ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Типология конфликтаЕще одной группой понятий в категориальном аппарате конфликтологии являются понятия, определяющие основные разновидности конфликтов, их типологию. Необходимость классификации конфликтов диктуется исследовательскими интересами более глубокого проникновения в их сущность, а также практическими потребностями наиболее эффективного регулирования их различных видов. Классификация зависит от тех критериев, которые берутся за ее основу. Наиболее распространенные классификации конфликтов основаны на таких критериях, как: 1) стороны конфликтов; 2) характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт; 3) направленность конфликта; 4) временные параметры конфликта; 5) результативность конфликтов. В зависимости от сторон конфликты делятся: · на внутриличностные; · межличностные; · между личностью и группой; · межгрупповые; · международные. В аспекте потребностей, блокирование которых послужило предпосылкой конфликта, они могут делиться на: · материальные; · статусно ролевые; · духовные. По направленности конфликты подразделяются на: · горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе; · вертикальные – между подчиненными и начальством. Смешанными в данной классификации именуются те конфликты в которых представлены и коллеги, и руководители разных уровней. Как показывает практика, до четырех пятых всех конфликтов в организациях относятся к конфликтам второй и третьей групп по этой типологии. По временным параметрам конфликты подразделяются на: · кратковременные; · быстротечные; · длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетиями, какими нередко бывают государственные, национальные и религиозные конфликты. И наконец, по критерию результативности конфликты делятся на два типа: · конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы – характер сотрудничества, кооперации; · деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду организации. Поэтому важнейшая задача руководителя любого уровня – решение проблем регулирования конфликтов, недопущение их перерастания из конструктивной в деструктивную форму, предотвращение разрастания, генерализации конфликта. Для этого особенно важно разбираться в структуре, динамике, типологии конфликта, т.е. во всем понятийно категориальном аппарате конфликтологии и прежде всего в содержании базового ее понятия – категории конфликта. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|