Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические указания. Курс «Спортивно-оздоровительный туризм» - это минимальный набор тем, позволяющий организациям, занимающимся развитием спортивного туризма

Введение

Курс «Спортивно-оздоровительный туризм» - это минимальный набор тем, позволяющий организациям, занимающимся развитием спортивного туризма, готовить квалифицированные кадры соответствующего уровня туристской подготовки для проведения спортивных походов, спортивных туров и других массовых спортивных туристских мероприятий.

 

Задачи курса - дать слушателям знания, умения и навыки, необ­ходимые:

- для обеспечения безопасного проведения туристских меропри­ятий;

- для работы с группой в условиях природной среды на маршру­тах различной категории сложности, с учетом возрастных, физиче­ских и других особенностей участников;

- для работы в учреждениях по подготовке кадров для СТ;

- для подготовки человека к выживанию в экстремальных условиях.

Примерный учебный план и примерная программа являются минимально необходимой базовой основой для разработки учебных планов и рабочих программ образовательных учреждений или ор­ганизаций, проводящих подготовку кадров для спортивного туриз­ма, и содержат следующие разделы:

- общая подготовка: дает понятие о роли, задачах, технологии и структуре функционирования спортивно-оздоровительного ту­ризма в России, знакомит с основными нормативными документами по спортивному туризму;

- специальная подготовка: раскрывает вопросы организации, подготовки и проведения туристского путешествия (СП, СПТ и П), его тактико-технического обеспечения, безопасности на маршруте и действий в экстремальных ситуациях;

- учебно-воспитательная подготовка: знакомит с особенностями организации обучения и воспитания кадров для СТ, с учетом раз­личного уровня подготовки слушателей;

- методическая подготовка: излагает методические ос­новы проведения мероприятий по подготовке кадров для СТ; массовых туристских мероприятий;

- организация и проведение массовых туристско-спортивных мероприятий: знакомит с вопросами организации и проведения туристских вечеров, слётов, чемпионатов и туриад, основами соревнований по туристскому многоборью;

- организация и проведение спортивных туров (кроме гидов-проводников факультативно): обучает особенностям работы гидов-проводников, обслуживанию туристов на маршрутах и проведению спортивных туров; основам менеджмента и маркетинга; финансирование туристских мероприятий и организа­ция платных услуг.

Курс рассчитан на пять уровней туристской подготовки:

- начальный (основы туризма): вне видовой, для подготовки участников и руководителей походов выходного дня (ПВД), инструкторов детско-юношеского туризма (подго­товка проводится факультативно, в соответствии с положением об этой категории кадров), знакомит с основами туристских навыков.

- базовый (введение в вид): для подготовки участников и руководителей походов I-II к.с., организаторов спортивного туризма, гидов-проводников 1-2 категории;

- специализированный (совершенствование опыта) - для подготовки участников и руководителей походов III-IV к.с., гидов-проводников 3-4 категории и инструкторов (тренеров 2 категории) спортивного туризма;

- высший (спортивное мастерство): для подготовки участников и руководителей походов V-VI к.с., гидов-проводников спортивного туризма 5-6 категории и старших инструкторов (тренеров 1 категории) спортивного туризма;

- переподготовки (повышения квалификации): для повышение спортивного мастерства в СТ и поддержание спортивного уровня участников и руководителей СП. Проводится в форме укороченного учебно-методического семинара с учебно-тренировочным походом.

 

 

Задачей курса «Спортивный туризм» является подготовка следующих категорий кадров:

- организаторы спортивного туризма должны уметь планиро­вать и организовывать работу туристских групп, кружков, объединений по интересам, туристских секций и клубов в колле­ктивах физической культуры и в муниципальных образованиях, по месту жительства, проводить мас­совые ТСМ (походы), вести занятия в туристских секциях и кружках, координировать туристскую и краеведческую работу в образовательных учреждени­ях, молодежных, спортивных, патриотических и других клубах;

- участники СП - выпускники всех уровней подготовки кадров для спортивного туризма должны иметь объем знаний, умений и на­выков, необходимый для обеспечения безопасного прохождения маршрута, категория сложности которого соответствует уровню их туристской подготовки;

- руководители спортивных походов должны уметь качественно выполнять функции руководителя спортивной группы в соответст­вии с «Правилами…» (спортивных походов);

- инструктора-проводники спортивных туров (соответствующего уровня) должны уметь качественно выполнять функции гида-про­водника и (или) руководителя в группах совершающих спортивные туры, а также функции руководителей спортивных походов; иметь необхо­димые знания и навыки оказания доврачебной медицинской помощи, владеть основами психологии малых групп, знать маршрут, на котором предстоит работать, владеть основами экскурсионной ра­боты, и правилами проведения спортивных туров на территориях национальных парков и заповедников, знать нормативную базу спортивного туризма, иметь знания и навыки обслуживания туристов на маршрутах.

- инструктора (тренеры) спортивного туризма должны уметь организо­вывать и проводить учебные мероприятия по подготовке кадров для СТ, соответствующие уровню их подготовки; выполнять функции тренера, заместителя руководителя и или руководителя, готовить команды к УТП, спортивному похо­ду или соревнованиям; иметь практический опыт по подготовке и руководству спортивными по­ходами; инструкторы спортивного туризма всех трех кате­горий должны уметь качественно выполнять функции инструкторов-про­водников, соответствующего уровня подготовки, знать норматив­ную базу спортивного туризма.

Методические указания

Учебная работа по каждому курсу проводится в форме лекций, бесед, семи­нарских и практических занятий в помещении и на местности, УТП, консультаций, самостоятельных и контрольных работ слушателей, при дистанционном обучении - общении по Интернету. В практические занятия включают специальную физическую под­готовку, занятия по технике туризма и конкретного вида туризма, участие слушателей в слетах и соревнованиях по технике вида или ТСМ, судействе ТСМ, преодолении локальных (ЛП) и протяжённых (ПП) препятствий в 1-3 дневных походах, выполнение контрольных нормативов. Закрепление теоретических и практических навыков слушателей происходит во время УТП, сложность которого соответствует уровню подготовки. В зависи­мости от вида туризма и опыта слушателей, допускается перераспределение лекционных часов на: самостоятельное изуче­ние отдельных тем, объединение или расширение отдельных тем за­нятий, а также увеличение общего количества часов.

В качестве самостоятельных работ рекомендуется давать слуша­телям следующие темы:

- на начальном уровне: описание маршру­тов походов выходного дня, степенных и не категорированных, составление описаний туристских объ­ектов и объектов туристского показа

(природных, исторических, архитектурных и т.д.), заполнение маршрутных листов с разработкой графика движения, составление календаря массовых мероприятий и смет к нему, расчет стоимости ПВД, степенных и не категорированных походов, разработка положения массового ТСМ и т.д. по темам курса.

-на базовом уровне: методические разработки по теме любого из заня­тий курса как лекционного, так и практического, включая УТП.

-на специализированном уровне: разработка методических по­собий и рекомендаций, подготовка статей на туристские конференции, участие в специализированных форумах в Интернете и т.д.

-на высшем уровне: - проблемно-ориентированные работы по спортивно-оздоровительному туризму, обслуживанию на маршрутах, безопасности, участие в специализированных конференциях, форумах, подготовка публикаций по туристской тематике.

В общее число занятий входят часы на подготовку и проведение учебно-тренировочных походов. Окончательное количество часов выноси­мых на УТП определяется ТПС проводящей организацией и согласовывается МКК с учетом категории сложности маршрута, вида туризма и опыта слушателей.

Зачётные требования (в объеме пройденной программы) на за­ключительном этапе учебного мероприятия включают:

- устный (при дистанционном обучении в режиме IСQ, без времени на подготовку), экзамен по теоретической подготовке;

- зачет по практическим навыкам;

- зачет по общей физической подготовке, можно оценивать, ориентируясь на следующие нормативы из литературы, приведенные в таблице:

1.Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М., 2002 г.

2.Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов-пешеходников. ЦРИБ «Турист», М, 1979 г.

3.Школа альпинизма: Начальная подготовка. Учеб. издание/ Сост. Захаров П.П., Степаненко Т.В. М., Физкультура и спорт, 1989 г.

 

 

 

 

Таблица 3. Общее количество часов (не менее) по темам и уровням* подготовки

Наименование тем Количество часов
НУ БУ СУ ВУ
  Общая подготовка 8 26 17 12
  Специальная подготовка 42 100 80 76
  Работа инструктора-тренера (по уровням):        
  Учебно-воспитательная подготовка - - 58 64
  Методическая подготовка - - 139 74
  Массовые мероприятия - 2 22 4
  Итого:        
  Проверка готовности групп к УТП        
  УТП (мин.продолжительность в учебных часах/днях) 12/2 36/6 60/10 96/16
  Экзамены        
  Разбор школы        
  Итого:        
  Всего:        

 

Таблица 4. ТРЕБОВАНИЯ ПРИ АТТЕСТАЦИИ ТУРИСТСКИХ КАДРОВ

Уровень туристской подготовки Аттестуемые кадры Требования при аттестации
    Начальный Организатор СТ а) окончить школу НУ б) 2у + экстернат за школу НУ
Младший турист-провод И-П СТ без категории См. “Положение о статусе мл. И-П и И-П СТ без категории“
Все категории инстр. молодёжного туризма[A1] См. «Положение о инструкторах молодёжного туризма»
    Базовый Инстр.-проводн. СТ 1кат. Инстр.-проводн. СТ 2кат. См. “Положение о статусе инструкторов-проводников СТ 1-2 кат“
Инструктор ДЮТ См. “Положение о статусе инструктора ДЮТ“
  Специализированный     Инструктор СТ (тренер СТ 2 категории) а) окончить школу СУ с инструкторским блоком + стажёр БУ (или препод. доп.образования) + 2р б) 3р + экстернат за школу СУ с инструкторским блоком + стажёр БУ или СУ
См. Таблицу 1 “Положение о статусе тренера СТ
Инстр.-проводн. СТ 3 кат. Инстр.-проводн. СТ 4 кат. См. “Положение о статусе инстр.-проводников СТ 3-4 категории“
    Высший     Старший инструктор СТ (тренер СТ 1 категории) а) ИСТ + ВУ с инстр. бл. + стажёр ВУ + нач. (завуч) любых шк. БУ или СУ + 4р + методичку по СТ б) 5р + экстерн ВУ с инстр. бл. + стажёр ВУ + нач. (завуч) любых шк. БУ или СУ + методичку по СТ Стажировку в ВУ можно заменить 2-ой рук. раб. в шк. БУ или СУ; "Методичка по СТ" - любая разработкой для подготовки кадров СТ.
См. Таблицу 1 “Положение о статусе тренера СТ “
Инстр.-проводн. СТ 5 кат.   См. “Положение о статусе инстр.-проводников СТ 5 категории“
  Высшая категория       Инструктор СТ международного класса (тренер СТ высшей категории) а) иметь звание ст. инструктора СТ + 2 начальник или завуч школы ВУ + МС + 2 печат. работы по СТ б) присваивается по совокупности Президиумом ФСТР
См. Таблицу 1 “Положение о статусе тренера СТ “
Инстр. - проводник СТ международного класса (6 категории) См. “Положение о статусе инстр.-проводников СТ международного класса“

 

[A1]Направление Г

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задания № 7, № 8 решить с записью полного решения. | БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ОБЖАЛОВАНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных