Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методики психодрамы




Несмотря на многочисленные вариации, основными практиче­скими методиками психодрамы считаются: монолог, метод двой­ника, обмен ролями, отображение.

Монолог

Это высказывание протагониста или его вспомогательного Я. Высказывая в монологе выбранную (важную для него тему), он не только старается ее как можно точнее довести до слушателей, но и по ходу, еще раз осмысливая ее и видя реакции аудитории, начи­нает лучше разбираться в ней сам.

Двойник

Эта методика заключается в том, что один из выбранных про­тагонистом, терапевтом или группой участник становится дубле­ром протагониста. Он внимательно следит за монологом прота­гониста и готовится продолжить за него поиск решения пробле­мы, как только тот начнет застревать в ней. В некоторых вариан­тах этого метода двойник старается понять и высказать за прота­гониста то, что тем недосказано.

Разумеется, это требует способности к эмпатийному взаимопо­ниманию с протагонистом на уровне идентификации его с собой. Мы стараемся регулярно менять как двойников, так и самих про­тагонистов, так, чтобы каждый из участников почувствовал себя как в той, так и в другой роли.

Возможно более активное участие других членов группы в виде вспомогательных Я, дополняющих то, что, по их мнению, не вы­сказал двойник за протагониста.

Следует помнить что двойник всегда выступает не от своего лица, а только за протагониста, как его внутренний голос, одна из субличностей и т.п. Желательно поощрять различные типы двой­ников: серьезные, ироничные, бесцветные (то есть полностью подражающие протагонисту), страстные (усиливающие чувства протагониста), скептики и т.п. Это позволяет как протагонисту, так и самому двойнику и всем участникам с различных сторон увидеть не только протагониста, но и свои собственные мысли и чувства. Ведь по мнению представителей практически всех видов психотерапии для психического здоровья необходимо как можно более полное и разностороннее восприятие себя, других, окру­жающей действительности.

Обмен ролями

Периодически в психодраме желательно проводить обмен роля­ми. Протагонист становится двойником или одним из вспомога­тельных Я и наоборот. Это позволяет научиться лучше понимать других, а через это (по механизму обратной связи) и самого себя

Отображение

Здесь также используется механизм обратной связи. Протаго­нисту предлагают понаблюдать за тем, как его изображают двой­ник и другие участники. Это помогает увидеть себя глазами дру­гих и уточнить мнение о себе и, возможно, внести коррекцию в свое поведение.

Наверное, вы уже заметили, что эти методики разделяются весь­ма условно и в каждой из них содержатся (или по крайней мере мо­гут быть применены) элементы другой методики. Опытный руково­дитель группы (режиссер) умело чередует методики и их элементы, остро чувствуя момент для наилучшего применения каждой из них.

В практике психодрамы применяются и другие методики. К ним в первую очередь относятся следующие:

Методика свечи - все члены группы по очереди оказываются протагонистами, двойниками и вспомогательными Я.

Разговоры при свечах - обычно протагонист поворачивается спиной к аудитории и прислушивается к тому, как остальные уча­стники обсуждают его идеи и поведение.

Проекция будущего - протагонист фантазирует, что может или должно произойти в будущем.

Элементы психодрамы так или иначе применяются во всех ви­дах групповой психотерапии. Это группы встреч, группы тренин­га умений, гештальттерапии, трансакционного анализа и т.п., да­же некоторые варианты психоанализа.

Психодрама применяется при лечении алкоголизма, наркома­нии, при коррекции различных видов девиантного (откло­няющегося) поведения, пограничных нервно-психических рас­стройствах (неврозах, психопатиях).

Вопросы для самопроверки

1. Кто автор психодрамы?

2. В чем основная сущность психодрамы?

3. Перечислите основные понятия психодрамы.

4. Какие бывают роли и ролевые игры?

5. Что такое спонтанность?

6. Что такое теле?

7. Что такое катарсис и инсайт в психодраме?

8. Кто такой протагонист?

9. Какие бывают вспомогательные Я?

10. Основные стадии развития психодрамы.

ПРАКТИКУМ

Приводим несколько типичных упражнений психодрамы

В автобусе

Участники образуют два круга - внутренний и внешний, которые стоят лицом друг у другу. Участники внутреннего круга изображают безбилетных пассажиров, а внешнего - контролеров. Они вступают в дискуссию: безбилетник приводит аргументы в свое оправдание, кон­тролер - свои доводы. Каждый в таком диалоге так или иначе прояв­ляет индивидуальные психологические особенности и особенности взаимодействия. После этого участники самостоятельно или с помо­щью руководителя анализируют поведение друг друга.

Желательно, чтобы партнеры менялись, а также чтобы каждый участник попробовал себя и в роли контролера, и в роли безби­летника.

Следует помнить, что обратившиеся к терапевту участники группы так или иначе страдают от каких-то комплексов, зажатости и неумений общаться. В процессе такого упражнения они учатся преодолевать эти комплексы.

Со стороны безбилетного пассажира они учатся преодолевать страх перед контролером и оправдывать свою позицию, договари­ваться. Со стороны контролера они учатся говорить «нет», отка­зывать в незаконной или неудобной для них просьбе (что многим трудно дается) или, напротив, приняв доводы безбилетника учат­ся поступать неформально не из слабости и неумения отказать, а сознательно, осмелившись принять решение против должностной инструкции, но по-человечески поняв просителя.

В магазине

Здесь участники группы разбиваются на продавцов и покупате­лей и разыгрывают разные ситуации конфликтов и их разрешения, которые периодически возникают между продавцами и покупате­лями. Они сами вспоминают и выбирают такие типовые конфлик­ты и разыгрывают роли. Здесь тоже важно, чтобы каждый участ­ник сыграл и продавца, и покупателя, причем с различными чле­нами группы.

Это упражнение, как и предыдущее, показывает и отрабатывает умения отстаивать свои интересы и идти на разумные компромиссы, без чего невозможно нормальное существование в обществе.

Семья

Один из участников группы разыгрывает сцену, типичную для его собственной семьи, предварительно распределив роли членов своей семьи между участниками группы. Игра позволяет ему луч­ше увидеть себя со стороны, а также объективнее оценить свои проблемы и проблемы членов своей семьи, чьи позиции в данной сцене будут отстаивать другие участники группы.

В конце, как обычно, проводится обсуждение.

Нередко это и подобные упражнения повторяются на после­дующих занятиях, так как участники не сразу понимают свои роли с позиции сценариста. Уточняя их роли, он одновременно уточня­ет и свое видение проблемы и проблемы других членов своей се­мьи, а при последующем обсуждении нередко находит пути их ре­шения.

Монолог с двойником

Здесь протагонист выходит в центр круга и старается наиболее точно прочувствовать и передать другим словами и жестами те мысли и чувства, которые испытывает в данный конкретный мо­мент («здесь и теперь»). Через некоторое время у него за спиной встает двойник и начинает жестами и мимикой сопровождать рас­сказ протагониста.

Здесь тоже каждый должен побывать и в той и в другой роли.

Заканчивается сцена всеобщим обсуждением того, насколько точно и понятно сумел выразить себя протагонист и насколько его понял двойник.

В процессе этого упражнения и его обсуждения каждый участ­ник (включая зрителей) тренирует способность понимать и выра­жать свои и чужие чувства, что является важным условием само­развития и взаимопонимания.

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Интересным, хотя недостаточно популярным у нас направле­нием (несмотря на большую популярность в Европе и особенно в США) является так называемая позитивная психотерапия, или терапия, центрированная на конфликте. Это направление было разработано Носсратом Позешкианом, который основал в герма­нии Международный центр позитивной психотерапии.

В дальнейшем эта работа была успешно продолжена сыном Н.Позешкиана Хамидом Позешкианом, который издал в 1993 г. монографию «Основы позитивной психотерапии».

Это направление, безусловно, не того уровня, что психоанализ, бихевиоризм или гештальт, но заслуживает внимания своим ори­гинальным подходом и уже известным практическим эффектом, а также продолжающимся распространением в Германии и Север­ной Америке.

Есть сторонники этого направления и в России.

Основу позитивной психотерапии составляют три принципа:

- позитивное отношение пациента к своей болезни, а клиента к своей проблеме, неврозу. (Как уже говорилось, данное пособие ориентировано на немедицинскую психотерапию, но в связи с близостью многих проблем периодическое употребление терми­нов «пациент» и «болезнь» оправдано. - А. Р.)

- содержательная оценка конфликта (то есть того, что беспо­коит клиента);

- пятиступенчатая терапия самопомощи (при консультативном руководстве психотерапевта).

С точки зрения авторов позитивной психотерапии считается, что основу любого человека составляют две ведущие способности и потребности - познавать и любить. Способность и потребность к познанию они относят к рациональной, интеллектуальной сущ­ности человека. Этой сферой, как известно, «ведает» левое полу­шарие головного мозга. Способность и потребность любить они относят к эмоциональной, духовной сущности человека, которой «ведает» правое полушарие.

Действительно, нельзя не согласиться, что любой нормальный человек в любом сознательном возрасте испытывает как те, так и другие потребности и страдает от их неудовлетворения, даже если не признается в этом не только другим, но и самому себе.

Интересно наблюдение позитивных психотерапевтов, что в За­падной Европе и Северной Америке большинство людей больше ориентированы на рациональное, интеллектуальное познание ми­ра, людей и самих себя, тогда как у представителей Востока (Китай, Япония) развита способность к духовному, чувственному познанию. Эти наблюдения привели к выводу о важности межкультурального подхода в психотерапевтической работе с клиен­том, с учетом его этнических и культурно-исторических предрасположенностей.

Например, важно учитывать, что в разных странах различное отношение к алкоголю, супружеству, детям и т.д., что должно учитываться психотерапевтом при анализе проблем (если они свя­заны с этими вопросами).

Термин «позитивная психотерапия» наиболее наглядно объяс­няется взглядом его сторонников на различные заболевания. В какой-то мере это созвучно тому, что российский психолог, академик Ю.М.Орлов называет саногенным мышлением (от лат. sano - здоровье). Можно сказать, что позитивная психотерапия старается помочь пациенту или клиенту в каждом минусе увидеть свой плюс. Например, боль рассматривается как полезный сигнал о неблагополучии какого-то органа, позволяющий принять свое­временные меры к его лечению. Такой подход, безусловно, поло­жительно влияет на больного, особенно со склонностью к ипохон­дрии (преувеличению опасности заболевания).

Данный прием, как известно, принят и в философии (особенно в древнегреческой и древневосточной), где имеется немало притч, в которых неприятность и даже несчастье оборачивалось в конеч­ном итоге благом.

Кстати, в позитивной психотерапии очень широко использу­ются подобные притчи и терапевтические сказки, поучительные истории, в том числе из личного опыта психотерапевта.

Этот прием можно назвать философотерапией. Он в той или иной форме содержится во всех религиях. Однако перенос этого приема в сферу медицинской (или психосоматической) психоте­рапии дает больше возможностей если не для удовлетворительно­го, то по крайней мере для рационально-утешительного взгляда на то, что в бытовом смысле принято воспринимать лишь с нега­тивной точки зрения.

Так даже прием алкоголя в допустимых мерах при этом методе считается не причиной, а следствием жизненных неприятностей, острота которых под воздействием алкоголя временно снижается. Мы не говорим сейчас о том, что такой уход от проблем в вино подобен попытке страуса спрятать голову под крыло, а также о том, что привычка к алкоголю может привести к неизлечимому заболеванию и тем еще более усугубить жизненные проблемы. Позешкиан не оправдывает пьянство и алкоголизм, а лишь ука­зывает на то, что мы лечим не то, что болит. Мы лечим от алко­голизма, мигрени, гастрита, импотенции, различных неврозов вместо того, чтобы исследовать их как следствия душевного и жизненного неблагополучия и направить поиск на решение этих проблем (не исключая, разумеется, попутного традиционного ле­чения, но и не ограничиваясь им).

Можно привести множество примеров, когда позитивная тера­пия помогает клиенту взглянуть на свою болезнь, невроз или про­блему лишь как на симптом, сигнализирующий о каком-то скры­том неблагополучии, без разоблачения и ликвидации которого все лечебные и психотерапевтические меры недостаточно эффек­тивны. Фигурально говоря, в отношении ко многим нашим бо­лезням и проблемам мы принимаем вершки за корешки и, срезав их, удивляемся, почему они вырастают снова.

Можно сказать, что первой главной задачей позитивной психо­терапии является снятие страха пациента или клиента перед своим заболеванием, неврозом или проблемой и даже обнаружение в них положительного момента - подсказок к поиску истинных причин недуга в правильном направлении. Такой позитивный подход к своему заболеванию или проблеме включает три этапа (реализую­щихся как последовательно, так и одновременно):

- учет не только индивидуальных, но и межкультуральных (или субкультурных) особенностей пациента или клиента;

- позитивная интерпретация заболевания или проблемы;

-разговорная рациональная терапия (поучительные истории, притчи).

Позитивная психотерапия наиболее успешно применяется как основной и сопровождающий метод при профилактике и лечении неврозов и психосоматических нарушений. Обычно она осущест­вляется в виде так называемой кратковременной конфликтоцентрированной (то есть центрированной именно на конфликте) те­рапии, состоящей из 20-30 занятий примерно по 50 минут каждое. Ключевой частью позитивной психотерапии является так назы­ваемый анализ конфликта.

Анализ конфликта

Позитивная психотерапия видит четыре сферы, через которые клиент с большим или меньшим успехом разрешает свои внутрен­ние конфликты (проблемы). Такими сферами являются:

- тело;

-деятельность;

- контакты,

- фантазии.

Некоторые люди реагируют на трудноразрешимые проблемы соматически (то есть через сферу тела). В этом случае так назы­ваемые неотреагированные эмоции вызывают различные психосо­матические расстройства, вегетативные дисфункции. К ним чаще всего относятся хронические головные боли, гастриты, другие желудочно-кишечные или сердечно-сосудистые нарушения и даже заболевания. Такой взгляд заставляет искать причину этих нару­шений в центральной нервной системе. Так, понятие невроз сердца в принципе неправильно, так как невроз является продуктом на­рушений в центральной нервной системе, а значит, и устранение его должно идти другим путем.

Другие индивидуумы реагируют через сферу деятельности, то есть старательно уходят от проблемы в работу, либо, наоборот, в безделье. Нередко при этом один и тот же человек с головой по­гружается в ненужные или несрочные дела, в то же самое время не находя в себе силы воли взяться за дела необходимые и не терпя­щие отлагательства.

Третьи - реагируют через сферу контактов: вступая в кон­фликты с другими или, напротив, уклоняясь от контактов, замы­каясь в себе.

Четвертые - реагируют через сферу фантазии, прячась от ре­альности в мир иллюзий с помощью алкоголя, наркотиков или уходят в мистику, в богоискательство, в увлечение эзотерически­ми, оккультными науками, астрологией и т.п. (Не надо путать невротическое богоискательство с традиционной религиозно­стью, принимаемой как часть данной культуры.)

Причина этих уходов (независимо в какую из четырех сфер) одна - нерешенность реальных жизненных проблем и неспособ­ность или неготовность к их реальному решению. Хотя каждому человеку доступны все четыре сферы реагирования, обычно ка­кая-то из них доминирует.

Представители позитивной психотерапии ссылаются на опре­деленный опыт наблюдений, согласно которому у представителей Северной Америки и Западной Европы на неразрешенный кон­фликт чаще реагируют сферы тела и деятельности, тогда как у представителей стран Востока чаще бывают «задействованы» сферы контактов и фантазии.

Все мы живем в мире тех или иных конфликтов, и не все из них становятся для нас патогенными, то есть порождающими патоло­гические реакции в одной из четырех вышеупомянутых сфер.

Какие же факторы с точки зрения позитивной психотерапии делают обычный конфликт патогенным?

Здесь имеется целый ряд причин, однако главными считаются:

- конкретная ситуация конфликта;

- индивидуальная реакция на конфликт;

- личностные особенности данного индивидуума.

При анализе конкретной ситуации в первую очередь рассмат­ривается реальное или потенциальное (возможное) воздействие данного конфликта на индивидуума:

- на физическое состояние (включая здоровье);

- на его профессиональные успехи или неудачи (статус);

- на будущее индивидуума (или хотя бы на его планы).

При рассмотрении реакции на конфликт выявляются стереоти­пы индивидуального поведения в зависимости от сформировав­шейся системы отношений:

- отношение к Я (к самому себе);

- отношение к Ты (воспринятый с детства тип отношений в ро­дительской семье);

- отношение к Мы и к пра- Мы. Эти отношения могут совпадать, а могут и отличаться друг от друга, отражая отношения в роди­тельской семье (Мы) к окружающим людям и обществу, а также не­посредственное отношение индивидуума к общественным, религи­озным, идеологическим нормам и ценностям (пра- Мы).

Отклонения в отношении к Я определяются издержками вос­питания в детском возрасте, выражающимися в крайностях: либо недостатке внимания к ребенку (гипоопека), либо в чрезмерной «связывающей по рукам и ногам» заботливости (гиперопека).

В первом случае (при гипоопеке) у ребенка обычно складывается заниженное отношение к себе, чувство собственной незначительно­сти и ненужности. При чрезмерной мелочной опеке (гиперопеке) у ребенка часто формируется эгоизм, не подкрепленный самостоя­тельностью, который при столкновении с реальной жизнью, в ко­торой за него никто не собирается ничего делать, быстро сменяется обидой на общество и социальной дезадаптацией.

Отношение к Ты формируется на впитывании с раннего детства атмосферы домашних семейных отношений и после взросления часто переносится на отношения в собственной семье (к супруге, супругу, к детям, к родителям), может способствовать формиро­ванию крепкой семьи или, напортив, нежеланию заводить семью.

Отношение к Мы складывается по схеме отношения старших членов семьи к обществу и другим людям. Если ребенок видит расхождения слова и дела, то он тоже принимает модели лицеме­рия, считая, что можно говорить одно, а делать другое.

Отношение к пра-Мы отражает отношение к общественной мо­рали и идеологии. В зависимости от других отношений отношение к пра-Мы может быть искренним, лицемерным или отвергающим.

Разумеется, все типы перечисленных отношений разделяются весьма условно и во многом влияют друг на друга.

Позитивная психотерапия исходит из того, что в природе не существует совершенных людей. С другой стороны, каждый несо­вершенный человек имеет среди своих личностных качеств не только отрицательные, но и положительные. Поэтому одна из главных задач позитивной психотерапии - выявление индивиду­альных положительных качеств и опора на них в борьбе с отрица­тельными качествами и привычками.

Техника позитивной психотерапии обычно предусматривает пять уровней:

- дистанцирование от конфликта;

- проработка конфликта;

- ситуативное одобрение;

- вербализация;

- расширение жизненных целей.

Дистанцирование от конфликта

На этом этапе психотерапевт должен помочь клиенту отойти в сторону от той проблемы, которая закрыла ему свет в окошке и мешает видеть реально весь окружающий мир. Это напоминает гештальттерапию, когда какая-то проблема, неоправданно заняв место центральной фигуры, закрыла собой фон, который на са­мом деле куда более достоин быть фигурой.

Как писал Сергей Есенин:

Лицом к лицу лица не увидать.

Большое видится на расстоянии...

Только дистанцировавшись от болезненно раздутой проблемы, то есть взглянув на нее как бы со стороны, трезвыми глазами, клиент сможет увидеть ее реальное (не такое решающее, как ему казалось) значение. И лишь тогда может продуктивно начаться следующая стадия - проработка конфликта.

Проработка конфликта

После того как клиент сможет увидеть всю картину конфликта (до этого закрытую от него отдельной преувеличенной деталью), начинается следующий этап позитивной психотерапии - прора­ботка конфликта. Это довольно-таки кропотливая работа.

Психотерапевт совместно с клиентом пытается определить степень выраженности данного конфликта в каждой из четырех вышеупомянутых сфер или по крайней мере в главнейших из них. Они, творчески сотрудничая, доверительно выясняют, какое влияние оказал данный конфликт на самого клиента (его состоя­ние, профессиональные дела и т.п.), на его семью (или отдельных ее членов), на бытовые и деловые отношения с другими людьми, социальный статус и пр.

Одновременно предпринимается совместный максимально от­кровенный анализ того, как и насколько на этот конфликт могли повлиять взаимоотношения родителей, влияние других людей и событий, собственные индивидуально-психологические особенно­сти клиента.

После тщательнейшей проработки этого уровня позитивной психотерапии можно переходить к ее следующему этапу.

Ситуативное одобрение

На этом уровне акцент делается на положительных качествах и моделях поведения клиента. При этом ошибки и отрицательные качества не игнорируются, но отступают на задний план, обнажая то лучшее в клиенте, на что можно опереться в преодолении от­рицательных явлений психологических состояний и поведенче­ских моделей.

Ситуативное одобрение можно понимать и шире - как стремление избегать различного рода негативных оценок и мнений даже о посторонних людях, так как любые негативные высказывания и даже мысли и чувства усугубляют патогенную конфликтную ситуацию.

Вербализация

Только освоив три первых уровня (дистанцирование от кон­фликта, проработку конфликта и ситуативное одобрение), клиент с помощью психотерапевта переходит к четвертому этапу пози­тивной психотерапии – вербализации.

На этом уровне терапевт начинает приучать клиента как мож­но более точно словесно описывать состояние своего конфликта, все более открыто и свободно обсуждать его. Для этого очень важно создать атмосферу благожелательной доверительности и полной конфиденциальности. Клиент должен быть убежден не только в том, что любые его откровения не станут кому-либо из­вестны, но и в том, что психотерапевт даже молчаливо не осудит ни одного из полученных признаний и высказываний.

При этом психотерапевт не занимает соглашательскую пози­цию и в тактичной форме высказывает свои мнения и советы, но не навязывает их клиенту, а лишь помогает лучше оценить си­туацию.

На этом уровне соблюдается широко применяемый во многих психотерапевтических направлениях принцип «здесь и теперь», то есть психотерапевт ненавязчиво, но постоянно возвращает клиен­та к обсуждению данной ситуации и теперешнему ощущению ее, возвращая его мысли от прошлого и от размышлений о будущих последствиях ее развития.

Расширение жизненных целей

После того как клиент, насколько возможно, отстранился от конфликта (увидел его со стороны), проработал его (разложил по полочкам на составляющие), постарался увидеть все, что возмож­но, в позитивном смысле, научился спокойно обсуждать свой конфликт, он переходит к завершающему уровню позитивной психотерапии - расширению жизненных целей.

Клиент с помощью психотерапевта видит, как много энергии (в основном отрицательной) он безуспешно тратит на преодоление конфликта. После осознания этого факта могут быть намечены два выхода. Первый - расширить сферы воздействия на конфликтную ситуацию, то есть решать ее не через одну из вышеупо­мянутых сфер (тело, деятельность, контакты и фантазии), а оп­тимально задействовать каждую из них - пойти на решение кон­фликта более широким фронтом и не стихийно, а по намеченной (вместе с психотерапевтом) стратегии.

Может быть и второй выход (по аналогии с фрейдовской суб­лимацией либидозной энергии), когда клиент отказывается от достижения фрустрирующей его цели (прямого решения конфлик­та) и направляет высвободившуюся энергию на достижение более важных жизненных целей. Естественно, что такому решению мо­жет хорошо помочь добавление элементов психоанализа, бихе­виористской и других видов психотерапии при их квалифициро­ванном осуществлении.

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность позитивной психотерапии?

2. Кто автор позитивной психотерапии?

3. Какие две ведущие потребности выделяет позитивная психотерапия?

4. Что такое межкультуральный подход?

5. Что такое терапевтические сказки?

6. Почему позитивная психотерапия называется конфликтно-центрированной?

7. Какие факторы делают обычный конфликт патогенным?

8. Какие три системы сложившихся у клиента отношений анализируются для определения его реакции на конфликт?

9. Перечислите пять уровней техники позитивной психотерапии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудно писать о различных направлениях психотерапии. Это все равно, что пытаться объять необъятное. Каждое из классиче­ских психотерапевтических направлений может изучаться всю жизнь, и все равно специалист будет открывать новые резервы для совершенствования. Успеха можно добиться только в случае творческого и индивидуального подхода в каждом отдельном случае.

Главная задача нашей книги - познакомить с основными на­правлениями психотерапии, показать возможность их применения в немедицинской сфере и предоставить вам возможность выбора того или иного направления, в котором вы хотите совершенство­ваться. Разумеется, не все интересные разработки вошли в данную книгу. Так, раздел директивной психотерапии (внушение, самовну­шение, основы гипноза), на наш взгляд, требует отдельного рас­смотрения, так же как и восточные техники психотерапии. Что ка­сается гипноза, то, на наш взгляд, это вообще область медицинской психотерапии и психиатрии, так же как и кодирование и отдельные виды внушения, требующие специальной подготовки, которая не предусмотрена в рамках психолого-педагогического обучения.

Мы не затрагивали в нашей работе и вопросы психологическо­го консультирования, так как изучение этой темы не входит в за­дачи нашего пособия. Кроме того, она достаточно квалифициро­ванно освещена в специальных учебных пособиях Г.С.Абрамовой («Практикум по психологическому консультированию», «Практи­ческая психология»).

Однако следует помнить высказывание выдающегося отечест­венного психотерапевта и психиатра Виктора Когана о том, что психотерапевт может и не быть психологом-консультантом (хотя это желательно), но психолог-консультант не может не знать ос­нов психотерапии.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................... 1

НЕВРОЗЫ И ФРУСТРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТЫ РАБОТЫ ПСИХОТЕРАПЕВТА.............................. 4

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.................................................................................. 6

ПСИХОАНАЛИЗ З.ФРЕЙДА.......................................................................................................... 6

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА.......................................................................... 18

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА.................................................................... 26

ПСИХОСИНТЕЗ Р. АССАДЖИОЛИ............................................................................................ 30

САМОАНАЛИЗ К. ХОРНИ........................................................................................................... 43

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ (БИХЕВИОРИСТСКАЯ) ПСИХОТЕРАПИЯ.................................................. 44

ТЕЛЕСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ........................................................................................................ 53

ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ...................................................................................................................... 60

ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ...................................................................................................... 66

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ..................................................................................... 69

ТЕРАПИЯ, ЦЕНТРИРОВАННАЯ НА КЛИЕНТЕ......................................................................... 70

ПСИХОТЕРАПИЯ А. МАСЛОУ................................................................................................... 74

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ................................................................................ 76

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (НЛП)................................................... 79

МЕДИТАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ............................................................................................ 83

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ..................................................................................................... 86

ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ................................................... 91

ПСИХОДРАМА........................................................................................................................... 115

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ............................................................................................. 121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................... 126

 

 

Учебное издание






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных