Запомните главные признаки СПП
с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ подчинением:
1. минимум предложений должно быть 3: одно главное и два придаточных;
2. 1-ое придаточное зависит от главного, 2-ое придаточное от 1-го придаточного и т.д.;
3. придаточные предложения при последовательном подчинении чаще всего располагаются следующим образом: [ = – ], (= –), (= –).
4. но может быть и другой порядок: одно придаточное может находиться внутри другого (при стыковке двух союзов): [– = ], (что,(когда – =), – =).
[ Вода обрушилась так страшно ], (что, (когда солдаты бежали внизу ), им вдогонку уже летели бушующие потоки ).
[ Вода обрушилась так страшно ] НАСКОЛЬКО? (что им вдогонку уже летели бушующие потоки ).
( что им вдогонку уже летели бушующие потоки ) КОГДА? (когда солдаты бежали внизу )
[ Медведь так полюбил Никиту ] КАК?(что зверь тревожно нюхал воздух )
( зверь тревожно нюхал воздух ) КОГДА? (когда он (Никита) уходил куда-нибудь )
5. главное предложение может также стоять после придаточных: (Когда – =), (что =), [ – = ]. (Когда человек настолько уязвлён ), (что не в силах проявить великодушие ), [ в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке ]. [ в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке ] В КАКИЕ МИНУТЫ? (Когда человек настолько уязвлён ) (Когда человек настолько уязвлён ) НАСКОЛЬКО? (что не в силах проявить великодушие )
При ОДНОРОДНОМ подчинении оба придаточных подчиняются главному и отвечают на один и тот же вопрос (относятся к одному и тому же виду).
[ Она знала ], (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты ), (что чувствуют они себя связанно ).
[ – = ], (что – = ), (что = – ). придаточные изъяснительные
[ Она знала ]ЧТО? (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты )
[ Она знала ]ЧТО? (что чувствуют они себя связанно ).
Чаще всего придаточные присоединяются ОДИНАКОВЫМИ союзами или союзными словами. Но могут присоединяться и РАЗНЫМИ, но вопрос при этом один и тот же:
[ В своих письмах я не пытаюсь объяснить ], (что такое добро ) и (почему добрый человек внутренне красив ).
[ В своих письмах я не пытаюсь объяснить ] ЧТО? (что такое добро )
[ В своих письмах я не пытаюсь объяснить ] ЧТО? (почему добрый человек внутренне красив ).
Если придаточные связаны союзом И, то запятая между ними не ставится:
[ Она знала ], (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты ) и (что чувствуют они себя связанно ).
[ – = ], (что – = ) и (что = – ).
Придаточные могут быть связаны сочинительными союзами А, НО, запятая при этом ставится перед сочинительным союзом, а перед подчинительным союзом или союзным словом не ставится:
[ А Любка обняла Улю ], (с которой она подружилась с того совещания у Туркенича ), но (с которой ещё не успела поздороваться ).
[ – = ], (с которой – = ), но (с которой = – ).
Придаточные могут стоять в середине главного:
[ А Любка обняла Улю, (с которой она подружилась с того совещания у Туркенича ), но (с которой ещё не успела поздороваться ), и поцеловала её как сестру ].
[ – =, (с которой – = ), но (с которой = – ), и = ].
Внимание! Подчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному, например:
[ Ему уже не было страшно ], (хотя гром трещал по прежнему ) и ( молния полосовала все небо ).
[ = ], (хотя – = ) и ( – = ).
[ Ему уже не было страшно ], (хотя гром трещал по прежнему ) и (хотя молния полосовала все небо ).
[ = ], (хотя – = ) и (хотя – = ).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|