ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтовСуществуют всеобщие, или общесоциальные, условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов. Они связаны с установлением прогрессивной социальной структуры общества, гражданского общества, правового государства и касаются изменений, происходящих на макроуровне социальной системы. Отдельная личность в известной степени, конечно, может влиять на создание такого рода благоприятных макроусловий, но если иметь в виду «рядовую» личность, то ее влияние при этом все таки не может быть значительным. Такие условия изменяются посредством действий больших социальных групп, классов, социальных общностей, объединений и движений. Поэтому при дальнейшем рассмотрении внутриличностного конфликта речь пойдет об условиях и способах предупреждения конфликтов, зависящих от самой личности. Выделим основные из них. Познай самого себя Первое и исходное условие профилактики внутриличностных конфликтов выражено в принципе «Познай самого себя» («Nosce te ipsum»). Это изречение было высечено на колонне при входе в храм Апполона в древнегреческом городе Дельфы в качестве призыва к каждому входящему. И не случайно в философии Сократа этот принцип занимает ведущее место. Действительно, чтобы не очутиться в ситуации внутриличностного конфликта, нужно прежде всего осознать «Кто Я?», «Зачем пришел в этот мир?», «В чем смысл моей жизни?» и т.п. То есть необходимо прежде всего создать правильный «Я образ», ибо только в этом случае личность будет четко осознавать, какие ценности для нее являются главными, смыслообразующими жизненными ценностями, а какие – второстепенными; за какие следует пойти на костер, а мимо каких – пройти не заметив. Однако познание самого себя – дело не из легких. Личность постоянно находится в процессе становления, она многогранна и многокачественна. Поэтому на быстрый успех здесь рассчитывать не приходится. Бербель и Хайнц Швальбе рекомендуют несколько способов и приемов для лучшего познания самого себя. Приведем некоторые, ключевые: 1 Прежде всего попробуйте ответить на следующие вопросы: · Не зануда ли я? · Склонен ли я к необдуманной критике? · Избегаю ли я говорить о негативных вещах? · Не слишком ли много я говорю о материальных вещах? · Присуще ли мне инстинктивное поведение? · Есть ли такие слова или раздражающие моменты, при которых я тут же выхожу из себя? · Испытываю ли я страх, опасения или постоянное напряжение? · Часто ли я позволяю себе неодобрительно или пессимистически высказываться? · Пользуюсь ли я в разговоре двусмысленными оборотами? · Ношу ли я в себе неопределенное чувство вины? · Есть ли у меня определенная материальная жизненная цель, которой подчинен весь мой теперешний образ жизни? · Часто ли я болею, впадаю в депрессию или тоску? После ответов на эти вопросы можно утверждать, что вы уже лучше знаете самого себя. 2 Следующий шаг – выявление талантов и сильных сторон своей личности. Проанализируйте, когда при каких обстоятельствах и каким образом вам удалось преодолеть себя, свою инертность и достигнуть успеха? Ответив на этот вопрос, вы получите новые сведения о своих способностях. Добавьте к этому вопросы: · В какой сфере проявляются ваши способности: духовной или физической? · Есть ли у вас наличие художественных, творческих способностей? · Склонны ли вы к точным наукам? · В каком виде деятельности у вас были наибольшие результаты? · Часто ли вы формулируете оригинальные идеи? · Какие качества помогают вам неизменно справляться с вашими проблемами? Составив классификацию своих способностей, всех сильных сторон, ответьте на вопрос, какие качества вашей личности вам следовало бы «подтянуть» или развивать более интенсивно? Но при этом следует иметь в виду, что каждый человек помимо уже проявившихся и известных ему способностей обладает еще и скрытыми возможностями, которые могут проявиться в дальнейшем. 3 Выявление своих ошибок и недостатков, тех препятствий в нас самих, которые мешают раскрытию наших способностей. Для этого можно воспользоваться анализом следующих сдерживающих факторов: · Мы перекладываем ответственность на других вместо того, чтобы нести ее самим. · Другим мы верим больше, чем самим себе. потому что сами не знаем, что для нас главное. · Лицемерие из любезности и по любому поводу приводит к деградации наших чувств. · Нам недостает готовности защищать наше право на счастье и самореализацию. · Мы позволяем заглушить в себе силу. дающую нам независимость, фантазию. · Неспособность обратиться к важному и с легким сердцем отказаться от всего несущественного, второстепенного. По каждому из выявленных недостатков или по каждое всякий раз встречающейся ошибке задайте себе три вопроса: 1. Вызывают ли у меня выявленные ошибки и недостатки сильное беспокойство? 2. Так ли уж волнуют меня эти ошибки и недостатки? 3. Может быть, мне вообще не стоит беспокоиться по поводу этих ошибок и недостатков? Если выяснится, что те или иные ошибки и недостатки дают основание для беспокойства, то следует сразу же заняться их исправлением. При этом следует иметь в виду, что к наиболее значимым недостаткам относятся те, на которые нам указали другие, и что невозможно сразу взять и переделать себя. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|