ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Модели развития конфликтов в социальной работе.Возможны три модели развития конфликта, которые являются обобщением представлений о возникновении конфликтов и конфликтном взаимодействии. Конфликтное взаимодействие развивается на фоне определенного ситуационного контекста, включающего общий кооперативный или конкурентный характер взаимодействия сторон, условия протекания конфликта, наличие "третьих сил", способствующих усилению или ослаблению конфликта, и др., а также прежний опыт взаимодействия сторон. Важнейшим фактором, определяющим установку человека на тот или иной тип взаимодействия с партнером в конфликте, является прежний опыт отношений между ними, который актуализируется в следующих типах их установок относительно новой ситуации разногласий: 1) позитивная установка на достижение договоренности; 2) неопределенная установка, связанная с отсутствием уверенности в возможности договоренности;
3) нежелание договариваться, актуализация негативных эмоций. Типам конфликтного взаимодействия соответствуют и определенные средства воздействия, используемые участниками конфликта по отношению друг к другу. Поскольку участники первого конфликта сохраняют в общении позитивные неформальные компоненты, то и при воздействии друг на друга они применяют позитивные неформальные способы - аргументацию, убеждение, объяснение, просьбу. Если стороны превращают общение в формально-ролевое взаимодействие, они вынуждены опираться при выборе способов преодоления возникших разногласий на формальные возможности. В деловом конфликте это как апелляция к официально принятым способам решения проблем. Характеристики каждой из моделей развития конфликта связаны некоторой внутренней логикой, которая позволяет отнести их к определенному типу конфликтного взаимодействия. Основанием для типологии являются типы взаимодействия в конфликтных ситуациях, различающиеся по параметру "цели - средства". Сотрудничество представляет собой такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором его участники стремятся к разрешению возникших между ними противоречий, ориентируясь при этом на сохранение позитивных отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия. Кооперация с ее преимущественной ориентацией на решение проблемы, т. е. не на то, чтобы "договориться", а на то, чтобы, опираясь на формальные установления, прийти к компромиссному решению, развивается на основе опыта прежних разногласий, которые не были успешно преодолены и закрепились у участников ситуации в виде опыта "недоговоренности". Стратегия, направленная, скорее, на достижение формальных решений и оставляющая нерешенными проблемы отношений сторон, может быть обозначена как уход. Конкуренция - это такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором участники не стремятся к разрешению существующих между ними противоречий. Целью их взаимодействия становится "победа" над противостоящей стороной, для чего применяются разнообразные средства, используемые при "борьбе с противником". Таким образом, модель развития конфликта представляет собой процесс, основанный на прежнем опыте участников взаимодействия, формирующий их отношение к новой ситуации противоречия, что, в свою очередь, задает сценарий их нового взаимодействия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|