Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Моисеев А.С. Уровни зрелости личности. 4 страница

Когда же ученику говорят, что мир есть иллюзия, что всё видимое вокруг — нереально, его пытаются вывести за рамки им самим придуманных ограничений. Ученик утверждает: «Это человек», а учитель говорит: «Нет, ты ошибаешься. Смотри внимательнее». Всё это не означает, что, посмотрев внимательнее, ученик увидит вместо человека, к примеру, жирафа. Но при таком подходе ученик обучается более полному и глубокому восприятию людей. В целом, когда мы смотрим на мир, освободившись от всех своих предубеждений (сказано: «будьте, как дети»), мы достигаем уровня осознания, присущего Мастеру. Именно когда сознание пустое — свободное от прежних оценок, предубеждений и стереотипов — оно может адекватно отражать объективную реальность. Сердце совершенного человека подобно зеркалу: оно всё отражает, но ничего не удерживает для себя, то есть не привязывается ни к чему как вовне, так и внутри.

3. Состояние сознания Мастера можно описать как гармонию повседневности, способность видеть естественное совершенство всех вещей в их естественном состоянии. В окружающем нас мире всё происходит по определённым закономерностям. Мир существует как целостная система, которая живёт в динамическом равновесии. Сам человек — часть этой системы, и ему в ней определена определённая роль, полностью соответствующая его естественной природе. Когда человек полностью осознаёт этот факт, когда он полностью сливается со своим путём, начертанным ему в этом мире, он становится Мастером, и каждое его действие обретает глубинный, магический смысл. Когда Мастер вмешивается в ход событий, и когда он не вмешивается — он, как и каждый из нас, следует своей человеческой природе. И, с осознанием этого, его представление о человеческой природе становится таким же целостным и всеохватным, как представление об окружающем мире.

4. Наконец, можно обратить поиск понимания сознания Мастера внутрь разума самого ищущего. Внутри каждого из нас уже заложено глубинное ощущение истины и гармонии бытия. Но дуалистичекий — разделяющий — ум стремится разделить в своём понимании целостный внутренний мир человека на различные части, противопоставляя их друг другу. В частности, ум предполагает, что обычный человек несовершенен, а значит, он должен найти совершенство где-то во внешнем мире. Например, человек может решить, что ему, для достижения совершенства, необходимо получить образование, добиться в жизни каких-либо результатов, или найти просветлённого учителя, который сможет поделиться своим опытом достижения совершенства. Но Учитель хорошо понимает, что подобная погоня за призраками не может увенчаться успехом. Сама по себе деятельность, направленная на достижение целей, — это хорошо и полезно. Но когда ученик связывает с этим какие-то надежды на своё духовное преображение — он ошибается. Преображение личности ученика может произойти только в результате его самоосознания, устранения стереотипов мышления, принятия и постижения всей своей истинной человеческой природы. И для того, чтобы подтолкнуть ученика к пониманию всего этого, Мастер обращает вопросы ученика к самому ученику, побуждая его найти ответ внутри самого себя.

Характерная иллюстрация данного метода представлена в приводимом ниже классическом диалоге.

Ученик сказал Учителю:

— В моём сознании нет покоя. Пожалуйста, успокойте его.

— Дай мне сюда своё сознание, и я успокою его! — сказал Учитель.

— Но когда я ищу своё сознание, я не могу найти его, — ответил ученик.

— Там, где ты его не можешь найти, я его уже успокоил! — отвечал Учитель.

Обучение через постижение абсурдности ситуации. Ведь человек не может всё время пребывать в вечном покое — по крайней мере, пока он жив. Но Мастер легко и произвольно скользит от одной эмоции к другой, не привязываясь ни к одной из них. Посреди самой напряжённой ситуации он сохраняет невозмутимость духа. Вот это сочетание — когда человек страдает, радуется, печалится, наслаждается, тоскует — и одновременно пребывает по ту сторону любых эмоциональных переживаний; когда он — живой человек, но он и совершенное воплощение покоя и безмятежности; именно такое сочетание и приводит человека к седьмому уровню — уровню Мастера.

Мастер живёт в нескольких измерениях одновременно. Для одних людей он — обычный человек, их давний приятель или знакомый. Для других он — человек, безусловно, странный; это происходит потому, что именно их он своими «странностями» (в их понимании, конечно) побуждает задуматься о том, что за пределами их привычных границ восприятия тоже есть реальность — огромный и прекрасный мир. Для третьих он — духовный наставник, которому они готовы поклоняться, — и это поклонение, граничащее с обожествлением, навевает на Мастера грусть. Ибо он знает истинную цену такому отношению, — как знает он, что без этого тоже, увы, не обойтись: ведь взрослыми не рождаются. Для очень немногих он — Вечный Путник, странствующий в пространстве-времени в поисках Истины. А кто он на самом деле? Он не ответит вам на этот вопрос. Как можно одним словом назвать человека, чей разум объемлет Вселенную, а дух един со Всевышним?

Самое, пожалуй, важное в понимании седьмого уровня зрелости — это уместить в своём сознании, что этот уровень является не более чем очередным и вполне закономерным этапом духовного развития человека.

Для Мастера нет понятия «Я», он отождествляет себя со всем миром. И для него нет чужого горя и страдания — он всё это воспринимает, как своё собственное. Такой человек стремится помочь каждому, кто нуждается в помощи. Но со стороны его поведение может казаться даже жестоким: такова жестокость хирурга, причиняющего пациенту боль, чтобы устранить самый исток болезни.

Мастер живёт вне категорий добра и зла, для него не существует норм морали и нравственности. Ему уже не нужны эти многочисленные дорожные знаки и указатели — он и сам знает дорогу, причём он намного тоньше чувствует истинный Путь, чем любые возможные проводники и регулировщики. Его способность к любви и состраданию служит ему безошибочным компасом в любой жизненной ситуации.

Мастер воспринимает любую ситуацию намного более масштабно и целостно, чем другие люди. Поэтому его суждения могут казаться другим слишком абстрактными и бессердечными. В действительности, большинство людей меряет доброту и милосердие в масштабе текущего мгновения, а что будет дальше — их это не интересует, они это просто не привыкли предвидеть и оценивать. А Мудрый Старец и Мастер видят далеко в прошлое и в будущее, и принимают такие решения, которые будут оптимальными не только здесь и сейчас, но и в долгосрочной перспективе. И потому их понятия добра и зла существенно отличаются от привычных нам представлений.

Мастера обладают многими способностями, которые являются естественным следствием их уровня развития, и которые мы привыкли считать паранормальными, сверхъестественными. Но истинные Мастера крайне редко демонстрируют эти способности кому-либо, и крайне осторожно пользуются ими для помощи другим людям. Дело в том, что большинство людей ищет не мудрости, а развлечений, и самый лучший чудотворец для них — это балаганный фокусник. Если же обыватели убедились в том, что кто-то и в самом деле является, по их представлениям, всемогущим магом, то детское любопытство уступает место детскому же суеверному страху. А как поступает напуганная толпа с виновниками её беспокойства — история полна тому печальными примерами.

Но у помощи людям есть ещё одна сторона. Люди тяготеют к иждивенчеству, и с готовностью перекладывают свои проблемы на того, кто возьмётся их (бесплатно!) решать. Мастер может стать выдающимся общественным лидером — но он не сможет переродить всех людей, которые с готовностью устремятся за ним. Он может построить им, образно говоря, рай на Земле, — но они тут же всё испортят и разрушат. Люди не хотят и не умеют жить в раю, — а если бы умели и хотели, то давно уже сами построили бы себе на Земле общество всеобщего благоденствия. Однако не получается пока, скорее даже наоборот. Именно по этой причине Мастера ограничивают свою помощь людям наставничеством, обучая тех, кто по своему уровню развития готов и стремится к большему, чем стандартное обывательское существование в лицемерном и жестоком, полном страхов и суеверий мире Маленьких Детей и Подростков.

Во взаимоотношениях с людьми Мастер придерживается принципов любви и сострадания. При этом в повседневной жизни он может вести себя и реагировать, как обычный человек: обижаться, раздражаться, злиться, и т.п. — но всё это не от души, а просто для того, чтобы окружающие его люди правильно его воспринимали: ведь наши эмоции — это важная часть нашего общения с окружающими. В близких отношениях человек седьмого уровня зрелости не испытывает привязанностей, но излучает душевное тепло, любовь и понимание, что вызывает у других людей неоднозначные чувства: одни воспринимают это естественно и с благодарностью, а другие не понимают, как можно любить, не привязываясь душой (не говоря уже о юридической стороне вопроса) к тому, кого любишь.

Один из важных параметров различия уровней зрелости личности — это отношение к неопределённости. Чем ниже уровень зрелости, тем важнее для человека иметь чёткое и законченное представление о себе и каждом из своих друзей и близких. Для Мастера естественная изменчивость и многоликость живого человека — неотъемлемая часть любой развивающейся личности. Сам Мастер — это не фиксированный образ, застывший в своём совершенстве. Наоборот, Мастер — это совершенство бесконечной и безграничной изменчивости, лёгкого и естественного чередования фиксированных образов. Земной человек не может отказаться от своего эго — как не может отказаться от своего физического тела. Но к эго — своего рода социальному телу — можно по-разному относиться. Для человека ранних уровней зрелости его эго, его личность — это самое важное в жизни и одновременно то, что ограничивает его жизнь жёсткими рамками индивидуального убожества. Эго Маленького Ребёнка — это его фетиш, с которым он носится всю жизнь, всячески его украшая и хвастаясь перед другими людьми. А вот Мастер не скован рамками своей личности. Мастер — это абсолютная свобода, границы которой он устанавливает сам, исключительно в целях удобства взаимодействия с окружающими. Мастер сам создаёт свою личность — такую, как захочет, и меняет её свойства по своему усмотрению, с лёгкостью волшебника. У него может быть бесконечно много личностей, поскольку его личности — это маски, которые он надевает для участия в очередном действии грандиозного спектакля под названием Жизнь.

Вопреки расхожим представлениям, жизнь Мудрецов и Мастеров вовсе не избавлена от боли, потерь и страданий. Это жизнь земных людей, которая наполнена во многом теми же событиями, что и жизнь любого другого человека. Поэтому если вы мечтаете о встрече с волшебником, который раз и навсегда решит все ваши проблемы — это в вас говорит Маленький Ребёнок, который любит чудеса и развлечения и очень не любит делать уроки и мыть за собой посуду. А если вы мечтаете стать волшебником, чтобы быть абсолютно успешным и самым преуспевающим — значит, вы всё ещё Подросток, который пытается понять мир Волшебников в меру своей ограниченности. Мир Мастера неизмеримо больше, чем «жить не хуже других» и чем пожизненная гонка за успехом. Но для того, чтобы достигнуть этого уровня зрелости личности, человек должен вначале пройти все предыдущие ступени, успешно их освоить и перерасти — как взрослеющий ребёнок перерастает детские игрушки и устремляется к игрушкам взрослым…

В организациях человек седьмого уровня зрелости может выполнять любую работу по своему выбору. Мастер может работать сторожем или дворником, а может, если он считает это необходимым, — президентом транснациональной корпорации. Разумеется, для занятия высокой должности ему может потребоваться дополнительная профессиональная подготовка, которую он пройдёт с недоступной другим лёгкостью. Такой человек, при желании, легко вписывается в любую нишу общества. Он не стремится использовать других людей, а если всё же это делает, то сам заботится о том, чтобы его помощники выполнили порученное им дело наилучшим образом. Работая с людьми, Мастер по ходу дела, ненавязчиво, но эффективно учит их. Если же они не справились с каким-либо заданием, Мастер расценивает это, как прежде всего свой просчёт.

В жизни для него главное — это возможность самореализации с максимальной пользой для людей вокруг и для мира в целом. Такие люди бывают безупречными работниками, великолепными руководителями: они оптимально выполняют принятую на себя социальную роль, обладают практически безграничной обучаемостью и развитым чувством ответственности. Но основная часть их жизни проходит не на работе и не в семье. Они живут одновременно во всей многомерности нашей реальности, и социальная роль — это лишь одно из частных проявлений их безграничной натуры. Мастер обладает огромными знаниями и способностями — и потому задачи в жизни себе ставит соответствующего масштаба. Он в своей жизни творит, легко и с радостью, принося радость и счастье многим вокруг себя. Он излучает свет, способный не только привлечь к нему тех, кто заблудился в потёмках собственной души, — но и осветить Путь для Ищущих и Стремящихся, ибо он и сам был таким и остался таким поныне. Мастер может вести жизнь отшельника где-нибудь в Гималайских горах — есть популярный стереотип, что такие люди именно так и поступают. Но довольно часто, вопреки расхожим представлениям, Мастера живут среди людей, самим своим присутствием помогая им стать лучше, чище душой и мыслями, привнося в окружающий мир гармонию, совершенство и благоденствие.

 

Заключение.

Уровни зрелости личности не следует рассматривать как догму, также ошибкой будет пытаться живому человеку «навесить ярлык» определённого уровня зрелости. Человек может меняться, иногда ситуативно соскальзывать на более ранние для себя уровни, иногда проблесками ощущать мир более высоких уровней зрелости. Эту естественную динамику личности нужно учитывать при изучении каждого человека.

Важное замечание: везде в тексте в описаниях фигурировали характеристики мужчин соответствующих уровней зрелости. Это сделано исключительно для простоты изложения. В действительности все описания уровней зрелости практически полностью актуальны для женщин — с естественной поправкой на особенности женской психологии.

Цитаты, сопровождающие текст, являются тщательно подобранными иллюстрациями, рассчитанными на вдумчивого зрелого читателя, чьё мышление свободно от догм и предубеждений. Рекомендуется прочесть описания уровней зрелости как минимум несколько раз: то, что было непонятно вначале, станет яснее со временем.

Уровени зрелости личности для каждого человека могут иметь свои особенности. Кроме того, бывает, что человек находится в состоянии перехода с одного уровня на следующий.

Не стоит поддаваться искушению приписывать себе сразу самый высокие уровни. Полезнее быть объективными. Но, с другой стороны, нужно учитывать, что высшие уровни не приходят в нас откуда-то извне: все семь ступеней совершенства уже заложены в каждом из нас, нам нужно только научиться проявлять весь свой естественный потенциал в своей жизни.

Встречается заблуждение, что люди шестого и седьмого уровней зрелости для общества нежелательны, поскольку они, дескать, не от мира сего и в общество не вписываются. Важно понимать, что люди, действительно достигшие уровня зрелости Мастера, вписываются в любое общество без труда — и вы никогда и не поймёте, общаясь с этим человеком, кто он на самом деле. В общество не вписываются обычно люди, которые вместо подлинного развития своей души, своего духа, предпочитают имитировать высокий уровень зрелости за счёт эксцентричного поведения и заумных рассуждений о высоких материях, в которых они ничего не смыслят. Иногда сами Мастера ведут себя несколько необычно — но с их стороны это подарок для тех, кто эту необычность увидел и понял. Нестандартность Мастера — это попытка ускорить процесс духовного развития человечества. Но как понять, Мастер перед вами — или просто очередная жертва бульварной эзотерики? Как узнать Мастера в жизни? Существует только один абсолютно надёжный вариант — нужно стать Мастером самому. И если вы избрали для себя Путь лидера в своей жизни, вы, в положенное вам время, достигнете этого уровня.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных