Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Чарльз Тилли: соединение социологии и истории




Некоторого синтеза социологии и истории сумел достичь Чарльз Тилли, который является одновременно специалистом и по социальной истории, и по исторической социологии. Он выдвинул несколько общих программных положений относительно

исторической природы социальной реальности и значения исторического аспекта в социологических исследованиях, тем самым подчеркнув кумулятивность процесса. «Как феномен история представляет собой кумулятивное влияние прошедших событий на события настоящего» (402; 12). Любая текущая ситуация не является необходимой фазой некой предопределенной последовательности развития, она есть «результат длительного, медленного, исторически специфического процесса» (402; 39). Вместе с тем она обеспечивает возможность для его непрерывности. «Каждая структура или процесс состоит из ряда точек выбора. Результат в данной временной точке содержит потенциальные результаты более поздних точек» (403; 14). Актуальный исторический процесс плюралистичен и дифференцирован, в нем сочетаются различные перекрещивающиеся, конфликтные, дополняющие друг друга и параллельные процессы. «Социальных изменений вообще» не существует. Есть множество крупномасштабных процессов: урбанизация, индустриализация, пролетаризация, рост населения, капитализация, бюрократизация. Все они происходят в определенной последовательности, а социальные изменения нет» (403; 33). Конечно, в конкретные периоды истории одни процессы могут быть более важными, затеняя влияние других. «На протяжении нескольких последних сот лет среди всех изменений в мире доминировали рост числа национальных государств и развитие капитализма» (403; 49). Но все это зависит от обстоятельств и вовсе не неизбежно.

Тилли рассматривает социальную реальность не как систему, а как трансформирующуюся сеть «многообразных социальных взаимоотношений, одни из которых полностью локализованы, а другие охватывают весь мир» (403; 25). Так, устройство общества и ход истории в конечном счете зависят от конкретных человеческих действий. Тилли предпочитает сосредоточить внимание на повседневном поведении обычных людей («популистская история»), в частности, на «способах их коллективных действий, которые они предпринимают для реализации своих интересов» (399; 5). Помимо прочего он относит к ним деятельность «групп по интересам», коллективное насилие, социальные движения и революции.

Смысл работы Тилли ясен: социология должна получить «историческое обоснование» (402; 12, 46), т. е. «необходимо, преодолев субстанциальные рамки пространства и времени, взглянуть на общество и увидеть, к чему мы пришли, куда направляемся и каковы реальные альтернативы нашему сегодняшнему состоянию» (403; II). Подобные исследования должны «учитывать, что время и место, в которых оказываются структура или процесс, привносят различия в их характер, что последовательность, в которой происходят аналогичные события, существенно влияют на их результат» (403; 79).

Кристофер Ллойд и «структурализм»

Хорошее объяснение позиции, именуемой «структурализмом», дал Кристофер Ллойд (243). «Проблема состоит в наведении мостов между субъективным и объективным, а также между свободой и детерминизмом. Это необходимо для того, чтобы показать, как люди в действительности создают свою собственную историю, а также как частные обстоятельства, которые являются результатами действий людей, созидавших историю в прошлом, обусловливают творение ими истории сегодня». Ключ к этой загадке лежит в процессуальном характере общества: «Проводить водораздел между прошлым и настоящим бессмысленно. «Настоящее» всегда становится «прошлым», и процессы непрерывно текут в обоих направлениях» (243; 20). Следовательно, «главная цель социальной науки должна состоять в объяснении социальной трансформации» (243; 10). Это требует знания исторической перспективы. «Поскольку структуры всегда меняются, они должны изучаться под историческим углом зрения» (243; 164).

Внутри процесса происходит взаимная, диалектическая игра структур и действий: «Действия объясняются их структурными и психологическими императивами и напряженностями, а структура и ее история объясняются как намеренные и ненамеренные последствия индивидуальных действий и копирующего их массового поведения во времени» (243; 10). Движущей силой этой диалектики и вытекающего отсюда исторического процесса являются действия людей в рамках их социального, культурного и географического окружения (243; 192). «Индивидуальные и коллективные человеческие действия - фундаментальная движущая сила истории» (243; 37). «Личности агентов» (т. е. субъектов действия. - Ред.) свободны в пределах определенных границ, они обладают способностью влиять на некоторые ограниченные изменения в мире и делают это как намеренно, так и - чаще всего - непреднамеренно, что приводит к непреднамеренным и даже неосознанным структурным результатам.

Итак, согласно концепции структурализма, общество представляет собой упорядоченную, независимую, но свободно интегрирующуюся, постоянно меняющуюся «конфигурацию» отношений, правил и ролей, которые скрепляют кол 265

лектив индивидуальных личностей. Оно существует независимо от любого отдельного индивида, но не всех (или значительной части) индивидов... Чтобы оно продолжало существовать, оно должно ими воспроизводиться и преобразовываться под влиянием их собственных действий (243; 16-17).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных