Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретические основы и модели организации социокультурной анимации во Франции.




 

Определение понятия«социокультурная анимация»

Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую всё чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Ее можно обозначить и как педагогику досуга.

Социокультурная анимация (animation – anim: душа – одушевление, оживление) – особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанный на современных педагогических и психологических технологии активации (оживления) окружающей социальной среды и включенных в нее субъектов. Обобщая теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности в ряде зарубежных стран, один из ведущих отечественных специалистов в области культрурно-досуговой деятельности Е.Б. Мамбеков определяет социокультурную анимацию как часть культурной и воспитательной системы общества, которая может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:

- как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях;

- как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и особенно в ее свободное время;

- как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики.

Данное определение отражает специфику и структуру анимационной деятельности, которая проявляется на организационном (кто), деятельностном (что), методическом и технологическом (как) уровнях. В месте с тем не следует ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями, поскольку весьма серьезная составляющая социокультурной анимации – это ее мировоззренческий (смысловой) потенциал. Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявить ее консолидирующий (объединяющий) характер, а с другой – обозначить внутренний аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса (особые способы общения, диалога, наполненного соучастием, сочувствием, содействием).

В связи с этим, следует отметить, что в современной психолого-педагогической науке применение понятия «анимация» связано по большей части со вторым аспектом, т.е. используется в основном для характеристики отношений. В этом плане типична мысль французской исследовательницы проблематики социокультурной анимации Анн-Мари Гурдон о том, что при упоминании слова анимация речь идет не об оживлении тела и неживой материи, а об оживлении отношений между индивидуумами и социальными группами. Схожую мысль выражает и М. Симоно, определяя социокультурную анимацию как область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения в межличностных и коллективных отношениях путем прямых воздействий на индивидов. Это воздействие осуществляется главным образом посредством разнообразных видов деятельности.

Технологии социально-культурной анимации предполагают в качестве основных методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми широкое использование общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, обеспечивая личности условия для включения в творческие, оздоровительные, образовательные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности.

Исторический аспект социокультурной анимационной деятельности

Возникновение социокультурной анимации как самостоятельного явления в науке, социологи условно связывают с Францией 1901 года, когда был введен закон о создании различных неполитических ассоциаций. До этого года различные социальные объединения людей (по интересам, по способу заполнения досуга и пр.) не могли мыслиться вне конкретного политического действия, очевидного или скрытого. К 1901 году ситуация резко изменилась: увеличился объем свободного времени населения за счет постепенного сокращения рабочего времени. Начали получать развитие любительские ассоциации (объединения), что и потребовало соответствующего юридического оформления.

Вместе с тем возникновение специальной заинтересованности именно в педагогическом моделировании социальной среды и целенаправленном построении педагогического процесса формально принято относить к периоду 70-х годов XX столетия. В это время во Франции проводились обширные социологические исследования, которые касались, кроме прочего, особенностей внеучебного времени подрастающих поколений и, соответственно, влияния содержания этого времени на общий социальный фон как в среде молодежи, так и в социуме вообще. Результаты оказались плачевными. С одной стороны, условия для конструктивного заполнения жизненного времени подрастающих поколений сводились к минимальным значениям, с другой – сами дети в основной своей массе, кроме потребления, ничего не хотели и не могли: ни знать историю, не поддерживать и культивировать собственную и мировую культуру и т.д. Тогда правительство Франции в спешном порядке озаботилось выделением больших бюджетных ресурсов на решение этой проблемы.

Основоположником социокультурной анимации принято считать Жана Фридмана. Он выступил с идеей формирования гармоничного единства ребенка и той среды, в которой он развивается. Правительство же, со своей стороны, возвело идею Фридмана в ранг первоочередных программ государства. По ее замыслу – вся страна становится воспитательной нацией. Такого рода решения потребовали больших изменений, и не только общесоциальных, но и сугубо педагогических: необходимо было пересмотреть весь научный аппарат теории и практики воспитания, разработать концепцию воспитательных сил и элементов социума, способных оживить окружающую среду и социальное бытие вообще. Поэтому с начала 70-х годов XX столетия начали активно проводиться исследования, касающиеся педагогики анимации, аниматоров, их психологии, образования и целеполагания, аудитории социокультурной деятельности, осуществляемой в ее рамках, ее учреждений. В результате к концу XX века социокультурная анимация стала представлять собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере досуга.

В современном западном обществе тенденция инициации социальный действий в сфере досуга становится все более актуальной, и на это, по мнению специалистов, есть ряд причин:

- изменение мировоззренческих оснований в организации педагогической работы в социуме;

- изменение экономического статуса социально-культурной деятельности, потребность в поиске «предпринимательской ниши» в сфере свободного времени;

- переориентация социально-культурной деятельности на многообразный спектр реальных потребностей населения, проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения, утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития.

К этим причинам можно добавить ещё одну:

- потребность конструктивно использовать позитивный опыт социально-культурной деятельности предшествующих эпох.

Теоретические основы анимационной деятельности были заложены М. Бубером и П. Фрейре. Слово «animation» во французском языке имеет три значения: 1) оживление, воодушевление; 2) мультипликация; 3) организация жизни коллектива. В докладе Европейского Культурного Фонда 1973 года анимация рассматривалась, как воспитательный процесс, способствующий умственному, физическому и эмоциональному развитию людей, приобретению ими разнообразного опыта, посредством которого они достигают высокой степени самореализации, самовыражения, а также осознания своей принадлежности к сообществу, на которое они могут оказывать влияние. П. Фрейре утверждал, что «вдыхать жизнь» (to animate) педагоги должны не в людей, а в ситуации, то есть создавать среду и отношения, благоприятные для всестороннего развития личности.

Сущност анимационной модели социально-культурной деятельности

Современная концепция социально-педагогической деятельности существенно раздвигает границы социальной педагогики, рассматривает ее как научную дисциплину, исследующую процесс социального воспитания и социализации человека в целом на всех возрастных группах. С позиции социально-педагогического анализа социокультурная анимация может быть определена как отрасль социальной педагогики, опирающаяся на методы организации культурно-досуговой деятельности населения.

Если говорить о функциях социокультурной анимационной деятельности, то главной из них можно назвать регулятивную. Эта функция обозначается как главная, исходя из понимания того, что личность живет в обществе не изолированно, она вовлечена в деятельность социальных институтов, а для регулирования взаимоотношений между ними необходима функция социального контроля. Этот социальный регулятивный контроль должен способствовать использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной жизни общества.

Определение и обоснование функций анимационной деятельности отражают главную сущность функционального подхода. Функциональный подход к анимационной деятельности выражается в активном использовании функций в процессе этой деятельности, превращении ее в эффективный технологический процесс в ходе анимации и на этой основе получении положительных результатов. Точность определения структуры функций и их содержания отражается на эффективности реализации анимационной деятельности.

Определение функций анимационной деятельности не может быть спонтанным или случайным. Функции анимации определяются ее сущностными характеристиками и содержанием деятельности. Внутренней основой анимационной деятельности выступают психолого-педагогические процессы, составляющие структуру функций анимации, имеющих ярко выраженный технолого-практический аспект.

Определение и научное обоснование функций дает понимание специфики анимационной деятельности как профессиональной деятельности. Актуальность рассмотрения функционального подхода к анимационной деятельности обусловлена необходимостью формирования впоследствии наиболее оптимальной педагогической модели этой деятельности с позиций социально-культурных аспектов.

Известный французский социолог Ж. Дюмазедье выделяет четыре функциональных характеристики социокультурной анимационной деятельности (в прямом переводе):

1. Специфический социальный контроль свободного времени, способствующий максимальному выражению внутреннего «я» личности.

2. Ограничение и направление рынка потребительства, на котором реализуются делания личности.

3. Установление равновесия между досуговыми запросами личности и их социально-профессиональной деятельностью.

4. Социальный контроль, направленный на неформальное образование личности, ее самообразование.

Что касается цели социокультурной анимационной деятельности, то ее можно обозначить как «оживление», «одухотворение» межличностных и межгрупповых социальных отношений, восстановление смысложизненных ориентаций личности средствами культурно-досуговой деятельности.

Основными задачами данной деятельности можно считать:

1. Преодоление личностных тенденций к социальной дезинтеграции.

2. Профилактика социальных отклонений (например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.).

3. Реабилитация критических состояний личности.

4. Помощь в творческой самореализации личности.

Считается, что решения этих задач в социокультурной анимационной деятельности выделяются три взаимосвязанных процесса:

1. Процесс создания условий раскрытия личности или группы;

2. Процесс установления межличностных отношений;

3. Процесс творчества как решение проблем в окружающем мире.

Понятие социокультурная анимация встречается не только в педагогической сфере, тем не менее, деятельность по социальному оживлению, включение человека в активную жизнедеятельность по своей сути является психолого-педагогической. Это становится тем более очевидным, если рассматривать методы социокультурной анимации, особенности подготовки различных мероприятий анимационного характера.

Известно, что такой специалист как социокультурный аниматор, чаще встречается в сфере культурно-досуговой, а не в педагогической, например, в туристическом, развлекательном бизнесе, в шоу-бизнесе и т.д. Схожее обозначение такого специалиста ранее звучало как «массовик-затейник». Однако, рассматривая аниматора с научной точки зрения, следует его воспринимать не столько как сценического персонажа, ведущего какое-либо шоу, но и специалиста.

Аниматор – специалист, осуществляющий анимационную работу. Если обратиться к французскому опыту, то станет ясным, что социокультурный аниматоры во Франции в большинстве своем – волонтеры, энтузиасты, работающие на добровольных началах в свободное от работы время. Это преподаватели, ученые, общественные деятели, инженеры, служащие. Здесь происходит постоянный процесс формирования активистов из числа посетителей учреждений социокультурной сферы.

Но, наряду с добровольными активистами, существуют и профессиональные аниматоры. Их подготовка осуществляется многочисленными учебными центрами. По данным журнала французских аниматоров «L`Education Nouvelle» за 1999 год здесь обучалось около 2500 человек. Профессиональные аниматоры получают подготовку в области административной и управленческой деятельности, исследовательской и творческой работы, педагогики.

В связи с этим выделяют два типа аниматоров:

- руководители (аниматоры-координаторы);

- аниматоры-специалисты, возглавляющие различные объединения, ассоциации, кружки (ремесленные, технические, художественной самодеятельности и т.п.). Они преподают на различных курсах, осуществляют юридическое консультирование, способствуют социальной адаптации эмигрантов, даже оказывают психологическую помощь.

Но главное не социокультурных аниматоров возложены обязанности по удовлетворению потребностей населения в области культуры, спорта, развлечений. Такой специалист подчиняется директору Управления по делам молодежи и спорта данного департамента, он курирует деятельность местных групп любителей искусства и спортивных объединений, организует обучение добровольных аниматоров и руководителей любительских объединений, налаживает сотрудничество между аниматорами и объединениями.

Социокультурный аниматор нанимается на работу по контракту и должен выдержать конкурсный экзамен, согласно утвержденному уставу. Вместе с тем он пользуется свободой в выборе форм и методов педагогической работы.

ВЫВОД: Западная цивилизация, обеспечившая бурное развитие науки начиная с XVII века, добившаяся в XIX-XX веках наибольших успехов в экономике, промышленном производстве, целиком зиждется на особом типе культуры, исторически возникшем в Западной Европе в средние века. Европейская культура формировалась длительное время под воздействием множества факторов. Среди них не только протестантизм, но также индивидуализм, получивший серьезное развитие в эпоху Возрождения. Немалую роль сыграло и Просвещение. Известный философ Вадим Межуев считает, что пройдя именно эти три ключевых момента: Возрождение, Реформацию и Просвещение, западноевропейская культура смогла приобрести современное состояние, обеспечив экономическое, а затем и социальное процветание подвластных ей стран.

 

==

Педагогические науки

Сущность социокультурной анимации в процессе профилактики

девиантного поведения детей-сирот

Моисеева Мария Георгиевна,

аспирантка кафедры социально-культурной деятельности

ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

392000, Тамбов, ул. Советская, 6.

mariya@rambler.ru

Тел. 89109454292

Аннотация. В статье рассматривается сущность социокультурной анимации

в процессе профилактики девиантного поведения детей сирот. Автор

раскрывает сущность социокультурной анимации с позиций цели, задач,

содержания данного вида деятельности; выделяет основные принципы и

функции построения данного процесса; дает конкретное методологическое

основание социокультурной анимации в исторической ретроспективе;

выявляет роль педагогической среды, влияющей на профилактику

девиантного поведения детей-сирот.

Ключевые слова: социокультурная анимация, девиантное поведение, дети-

сироты, педагогическая среда.

Социокультурная анимационная деятельность является одной из

относительно молодых отраслей социальной педагогики и социальной

психологии, которую все чаще обозначают как педагогику социально-

культурной деятельности или как педагогику досуга.

Слово «anima», являясь коренной основой термина «анимация», в

буквальном переводе с латинского означает «душа», а глагол «animo» –

оживлять, одушевлять [7]. Понятие «анимация», с одной стороны, характеризует цели

анимационной деятельности, выявляет ее одухотворяющий,

консолидирующий характер, а с другой – обозначает собственно духовный

аспект взаимоотношений, наполненных подлинным сочувствием,

сопереживанием, содействием в процессе анимационной деятельности, а

также определяет психолого-педагогические подходы, основанные на

глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины, добра,

красоты.

При обращении к истокам «учения о душе» древних мыслителей нами

были обнаружены зачатки психолого-педагогических свойств сущности и

содержания анимационной деятельности. В сложных концептуальных

переплетениях идеалистического и материалистического рождалось

понимание души не только как некой субстанции, но и как объекта

воспитания, обладающего формирующим воздействием.

Так, в воззрениях Платона, сводимых к пониманию совершенствования

души через ее воспитание, – «душа не уносит с собой в Аид ничего, кроме

воспитания и образа жизни» – обнаруживаются зачатки свойства

социализации, прослеживающегося в его тезисах, непосредственно

связанных с восприятием и развитием – «от правильного воспитания души

зависит мудрость, справедливость, правильный строй в государстве» [7].

Значение в понимании свойства сублимации имеет идея Аристотеля о

сущности очищения (катарсиса) через эмоциональные потрясения путем

«сострадания и страха». В учении Пифагора, установившего воспитание при

помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, прослеживается

терапевтическое свойство, откуда происходит «врачевание человеческих

нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей» [7].

Аналитическое обращение к истории «учения о душе», которое прошло

определенные этапы своего становления и развития в соответствии с эпохой

и развивающейся мировоззренческой картиной, дало нам возможностьвыделить основные формирующие человека процессы – социализацию,

сублимацию, терапию.

Несомненный вклад в исследование содержания и сущностных

характеристик анимационной деятельности в российских условиях внес

Н.Н. Ярошенко, рассматривающий анимацию как «особый вид социально-

культурной деятельности», основанной на современных технологиях

(социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.),

обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.

В своих работах он изучает теоретические источники социально-

культурной анимации и приходит к выводу, что современная концепция

социально-педагогической деятельности существенно раздвигает границы

социальной педагогики, рассматривает ее как научную дисциплину,

исследующую воспитательный процесс во всех возрастных группах.

«С позиций социально-педагогического анализа социокультурная анимация

может быть определена как отрасль социальной педагогики, опирающейся на

методы организации культурно-досуговой деятельности населения» [8].

Обобщая теоретические идеи анимации и опыт организации социально-

культурной деятельности в ряде зарубежных стран, один из ведущих

отечественных специалистов в области культурно-досуговой деятельности

Е.Б. Мамбеков определяет социокультурную анимацию как часть культурной

и воспитательной системы общества, которая может быть представлена в

виде особой модели организации социокультурной деятельности:

• как совокупность элементов (учреждения, государственные органы,

организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория),

находящихся в постоянных отношениях;

• как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые

отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и

особенно в ее свободное время;

• как своеобразная социально-педагогическая система, в которой

ведущую роль играют аниматоры, профессиональные илидобровольные, обладающие специальной подготовкой и

использующие, как правило, методы активной педагогики [3].

Такое развернутое определение в целом справедливо отражает

специфику и даже структуру анимационной деятельности, которая

проявляется на организационном (кто), деятельностном (что), методическом

и технологическом (как) уровнях. Вместе с тем не следует ограничивать

сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями

(лишь бы заполнить досуг, неважно чем, неважно для чего), поскольку

весьма серьезная составляющая социокультурной анимации — это ее

мировоззренческий (смысловой) потенциал.

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно

точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее

консолидирующий (объединяющий) характер, а с другой — обозначать

внутренний аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса

(особые способы общения, диалога, наполненного соучастием, сочуствием,

содействием).

В связи с этим можно сказать, что в современной психолого-

педагогической науке применение понятия «анимация» связано по большей

части со вторым аспектом, т. е. используется в основном для характеристики

отношений.

В этом плане типична мысль французской исследовательницы

проблематики социокультурной анимации Анн-Мари Гурдон о том, что при

упоминании слова анимация речь идет не об оживлении тела и неживой

материи, а об оживлении отношений между индивидуумами и социальными

группами [3]. Схожую мысль выражает и М. Симоно, определяя

социокультурную анимацию как область общественной жизни, участники

которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения в

межличностных и коллективных отношениях путем прямых воздействий на

индивидов [3]. Понятно, что это воздействие осуществляется главным

образом посредством разнообразных видов деятельности. Надо сказать, что возникновение социокультурной анимации, по

крайней мере, как самостоятельного явления в науке, социологи условно

связывают с Францией 1901 года, когда был введен закон о создании

различных неполитических ассоциаций. До этого года различные социальные

объединения людей (по интересам, по способу заполнения досуга и пр.) не

могли мыслиться вне конкретного политического действия, очевидного или

скрытого. К 1901 году ситуация резко изменилась: увеличился объем

свободного времени населения за счет постепенного сокращения рабочего

времени. Начали получать развитие любительские ассоциации

(объединения), что и потребовало соответствующего юридического

оформления.

Вместе с тем возникновение специальной заинтересованности именно в

педагогическом моделировании социальной среды и целенаправленном

построении педагогического процесса формально принято относить к

периоду 70-х годов ХХ столетия. В это время во Франции проводились

обширные социологические исследования, которые касались, кроме прочего,

особенностей внеучебного времени подрастающих поколений и,

соответственно, влияния содержания этого времени на общий социальный

фон, как в среде молодежи, так и в социуме вообще. Результаты оказались

плачевными. С одной стороны, условия для конструктивного заполнения

жизненного времени подрастающих поколений сводились к минимальным

значениям, с другой — сами дети в основной своей массе, кроме

потребления, ничего не хотели и не могли: ни знать историю, ни

поддерживать и культивировать собственную и мировую культуру и т. д.

Тогда правительство Франции в спешном порядке озаботилось выделением

больших бюджетных ресурсов на решение этой проблемы.

Нашелся и человек, которого принято теперь считать

основоположником социокультурной анимации, – это Жан Фридман. Он

выступил с идеей формирования гармоничного единства ребенка и той

среды, в которой он развивается [7]. Правительство же, со своей стороны, возвело идею Фридмана в ранг первоочередных программ государства. По ее

замыслу – вся страна становится воспитательной нацией. Такого рода

решения конечно же потребовали больших изменений, и не только

общесоциальных, но и сугубо педагогических: необходимо было

пересмотреть весь научный аппарат теории и практики воспитания,

разработать концепцию воспитательных сил и элементов социума,

способных оживить окружающую среду и социальное бытие вообще.

Поэтому с начала 70-х годов ХХ столетия начали активно проводиться

исследования, касающиеся педагогики анимации, аниматоров, их

психологии, образования и целеполагания, аудитории социокультурной

деятельности, осуществляемой в ее рамках, ее учреждений. В результате к

концу ХХ века социокультурная анимация стала представлять собой

самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в

сфере досуга.

Что касается нашего отечественного опыта в области социально-

культурной деятельности, то здесь можно сказать следующее. В недавнем

прошлом, в эпоху Советского Союза, в нашей отечественной педагогике и

сфере заполнения досуга в целом был накоплен достаточно богатый опыт

построения такой деятельности. И хотя она редко называлась

социокультурной анимацией, однако именно эта сфера социальной

деятельности была весьма насыщенной.

Достаточно вспомнить чрезвычайно активную и конструктивную

деятельность пионерской и комсомольской организаций, богатый опыт

организации летнего (каникулярного) досуга, внеклассную работу в школе,

функционирование социально-педагогических комплексов и другое. Однако

надо помнить и известные события последнего десятилетия ХХ века, когда в

стране вся социальная (в т. ч. воспитательная) сфера была оставлена в самом

беспомощном и убогом положении. Это и понятно – о какой

профессиональной организации досуга могла идти речь во время

колоссальных социально-экономических и политических потрясений. Вместе с тем накопленный за прошлое столетие богатый опыт в сфере

социально-культурного развития населения в нашей стране все чаще

обращает на себя внимание не только отечественных, но и зарубежных

специалистов.

Сейчас, в современном российском обществе, тенденция инициации

социальных действий в сфере досуга становится все более актуальной, и на

это, по мнению специалистов, есть ряд причин:

• изменение мировоззренческих оснований в организации

педагогической работы в социуме;

• изменение экономического статуса социально-культурной

деятельности, потребность в поиске «предпринимательской ниши» в

сфере свободного времени;

• переориентация социально-культурной деятельности на

многообразный спектр реальных потребностей населения,

проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения,

утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития;

• потребность конструктивно использовать позитивный опыт социально-

культурной деятельности советского периода [8].

Что же представляет собой социально-культурная анимационная

деятельность в современных условиях? Необходимо напомнить, что хотя

понятие социокультурная анимация встречается не только, порой не столько,

в педагогической сфере, тем не менее, деятельность по социальному

оживлению, включению человека в активную жизнедеятельность по своей

сути является психолого-педагогической. Это становится тем более

очевидным, если мы рассмотрим методы социокультурной анимации,

особенности подготовки различных мероприятий анимационного характера.

Известно, что такой специалист, как социокультурный аниматор (по

край ней мере в таком звучании), чаще встречается в сфере культурно-

досуговой (в туристическом, развлекательном бизнесе, в шоу-бизнесе и т. д,),

а не в педагогической. Схожее обозначение такого специалиста ранеезвучало как «массовик-затейник» Однако в нашем случае социокультурный

аниматор – это не только и не столько сценический персонаж, ведущий

какого-либо шоу, но – специалист.

Какие же характеристики имеет такая специализация? Самая общая:

аниматор – специалист осуществляющий анимационную работу. Если

обратиться к французскому опыту социокультурной анимации, то мы

увидим, что социокультурные аниматоры во Франции в большинстве своем –

волонтеры, энтузиасты, работающие на добровольных началах в свободное

от работы время. Это преподаватели, ученые, общественные деятели,

инженеры, служащие. Здесь происходит постоянный процесс формирования

активистов из числа посетителей учреждений социокультурной сферы. Но,

наряду с добровольными активистами, существуют и профессиональные

аниматоры. Их подготовка осуществляется многочисленными учебными

центрами.

Профессиональные аниматоры получают подготовку в области

административной и управленческой деятельности, исследовательской и

творческой работы, педагогики. В связи с этим выделяются два типа

аниматоров: руководители (аниматоры-координаторы) и аниматоры-

специалисты, возглавляющие различные объединения, ассоциации, кружки

(ремесленные, технические, художественной самодеятельности и т. п.). Они

преподают на различных курсах, осуществляют юридическое

консультирование, способствуют социальной адаптации эмигрантов, даже

оказывают психологическую помощь.

На социокультурных аниматоров возложены обязанности по

удовлетворению потребностей населения в области культуры, спорта,

развлечений. Такой специалист подчиняется директору Управления по делам

молодежи и спорта данного департамента, он курирует деятельность

местных групп любителей искусства и спортивных объединений, организует

обучение добровольных аниматоров и руководителей любительских

объединений, налаживает сотрудничество между аниматорами иобъединениями. Социокультурный аниматор нанимается на работу по

контракту и должен выдержать конкурсный экзамен, согласно

утвержденному уставу. Вместе с тем он пользуется свободой в выборе форм

и методов педагогической работы. Если соотнести такую деятельность с

нашим отечественным опытом, то мы вправе отнести ее к деятельности

социального педагога. И здесь нет противоречия, скорее наоборот: ведь мы

полагаем, что социокультурная анимация по сути и характеру – прикладная

дисциплина социальной педагогики.

Современная концепция социально-педагогической деятельности

существенно раздвигает границы социальной педагогики, рассматривает ее

как научную дисциплину, исследующую процесс социального воспитания и

социализации человека в целом на всех возрастных группах. С позиций

социально-педагогического анализа социокультурная анимация может быть

определена как отрасль социальной педагогики, опирающаяся на методы

организации культурно-досуговой деятельности населения. Не случайно

наименование специализации менеджеров социально-культурной

деятельности в России в последнее время определяется государственным

образовательным стандартом как «педагогика социально-культурной сферы».

Среди основных принципов, на основе которых выстраивается

анимационная работа, выделяются следующие:

• человек должен изучаться и приниматься в его целостности;

• каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее

оправдан, чем статистические обобщения;

• человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире

является главной психологической реальностью;

• человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс

становления и бытия человека;

• человек наделен потенциями к непрерывному развитию и

самореализации, которые являются частью его природы; • человек обладает определенной степенью свободы от внешней

детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он

руководствуется в своем выборе;

• человек – это активное, интенциональное, стремящееся к

самоактуализации, творческое существо [8].

Исходя из данных принципов, в контексте нашего исследования, мы

выделяем некоторые методологические и психолого-педагогические

принципы социокультурной анимации, позволяющие нам рассматривать

социокультурную анимацию как самоорганизующую педагогическую

систему, ориентированную на духовное развитие личности:

• принцип индивидуации, как источник и сверхзадача анимационной

деятельности;

• принцип глубинного общения, как основа взаимодействия субъектов в

социокультурной анимации;

• принцип экзистенциального анализа.

Обоснование функциональных свойств анимационной деятельности

должно осуществляться с определения понятия «функция», обозначающего

исходное направляющее деятельности, в том числе и анимационной.

Функция, являясь основанием анимационной деятельности, определяет

основные ее характеристики, содержательную и технологическую структуру,

рождает цепочку компонентов, которые служат залогом профессиональной

реализации данной деятельности.

Определение и обоснование функций анимационной деятельности

отражают главную сущность функционального подхода. Функциональный

подход к анимационной деятельности выражается в активном использовании

функций в процессе этой деятельности, превращении ее в эффективный

технологический процесс в ходе анимации и на этой основе получении

положительных результатов. Точность определения структуры функций и их

содержания отражается на эффективности реализации анимационной

деятельности. Определение функций анимационной деятельности не может быть

спонтанным или случайным. Функции анимации определяются ее

сущностными характеристиками и содержанием деятельности.

Внутренней основой анимационной деятельности выступают психолого-

педагогические процессы, составляющие структуру функций анимации,

имеющих ярко выраженный технолого-практический аспект.

Определение и научное обоснование функций дает понимание

специфики анимационной деятельности как профессиональной деятельности.

Актуальность рассмотрения функционального подхода к анимационной

деятельности обусловлена необходимостью формирования впоследствии

наиболее оптимальной педагогической модели этой деятельности с позиций

социально-культурных аспектов.

Главной функцией социокультурной анимационной деятельности,

является регулятивная. Эта функция обозначается как главная, исходя из

понимания того, что личность живет в обществе не изолированно, она

вовлечена в деятельность социальных институтов, а для регулирования

взаимоотношений между ними необходима функция социального контроля.

Этот социальный регулятивный контроль должен способствовать

использованию свободного времени для саморазвития и более активного

участия детей – сирот в социальной жизни общества. Известный

французский социолог Ж. Дюмазедье выделяет четыре функциональных

характеристики социокультурной анимационной деятельности (в прямом

переводе) [7]:

1. Специфический социальный контроль свободного времени,

способствующего максимальному выражению внутреннего «я» личности

(праздность – мать всех пороков).

2. Ограничение и направление рынка потребительства, на котором

реализуются делания личности (вытекает из тезиса: творчество – это отдача,

а не потребительство). 3. Установление равновесия между досуговыми запросами личности

или коллектива и их социально-профессиональной деятельностью (делу

время, потехе час.).

4. Социальный контроль, направленный на неформальное образование

личности, ее самообразование.

Что касается собственно цели социокультурной анимационной

деятельности, то ее можно обозначить как «оживление», «одухотворение»

межличностных и межгрупповых социальных отношений, восстановление

смысложизненных ориентаций детей - сирот средствами культурно-

досуговой деятельности. При этом основными задачами этой деятельности

можно считать:

• преодоление личностных тенденций к социальной дезинтеграции;

• профилактика социальных отклонений (относительно темы нашего

исследования – девиантного поведения детей-сирот, наркомании,

алкоголизма, суицида и др.);

• реабилитация критических состояний детей-сирот;

• помощь в творческой самореализации детей-сирот.

Считается, что для решения этих задач в социокультурной

анимационной деятельности выделяются три взаимосвязанных процесса:

1) процесс создания условий для раскрытия личности или группы;

2) процесс установления межличностных отношений;

3) процесс творчества как решение проблем в окружающем мире.

Анализ исследований проблематики современной социально-

культурной деятельности показывает, что у нее есть научное и, можно

сказать, вполне конкретное методологическое основание.

Очевидно, что рассмотрение феномена окружающей среды как некоего

потенциала, хранящего в себе позитивные и негативные тенденции,

способные так или иначе влиять на развитие человека началось на рубеже

XIX–XХ веков. Историческим прототипом социокультурной деятельности

можно считать педагогическое средоведение. Основоположником егопринято считать немецкого ученого Адольфа Базумана. Полагая, что

основной предпосылкой общей теории воспитания является наука о влиянии

среды, исследователь заключил, что необходима специальная наука о среде

для достижения педагогических целей [7].

Однако как некую теоретическую и в известном смысле практическую

основу соцокультурной анимационной деятельности в нашей стране можно

считать так называемую педагогику среды. В отличие от средоведения,

педагогика среды была детищем отечественной научно-педагогической

мысли. Ее основателем принято считать С.Т. Шацкого, ему же

приписывается авторство самого термина, хотя задолго до Шацкого, К.Д.

Ушинский, Н. И. Пирогов и другие педагоги-мыслители ставили вопрос об

исследовании воспитательных возможностей среды.

Надо отметить, что педагогика среды – это не просто совокупность

воззрений на среду и зависимость от нее человеческого поведения. Это

технология. И сегодня мы можем сказать, что педагогика среды – это

направление педагогической мысли и практики, ориентированное на учет,

организацию и использование возможностей среды в воспитательных целях.

Отечественная библиография насчитывала к началу ХХ века более

пятисот работ по проблематике педагогики социокультурной среды, а уже к

2000-м годам «средовая» проблематика занимала исключительное место в

исследованиях педологов, реактологов, рефлексологов, психологов и

педагогов.

Показательны высказывания ученых и организаторов образования тех

лет: «Вопрос о воздействии окружающей среды, об организации этих

воздействий является центральным для нашей педагогики» (А.С. Пинкевич);

«социальная среда – есть истинный рычаг воспитательного процесса, вся

роль учителя сводится к управлению этим рычагом» (Л.С. Выготский); «Во

всяком педагогическом воздействии можно выделить три момента: 1) того

или тех, кто является организатором (т. е. субъектом.) этого воздействия;

2) того или тех, кто находится под воздействием субъекта; 3) ту среду, которая создается в целях педагогического воздействия» (А.Г. Калашников);

воспитывает не воспитатель, а среда (А.С. Макаренко); нет среды – нет

воспитания (Н. Н. Иорданский) [1, 2, 5].

Проблема теоретического и практического изучения среды, к которой

следовало адаптироваться детям-сиротам или которая должна была

приспосабливаться к ним, в педагогике среды была самой острой. Педагоги

по-разному смотрели на среду, по-разному ее типологизировали.

Популярными были такие словосочетания, как «среда для ребенка», «среда

учреждения», «социально-организованная среда», «классово-

дифференцированная среда», «социально-бытовая», «деревенская»,

«городская», «своя», «возрастная», «духовная среда» и др. Так или иначе, но

представителей педагогики среды объединяло видение педагогического

процесса в виде трехчастной схемы: объект – среда – субъект.

Вместе с тем имелись значительные расхождения в ответах на вопрос,

как и что следует изучать в среде. Одни исследователи предполагали изучать

ее объективные характеристики, а для этого пользоваться преимущественно

объективными и социологическими методами сбора и обработки

информации (М.С. Бернштейн, С.С. Моложавый, В.Н. Шульгин, М.В.

Крупенина). Предлагались разнообразные схемы обследования среды.

Установление системы показателей и измерительных единиц для

педагогического учета и изучения воспитывающей роли среды эти авторы

мыслили как составную часть плана участия педагогов-исследователей в

переделке среды.

Другие считали изучение объективных характеристик среды

недостаточным. Они полагали, что практикующийся обычно метод изучения

среды путем пространных таблиц и анкет или общих социологических схем

не может дать ни положительных объективных результатов, ни

удовлетворения исследователю-педагогу. «Мы изучаем какие-то абсолютные

показатели среды как обстановки, – писал Л.С. Выготский, – полагая, что

зная эти показатели, мы будем знать их роль в развитии ребенка… Изучатьсреду надо не как таковую, не в ее абсолютных показателях, а в отношении к

ребенку. Та же самая в абсолютных показателях среда есть совершенно

разная для ребенка 1 года, 3, 7 и 12 лет» [1].

Практически изучать среду, с точки зрения этого ученого, значило

определять в ней роль разнообразных факторов воспитания для того, чтобы

разобраться, что хорошо, что плохо в воспитании, которое дается средой, а

также, чтобы оказать организационное воздействие на нее, т. е. найти такие

ее элементы, которые могли бы сработать на оживление социокультурного

пространства.

Интересно мыслил и изучал среду С.Т. Шацкий – как с субъективных,

так и с объективных позиций. Он считал важным изучать среду через детей, в

детском освещении, преломленную сквозь детскую призму, а также

втягиваться мало-помалу в более серьезное, объективное изучение среды. Он

считал, что для педагога важны две точки зрения – детская (индивидуальная,

специфическая) и объективная (приближающаяся к научной). Этот педагог

считал эффективными следующие способы изучения среды: анализ детских

высказываний, рисунков, сочинений, отражающих жизнь среды, анализ того,

что перед ними происходит, чтобы по реакции ребенка, по его навыкам,

привычкам, повадке определять ту среду, откуда он вышел и в которой

находится [5].

В те годы было получено множество данных, подтверждающих

зависимость от среды различных способностей, свойств, качеств, черт

личности ребенка, да и не только ребенка, речевых навыков, мышления и

способности суждения (А.Р. Лурия, Е.И. Тихеева), целей, мотивов, всего

содержания жизни (М. Я. Басов). С.С. Маложавый, например, утверждал, что

личность не только продукт среды, она также проявляет себя в реакции на

внешние и внутренние условия среды: стоит измениться социальной среде, как

сейчас же меняется и поведение человека. То есть возникает некая динамика,

гибкость процесса взаимодействия человека и среды, при этом нет простого и

однозначного результата, обусловленного (видимого) изначально [6]. Справедливо сказать, что изучение среды педагоги рассматривают как

условие для последующего изучения личности, для составления планов

работы и организации средовых воздействий. В современных социально-

педагогических реалиях подобные взгляды могут конструктивным образом

учитываться при организации психолого-педагогического взаимодействия в

рамках целостного педагогического процесса. Последнее позволяет

заключить, что сущность реализации социальнокультурной анимационной

деятельности состоит в активном предотвращении отчуждения личности в

культуре общества, в сложной структуре общественных отношений

В основе социокультурной анимации лежит процесс индивидуации

личности аниматора, являющийся источником его деятельности. Содействие

индивидуации осуществляется при взаимодействии аниматора и детей-сирот

на уровне глубинного общения. В процессе социокультурной анимации

актуализация и развитие духовных процессов детей-сирот осуществляется

аниматором при помощи метода экзистенциального анализа. В результате

содействия становлению и развитию личности на основе процесса

индивидуации более эффективно протекает социализация и интеграция

детей-сирот в общество, что является необходимым условием преодоления

отчуждения личности.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. С. 89.

2. Калашников, А.Г. Избранные труды. М., 1990. С. 75.

3. Мамбеков, Е.Б. Организация досуга во Франции: Анимационная модель:

Дисс. …канд. пед. наук. - СПб., 1992.

4. Никитский М.В. Теоретические и исторические аспекты анимации. М.,

2008. С.8.

5. Пинкевич А.С. Основы советской педагогики. М., 1929. С. 10.

6. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология.

СПб., 1999. 7. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. – С.497.

8. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие. –

Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва, 2004.

9. Моисеева М.Г. Психолого-педагогические основания анимационной

деятельности в процессе профилактики девиантного поведения детей-

сирот // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. –

2010. – № 4. – http://actualresearch.ru/nn/2010_4/Article/pedagogy/moiseeva.htm.

– 0421000098/0073.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных