ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА2.1 Диагностика исходного уровня познавательных универсальных учебных действий младших школьников Начало обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир - мир науки, в котором существуют свои язык, правила и законы. Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Осмысление текстов, заданий, умение сравнивать, различать и обобщать, относятся к развитию и формированию познавательных УУД. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Условия, обеспечивающие развитие познавательных УУД: ·развитие УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса; ·развитие УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности; ·универсальные учебные действия могут быть сформированы и развиты только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся. Содержание уроков окружающего мира в наибольшей степени способствует поддержанию и развитию интереса к учебно-познавательной деятельности. Вместе с тем учителя знают, что на «голом месте» познавательный интерес не возникает. Его нужно поддерживать и развивать. Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Этот интерес связан с потребностями детей в младшем школьном возрасте. Если учитель работает в зоне ближайшего развития, то интерес к познанию углубляется. Это необходимое условие развития познавательной деятельности школьников. Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого человек приобретает знания, познаёт законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него, как справедливо заметил Баландин В.А. Познавательная деятельность начинается с исследовательской, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для решения различных практических задач, которые он ставит перед собой. Учитывая психологические особенности младшего школьника, процесс познания должен вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребёнка к приобретению знаний. Для этого учителя используют целый спектр методических приёмов: Наглядность; Художественное слово; Технические средства; Игру Чтобы организовать интересную познавательную деятельность младшего школьника, учитель применяет игру. Дидактическая игра имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д. Чем младше учащийся начальной школы, тем больше места на уроках окружающего мира должна занимать игра, особенно в первом и втором классах. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение и не получить отрицательной оценки, не боятся сделать что-то не так как обычно. Для многих игра является средством психологической реабилитации. Многие ученики младшего возраста болезненно реагируют на каждое замечание учителя и очень переживают. В игре отсутствие знаний или их неточность растворяются в сюжете, становятся воображаемыми. Поэтому ребёнок не опасается сказать что-то не так (ведь это говорит его герой). Башаева Т.В. отмечала, что при отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие. Дидактическая цель – это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например, игра «Что изменилось?» при изучении темы «Времена года»: проверить умение замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, ориентирование в пространстве. Игра «Кто это? При изучении темы «Животные» развивать умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера. Игра «Назови предмет и его свойство» при изучении темы «Свойства предметов». В мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, деревянный, круглый. шершавый, бархатный и т.д.). Играющий берёт в руку предмет и, не вынимая из мешочка, определяет его свойство. В 1 классе на уроках окружающего мира часто использую самые простые упражнения для развития умения мыслить, соображать. Речь о загадках. Загадки о природе. Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги. (подорожник) Зимой спит, летом ульи ворошит. (медведь) Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (осина) На дне реки лежит и усами шевелит. (сом) Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов. Например, могут ли в пустынях жить растения наших краёв? Как они будут чувствовать себя во время песчаных бурь? Проблема может быть выражена не только в виде вопроса. Например, можно распределить по столбцам то, что умеют животные. Человек животные Среди логических задач большой интерес младших школьников представляют философские задачи. С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый, упрямый. Медлительный, хитрый и т. д Дополни выказывания: радость-свет, а горе - …. весна –рассвет, а осень-…. Соедини линиями начало и конец пословиц береги платье снову, а…. люби и саночки возить ученье свет, а…… честь смолоду любишь кататься……. Неученье тьма соедини высказывания, противоположные по смыслу. повесить нос. На ночь глядя. душа поёт. Чуть свет. держать нос морковкой. Жить душа в душу. Соедини линиями название животного с соответствующим символом.
Скворец, медведь, лось, муха, комар, лиса, воробей. Младшие школьники с удовольствием выполняют различные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Также я использую на уроках творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью: рисование, аппликация; в этом нам помогают рабочие тетради по окружающему миру, в которых дети работают на уроке и дома. «Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов»-писал Е.П. Ильин. Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объём знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо его сделать уроком занимательным, творческим. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно- поисковый подход. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни. Выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания, проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке и т.д. Красочные иллюстрации, интересные и забавные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связано с повседневной жизнью- всё это не даст заскучать на уроке. Развивающие игры и творческие задания учат детей размышлять, самостоятельно находить верные ответы. Пользуясь дополнительной информацией в виде кратких текстов, схем и таблиц, дети могут проверить, закрепить и дополнить знания по основным темам школьного курса, узнать много нового и интересного. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание или разбор «подслушанных» в природе разговоров между растениями, птицами и зверями. Например, на уроке по теме «Зима в природе» - Как вы думаете, изменилась ли жизнь животных с приходом зимы? Вот какой разговор удалось подслушать между синицей и белочкой. Синица и белка. - Ты почему, белка, из гнезда не выходишь? - Я, птица синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено. Я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь нос высунуть. - А чем же ты кормишься? - А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы и отсижусь! - Как зимует белочка? Почему она не впадает в спячку? - Какие еще звери впадают в спячку? Эти «разговоры» помогут детям узнать и запомнить, какие звери зимой спят, какие – запасают корм, какие – ведут активный образ жизни. Есть хорошее слово «почему». С него начинается всякое открытие. Люди знают уже очень много, но все новые «почему» встают перед ними, никогда не настанет время, когда человек скажет: «Хватит, я больше ничего не хочу знать». Ученик пока ничего не открывает. Ему надо узнать, что открыто до него. И тут на его пути появляются многочисленные «почему?». Важно чтобы не только любознательный, размышляющий ученик, но и тот, который ничему не удивляется, ни о чем не спрашивает, могли задуматься. Многие из явлений, с которыми детям приходится сталкиваться повседневно, они способны понять и осмыслить, если объяснение последует в доступной для них форме. Не страшно, если на некоторые вопросы дает ответ учитель, поясняет, что непонятно. Любознательность будет удовлетворена, ответы запомнятся надолго и послужат стимулом для приобретения более глубоких знаний. Поэтому, в формировании учебно-познавательного интереса велика роль познавательных заданий и вопросов. Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет природоведческими факторами, умеет ли он думать. Например по теме: «Что такое хвоинки?», можно предложить детям такие вопросы: 1. Почему в еловом лесу приход весны всегда запаздывает? 2. Ель, как известно, считают вечнозеленым деревом. Почему с этим утверждением нельзя полностью согласиться? Справедлива ли загадка: зимой и летом одним цветом? 3. Есть дерево, у которого не листья, а хвоинки, однако называется оно лиственницей. Почему? 4. Почему лиственницу называют «добрым деревом»? 5. Почему в народе клен называют «поющим деревом»? Какими особенностями отличается его древесина? Тысячу раз сказано: «ученье – труд, и его нельзя превращать в игру». Но нельзя поставить стену между трудом и игрой. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Творческая атмосфера, свобода от шаблонов, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создает ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение. Н.Ф. Виноградова установила, что огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры такой ребенок способен выполнить объем учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. Мир детства полон сказок и чудес, солнечных лучей и радостного смеха. Для учителя начальных классов важно сохранить положительный эмоциональный настрой детей на обучение в школе, способствовать дальнейшему формированию познавательного интереса к окружающему миру, развитию творческих способностей, фантазии и воображения. Одной из эффективных методик работы учителя с учащимися в данном аспекте является сочинение сказок. Сочинять сказки можно на уроках по любой дисциплине, в том числе и по окружающему миру. Методика сочинения сказок включает несколько этапов: · обсуждение с младшими школьниками сказок экологического характера, созданных детскими писателями, например В.Бианки «Чей нос лучше» (о приспособительных особенностях клюва птиц) и др.; · придание известным народным и авторским сказкам экологического сюжета; · сочинение сказки на заданный сюжет в микрогруппах или по цепочке; · сочинение детьми собственных сказок; · красочное оформление своих произведений; · организация выставки лучших работ. Существуют и другие развивающие задания на уроках окружающего мира. Перечислю некоторые из них, которые особенно нравятся детям, которые я использую на уроках. «Головоломки». Тема урока записывается среди разных знаков. Детям предлагается прочитать эту тему правильно и рассказать, как они это сделали. Так же можно предлагать определения понятий, небольшой текст задания. Можно дать задания на дом – изложить в таком виде основные тезисы темы, чтобы на следующем уроке дети могли обменяться своими «шифровками». Этот прием хорош для повторения материала и развития зрительной перцепции. «Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объяснить, как должно быть правильно. Обучив учеников данному приему, можно предлагать в качестве домашнего задания составление подобного текста для взаимопроверки на следующем уроке. «Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде двух столбиков: первый – начало фразы, второй – ее конец. Этот прием подходит для любого этапа урока и для домашнего задания – составить по теме «осколки» для взаимопроверки. «Реставрация».Учащиеся получают разрезанный рисунок. Необходимо правильно собрать рисунок. Прием можно использовать на любом этапе урока и для домашнего задания. «Отгадай, кто я.». Работая в микрогруппах, учащиеся составляют «портрет–загадку» какого-либо растения или животного от его имени, указывая частично на особенности внешнего вида, места обитания, друзей, врагов. Наблюдения– этот термин встречается довольно часто: «наблюдать объекты и явления природы, наблюдать погоду самостоятельно и в группах…» Наблюдениям при изучении окружающего мира по-прежнему уделяется большое внимание. Сейчас, основная идея заключается в том, чтобы формальные наблюдения превратить в учебно-исследовательскую деятельность -постановка цели -выдвижение гипотез -умение составить программу наблюдения -умение пользоваться измерительными инструментами -умение фиксировать результаты -анализ результатов наблюдений. Моделирование включено в требования к метапредметным результатам: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и познавательных задач– и, следовательно, должно активно присутствовать на уроках окружающего мира.
Активизация познавательной деятельности младших школьников принесет легкость и эффективность в их обучении. Это, несомненно, нужно детям для будущей самостоятельной жизни. Активность мыслительной деятельности, непрестанный поиск нового, стремление к самостоятельности является отличительной чертой современного человека. Требование сегодняшней жизни – движение, самостоятельность, инициатива, креативность. Поэтому перед педагогами, психологами и родителями злободневным является развитие у детей познавательной способности и самостоятельности. Дети младшего школьного возраста имеют огромные резервы для развития. Психологи утверждают, что, если учитель найдет наиболее эффективный способ донесения, то дети смогут освоить более сложный материал, чем он есть в школьной программе. Важно обратить внимание на особенности и развитие познавательности у детей этого возраста. Чем интереснее учебная деятельность младшего школьника, тем больше его способности и возможности, делающие учебный процесс легким и эффективным. К моменту поступления в школу ребенок, как правило, готов к обучению. Физическое и психологическое развитие уже позволяет ребенку обучаться в школе. К. Д. Ушинский воодушевляет учителей, что их главная задача – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание. Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные — наглядные — практические – репродуктивные – поисковые – индуктивные – дедуктивные — самостоятельная работа. Педагогики – классики утверждают: «Смертельный грех учителя – быть скучным». Многие учителя ищут способы, «оживляющие» их уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока, они придают ему оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креативность, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает. Надо заметить, что в организации таких уроков важна мера. Иначе дети могут больше сконцентрироваться на необычных способах, чем на материале. Уровни познавательной активности: Воспроизводящий. Учащиеся стремятся понять, запомнить, а потом воспроизвести знания. На этом уровне интерес к углублению знаний отсутствует. Интерпретирующий. Учащиеся стремятся найти смысл в изучаемом материале, увидеть связь между явлениями, найти способы применения в разных условиях. Творческий. Желание учащихся не только понять глубину и сущность явлений, их взаимосвязь, но найти новый способ для своей цели. Для повышения активности учеников начальных классов целесообразно использовать следующие словесные методы: Дискуссии. Дети должны учиться свободно, не боясь, высказывать свою точку зрения и уважать мнение (даже противоположное) одноклассников. Самостоятельная работа. Ребята должны уметь анализировать, выделять из общего — главное, пользоваться разными источниками информации. Необходимо развивать устную речь. Самостоятельная работа с дидактическим материалом. Это карточки для закрепления материала, практические задания, тесты и т. д. Проблемное изложение. На уроке создаются проблемные ситуации. Ребята предлагают свои предложения по решению проблемы. Этот метод активизирует умственную деятельность, синтез и анализ, обобщение и сравнение, установление причинно– следственной связи. Одним из эффективных подходов к развитию внимания является метод, разработанный в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий. Занятия по формированию внимания проводятся в виде обучения «внимательному письму» и строятся на материале текстов, содержащих разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или пропуск слов в предложении, подмена или пропуск букв в слове, слитное написание слова с предлогом и др. Исследования показали, что наличие текста-образца, с которым необходимо сравнивать ошибочный текст, не является достаточным условием для точного выполнения заданий по обнаружению ошибок. Для преодоления глобального восприятия и формирования контроля за текстом нужно учить детей читать с учетом элементов на фоне понимания смысла целого. Важным моментом процесса формирования внимания является работа со специальной карточкой, на которой выписаны правила проверки, порядок операций при проверке текста. Наличие такой карточки является необходимой материальной опорой для овладения полноценным действием контроля. Для обобщения сформированного действия контроля оно отрабатывается затем на более широком материале (картинки, узоры, наборы букв и цифр). После этого, при создании специальных условий, контроль переносится из ситуации экспериментального обучения в реальную практику учебной деятельности. Таким образом, метод поэтапного формирования позволяет получить полноценное действие контроля, то есть сформированность внимания. Рассмотрим один из методов поэтапного формирования умственных действий у детей. Суть метода состоит в выявлении недостатков внимания при обнаружении ошибок в тексте. Выполнение этого задания не требует от детей специальных знаний и умений, а обеспечивается характером включенных в текст ошибок: подмена букв, подмена слов в предложении, элементарные смысловые ошибки. Для концентрации внимания в слуховой модальности целесообразно использовать арифметические диктанты. Занятия проводятся с небольшой группой детей. Приведем несколько примеров, а точнее заданий, способствующих воспитанию интереса и внимания на уроках математики во 2 классе. Игра «Заметь все!». На наборном полотне выставляются в один ряд 7-8 картинок с изображением предметов (гриб, мяч, пирамида). Предлагается детям рассмотреть предметные картинки (время 10с).Затем предметные картинки закрываются, и предлагается перечислить их, назвать последовательность. Можно поменять местами и спрашивать, какая картинка исчезла, нужно описать ее. Можно заменить предметные картинки геометрическими фигурами. В устный счет включаются и задачи логического мышления, используя игровой материал, например: «Веселый счет»: - Сколько солнышек на небе? - Сколько глаз у совы? - Сколько огоньков у светофора? - Сколько пальцев у перчатки? - Сколько ног у божьей коровки? - Сколько колес у машины? - Сколько цветов у радуги? - Сколько яблок на дереве? Задачи в стихотворной форме очень нравятся ребятам. Они их легко запоминают и спешат сообщить ответ. Задачи в стихах, требующие смекалки, активизируют внимание учащихся и оживляют урок. Их полезно включать в учебный процесс, когда дети уже немного устали, начинают отвлекаться. Конечно, выполнение любого задания требует внимания. При анализе результатов исследования уровня развития различных свойств внимания и памяти у младших школьников выяснилось, что подавляющее большинство диагностируемых детей на начало работы имели недостаточную сформированность основных свойств внимания: объема, распределения. Отмечалось снижение устойчивости внимания, наблюдались трудности переключения внимания. По результатам исследования различных свойств памяти на начало учебного года наблюдалось снижение объема кратковременной памяти у детей, а также недоразвитие зрительной и слуховой памяти. Было недостаточно развито логическое, механическое и смысловое запоминание. Регулярные занятия с детьми в течение учебного года показали эффективность применяемых методик, подтверждаемую как результатами тестирования уровня основных психических процессов детей, так и отзывами учителей, отмечающими повышение познавательной активности школьников и рост их успеваемости. Систематические занятия по программе Натальи Викторовны Бабкиной, направленной на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, внимания, памяти, пространственного восприятия и других функций, оказали положительное влияние на развитие познавательных процессов младших школьников: значительно расширился объем и концентрация внимания, учащиеся овладели необходимыми для них приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогатился словарный запас, сформировались умения оформлять в словесной форме свои суждения, объяснения, обоснования. Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в творческую поисковую деятельность существенно повышают уровень начального образования. Такие занятия создают условия для развития у детей познавательных интересов, формируют у них стремление к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В процессе занятий у них происходит становление самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования. Программа занятий по активизации познавательной деятельности имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие мышления учащихся, их внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках математики, а формирование у школьников пространственного восприятия и конструктивных навыков способствует более эффективной деятельности на уроках труда.
2.1 Развитие познавательных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса
Экспериментальная работа по формированию у младших школьников логических УУД проводилась на уроках окружающего мира на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Шебекино. В эксперименте принимали участие учащиеся 2 «А» (17 чел.) и учащиеся 2 «Б» (15 чел.) в течение 2015-16 учебного года. В его ходе эксперимента решаются следующие эмпирические задачи: 1. Определить структурные компоненты логических универсальных учебных действий, критерии и показатели их сформированности у младших школьников. 2. Выявить методы и приемы формирования логических универсальных учебных действий младших школьников. 3. Определить и проверить на практике педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования логических универсальных учебных действий младших школьников. В целях выявления особенностей формирования логических универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках окружающего мира была разработана программа экспериментального исследования. Программа экспериментального исследования представляет собой план исследования: Сентябрь 2015 г. - отбор педагогических методик. Октябрь - 2015 г. - разработка инструментария (подготовка анкет, опросных листов, конспектов уроков). Ноябрь 2015 г. - констатирующий эксперимент Февраль 2016 г. - формирующий эксперимент. Март 2016 г. - обработка результатов эксперимента, анализ данных, подведение итогов. Для реализации цели исследования и решения поставленных задач используется комплекс методов: анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и анализ нормативных и программно-методических документов в сфере образования, разработка программы предмета «Окружающий мир» с элементами развития познавательных универсальных учебных действий, анкетирование, наблюдение, беседы, диагностические педагогические методики, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представление полученных результатов. Целью констатирующего эксперимента являлось определить исходный уровень развития познавательных УУД. Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики, соответствующие возрасту (II класс): 1.Методика «Исключение лишнего» Р. Амтхауэра. 2.Методика «Сравнение понятий» Л.С. Выготского 3. Методика «Существенные признаки». С.Я. Рубинштейна (см. Приложение 1). По результатам диагностики «Исключение лишнего» можно сделать вывод о том, что уровень сформированности логических УУД во 2-а классе находится выше, чем во 2-б классе. В целом уровень сформированности находится на среднем уровне. Для сравнения полученных данных используем сводную таблицу и диаграмму. - Сводная таблица результатов диагностики определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе. Диаграмма результатов диагностики «Исключение лишнего» определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе. Проанализировав все данные эксперимента по определению уровня сформированности логических УУД, стало видно, что у школьников недостаточно развито: уровень обобщения, логическая обоснованность решения предложенных заданий. У многих учащихся есть положительные стороны сформированности логических УУД: адекватное выполнение задания, способность актуализировать имеющиеся знания и представления. . По результатам диагностики «Сравнение понятий» видно, что уровень операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей во 2-а классе находится выше, чем во 2-б классе. Для сравнения полученных данных используем сводную таблицу и диаграмму.
Сводная таблица результатов диагностики определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.
Диаграмма результатов диагностики определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.
Проанализировав все данные эксперимента по определению уровня сформированности операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей, стало видно, что у школьников недостаточно развита логичность хода высказываний. Испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений.
В целом, большинство учащихся умеют выделять существенные признаки сходства и различия понятий.
. По результатам диагностики «Существенные признаки» видно, что второклассники способны отличать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных.
Для сравнения полученных данных используем сводную таблицу и диаграмму. - Сводная таблица результатов диагностики определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе. Диаграмма результатов диагностики определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.
Данный тест позволил выявить логичность суждений испытуемого, а также его умение сохранять направленность и устойчивость способа рассуждениями при решении длинного ряда однотипных задач. Проанализировав все данные эксперимента выяснилось, что второклассники способны уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретные признаки. В целом мы можем сделать вывод, что на констатирующем этапе эксперимента исходный уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся 2-а и 2-б классов находится примерно на одном уровне и является невысоким. Для последующего развития познавательных УУД был организован формирующий эксперимент. Для этого были разработаны уроки по курсу «Окружающий мир» с использованием системы заданий по повышению эффективности развития познавательных УУД. Система заданий, использованная на уроках, включала в себя следующие виды: · Загадки. · «Философские задачи». · Чтение дополнительных текстов. · Практические методы (опыты). · Дидактическая игра. · Проблемное обучение. · Творческие задания.
На всех уроках использовались задания для повышения уровня развития познавательных УУД. Дети с удовольствием выполняли эти задания, активно принимали участие. Особым вниманием пользовались творческие задания. Уроки вызвали большой познавательный интерес. Учащиеся проявляли самостоятельность, стремясь сделать все сами. Они также учились договариваться друг с другом (умение вступать в диалог, умение задавать вопросы). Чтобы организовать интересную познавательную деятельность младшего школьника на уроках применялись логические задачи. Логические задачи также были выражены и в виде проблемных вопросов. Например, после проведения опытов с песком и глиной можно учащимся было предложено обсудить следующие проблемы: . Можно ли в песочных часах вместо песка использовать глину? . Почему посуду лепят из глины? Можно ли сделать ее из песка? Можно ли наливать суп в песочную тарелку? . У живущих в пустынях верблюдов очень большие носы. Помогают ли они им спасаться от песчаных бурь? (Носы выступают в роли противогазов. Они задерживают песок, не давая ему попадать внутрь организма). . Почему в пустынях не могут жить растения наших краев? Как они будут себя чувствовать во время песчаных бурь? (Растения могут быть засыпаны песком или, наоборот, корни их оголены). Проблема может быть выражена не только в виде вопроса, «скрыта» от учащихся и представлена в самой формулировке задания. «Распределите слова по столбцам: это свойственно животным (это умеют делать животные), это свойственно человеку и животным (это умеют делать и человек, и животное), это свойственно только человеку (это умеет делать только человек»).
Можно дать подсказку в виде подборки слов: дышать, передвигаться, думать, творить, питаться, ухаживать за потомством, придумывать разные машины, рисовать, сочинять музыку, преследовать добычу, впадать в спячку, добывать пищу, выращивать растения, ухаживать за животными. Среди логических задач проблемного характера большой интерес для младших школьников представляют так называемые философские задачи. Приведу несколько примеров. . С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый (упрямый, сильный, медлительный, стройный, хитрый, изворотливый, верный)? Ответы: заяц, осел, лев, черепаха, лань, лиса, уж, собака.
. Дополни высказывания:
радио - ухо, а книга - _________________
радость - свет, а горе - ________________
труд - награда, а лень - ________________
ночь - тишина, а день - ________________
весна - рассвет, а осень - _______________
. Соедини линиями начало и конец пословиц.
Любишь кататься… имей сто друзей.
Ученье - свет, а… люби и саночки возить.
Труд человека кормит, а… коли делать нечего.
Береги платье снову, а… по уму провожают.
Не имей сто рублей, а… честь смолоду.
По одежке встречают,… неученье - тьма.
Долог день до вечера,… лень портит.
. Соедини высказывания, противоположные по смыслу.
Чуть свет. На душе кошки скребутся.
Жить душа в душу. Держать нос морковкой.
Душа поет. Жить как кошка с собакой.
Повесить нос. На ночь глядя.
Светло как днем. Ни зги не видно.
Каждый учитель знает, что младшие школьники с удовольствием выполняют различные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет ученику сочинять, воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Использование упражнений, развивающих воображение, формирующих необходимые творческой личности умения моделировать, конструировать, быть инициативным в создании нового, является одним из условий проведения не только уроков творчества. На уроке-дискуссии (или уроке-поиске) я использовала такой вид творческих заданий, как творческое рассказывание. Творческое рассказывание отличается от простого воспроизведения текста учебника или объяснения учителя тем, что: творческий рассказ включает передачу собственного индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира; содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала, ученик использует в рассказе знания, приобретенные им в самостоятельной деятельности; тема творческого рассказа часто «скрывает» проблему, требует от рассказчика размышления, сочинения, высказывания предположения, творческого раздумья.
Помимо творческого рассказывания, на уроках использовались творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование), с речевым творчеством (сочинение стихов, потешек, загадок и пр.), с разыгрыванием юмористических сценок из произведений детской художественной литературы, слушанием музыки и многим другим.
2.3 Анализ достигнутых результатов по развитию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Уровень развития УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников. Игры, логические и творческие задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовать познавательную деятельность на высоком уровне самостоятельности, инициативы и творчества. Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие. Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой развития универсальных учебных действий. УМК «Школа России» обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями стандарта. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|