Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация охраны труда




 

Организация охраны труда, прежде всего, включает государственное управление охраной труда, которое согласно ст. 216 ТК РФ осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими органами в пределах их полномочий. На территории субъектов РФ деятельность федеральных органов сочетается с управлением, осуществляемым соответствующими органами субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

В целях государственного управления охраной труда уточняется разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в дополнение к ст. 6 ТК РФ, устанавливающей указанное разграничение.

В соответствии с ч. 5 ст. 216 ТК РФ Правительство РФ, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда; разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением; устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников и др.

Согласно ч. 6 ст. 216 ТК РФ органы субъектов РФ в области охраны труда обеспечивают реализацию на территории субъектов РФ государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда; разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда; организуют проведение на территории субъекта РФ в установленном порядке обучение по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей и т.д.

Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 4 ст. 216 ТК РФ).

Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда и управляющим охраной труда, по поручению Правительства РФ является Министерство труда и социальной защиты РФ. Положение о Министерстве утверждено постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации". Согласно этому Положению Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, включая вопросы: оплаты труда, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы и т.д. Минтруд России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости (Роструд).

Положение о Федеральной службе по труду и занятости утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324. Роструд является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан.

В организации охраны труда значение имеет государственная экспертиза условий труда (ст. 216.1 ТК РФ), осуществляемая Рострудом и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

- качества проведения специальной оценки условий труда;

- правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- фактических условий труда работников.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования РФ.

Права и обязанности лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, установлены в ТК РФ (ч. 3 ст. 216.1).

В улучшении организации охраны труда, обеспечении государственных требований охраны труда свою немаловажную роль играют службы (отделы) по охране труда, создаваемые у работодателей в порядке, установленном ст. 217 ТК РФ. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или о введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя указанной службы или штатного специалиста по охране труда работодатель заключает гражданско-правовой договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. При этом организации подлежат обязательной аккредитации. В то же время установлено и другое положение, согласно которому в указанных случаях функции в области охраны труда может осуществлять работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), а в организации - руководитель или другой уполномоченный работодателем работник, на которого указанные обязанности должны быть возложены. Наряду с этим работодателям рекомендуется учитывать соответствующие акты федерального органа исполнительной власти (Минтруда России) при определении структуры службы по охране труда и по численности работников данной службы.

Кроме того, организация охраны труда включает, согласно ст. 218 ТК РФ, создание общественных комитетов (комиссий) по охране труда по инициативе работодателя или работников либо их представительного органа. В их состав на паритетной (равной) основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа.

Типовое положение об указанном комитете (комиссии) утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти (Минтрудом России). Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателей и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных