Утверждено редакционно-издательской секцией научно-методического совета Института Машиностроения Тольяттинского государственного университета
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»
Институт Машиностроения
Кафедра «Управление промышленной и экологической безопасностью»
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методическое пособие
Тольятти 2015
УДК 358.238
ББК 68.9я723
Шапорева И.Л., Л.Н Горина, Н.Е. Данилина.
Безопасность жизнедеятельности. Учебно-метод. пособие. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015. – 299 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по курсу «Безопасность жизнедеятельности», оказания помощи студентам в организации самостоятельной работы при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавров высших учебных заведений, может быть использовано для реализации технологии дистанционного обучения, а также для заочной формы обучения.
Дано описание модульной конструкции дисциплины, представлены: технологическая карта дисциплины, алгоритмы работы в каждом модуле, рейтинговая система оценки знаний, методическое обеспечение модулей.
Резензент: Д.т.н., профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности» ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» Г.Н. Яговкин
Утверждено редакционно-издательской секцией научно-методического совета Института Машиностроения Тольяттинского государственного университета
© Тольяттинский государственный
университет, 2015
© Институт машиностроения, 2015
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 4
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.. 5
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ". 8
КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, КРИТЕРИИ И НОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 18
РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЙ.. 21
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.. 22
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 26
Практическое занятие № 1. 26
«Идентификация опасных и вредных производственных факторов». 26
Практическое занятие № 2 «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА» 57
Практическое занятие № 3 «ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ». 74
Практическое занятие № 4. 134
«МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ». 134
Практическое занятие № 5 «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПЭВМ». 174
Практическое занятие № 6. 203
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ ПЕРВИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ СОГЛАСНО КАТЕГОРИИ ПО ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНОСТИ». 203
Практическое занятие № 7. 226
«ОРГАНИЗАЦИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ». 226
Практическое занятие № 8. 272
«ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ АВАРИЙНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ». 272
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 294
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 297
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата) и специалитета.
Курс «Безопасность жизнедеятельности» призван интегрировать на общей методической основе в единый комплекс знания, необходимые для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания. Курс позволяет расширить и углубить познания студентов в области комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций.
При изучении дисциплины рассматриваются:
современное состояние и негативные факторы среды обитания;
принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные с точки зрения безопасности условия деятельности;
последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;
средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере;
методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;
мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе в условиях ведения военных действий, и при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель курса - формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
Задачи курса:
1. Приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;
2. Овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
3. Формирование культуры безопасности, экологического сознания и рискоориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
4. Формирование культуры профессиональной безопасности, способностей идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;
5. Формирование готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
6. Формирование мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;
7. Формирование способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;
8 Формирование способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.
Данная дисциплина (учебный курс) базируется на освоении следующих естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: биология, физика, правоведение, социология, экология, основы безопасности жизнедеятельности.
Знания, умения, навыки, приобретаемые в результате изучения данной дисциплины (учебного курса) необходимы для формирования общекультурных и общепрофессиональных знаний, умений, компетенций выпускника.
В результате изучения дисциплины (учебного курса):
- студент должен знать:
основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
- студент должен уметь:
идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
- студент должен владеть:
законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
При изучении дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" используются следующие образовательные технологии:
- технология традиционного обучения в форме лекций, практических занятий, самостоятельной работы;
- информационная технология и технология контекстного обучения в форме визуальных лекций;
- модульная технология в форме практических работ с использованием метода анализа конкретных ситуаций);
Общая трудоемкость дисциплины (учебного курса) - 2 ЗЕТ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Идентификатор курса в модуле "Методическая работа" id=101497
| № недели
| № модуля
| Наименование учебного мероприятия
| Краткое название
| Описание учебного мероприятия (тема, форма проведения)
| В расписание
| Ведущий
| Max баллов
| Продолжительность учебных мероприятий, проводимых
| Требования к ресурсам
| Рекомендуемая
литература
(№.)
| | в аудитории
| по индивидуальному графику студента
| Тип аудитории
| Количество
аудиторных часов
| Max студентов
| Требуемое оборудование
| | в часах
| в т.ч. в интерактивной
форме
(+, -)
| в часах
| в днях
| |
| Модуль 1
| Лекция №1
| Лек №1
| Введение в безопасность. Вредные и опасные негативные факторы.
| +
| Л
|
|
| -
| -
| -
| Лекционная аудитория
|
|
| Мультимедийное оборудование
| 1-6
| |
| Модуль 1
| Самостоятельное изучение материала 1
| Сам1
| Изучение материала по темам, не вошедшим в лекции по модулям 1,2
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| -
| -
|
| -
| 1-6
| |
| Модуль 1
| Самостоятельное изучение материала 2
| Сам 2
| Подготовка к лабораторной работе 1.
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
|
| -
| 1-6
| |
| Модуль 1
| Практическое занятие №1
| ПрЗ №1
| Идентификация опасных и вредных производственных факторов
| +
| П
|
|
| -
| -
| -
| Компьютерный класс
|
|
| -
| 1-6
| |
| Модуль 1
| Лекция №2
| Лек №2
| Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности.
| +
| Л
|
|
| -
| -
| -
| Лекционная аудитория
|
|
| Мультимедийное оборудование
| 1-6
| |
| Модуль 1
| Самостоятельное изучение материала 3
| Сам 3
| Подготовка к лабораторной работе 2.
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
|
| -
| 1-6
| |
| Модуль 1
| Практическое занятие №2
| ПрЗ №2
| Организация обучения безопасности труда
| +
| П
|
|
| -
| -
| -
| Компьютерный класс
|
|
| -
| 1-6
| |
| Модуль 2
| Лекция №3
| Лек №3
| Основные принципы защиты от опасностей. Общая характеристика и классификация защитных средств
| +
| Л
|
|
| -
| -
| -
| Лекционная аудитория
|
|
| Мультимедийное оборудование
| 1-6
| |
| Модуль 2
| Самостоятельное изучение материала 4
| Сам 4
| Подготовка к лабораторной работе 3.
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
|
| -
| 1-6
| |
| Модуль 2
| Практическое занятие №3
| ПрЗ №3
| Обеспечение средствами индивидуальной защиты работников организаций
| +
| П
|
|
| -
| -
| -
| Компьютерный класс
|
|
| -
| 1-6
| |
| Модуль 2
| Лекция №4
| Лек №4
| Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования
| +
| Л
| -
|
| -
| -
| -
| Лекционная аудитория
|
|
| Мультимедийное оборудование
| 1-6
| |
| Модуль 2
| Самостоятельное изучение материала 5
| Сам 5
| Подготовка к лабораторной работе 4.
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
|
| -
| 1-6
| |
| Модуль 2
| Практическое занятие №4
| ПрЗ №4
| Методы и средства защиты окружающей среды
| +
| П
|
|
| -
| -
| -
| Компьютерный класс
|
|
| -
| 1-6
| |
| Модуль 2
| Консультация вне расписания
| КонВ 1
| Консультация перед рубежным контролем 1 по модулям 1,2
| -
| П
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
|
| -
| 1-6
| |
| Модуль 2
| Тестирование сотрудниками кафедры
| Т 1
| Рубежный контроль 1 по модулям 1,2
| -
| П
|
| -
| -
|
|
| -
|
|
| -
| 1-6
| |
| Модуль 3
| Лекция №5
| Лек №5
| Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности.
| +
| Л
|
|
| -
| -
| -
| Лекционная аудитория
|
|
| Мультимедийное оборудование
| 1-6
| |
| Модуль 3
| Самостоятельное изучение материала 6
| Сам 6
| Изучение материала по темам, не вошедшим в лекции по модулям 3,4,5
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| -
| -
|
| -
| 1-6
| |
| Модуль 3
| Самостоятельное изучение материала 7
| Сам 7
| Подготовка к лабораторной работе 5.
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
|
| -
| 1-6
| |
| Модуль 3
| Практическое занятие №5
| ПрЗ №5
| Организация безопасной работы пользователей ПЭВМ
| +
| П
|
|
| -
| -
| -
| Компьютерный класс
|
|
| -
| 1-6
| |
| Модуль 3
| Лекция №6
| Лек №6
| Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Эргономические основы безопасности
| +
| Л
| -
|
| -
| -
| -
| Лекционная аудитория
|
|
| Мультимедийное оборудование
| 1-6
| |
| Модуль 4
| Самостоятельное изучение материала 8
| Сам 8
| Подготовка к лабораторной работе 6
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
|
| -
| 1-6
| |
| Модуль 4
| Практическое занятие №6
| ПрЗ №6
| Обеспечение помещений первичными средствами пожаро-тушения согласно категории по взрывопожароопасности
| +
| П
|
|
| -
| -
| -
| Компьютерный класс
|
|
| -
| 1-6
| |
| Модуль 4
| Лекция №7
| Лек №7
| Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и их поражающие факторы
| +
| Л
| -
|
| -
| -
| -
| Лекционная аудитория
|
|
| Мультимедийное оборудование
| 1-7
| |
| Модуль 4
| Самостоятельное изучение материала 9
| Сам 9
| Подготовка к лабораторной работе 7
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
|
| -
| 1-7
| |
| Модуль 4
| Практическое занятие №7
| ПрЗ №7
| Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях
| +
| П
|
|
| -
| -
| -
| Компьютерный класс
|
|
| -
| 1-7
| |
| Модуль 4
| Лекция №8
| Лек №8
| Устойчивость функционирования объектов экономики. Основы организации защиты населения и персонала.
| +
| Л
|
|
| -
| -
| -
| Лекционная аудитория
|
|
| Мультимедийное оборудование
| 1-7
| |
| Модуль 4
| Самостоятельное изучение материала 10
| Сам 10
| Подготовка к лабораторной работе 8.
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
|
| -
| 1-7
| |
| Модуль 4
| Практическое занятие №8
| ПрЗ №8
| Оказание первой доврачебной помощи при аварийных и чрезвычайных ситуациях
| +
| П
|
|
| -
| -
| -
| Компьютерный класс
|
|
| -
| 1-7
| |
| Модуль 4
| Консультация вне расписания
| КонВ 2
| Консультация перед рубежным контролем 2 по модулям 3,4
| -
| П
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
|
| -
|
| |
| Модуль 4
| Тестирование сотрудниками кафедры
| Т 2
| Рубежный контроль 1 по модулям 3,4
| -
| П
|
| -
| -
|
|
|
| -
|
| -
| 1-7
| |
|
| Итоговый тест по курсу через ЦТ
| ТИ
|
| +
| -
|
|
| -
| -
| -
| Компьютерный класс
|
|
| -
| 1-7
| |
|
|
|
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| ИТОГО
через ЦТ
|
|
|
|
|
|
|
|
| КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, КРИТЕРИИ И НОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
| Наименование учебных мероприятий
| Типы учебных мероприятий
| Количество баллов
| Условия допуска
| Критерии и нормы оценки
| |
|
|
|
|
| | Практическое занятие 1- 8
| Практическое занятие
|
|
| Практическое занятие - максимум 7 баллов.
0 баллов - работа не выполнена.
5 баллов - работа выполнена верно.
+1 балл - работа прошла защиту (ответ на один контрольный вопрос из двух).
+2 балла - работа прошла защиту (ответ на два контрольных вопроса из двух).
| | Тестирование сотрудниками кафедры 1
| Тестирование сотрудниками кафедры
|
| Выполнение практических работ 1 - 4
| Тестирование (всего 22 вопроса) - максимум 22 балла (1 балл за каждый правильный ответ на вопросы теста).
| | Тестирование сотрудниками кафедры 2
| Тестирование сотрудниками кафедры
|
| Выполнение практических работ 5-8
| Тестирование (всего 22 вопроса) - максимум 22 балла (1 балл за каждый правильный ответ на вопросы теста).
| | Итоговый тест по курсу через ЦТ
| Итоговый тест по курсу через ЦТ
|
| Выполнение практических работ 1 - 8, успешное прохождение промежуточных тестирований 1, 2
| Представлены в разделе "Регламент проведения тестирований".
| | Пересдача зачета (экзамена) преподавателю
| Пересдача
|
| Допускаются студенты, не набравшие 40 баллов по накопительному рейтингу
| Полный, развернутый письменный ответ - 20 баллов.
Неполный с небольшими неточностями письменный ответ - 10 баллов.
Ответ с незначительными ошибками - 5 баллов.
Ответ с грубыми ошибками или отсутствие ответа - 0 баллов.
| | Схема расчета итоговой оценки:
| Текущий рейтинг (все занятия и промежуточные тесты) + Результат итогового теста и все делится на 2
|
РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЙ
| Название банка тестовых заданий
| Количество заданий, предъявляемых студенту
| Номера и наименования разделов теста
| Кол-во заданий в разделе, предъявляемых студенту
| Время на тестирование, мин.
| | Итоговый тест по курсу через ЦТ (Безопасность жизнедеятельности,тест,итоговый)
|
| Тест 1
|
|
| | Тест 2
|
| | Тест 4
|
| | Тест 5
|
| | тест 3
|
| | тест 6
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Обязательная литература
| № п/п
| Библиографическое описание
| Тип (учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, практикум и др.)
| Количество в библиотеке
| |
| Занько Н. Г.Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник / Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак; под ред. О. Н. Русака. - Изд.14-е, стер. - Санкт-Петербург: Лань, 2012. - 672 с.: ил. - ISBN 978-5-8114-0284-7.
| Учебник
| 1 ЭБС "Лань"
| |
| Безопасность жизнедеятельности[Электронный ресурс]: учеб. для студентов вузов / В. О. Евсеев [и др.]; под ред. Е. И. Холостовой, О. Г. Прохоровой. - Москва: Дашков и К°, 2014. - 456 с. - (Учебные издания для бакалавров)
| Учебник
| 1 ЭБС
"IPRbooks"
| |
| Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Л. А. Михайлов [и др.]; под ред. Л. А. Михайлова. - 2-е изд.; гриф УМО. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 460 с.: ил. - (Учебники для вузов). - Библиогр.: с. 456-460. - Прил.: с. 442-455. - ISBN 978-5-496-00054-3
| Учебник
|
| |
| Потоцкий Е. П. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. П. Потоцкий. - Москва: МИСиС, 2012. - 77 с.
| Учеб. пособие
| 1 ЭБС "Лань"
| |
| Хван Т. А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / Т. А. Хван, П. А. Хван. - Изд. 9-е, испр. и доп.; гриф МО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 444 с.: ил. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 438-440. - ISBN 978-5-222-18237-6: 456-91
| Учеб. пособие
|
| |
| Никифоров Л. Л. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л. Л. Никифоров, В. В. Персиянов. - Москва: Дашков и К°, 2013. - 496 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-01354-6
| Учеб. пособие
| 1 ЭБС
"IPRbooks"
| |
| Сычев Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Ю. Н. Сычев. - Москва: Финансы и статистика, 2014. - 224 с. - ISBN 978-5-279-03180-1
| Учеб. пособие
| 1 ЭБС
"IPRbooks"
|
Дополнительная литература и учебные материалы (аудио-, видеопособия и др.)
- фонд научной библиотеки ТГУ:
| № п/п
| Библиографическое описание
| Тип (учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, практикум, аудио-, видеопособия и др.)
| Количество в библиотеке
| |
| Безопасность жизнедеятельности: учебник / С. В. Белов [и др.]; под общ. ред. С. В. Белова. - 7-е изд., стер.; Гриф МО. - М.: Высш. шк., 2007. - 616 с.: ил. - Библиогр.: с. 613. - Прил.: с. 611-612. - ISBN 978-5-06-004171-2: 704-55
| Учебник
|
| |
| Глебова Е. В. Производственная санитария и гигиена труда: учеб. пособие для высш. проф. образования в обл. техники и технологии / Е. В. Глебова. - Изд. 2-е, перераб. и доп.; Гриф МО. - М.: Высш. шк., 2007. - 381 с.: ил. - Библиогр.: с. 380-381. - ISBN 978-5-06-004897-1: 363-00
| Учебное пособие
|
|
|
| Горина Л. Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб.-метод. пособие / Л. Н. Горина, Н. Е. Данилина, Т. Н. Рыжкова; ТГУ; каф. "Пром. безопасность и экология". - ТГУ. - Тольятти: ТГУ, 2007. - 134 с.: ил. - Библиогр.: с. 125-126. - Прил.: с. 127-130
| Учеб.-метод. пособие
|
| |
| Практикум по оценке средств защиты труда в производственной сфере[Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. С. Бочарников [и др.]; под ред. А. С. Бочарникова. - Липецк: ЛГТУ: ЭБС АСВ, 2012. - 121 с.
| Учебное пособие
| 1 ЭБС "IPRbooks"
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие № 1
«Идентификация опасных и вредных производственных факторов»
Цель занятия: Получить практические навыки определения опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте.
Нормативная правовая база:
Þ ГОСТ 12.0.003 — 74 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы»
Þ ГОСТ 12.1.007-76 «ССБТ. Вредные вещества, классификация и общие требования безопасности»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|