.

1. Транспорт не производит новый товар или продукт, но именно благодаря перемещению их с одного места в другое обеспечивается продолжение процесса производства и обращения, имеет место конечное потребление выработанных товаров. Перемещение товаров, продукции с места производства к месту потребления и является той потребительской стоимостью, которую создает транспорт, его транспортные услуги.

2. Действие транспортных услуг выражается в таком полезном эффекте, который не может возникать, сохраняться и реализоваться в отрыве от транспорта. Вместе с тем производство транспортных услуг неотрывно от их потребления. Транспортные услуги удовлетворяют потребности в момент своего проявления, то есть создание таких услуг совпадает с их потреблением.

3. Транспорт занимает особенное место в международном товарообороте. С одной стороны, он является необходимым условием осуществления международного разделения труда, внешнеэкономических связей. С другой стороны - транспортная индустрия выступает на мировых рынках экспортером своей продукции, частично, транспортных услуг.

4. Транспортные услуги, которые осуществляются в сфере ВЭД, поддаются влиянию всех факторов, которые характеризуют развитие рыночной экономики. В первую очередь, это колебание цен на нефть, спроса и предложений на товары, а, соответственно, и на их перевозку; валютного курса; степень вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность, состояние политических и экономических отношений разных государств и много других.

Транспорт играет важную роль в развитии внешнеэкономической деятельности страны и предприятий. Его нормальное функционирование обеспечивает выполнение обязательств сторонами по покупке-продаже, коммерческий эффект внешнеторгового соглашения. Нарушение транспортного процесса часто ведет к материальным потерям экспортера и импортера, делает отечественные товары неконкурентноспособными.

Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности является объективно необходимым. Часто грузовладельцу трудно ориентироваться в транспортной обстановке, которая требует профессиональных знаний законодательства отдельных стран, международных конвенций (соглашений), технико-эксплуатационных характеристик транспортных средств, пунктов перегрузки и перевалки грузов, условий их работы, рынка посреднических услуг и др.

Поэтому, при необходимости отправления груза за границу, целесообразно в первую очередь установить тесные контакты с транспортными предприятиями и организациями, которые занимаются международными перевозками. При этом важно выбрать вид транспорта, которым вы хотели бы отправить груз за границу. Здесь нужно иметь в виду; что в современном мире функционирует шесть видов транспорта:

морской

речной

железнодорожный

автомобильный

воздушный,

трубопроводный.

Виды транспорта разделяются на водяной (морской, речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Каждый из них имеет свою специфику.

Планирование отправления груза.

Планируя отправление груза и выбор транспорта, нужно учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, вид груза. Грузы, которые перевозятся, разделяются на генеральные, массовые и специальные. К генеральным относятся разные искусственные грузы (в упаковке или без нее). За размерами они разделяются на обычных, длинномерных (больше 3 м) и негабаритных. За массой - легкие и тяжелые (с массой больше 5 тонн за одну грузовую единицу).

К массовым относятся грузы, которые представляют собой определенную структурную массу которая перевозится в большом количестве без упаковки. К ним относятся наливные (нефть и нефтепродукты, газы, животные и растительные жиры, спирты и др.), навалочные (руда, концентраты, удобрения и др.), насыпные (зерно, сахар, сырец и др.) и лесные.

К особорежимным относятся грузы, которые хранят и перевозят при соблюдении специальных правил (опасные грузы, те, что быстро портятся и др.).

При выборе средств транспортировки нужно иметь в виду, что в некоторых случаях возможность выбора отсутствует. Например, грузы, которые быстро портятся, нужно перевозить авиатранспортом. Вместе с тем авиаперевозки не допускаются при перевозке легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов. Основную часть перевозок морским транспортом составляют перевозки массовых наливных и специфических грузов (нефти и нефтепродуктов, железной руды, каменного угля, зерна но др.). Морской транспорт широко используется и для перевозки генеральных грузов.

Во-вторых, фактор времени. Известно, что самый быстрый способ доставки груза - это авиатранспорт. Однако он дорого стоит. Поэтому используется только тогда, когда нужно доставить груз за минимальный отрезок времени (продукты, которые быстро портятся, цветы и др.) В других случаях разрабатывают хорошо спланированные программы поставок, ориентируясь на планы перевозок транспортных компаний, во избежание дорогих поспешных перевозок. Товары желательно закупать в тех странах, из которых их удобнее доставлять.

В-третьих, стоимость перевозок. Не существует каких-то конкретных правил, которые позволяют определить точный процент стоимости транспортных расходов относительно стоимости товара. Здравый смысл подсказывает, что это должен быть небольшой процент, за исключением тех случаев, когда выбор отсутствует и можно использовать лишь один доступный путь - воздушный или сухопутный. В этом случае воздушные перевозки автоматически приравниваются к сухопутным перевозкам.

Каждый покупатель хотел бы, чтобы стоимость перевозки составляла небольшой процент от стоимости товара. Однако бывают случаи, когда выбор отсутствует и нужно платить за доставку груза высокую цену. А когда есть выбор, цена будет ниже. Например, небольшие и средние по объему партии грузов можно доставлять воздухом и по суше примерно по одинаковым ценам.

В-четвертых, безопасность перевозки. Хрупкое и драгоценное оборудование лучше перевозить воздушным транспортом. Товары, которые имеют высокую степень риска, относительно кражи (запчасти автомобилей, офисное оборудование, фармацевтические товары и т.п.), как правило, доставляются морским транспортом, в основном в контейнерах, хотя это стоит дороже.

Названные обстоятельства важно учитывать при выборе вида транспорта. Однако, вид транспорта во многом зависит от того, что в первую очередь интересует грузоотправителя. Если его интересует скорость доставки груза, он выбирает между воздушным и автомобильным транспортом. Если его цель - минимальные расходы, делается выбор между водным и трубопроводным транспортом. В западных странах более выгодно использовать автомобильный транспорт.

Нужно отметить, что в России объемы международных перевозок постоянно растут. Однако в настоящее время транспорт еще не обеспечивает потребность грузовладельцев в перевозках. Это связано с недостатком транспортных средств, некачественной и в значительной степени изношенной материально-технической базой, неудовлетворительной подготовкой грузов к транспортировке, недостаточной ответственностью транспортных организаций за порчу грузов в дороге, за их сохранение. Не в полной мере используются потенциальные возможности транспортного комплекса по развитию экспорта транспортных услуг.

Характер международных перевозок.

Рассматривая содержание отдельных транспортных операций при осуществлении внешнеэкономической деятельности, они определяются характером международных перевозок и классифицируются в зависимости от ряда признаков по:

- предмету транспортных операций (разделяются на грузовых и пассажирских);

- виду транспорта (водяной, воздушный, наземный и смешанный);

- виду товара (с генеральным грузом, массовым, наливным, газообразным);

- периодичности (регулярные и нерегулярные);

- порядку прохождения границы (перегрузочные и не перегрузочные перевозки);

- транспортно-технологической системы (контейнерные, паромные, ролкерные и др.);

- виду соединения (прямой и смешанный транспорт).

В часовом разрезе выделяют три группы транспортных операций:

1) операции, предшествующие внешнеторговому соглашению;

2) операции, которые появляются в процессе ее реализации;

3) операции после завершения соглашения.

К первой относятся такие действия, как планирование внешнеторговых перевозок, анализ конъюнктуры рынка транспортных услуг, тарифов и условий перевозки товаров, определения транспортного фактора в цене товара, транспортные и базисные условия поставки в контракте купли-продажи.

Вторая группа операций состоит из таких действий, как подготовка товара к транспортировке, заключению договора перевозки, оформления соответствующих транспортных и товаросопроводительных документов, страхование груза и оформление страхового полиса, подготовка и оформление грузовой таможенной декларации с учетом товарной номенклатуры (ТН) ВЭД, расчет с перевозчиками, оформление таможенных формальностей, пограничных, санитарных, ветеринарных операций, оформление необходимых документов но др.

К третьей группе относятся операции, связанные с решением споров между грузополучателем и покупателем, если такие имеют место, предъявление претензий к искам, решения их в установленном порядке.

Транспортные операции могут осуществляться в разных местах: в пунктах отправления, по пути продвижения груза, в пунктах перевалки, на пограничных пунктах и у товарополучателя. Они могут проходить как в середине страны, так и за рубежом.

Виды сообщений

В практике перевозок грузов различают два вида сообщений: смешанное и прямое.

Смешанное сообщение - это перевозка грузов различными или одним и тем же видом транспорта, но с перегрузкой (например, с одного автомобиля в другой). Каждый раз при перегрузке товара заключается новый договор перевозки, определяющий отношения сторон по ее осуществлению.

Прямое сообщение - это перевозка грузов по одному документу, выполняющему функции договора перевозки, даже если груз перегружался в пути. При перегрузках документ, выполняющий функцию договора перевозки, просто передается на следующий вид транспорта и следует с ним до следующей перегрузки или окончания доставки.

В специальной литературе часто встречается термин - прямое - смешанное сообщение. По сути он является синонимом прямого сообщения. Используя его, просто хотят подчеркнуть, что груз следует хотя и с перегрузкой (как бы в смешанном сообщении), но тем не менее по единому документу, выполняющему роль договора перевозки.

 

 

Использованная литература

1. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. Под ред. Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова.- М.:АКАДЕМИЯ, 2012. – 304с.

2. Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций: Учеб.-практ. пособие/ Ю.Н.Грачев. – М.:ЗАО «Бизнес-школа»Интел-Синтез», 2001г.- 592с.

3. Непомнящий Е.Г. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. Курс лекций. – Таганрог: изд-во ТИУиЭ, 2007. –176 с.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рождённый в Назарете | Глава 1. Прикладные проблемы социальной психологии.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных