Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Утверждено редакционно-издательской секцией научно-методического совета Института Машиностроения Тольяттинского государственного университета




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»

Институт Машиностроения

Кафедра «Управление промышленной и экологической безопасностью»

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методическое пособие

Тольятти 2015

УДК 358.238

ББК 68.9я723

Шапорева И.Л., Л.Н Горина, Н.Е. Данилина.

Безопасность жизнедеятельности. Учебно-метод. пособие. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015. – 299 с.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по курсу «Безопасность жизнедеятельности», оказания помощи студентам в организации самостоятельной работы при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавров высших учебных заведений, может быть использовано для реализации технологии дистанционного обучения, а также для заочной формы обучения.

Дано описание модульной конструкции дисциплины, представлены: технологическая карта дисциплины, алгоритмы работы в каждом модуле, рейтинговая система оценки знаний, методическое обеспечение модулей.

 

 

Резензент: Д.т.н., профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности» ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» Г.Н. Яговкин

 

Утверждено редакционно-издательской секцией научно-методического совета Института Машиностроения Тольяттинского государственного университета

 

© Тольяттинский государственный

университет, 2015

© Институт машиностроения, 2015

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.. 5

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ". 8

КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, КРИТЕРИИ И НОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 18

РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЙ.. 21

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.. 22

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 26

Практическое занятие № 1. 26

«Идентификация опасных и вредных производственных факторов». 26

Практическое занятие № 2 «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА» 57

Практическое занятие № 3 «ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ». 74

Практическое занятие № 4. 134

«МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ». 134

Практическое занятие № 5 «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПЭВМ». 174

Практическое занятие № 6. 203

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ ПЕРВИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ СОГЛАСНО КАТЕГОРИИ ПО ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНОСТИ». 203

Практическое занятие № 7. 226

«ОРГАНИЗАЦИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ». 226

Практическое занятие № 8. 272

«ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ АВАРИЙНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ». 272

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 294

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 297


ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата) и специалитета.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» призван интегрировать на общей методической основе в единый комплекс знания, необходимые для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания. Курс позволяет расширить и углубить познания студентов в области комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций.

При изучении дисциплины рассматриваются:

современное состояние и негативные факторы среды обитания;

принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные с точки зрения безопасности условия деятельности;

последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;

средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере;

методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе в условиях ведения военных действий, и при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса - формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Задачи курса:

1. Приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;

2. Овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

3. Формирование культуры безопасности, экологического сознания и рискоориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

4. Формирование культуры профессиональной безопасности, способностей идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

5. Формирование готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

6. Формирование мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

7. Формирование способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

8 Формирование способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Данная дисциплина (учебный курс) базируется на освоении следующих естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: биология, физика, правоведение, социология, экология, основы безопасности жизнедеятельности.

Знания, умения, навыки, приобретаемые в результате изучения данной дисциплины (учебного курса) необходимы для формирования общекультурных и общепрофессиональных знаний, умений, компетенций выпускника.

В результате изучения дисциплины (учебного курса):

- студент должен знать:

основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

- студент должен уметь:

идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

- студент должен владеть:

законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

При изучении дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" используются следующие образовательные технологии:

- технология традиционного обучения в форме лекций, практических занятий, самостоятельной работы;

- информационная технология и технология контекстного обучения в форме визуальных лекций;

- модульная технология в форме практических работ с использованием метода анализа конкретных ситуаций);

Общая трудоемкость дисциплины (учебного курса) - 2 ЗЕТ.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Идентификатор курса в модуле "Методическая работа" id=101497

№ недели № модуля Наименование учебного мероприятия Краткое название Описание учебного мероприятия (тема, форма проведения) В расписание Ведущий Max баллов Продолжительность учебных мероприятий, проводимых Требования к ресурсам Рекомендуемая литература (№.)
в аудитории по индивидуальному графику студента Тип аудитории Количество аудиторных часов Max студентов Требуемое оборудование
в часах в т.ч. в интерактивной форме (+, -) в часах в днях
  Модуль 1 Лекция №1 Лек №1 Введение в безопасность. Вредные и опасные негативные факторы. + Л     - - - Лекционная аудитория     Мультимедийное оборудование 1-6
  Модуль 1 Самостоятельное изучение материала 1 Сам1 Изучение материала по темам, не вошедшим в лекции по модулям 1,2 - - - - -     - -   - 1-6
  Модуль 1 Самостоятельное изучение материала 2 Сам 2 Подготовка к лабораторной работе 1. - - - - -   - - -   - 1-6
  Модуль 1 Практическое занятие №1 ПрЗ №1 Идентификация опасных и вредных производственных факторов + П     - - - Компьютерный класс     - 1-6
  Модуль 1 Лекция №2 Лек №2 Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. + Л     - - - Лекционная аудитория     Мультимедийное оборудование 1-6
  Модуль 1 Самостоятельное изучение материала 3 Сам 3 Подготовка к лабораторной работе 2. - - - - -   - - -   - 1-6
  Модуль 1 Практическое занятие №2 ПрЗ №2 Организация обучения безопасности труда + П     - - - Компьютерный класс     - 1-6
  Модуль 2 Лекция №3 Лек №3 Основные принципы защиты от опасностей. Общая характеристика и классификация защитных средств + Л     - - - Лекционная аудитория     Мультимедийное оборудование 1-6
  Модуль 2 Самостоятельное изучение материала 4 Сам 4 Подготовка к лабораторной работе 3. - - - - -   - - -   - 1-6
  Модуль 2 Практическое занятие №3 ПрЗ №3 Обеспечение средствами индивидуальной защиты работников организаций + П     - - - Компьютерный класс     - 1-6
  Модуль 2 Лекция №4 Лек №4 Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования + Л -   - - - Лекционная аудитория     Мультимедийное оборудование 1-6
  Модуль 2 Самостоятельное изучение материала 5 Сам 5 Подготовка к лабораторной работе 4. - - - - -   - - -   - 1-6
  Модуль 2 Практическое занятие №4 ПрЗ №4 Методы и средства защиты окружающей среды + П     - - - Компьютерный класс     - 1-6
  Модуль 2 Консультация вне расписания КонВ 1 Консультация перед рубежным контролем 1 по модулям 1,2 - П - - -   - - -   - 1-6
  Модуль 2 Тестирование сотрудниками кафедры Т 1 Рубежный контроль 1 по модулям 1,2 - П   - -     -     - 1-6
  Модуль 3 Лекция №5 Лек №5 Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности. + Л     - - - Лекционная аудитория     Мультимедийное оборудование 1-6
  Модуль 3 Самостоятельное изучение материала 6 Сам 6 Изучение материала по темам, не вошедшим в лекции по модулям 3,4,5 - - - - -     - -   - 1-6
  Модуль 3 Самостоятельное изучение материала 7 Сам 7 Подготовка к лабораторной работе 5. - - - - -   - - -   - 1-6
  Модуль 3 Практическое занятие №5 ПрЗ №5 Организация безопасной работы пользователей ПЭВМ + П     - - - Компьютерный класс     - 1-6
  Модуль 3 Лекция №6 Лек №6 Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Эргономические основы безопасности + Л -   - - - Лекционная аудитория     Мультимедийное оборудование 1-6
  Модуль 4 Самостоятельное изучение материала 8 Сам 8 Подготовка к лабораторной работе 6 - - - - -   - - -   - 1-6
  Модуль 4 Практическое занятие №6 ПрЗ №6 Обеспечение помещений первичными средствами пожаро-тушения согласно категории по взрывопожароопасности + П     - - - Компьютерный класс     - 1-6
  Модуль 4 Лекция №7 Лек №7 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и их поражающие факторы + Л -   - - - Лекционная аудитория     Мультимедийное оборудование 1-7
  Модуль 4 Самостоятельное изучение материала 9 Сам 9 Подготовка к лабораторной работе 7 - - - - -   - - -   - 1-7
  Модуль 4 Практическое занятие №7 ПрЗ №7 Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях + П     - - - Компьютерный класс     - 1-7
  Модуль 4 Лекция №8 Лек №8 Устойчивость функционирования объектов экономики. Основы организации защиты населения и персонала. + Л     - - - Лекционная аудитория     Мультимедийное оборудование 1-7
  Модуль 4 Самостоятельное изучение материала 10 Сам 10 Подготовка к лабораторной работе 8. - - - - -   - - -   - 1-7
  Модуль 4 Практическое занятие №8 ПрЗ №8 Оказание первой доврачебной помощи при аварийных и чрезвычайных ситуациях + П     - - - Компьютерный класс     - 1-7
  Модуль 4 Консультация вне расписания КонВ 2 Консультация перед рубежным контролем 2 по модулям 3,4 - П - - -   - - -   -  
  Модуль 4 Тестирование сотрудниками кафедры Т 2 Рубежный контроль 1 по модулям 3,4 - П   - -       -   - 1-7
    Итоговый тест по курсу через ЦТ ТИ   + -     - - - Компьютерный класс     - 1-7
            ИТОГО    
 

 

               
                           
            ИТОГО через ЦТ                

КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, КРИТЕРИИ И НОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Наименование учебных мероприятий Типы учебных мероприятий Количество баллов Условия допуска Критерии и нормы оценки
         
Практическое занятие 1- 8 Практическое занятие     Практическое занятие - максимум 7 баллов. 0 баллов - работа не выполнена. 5 баллов - работа выполнена верно. +1 балл - работа прошла защиту (ответ на один контрольный вопрос из двух). +2 балла - работа прошла защиту (ответ на два контрольных вопроса из двух).
Тестирование сотрудниками кафедры 1 Тестирование сотрудниками кафедры   Выполнение практических работ 1 - 4 Тестирование (всего 22 вопроса) - максимум 22 балла (1 балл за каждый правильный ответ на вопросы теста).
Тестирование сотрудниками кафедры 2 Тестирование сотрудниками кафедры   Выполнение практических работ 5-8 Тестирование (всего 22 вопроса) - максимум 22 балла (1 балл за каждый правильный ответ на вопросы теста).
Итоговый тест по курсу через ЦТ Итоговый тест по курсу через ЦТ   Выполнение практических работ 1 - 8, успешное прохождение промежуточных тестирований 1, 2 Представлены в разделе "Регламент проведения тестирований".
Пересдача зачета (экзамена) преподавателю Пересдача   Допускаются студенты, не набравшие 40 баллов по накопительному рейтингу Полный, развернутый письменный ответ - 20 баллов. Неполный с небольшими неточностями письменный ответ - 10 баллов. Ответ с незначительными ошибками - 5 баллов. Ответ с грубыми ошибками или отсутствие ответа - 0 баллов.
Схема расчета итоговой оценки: Текущий рейтинг (все занятия и промежуточные тесты) + Результат итогового теста и все делится на 2

 


РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЙ

 

Название банка тестовых заданий Количество заданий, предъявляемых студенту Номера и наименования разделов теста Кол-во заданий в разделе, предъявляемых студенту Время на тестирование, мин.
Итоговый тест по курсу через ЦТ (Безопасность жизнедеятельности,тест,итоговый)   Тест 1    
Тест 2  
Тест 4  
Тест 5  
тест 3  
тест 6  

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Обязательная литература
№ п/п Библиографическое описание Тип (учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, практикум и др.) Количество в библиотеке
  Занько Н. Г.Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник / Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак; под ред. О. Н. Русака. - Изд.14-е, стер. - Санкт-Петербург: Лань, 2012. - 672 с.: ил. - ISBN 978-5-8114-0284-7. Учебник 1 ЭБС "Лань"
  Безопасность жизнедеятельности[Электронный ресурс]: учеб. для студентов вузов / В. О. Евсеев [и др.]; под ред. Е. И. Холостовой, О. Г. Прохоровой. - Москва: Дашков и К°, 2014. - 456 с. - (Учебные издания для бакалавров) Учебник 1 ЭБС "IPRbooks"
  Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Л. А. Михайлов [и др.]; под ред. Л. А. Михайлова. - 2-е изд.; гриф УМО. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 460 с.: ил. - (Учебники для вузов). - Библиогр.: с. 456-460. - Прил.: с. 442-455. - ISBN 978-5-496-00054-3 Учебник  
  Потоцкий Е. П. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. П. Потоцкий. - Москва: МИСиС, 2012. - 77 с. Учеб. пособие 1 ЭБС "Лань"
  Хван Т. А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / Т. А. Хван, П. А. Хван. - Изд. 9-е, испр. и доп.; гриф МО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 444 с.: ил. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 438-440. - ISBN 978-5-222-18237-6: 456-91 Учеб. пособие  
  Никифоров Л. Л. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л. Л. Никифоров, В. В. Персиянов. - Москва: Дашков и К°, 2013. - 496 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-01354-6 Учеб. пособие 1 ЭБС "IPRbooks"
  Сычев Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Ю. Н. Сычев. - Москва: Финансы и статистика, 2014. - 224 с. - ISBN 978-5-279-03180-1 Учеб. пособие 1 ЭБС "IPRbooks"

 

Дополнительная литература и учебные материалы (аудио-, видеопособия и др.)

- фонд научной библиотеки ТГУ:

№ п/п Библиографическое описание Тип (учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, практикум, аудио-, видеопособия и др.) Количество в библиотеке
  Безопасность жизнедеятельности: учебник / С. В. Белов [и др.]; под общ. ред. С. В. Белова. - 7-е изд., стер.; Гриф МО. - М.: Высш. шк., 2007. - 616 с.: ил. - Библиогр.: с. 613. - Прил.: с. 611-612. - ISBN 978-5-06-004171-2: 704-55 Учебник  
  Глебова Е. В. Производственная санитария и гигиена труда: учеб. пособие для высш. проф. образования в обл. техники и технологии / Е. В. Глебова. - Изд. 2-е, перераб. и доп.; Гриф МО. - М.: Высш. шк., 2007. - 381 с.: ил. - Библиогр.: с. 380-381. - ISBN 978-5-06-004897-1: 363-00 Учебное пособие  

 

 

  Горина Л. Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб.-метод. пособие / Л. Н. Горина, Н. Е. Данилина, Т. Н. Рыжкова; ТГУ; каф. "Пром. безопасность и экология". - ТГУ. - Тольятти: ТГУ, 2007. - 134 с.: ил. - Библиогр.: с. 125-126. - Прил.: с. 127-130 Учеб.-метод. пособие  
  Практикум по оценке средств защиты труда в производственной сфере[Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. С. Бочарников [и др.]; под ред. А. С. Бочарникова. - Липецк: ЛГТУ: ЭБС АСВ, 2012. - 121 с. Учебное пособие 1 ЭБС "IPRbooks"

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие № 1

«Идентификация опасных и вредных производственных факторов»

Цель занятия: Получить практические навыки определения опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте.

Нормативная правовая база:

Þ ГОСТ 12.0.003 — 74 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы»

Þ ГОСТ 12.1.007-76 «ССБТ. Вредные вещества, классификация и общие требования безопасности»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных