ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Утверждено редакционно-издательской секцией научно-методического совета Института Машиностроения Тольяттинского государственного университетаФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» Институт Машиностроения Кафедра «Управление промышленной и экологической безопасностью» БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методическое пособие Тольятти 2015 УДК 358.238 ББК 68.9я723 Шапорева И.Л., Л.Н Горина, Н.Е. Данилина. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-метод. пособие. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015. – 299 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по курсу «Безопасность жизнедеятельности», оказания помощи студентам в организации самостоятельной работы при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавров высших учебных заведений, может быть использовано для реализации технологии дистанционного обучения, а также для заочной формы обучения. Дано описание модульной конструкции дисциплины, представлены: технологическая карта дисциплины, алгоритмы работы в каждом модуле, рейтинговая система оценки знаний, методическое обеспечение модулей.
Резензент: Д.т.н., профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности» ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» Г.Н. Яговкин
Утверждено редакционно-издательской секцией научно-методического совета Института Машиностроения Тольяттинского государственного университета
© Тольяттинский государственный университет, 2015 © Институт машиностроения, 2015 Содержание ВВЕДЕНИЕ. 4 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.. 5 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ". 8 КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, КРИТЕРИИ И НОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 18 РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЙ.. 21 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.. 22 СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 26 Практическое занятие № 1. 26 «Идентификация опасных и вредных производственных факторов». 26 Практическое занятие № 2 «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА» 57 Практическое занятие № 3 «ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ». 74 Практическое занятие № 4. 134 «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ». 134 Практическое занятие № 5 «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПЭВМ». 174 Практическое занятие № 6. 203 «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ ПЕРВИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ СОГЛАСНО КАТЕГОРИИ ПО ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНОСТИ». 203 Практическое занятие № 7. 226 «ОРГАНИЗАЦИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ». 226 Практическое занятие № 8. 272 «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ АВАРИЙНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ». 272 ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 294 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 297 ВВЕДЕНИЕ Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата) и специалитета. Курс «Безопасность жизнедеятельности» призван интегрировать на общей методической основе в единый комплекс знания, необходимые для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания. Курс позволяет расширить и углубить познания студентов в области комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций. При изучении дисциплины рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные с точки зрения безопасности условия деятельности; последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере; методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях; мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе в условиях ведения военных действий, и при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель курса - формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета. Задачи курса: 1. Приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека; 2. Овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества; 3. Формирование культуры безопасности, экологического сознания и рискоориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека; 4. Формирование культуры профессиональной безопасности, способностей идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности; 5. Формирование готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности; 6. Формирование мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности; 7. Формирование способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности; 8 Формирование способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Данная дисциплина (учебный курс) базируется на освоении следующих естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: биология, физика, правоведение, социология, экология, основы безопасности жизнедеятельности. Знания, умения, навыки, приобретаемые в результате изучения данной дисциплины (учебного курса) необходимы для формирования общекультурных и общепрофессиональных знаний, умений, компетенций выпускника. В результате изучения дисциплины (учебного курса): - студент должен знать: основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности; - студент должен уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; - студент должен владеть: законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды. При изучении дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" используются следующие образовательные технологии: - технология традиционного обучения в форме лекций, практических занятий, самостоятельной работы; - информационная технология и технология контекстного обучения в форме визуальных лекций; - модульная технология в форме практических работ с использованием метода анализа конкретных ситуаций); Общая трудоемкость дисциплины (учебного курса) - 2 ЗЕТ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" Идентификатор курса в модуле "Методическая работа" id=101497
КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, КРИТЕРИИ И НОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЙ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Практическое занятие № 1 «Идентификация опасных и вредных производственных факторов» Цель занятия: Получить практические навыки определения опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте. Нормативная правовая база: Þ ГОСТ 12.0.003 — 74 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы» Þ ГОСТ 12.1.007-76 «ССБТ. Вредные вещества, классификация и общие требования безопасности» Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|