Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие занятости, ее формы и права граждан в области занятости




 

Занятость и безработица являются наиболее острыми экономическими и социальными проблемами любой рыночной экономики. Нормальное функционирование рынка труда должно поддерживаться конкуренцией спроса и предложения на рабочую силу. Однако "в природе рынка социальная защищенность человека просто не заложена, - считает Р.З. Лившиц, - поэтому чтобы ее обеспечить, ее нужно ввести извне"*(14). Социальная функция государства реализуется через систему законодательства, закрепляющую минимальные стандарты, позволяющие каждому человеку эффективно реализовывать свои способности к труду.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики занятости населения определены в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

В ст. 5 указанного Закона определено, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Такая позиция основана на международно-правовом видении государственной политики в области занятости. Так, Конвенция N 122 "О политике в области занятости", принятая Генеральной конференцией МОТ в 1964 г. и вступившая в силу 15 июля 1966 г.*(15), предусматривает, что политика в области занятости должна создавать такие условия, при которых каждый желающий работать мог бы быть обеспечен продуктивной работой на основе свободы выбора вида занятости. Право на защиту от безработицы предусмотрено ст. 1 Всеобщей декларации прав человека*(16).

При этом государственная политика в области содействия занятости населения осуществляется, в основном, по следующим направлениям:

- развитие трудовых ресурсов, обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- особое внимание уделяется проведению специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым необходимы постоянный уход, помощь и надзор; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу, и др.);

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- и другие направления.

Содержание понятия занятости раскрывается в ст. 1 Закона о занятости: занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

При этом указано, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом, а незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Согласно ст. 2 Закона о занятости занятыми считаются граждане:

- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона о занятости);

- зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

- обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

- являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Занятость может проявляться в различных видах и формах. Условно все виды занятости общественно полезной деятельностью можно отнести к трем основным видам: учебная; трудовая; военная и приравненная к ней служба.

В настоящем учебнике рассматривается только трудовая занятость. Трудовая занятость - это занятость граждан в сфере общественного и личного труда в предусмотренных законодательством формах, направленная на получение заработка (трудового дохода) либо выполняемая в порядке общественных работ.

Формы трудовой занятости - это установленные законом (или не противоречащие ему) сферы реализации гражданами способности к труду. Ими, например, являются: работа по трудовому договору; гражданско-правовому договору; предпринимательская деятельность; членство в кооперативах, товариществах и др. В рамках рассматриваемой темы нас интересует обеспечение трудовой занятости, основанной на трудовом договоре (или направленное на заключение такового). Другими словами, все, что помогает гражданину получить работу по трудовому договору, и есть, в основном, обеспечение трудовой занятости.

Выделяют формы обеспечения трудовой занятости, которые определяются как установленные государством организационные и правовые приемы и средства, которые способствуют получению гражданам возможности трудиться в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определенную работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку*(17).

Обычно формы обеспечения трудовой занятости подразделяют на три группы: 1) формы профессиональной подготовки кадров (непосредственно в организации (у работодателя), по направлению (через) службы занятости и др.); 2) формы распределения рабочей силы (за исключением самостоятельного устройства граждан на работу) или виды организованного трудоустройства*(18) (через службу занятости, переселение в сельскую местность, перевод в другую организацию (к другому работодателю) либо в другую местность и т.п.); 3) формы, прямо не входящие в указанные две группы (в частности, профориентация, организация общественных работ, квотирование рабочих мест).

Человек вправе выбирать по своему желанию одну из сфер общественно полезной занятости (профессиональный труд в народном хозяйстве, учебу с отрывом от работы, домашнее хозяйство и т.п.). Однако превалирующей является занятость профессиональным трудом. По результатам последней Всероссийской переписи населения для 48 млн. человек (95%) доходы от трудовой деятельности являются единственным источником к существованию.

Законом о занятости предусматривается комплекс прав граждан в области занятости. При этом следует учитывать, что часть прав предусмотрена для граждан, ищущих работу, а часть прав ориентирована только на тех граждан, которые приобрели статус безработного (см. параграф 6.3 данной главы).

Так, в соответствии со ст. 8 Закона о занятости граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, с которым гражданин при достижении соглашения (трудового договора) вступает в трудовые отношения, или с помощью бесплатного посредничества государственных органов службы занятости, либо с помощью других организаций, если гражданин прибегает к их содействию в трудоустройстве.

В ст. 9 Закона о занятости устанавливается право граждан на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в органах службы занятости, бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы безопасности в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.

В ст. 10 Закона о занятости легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, сроки и условия найма. Учитывая возможность свободного выезда граждан Российской Федерации и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, можно видеть, какое противоречивое значение имеет зарубежная миграция для нашей страны.

Установленное в ст. 11 Закона о занятости право граждан на обжалование решений, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц реализуется посредством обращения в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Права граждан в области занятости подкрепляются социальными и правовыми гарантиями государства. Так, в ст. 12 "Гарантии государства в реализации права гражданина на труд" Закона о занятости указывается, что государство гарантирует гражданам Российской Федерации свободу выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защиту от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных